СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс «Алтаргана» С.Ц.Содномов В.Д.Содномова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс «Алтаргана» С.Ц.Содномов В.Д.Содномова»



Муниципальное казенное учреждение

«Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55 г. Улан – Удэ»

670014.г Улан – Удэ

ул. В.Шукшина, д.1

тел. 8(3012)290-128

факс: 8(301)2 290 -187

e-mail:school55uu@gmail.com

сайт: http://www.school55uu.ru/


Рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета

Протокол №6 от 18.06.2018


«Утверждаю»

Директор школы

__________А.Х.Аюева

Приказ №130 – УР от 20.06.2018


Рабочая программа по бурятскому языку


Предмет (дисциплина)

Бурятский язык

Класс

5

Уровень образования

Основное общее

Количество часов в неделю

2

Количество часов в год

68

ФИО учителя

Гомбоева Цымжидма Викторовна

Должность учителя

учитель бурятского языка

Квалификационная категория

-

Срок действия программы

1 год







2019-2020 учебный год.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Бурятский язык» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год» (в ред.Приказа Минобрнауки РФ №38 от 26.01.2016);

на основе авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д. издательства «Бэлиг», г. Улан-Удэ, 2010г. Авторская программа имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия» и обеспечена следующим УМК: 1. С.Ц. Содномов, Б.Д.Содномова «Алтаргана». Учебник имеет гриф «Одобрено Министерством образования и науки РБ». Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2016г.

Рабочая программа по бурятскому языку предназначена для работы с учащимися 5-го класса в общеобразовательной школе. Рабочей программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ. Рабочая программа рассчитана на 68 часов школьного учебного плана при нагрузке 2 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.

2. Место учебного предмета «Бурятский язык » в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в 5 классе – 68 часов (2 ч в неделю 34 учебные недели).

3. Общие цели учебного предмета:

Развитие учащегося как компетентной личности через включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учебной, познание, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. В современном обществе обучение рассматривается как процесс овладения не только суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Цели учебной дисциплины:

Обучение бурятскому языку на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании. чтении и письме;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;

- обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;

- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников с культурой бурятского народа, детским фольклором и доступными образцами бурятской литературы;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также общеучебных умений.

-Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

Речевая компетенция: Развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме)

Языковая компетенция: Овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка. Разных способах выражения мысли в русском и бурятском языке;

Социокультурная компетенция. Приобщение учащихся к культуре, формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;

Компенсаторная компетенция. Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция.

Дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка в современных условиях развития нашего общества и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина- патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Для данного этапа характерно равноценное внимание к формированию речевых умений в устной речи и чтении. По сравнению с тем, как это происходило на начальном этапе, овладение говорением носит в большей степени продуктивной характер; речевое действие совершается не только с опорой на образец (например, готовый микродиалог из учебника), но и по аналогии. Значительное развитие приобретают механизмы комбинирования, варьирования, трансформации.

В 5-7-ых классах большое внимание уделяется повышению роли речевой инициативы учащихся, особенно в условиях ролевой игры и ситуаций, предполагающих творческие монологические высказывания учащихся; увеличивается объем парных и групповых форм работы.

В области чтения в целом завершается формирование у учащихся техники вслух и про себя; более отчетливыми становятся разные стратегии чтения (с полным пониманием, с пониманием, с пониманием основного содержания и с выборочным извлечением информации). Получают развитие механизмы идентификации и дифференциации, прогнозирования, выделения смысловых вех, определения темы и основной идеи текста.

На данном этапе большую значимость приобретает формирование умения работать с двуязычным словарем, поскольку тексты для самостоятельного чтения могут содержать некоторый процент незнакомой лексики.

На среднем этапе работа по обучению аудирования организуется более целенаправленно. Учащимся предлагаются для прослушивания и чтения монологические и диалогические тексты разных жанров. Проверка понимания услышанного осуществляется в различных формах с использованием вербальных и невербальных средств.

При обучении письму внимание уделяется совершенствованию орфографических навыков и развитию умений связной письменной речи.

Наряду с развитием речевых умений учащихся продолжается работа по формированию их интеллектуальных и речевых способностей, уделяется внимание развитию речевой культуры. Расширяются представления о Республике Бурятия, углубляются лингворегионоведческие знания. При этом акцент делается на воспитание у школьников положительного отношения к языку и культуре бурят, формируется понятие о роли языка как элемента культуры народа и о потребности пользоваться им как средством общения.

Ведется работа по осознанию учащимися сущности языковых явлений, различий в системе понятий русского и бурятского языков.

Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенций.

По окончании изучения курса бурятского языка 5 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

*Ключевые:

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения.

Общекультурные компетенции

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно – нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.


Информационные компетенции

Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет ). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции

Знание языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задавать вопрос, вести дискуссию.

Социально-трудовые компетенции.

Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Компетенции личностного самосовершенствования

Направлены на освоение способов физического духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культура мышления и поведения.


*Предметные (т.е. обучаемый владеет всеми необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными курсом). Предметные компетенции указаны в разделе «Требования к уровню подготовки учеников».

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение к учению;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

- осознание себя как гражданина России, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять разные учебные действия;

- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся получит возможность научиться:

- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.),

- осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить внаглядную и наоборот); отображать её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).

- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, использовать разнообразные средства языка;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.

Метапредметные результаты

Ученик получит возможность научиться:

- понимать информацию, выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение;

- работать с несколькими источниками информации;

- делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.

- развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

- развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- уметь определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке;

- формировать проектные умения.

Предметные результаты. Ожидается, что ученики 5 классов должны демонстрировать следующие результаты освоения бурятского языка .

Знать/понимать:

  • правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексикограмматического материала;

  • на слух все звуки бурятского языка, соблюдать правильное ударение в словах, членить предложения на смысловые группы, соблюдать правильные интонации в различных типах предложений;

  • основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия), распознание и использование интернациональных слов;

  • все типы вопросительных предложений,

  • употребление в речи конструкции с глаголами

Уметь: говорение

  • начать, поддержать и закончить разговор; поздравить, выразить пожелание и отреагировать на них; выразить благодарность; вежливо переспросить, выразить согласие/отказ.

  • обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; дать совет и принять/не принять его; пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие.

  • выражать свою точку зрения; выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера; выражать сомнение; выражать чувства, эмоции (радость, огорчение)

  • кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

  • Объем монологического высказывания – до 15-20 фраз.

аудирование

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, опуская второстепенные;

  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст

чтение

  • определять тему, содержание текста по заголовку;

  • выделять основную мысль;

  • выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

  • устанавливать логическую последовательность основных фактов текста письменная речь

  • делать выписки из текста;

  • писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 37слов, включая адрес), выражать пожелания;

  • диктанты (обучающие)

  • списывание


Формы контроля.

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  • Предварительный – установление исходного состояния познавательной деятельности, индивидуального уровня каждого ученика.

  • Текущий – необходим для диагностики хода учебного процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

  • Итоговый – конечный результат большого смыслового блока (раздел, четверть, полугодие, год).

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Установлены критерии оценки при 5-балльной системы.



УМК.

Базисный учебный план

Данная программа реализуется на учебно-методическом комплексе, в который входят:

«Алтаргана» 5 класс Содномов С.Ц Б.Д. Содномова 2011 год

Рабочая тетрадь по бурятскому языку. «Алтаргана» 5 класс Содномов С.Ц

Б.Д. Содномова 2011 год

Методические пособия для учителя. «Алтаргана» 5 класс Содномов С.Ц

Б.Д. Содномова 2011 год


Учебно – тематический план

Программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ: «Бурятский язык как государственный.2-9 классы. Составитель: С.Ц.Содномов, Р.С.Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. Содномова. 2010 год» Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ


Названия раздела

Количество часов

1.

4-дахи класста үзэhэнѳѳ дабталга. Мэндэ амар!Амар сайн, буряад хэлэн

9

2.

Минии бүлэ

10

3.

Минии үдэр .Тамир

15

4.

Хэлэлгэ хүгжѳѳлгын хэшээл. Сагаалган

13

5.

Мэргэжэл.

8

6.

Буряад орон .Мэдээсэл тарааха арганууд.

15


Всего часов

70


















Содержание курса



задачи

Количество часов

Название раздела

Темы, ситуации, речевые образцы

Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся формируемые универсальные учебные действия;

Языковой материал:

фонетический,лексический,

грамматический

Речевой материал: аудирование, говорение (монолог, диалог) чтение, письмо

Национально

региональный компонент

Контроль

Предпологаемый результат

1

Научить: - устанавливать контакт для знакомства -информи- ровать, подтверж-дать и возражать -выражать извинение

10

Тема №1:

4-дахи класста үзэhэнѳѳ дабталга. Мэндэ амар!Амар сайн, буряад хэлэн Ситуация: «Заграница», « В международном лагере» Речевые образцы: Приветствие, знакомство, прощание.

Фонетика: алфавит, краткость и долгота гласных.(Өө,өө, Yү,үү, Y, ү , Yй, үй ,Яа,яа); Лексика: Хэлэн , һайндэр, үзэхэ, дээдэ ,гэртэхин, амарагшад, гүрэн, ольтирог, мэргэжэл, хүлисэгты, тиимэ, зүб, буруу, шэнги, холбоотой, дээжэ, дээдэ һургуули ,дунда , Алайр, Хори, Ольхон,

Грамматика: Оформление диалога . Синквейн

Стихи М.Жалсараева Пословицы Упр: 1,

Толерантность в стихотворениях Д Улзытуева Отношение к взрослым, к родителям в песне «Эжы аба хоерной

Входная диагностика

Уметь: А(базовый уровень): -сообщить информацию подтверждая или возражая

Б (выше базового): -запросить извиняясь информацию, при установлении контакта для знакомства

2.

Научить:

вести диалограсспрос -рассказывать о себе -Выражать оценочное мнение.

9

Тема №2 Моя семья Минии бүлэ Ситуация: письмо другу, «На свадьбе» «Дэлгүүр соо» Праздник в семье «Семейный альбом» «Семейный досуг» Речевые образцы:

-Ши хэнэйбши? -Би Сережын. -Сережа хэнэйб? -Сережа Доржын т.д.

Фонетика: Согласные буквы, звук «һ»

Лексика: түрэгдэхэ,хэшээл, сүлөөтэй һайн даа,зай, хүрөө, мэндэбди, бүридэнэ, ажаһуудаг, хүдэлдэг, наһанай амаралта, хөөрхэн, сэбэрхэн, түрэлхид;

Названия родственных связей: зээ, зээнсэр т.д.. Названия профессий; Грамматика: Счет. Количественные и порядковые числительные. Составные числительные

Составить рассказ: «Моя семья», «Мои родители» «Манай одхон».

Работа по картине стр.30

Традиционная бурятская семья. Названия родственных отношений. Родословная. Благопожелания. Песня «Дангинамни», «Эгэшэ аха хоерни». Традиционные общения в бурятских и русских семьях. Нравоучения старших.

Контрольная работа за 1 четверть

Уметь:

А-расспросить о членах семьи по фото-декламировать песню

Б-поддерживать диалог -выразить радость пожелание -выразить желание прекратить разговор


3.

Научить: - описывать друга -выражать согласие и несогласие. рассказывать о видах спорта -поиску фактологической информации -запрещать

15

Тема №3: Минии үдэр .Тамир Ситуация: «В спортзале» «В медпункте»,«В аптеке» «В бассейне», «На лыжной базе» Речевые образцы

-Ши бассейн ошохо гүш?

Фонетика: гласные заднего и переднего ряда.

Лексика: «Части тела»; үбдэнэ мүнөөнэй, хүндэтэ, үглөө бүри, һорихо,нарайлалгын, түгэсхэһэн, нэрэ зэргэ, даагша,мэргэжэл, хүмүүжэлгэ, холо бэшэ, хүлеэхэ, ходо, мүрысөөн, үсэгэлдэр, шадаха, диилэхэ, ерээгүйбши, бэлдэнэ, хабаадал-сахаб, хорео морхогор, гамнаха, нойр алдаха, эмшэлхэ, хатуужуулха, тарилга, мэдэрэл, зобоохо, таблиг,элүүр энхэ,үндэр, наһан, жальжагы;

Грамматика: Закон гармонии гласных. Местоимение.

Загадки о частях тела, песня. Упр. «Мой друг», упр. А, Б, В, Г.

Составление диалога ч\з ситуации.

Составить рассказ « Мой сосед

Отношение к взрослым, к родителям в песне «Эжы аба хоерной». С.Б. Цыбыктаров- врач, общественный деятель.

Эрын гурбан наадан

Контрольная работа за 2 четверть

Уметь:

А-подтверждать утвердительно отрицательно -вести ритуализирован ный диалог

Б-определять в прочитанном кто, где, зачем, почему -

4.

Научить: -находить подтверждение -отвечать на ключевые вопросы. --понимать общее содержание аутентичных текстов.

14

Тема №4: Хэлэлгэ хугжоолгын хэшээл. Сагаалган Ситуация: «Встреча гостя»

Речевые образцы:

-Сайн байна, дээшээ гаража һуугты! -Ши ехэ нааданда хабаадалсахагши? - -Хаанаһаа айлшад буугааб?

Фонетика: Звук «үү»

Лексика: жаргал,элүүр энхэ, литэ, хадаг, хүсэхэ, хүжэ, баяр, зүйлнүүд, хугасаа соо, хурал , түмэр; уулзалга, хэлсээн , нөөсэ ,хүршэ , хэрэг, харилсаа; Названия 12 животных -глаголы указанные в рамках тематики и ситуаций; Грамматика: Дательно- местный падеж.

Чтение: 12 животных Перевод текста: Лунный календарьРабота по образцу- Ответить на вопрсы-

Благопожелания непременный атрибут любого праздника Еохор.

Сагаалган Сурхарбаан Эрын гурбан наадан Почитания старших Песня «Буряад оромнай» сл.Ц. Зарбуева муз. Г. Дадуева. Иволгинский дацанцентр буддизма в России Лунный календарь

Контрольная работа за 3 четверть

Уметь: А -накрывать на стол -приглашать на праздник -составлять приглашение

Б Выразить благодарность -правильно применять дательно- местный падеж в диалогах

5.

Научить:

-понимать общее содержание аутентичных текстов.

-отвечать на ключевые вопросы.


Тема №5: Мэргэжэл.

Ситуация: «Люди на улице» , «На скамье»(на принадлежность предмета)

Речевые образцы:

-Ши ….эжыдээ дуратай гүш?

Фонетика: Дифтонги

Лексика: хон-жэн, эртэ, нэгэ бага болохоор, һүниндөө, үшөө,саашадаа, тараадаг, үе , һалбагар, холоһоо -глаголы указанные в рамках тематики и ситуаций;

Грамматика: Структура предложения. Вопросительное отношение. Утвердительная частица.

Составить рассказ: «Мамина работа», «Сам», «Жэлэй сагууд».

Перевод отр. рассказа .

Работа по картине.

Сезонные особенности времен года в РБ.

Песня «адуушанай дуун»

слова А. Ангархаева.

Отношение бурятаарата к природе


Уметь: А - различать в потоке речи слоги, словосочетание, предложения. - знать сезонные особенности Б-Описывать природу времени года -правильно применять частиц.


6.

Научить:

-находить подтверждение

-отвечать на ключевые вопросы.

-понимать общее содержание аутентичных текстов

.


Тема №6: Буряад орон .Мэдээсэл тарааха арганууд. Ситуация: «Встреча гостя»

Речевые образцы:

-Ямар унаагаар ошохоор бэ? -Тайзан дээрэ хэн дуу дуулааб? -Ямар дуу мэдэхэбши? -Хаанаһаа айлшад буугааб?

Фонетика: Звук «үү»

Лексика: ута наһан, удаан жаргал,элүүр энхэ, Алайр, Хори, Ярууна, Мухаршэбэр, Ага,Аха,Хэжэнгэ, Бэшүүр,Боохон,Эхирит,Булагад,

Хурумхаан, Баргажан,Худари,Түнхэн,Зэдэ,Сэлэнгэ Названия 12 животных -глаголы указанные в рамках тематики и ситуаций; Грамматика: Дательно- местный падеж.

Чтение:

12 животных

Перевод текста: Лунный календарь

Работа по образцуупр.3 стр.65

Ответить на вопрсы-упр.2 стр.64

Багал далай Ольхон ольтирог Благопожеланиянепременный атрибут любого праздника Еохор. Сагаалган Сурхарбаан Эрын гурбан наадан Почитания старших Лунный календарь

Контрольная работа 4 четверть

Уметь:

А -накрывать на стол -приглашать на праздник -составлять приглашение Б Выразить благодарность -правильно применять дательно- местный падеж в диалогах


Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся. Эти требования структурированы по трем компонентам: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В результате изучения бурятского языка ученик должен

знать:

Знать/Понимать:

- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

- особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка;

интонацию различных типов коммуникативных предложений;

- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в бурятском языке;

- роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего и бурятского народов.

уметь:

в области аудирования:

- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию;

- понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

- использовать переспрос, просьбу повторить.

в области говорения:

- начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты бурятского языка как явления культуры;

- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- поиска нужной информации о бурятском языке (словари, телевидение, ресурсы Интернета).


Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Календарные сроки

Фактические сроки.

1 четверть.

Раздел 1. Введение. Краткие сведения о бурятском языке.

1.

Урок 1. Приветствие.

1

Развитие навыки в устной речи



2.

Урок 2. Здравствуй, бурятский язык!

1

Развитие навыки в устной речи



3.

Урок 3. Входная диагностика.

1

Повторение



4.

Урок 4. Стихотворение. «Буряад хэлэн»

1

Решение примеров



Раздел 2. Семья.

5

Урок 1. Семья.

1

Повторение



6.

Урок 2. Повторение слов по теме «Семья»

1

Диалог



7.

Урок 3. Повторение.

1

Работа на картине



8.

Урок 4. Гласные.

1

Выучить правила



9.

Урок 5. Йотированные гласные.

1

Прочитать тексты



10.

Урок 6. Имя существительное. Вопросы Кто? Что?

1

Упр 21



Раздел 3. Профессия.

11.

Урок 1. Профессия.

1

Работа с картинами



12.

Урок 2. Моя школа.

1

Работа с картинами



13.

Урок 3. Школьные принадлежности.

1

Произношение

звука



Раздел 4. Счет. Числа.

14.

Урок 1. Счет. Числа.

1

Фронтальный опрос



15.

Урок 2. Вопросы Хэды? Юу хэнэб? Яанаб?

1

Устный опрос



Раздел 5. Игра. Игрушки.

16.

Игра. Игрушки.

1




Раздел 6. Слова, отвечающие на вопрос ямар?


17.

Урок 1. Хубсаhан

1




18.

Урок 2. Цвета.

1




19.

Урок 3. Повторение.

1




Раздел 7. Животные.

20.

Урок 1. Хубсаhан.

1



21.

Урок 2. Цвета.

1



22.

Урок 3. Животные.

1



23.

Урок 4. Контрольная работа

1



24.

Урок 5. Работа над ошибками

1



2 четверть

Раздел 8. Посуда.

25.

Урок 1. Посуда.

1



Раздел 9. Продукты питания.

26.

Продукты питания.

1



Раздел 10. Повторение.

27.

Повторение

1



28.

Повторение по теме «Числа»

1



29.

Контрольная работа

1





Раздел 11. Спорт.

30.

Урок 1. Минии удэр. Тамир.

1



31.

Урок 2. Г. Дашабылов. Бумбэгэ.

1



32.

Урок 3. Шатар наадана.

1



33.

Урок 4. Эрын гурбан наадан.

1



34.

Урок 5. Местоимение.

1



35.

Урок 6. Саг.

1



36.

Урок 7. Работа над текстом.

1



37.

Урок 8. Ц-Д. Дондогой.

1



38.

Урок 9. Шагай наадан.

1



39.

Урок 10. Закаливание.

1



40.

Урок 11. Мой режим дня.

1



41.

Урок 12. Режим дня.

1



42.

Урок 13. Игры.

1



43.

Урок 14. Летние игры.

1



44.

Урок 15. Контрольная работа

1



45.

Урок 16. Работа над ошибками.

1



3 четверть.

Раздел 12. Сагаалган.

46.

Урок 1. Повторение.

1



47.

Урок 2. Повторение. Игры.

1



48.

Урок 3. Сагаалган.

1



49.

Урок 4. История праздника Сагаалган

1



50.

Урок 5. Лунный календарь

1



51.

Урок 6. Символ Нового года.

1



52.

Урок 7. Традиции праздника

1



53.

Урок 8. Приветствие.

1



54.

Урок 9. Благопожелания.

1



55.

Урок 10. Загадки.

1



56.

Урок 11. Песни.

1



57.

Урок 12. Ехор.

1



58.

Урок 13. Конкурсы

1



59.

Урок 14. Белая пища

1



60.

Урок 15. Работа над текстом

1



61.

Урок 16. Закрепление.

1



62

Контрольная работа

1



63.

Работа над ошибками

1



4 четверть

Раздел 13. Бурятия.

64

Урок 1. Традиционные праздники Бурятии.

1



65

Урок 2. Пословица не мимо молвится

1



66

Урок 3. Дамба Зодбоевич Жалсараев

1



67

Урок 4. Основные средства массовой информации.

1



68

Урок 5. Районы города и Республики Бурятия

1



69

Урок 6. Природа Бурятии

1



70

Урок 7. Итоговая контрольная работа

1





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Ресурсное обеспечение программы,Учебно-методический комплект

Учебник «Алтаргана» 5 класс - С.Ц. Содномов, Б. Д. Содномова. - 2011г.

Рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ «Алтаргана» 5 класс - С.Ц. Содномов, Б. Д. Содномова. - 2011г

Материальная и духовная культура бурят. Бабуева В. Д.

Баян даа Буряад оромнай. Нанзатова Э. П.











Список литературы

Литература для учителя

1. Бабушкин Н.С. Бурятско – русское двуязычие: формирование и характер развития. – Улан – Удэ, 2007.

2. Базарова Е.Г. Обучение бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2008.

3. Богомолова О.И. Мэндэ–э! Начальный курс бурятского языка. – Улан – Удэ, 2002, 2009.

4. Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б.Тесты по бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2003.

5. Будаев Б.Ж. Акцентуация бурятского языка. – М., 1981

6. Будаев Ц.Б. Самоучитель бурятского языка. – Улан – Удэ, 2006.

7. Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Проблема отбора грамматического материала для начального этапа обучения бурятскому языку. Проблема бурятской филологии на современном этапе. – Улан – Удэ, 1999.

8. Дырхеева Г.А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития. – Улан – Удэ, 2002.

9. Дондуков У – Ж.Ш., Лхасаранова Б.Б.Учебник бурятского языка. – Улан – Удэ, 2006.

10. Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному. – Улан – Удэ, 2003.

11. Макарова О.Г. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – Улан – Удэ, 2005.

12. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – Улан – Удэ, 2004.

13. Макарова О.Г. Теория и методика обучения бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2008.

14. Могоева Д.Д. Амар сайн, үхибүүд! – Улан – Удэ, 2002.

15. Нанзатова Э.П. УМК по бурятскому языку «Эрдэни» для первого года обучения. – Улан – Удэ, 2005.

16. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Улан – Удэ, 2008.

17. Нанзатова Э.П. Социокультурный компонент в содержании обучения бурятскому языку как второму в начальной школе. Вестник Бурятского университета. – Улан – Удэ, 2003.

18. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республика Бурятия. – Улан – Удэ, 2009.

19. Содномов С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения. – Улан – Удэ, 2005.

20. Содномов С.Ц. Теоретические основы обучения бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2008.

21. Сундупова С.Ц. Обучение бурятскому произношению учащихся младших классов в русских школах. – Улан – Удэ, 2008.

22. Хубриков О.М. Бурятский язык как государственный. – Улан –Удэ,2003.

Литература для учащихся

1. Содномов С.Ц. «Алтаргана» 5 класс.

2. Рабочая тетрадь к учебнику.

3. Бабушкин С.М, «Толи» Буряад – ород словарь. Бурятско – русский словарь. – Улан – Удэ, 2000, 2007, 2008.

4. Будаев Ц.Б. Русско–бурятский разговорник. – Улан – Удэ, 1990.



Контрольно-измерительные материалы.

1. Контрольные работы.

2. Диктанты.

3. Сочинения

4. Изложения

5. Тесты.

(материалы прилагаются)




26