Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ СОШ
естественных и общественных наук по УВР п. Пеледуй
Руководитель МО ____________ _________________ _________________ « » _________ 2019 г. « » ________ ___2019 г. « » ____________ 2019 г.
Рабочая программа
по «Биологии Человек»
для 8 А,В класса
Составитель: Линдеман И.Г. учитель биологии.
Категория: 1 категория
2019-2020 учебный год
1.Рабочая программа составлена на основе:
-
ООП МБОУ «СОШ п. Пеледуй»
-
Положения о рабочей программы МБОУ «СОШ п. Пеледуй»
-
Учебного плана МБОУ СОШ п. Пеледуй учебный год
УМК 1.Колесов Д.В, «Биология: Человек» 8 классю.: Учебник.- 5 издание., испр.. – М.: Дрофа, 2018.- 416с.:ил.
2.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004
3.1С:Репетитор Биология , АОЗТ1С, 1998-2001
Рабочая программа построена из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Цели и задачи:
-
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
.
-
Коррекционные задачи
-
1. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.
-
2. Выработка умений устанавливать причинно – следственные связи.
-
3. Учить связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки.
-
4. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.
-
5. Выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов.
-
6. Способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей.
-
7. Развивать умение самостоятельно делать выводы.
-
8. Развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.
-
9. Учить применять ранее полученные знания.
-
10. Совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
2. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3.Предметные результаты: В результате изучения ученик научится
-выделять признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-различать на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
ученик получит возможность научиться
основным правилам поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
правилам работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения укусах животных,
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и от
дыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений
за состоянием собственного организма.
Овладению умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. (2ч.)
2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Опора и движение (7 ч)Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
6. Внутренняя среда организма (5 ч.)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
7. Транспорт веществ (6 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
8. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
9. Пищеварение (6 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
10. Обмен веществ и энергии (2 ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Конечные продукты обмена веществ.
11. Выделение (2ч.)
Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
12. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
13. Размножение и развитие (2 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
14. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
15. Высшая нервная деятельность (9 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование 8А,В
№ | Количество часов | Дата | Тема урока. |
По плану | По факту |
-
| 1 | 5.09 | | Науки о человеке |
-
| 1 | 6.09 | | Систематическое положение человека |
-
| 1 | 12.09 | | Происхождение человека. |
-
| 1 | 13.09 | | Расы человека |
-
| 1 | 19.09 | | История развития учений о человеке |
-
| 1 | 20.09 | | Клеточное строение организма. |
-
| 1 | 26.09 | | Ткани. |
-
| 1 | 27.09 | | Лабораторная .работа. «Ткани». |
-
| 1 | 3.10 | | Системы органов. |
-
| 1 | 4.10 | | Строение костей |
-
| 1 | 10.10 | | Строение скелета. Строение, состав костей. |
-
| 1 | 11.10 | | Строение скелета |
-
| 1 | 17.10 | | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
-
| 1 | 18.10 | | Практическая работа «Выявление нарушения осанки» |
-
| 1 | 24.10 | | Мышцы строение. Общий обзор. |
-
| 1 | 25.10 | | Работа мышц |
-
| 1 | 7.11 | | Контрольно - Обобщающий урок по теме «Опора и движение» |
-
| 1 | 8..11 | | Внутренняя среда организма. |
-
| 1 | 14.11 | | Плазма крови. Форменные элементы крови. |
-
| 1 | 15.11 | | Лабораторная .работа. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» |
-
| 1 | 21.11 | | Иммунитет |
-
| 1 | 22.11 | | Группы крови. Переливание крови. |
-
| 1 | 28.11 | | Движение крови и лимфы. Органы кровообращения. |
-
| 1 | 29.11 | | Работа сердца |
-
| 1 | 5.12 | | Движение крови по сосудам |
-
| 1 | 6.12 | | Практическая работа «Подсчет пульса в разных условиях.» |
-
| 1 | 12.12 | | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
-
| 1 | 13.12 | | Контрольная работа «Кровь и кровеносная система» |
-
| 1 | 19.12 | | Значение дыхания. Строение органов дыхания. |
-
| 1 | 20.12 | | Механизм вдоха и выдоха |
| -
| 1 | 26.12 | | Дыхательные движения. |
| -
| 1 | 27.12 | | Регуляция дыхания. |
| -
| 1 | 9.01 | | Практическая работа « Жизненная емкость легких» |
| -
| 1 | 10.01 | | Первая помощь при нарушениях дыхания. |
| -
| 1 | 16.01 | | Пищевые продукты и питательные вещества. |
| -
| 1 | 17.01 | | Практическая работа «Расчет суточного потребления калорий» |
| -
| 1 | 23.01 | | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. |
| -
| 1 | 24.01 | | Пищеварение в ротовой полости и желудке |
| -
| 1 | 30.01 | | Лабораторная .работа. «Действие слюны на крахмал» |
| -
| 1 | 31.01 | | Пищеварение в кишечнике |
| -
| 1 | 6.02 | | Общая характеристика обмена веществ и энергии. |
| -
| 1 | 7.02 | | Витамины, их роль в организме. |
| -
| 1 | 13.02 | | Органы выделения. Строение и функции почек. |
| -
| 1 | 14.02 | | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. |
| -
| 1 | 20.02 | | Покровы тела. Строение и функции кожи. |
| -
| 1 | 21.02 | | Роль кожи в теплорегуляции. |
| -
| 1 | 27.02 | | Гигиена кожи. |
| -
| 1 | 28.02 | | Система органов размножения. |
| -
| 1 | 6.03 | | Внутриутробное развитие организма. |
| -
| 1 | 7.03 | | Гуморальная регуляция. |
| -
| 1 | 13.03 | | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
| -
| 1 | 14.03 | | Нервная система. |
| -
| 1 | 20.03 | | Спинной мозг, строение и функции. |
| -
| 1 | 21.03 | | Головной мозг, строение и функции. |
| -
| 1 | 3.04 | | Полушарий большого мозга |
| -
| 1 | 4.04 | | Анализаторы, их строение и функции. |
| -
| 1 | 10.04 | | Анализаторы слуха и равновесия |
| -
| 1 | 11.04 | | Кожно-мышечная чувствительность. |
| -
| 1 | 17.04 | | Обобщающий урок по теме «Анализаторы» |
| -
| 1 | 18..04 | | Поведение человека. |
| -
| 1 | 24.04 | | Рефлекс - основа нервной деятельности |
| -
| 1 | 25.04 | | Биологические ритмы. Сон и его значение. |
| -
| 1 | 8.05 | | Особенности высшей нервной деятельности человека. |
| -
| 1 | 15.05 | | Практическая работа. « Определение типа памяти.» |
| -
| 1 | 16.05 | | Познавательные процессы: Речь, мышление |
| -
| 1 | 22.05 | | Типы нервной деятельности |
| -
| 1 | 23.05 | | Практическая работа. «Определение типа темперамента» |
| -
| 1 | 29.05 | | Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность». |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_________
Класс_______________
Учитель____________
2019 - 2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |