УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР СШ № 10 ____________ Е.Н.Негреба | РЕКОМЕНДОВАНО Решение педагогического совета СШ № ___ Протокол № __ от ________ | УТВЕРЖДЕНО Приказом СШ № ___ от __ __________ 20 __ г. № ______ |
Рабочая программа
по черчению
предметная область « Технология»
для обучающихся 8-9-х классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель: ФИО
учитель черчения Мальцева А.В.
РАССМОТРЕНО
на заседании школьной методической комиссии
__________________________________
Протокол № __ от __ ___ 20 __ г.
Руководитель ШМК _____
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Цели
Содержание учебного предмета
Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности, в том числе практических занятий
Формы аттестации учащихся
Оценочные и методические материалы
Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) учебного предмета
Пояснительная записка
В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.
Рабочая программа основного общего образования по черчению для учащихся 8-9 классов составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) от 30. 07. 2018 № 678.
За основу взята примерная программа основного общего образования по предмету Черчение: 8-9 кл.: Примерная программа основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Денисенко Т.В., Грохольская Т.С., Душкина И.А. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 12 с. (приказ Минобрнауки от 23.08.2018 № 725), материал в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов.
При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта к структуре программы, к планируемым результатам освоения учебного предмета в составе основной образовательной программы школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности; формы аттестации учащихся; оценочные и методические материалы; планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Черчение входит в предметную область «Технология»
Содержание программы предусматривает создание условий для ознакомления учащихся с основами современного производства и с местом графических документов в производственной деятельности людей. Формированию у учащихся пространственного мышления, развитию их технических способностей способствуют различные графические и практические работы, связанные с анализом содержания изображений на чертеже и чтением чертежей с целью определения различных сведений об изображенных на них предметах, применением элементов конструирования и мнимых преобразований пространственных свойств предметов.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану (приказ Минобрнауки от 30.07.2018 № 679), в соответствии с базовым учебным планом МОО СШ № 10 в 2018 – 2019 учебном году на обязательное изучение предмета «Черчение» на ступени основного общего образования отводится 16,5 учебных часа. Соответственно, на освоение дисциплины в 8-9 классах отводится 16,5 учебных часа в год (0,5 учебного часа в неделю), продолжительностью изучения 33 учебные недели (через неделю), что определяется календарным учебным графиком работы МОО СШ № 10, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.
1.3. Цели
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, метапредметного, системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода к обучению.
Системно-деятельностный подход:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
Метапредметный подход:
вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применяя на практике.
Компетентностно-ориентированный подход:
– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;
– определять рациональное потребление;
– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
– принимать решения;
– уметь прийти к общему мнению;
– работать в группах;
– уметь организовать свою работу.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей.
2. Содержание учебного предмета 8-9 класс
Всего часов по программе (16,5 ч; 1 ч через неделю; резерв – 0,5 ч)
Период обучения | Название тематического блока | Количество отводимого времени по плану - по факту | Количество Графических работ | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
1 четверть | 8 класс | | |
Тема 1. Введение | 0,5 | 0,5 | | | | |
Тема 2. Общие требования к оформлению чертежей | 1,5 | 1,5 | 1 | 1 | | | |
Тема 3. Геометрические построения на чертежах | 2 | 2 | 1 | 1 | | | |
2 четверть | Тема 4. Чертежи в системе прямоугольных проекций | 3 | 3 | 1 | 1 | | | |
Тема 5. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. | 2,5 | 2,5 | | | | |
3 четверть | Тема 6. Проекции основных геометрических тел. | 1,5 | 1,5 | | | | |
Тема 6. Проекции основных геометрических тел. | 2 | 2 | | 1 | 1 | | |
Тема 7. Выполнение и чтение чертежей | 1,5 | 1,5 | | 1 | 1 | | |
4 четверть | Тема 7. Выполнение и чтение чертежей | 1,5 | 1,5 | | | 1 | 1 |
Тема 8. Обобщение и систематизация знаний | 0,5 | 0,5/1 | | | |
Всего | 8 | 16,5 | 16/17 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
| 9 класс | | |
1 четверть | Тема 1. Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение чертежа детали | 1 | 1 | | | |
Тема 2. Сечения на чертежах | 3 | 3 | 1 | 1 | | |
2 четверть | Тема 3. Разрезы на чертежах | 4 | 4 | | | |
3 четверть | Тема 3. Разрезы на чертежах | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
Тема 4. Сборочные чертежи Тема 4.1. Изображение типовых соединений на сборочных чертежах | 5,5 2,5 | 6 2,5 | 1 | 1 | | |
Тема 4.2. Сборочные чертежи изделий | 1,5 | 1,5 | | 1 | 1 | |
4 четверть | Тема 4.3. Деталирование | 1,5 | 2 | 1 | 1 | | |
Тема 5. Строительные чертежи | 1 | 1 | | | |
Тема 6. Итоговая контрольная работа | 0,5 | 0,5 | | | 1 | 1 |
Тема 7. Обобщение и систематизация знаний | 0,5 | 0,5 | | |
Всего | 7 | 16,5 | 17 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. Календарно-тематическое планирование по черчению
для обучающихся 8-х классов
№ урока | 8-А | 8-Б | Основные виды учебной деятельности содержательный компонент урока | Рабочие примечания |
Дата урока | Дата урока | | |
план | факт | план | факт |
Тема 1. (0,5 ч). Введение Тема 2. (1, 5ч). Общие требования к оформлению чертежей |
1 | 14.09 | | 07.09 | | Введение Значение черчения в практической деятельности людей. Разновидности графических документов. Краткая история развития чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы. Рациональные приемы работы с чертежными инструментами. Понятие о государственных стандартах. ЕСКД. Форматы чертежей. Рабочее поле и рамка чертежа. Основная надпись на чертеже. Линии чертежа: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штриховая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками. Соотношение толщин линий и их назначения. | | | |
2 | 28.09 | | 21.09 | | Основные сведения о чертежных шрифтах: виды, соотношение размеров. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Масштабы чертежей. Основные сведения о нанесении размеров на чертеже. Изображение «плоских» предметов. Последовательность их построения. Графическая работа № 1 «Чертеж «плоской» детали». | |
Тема 3. (2 ч). Геометрические построения на чертежах |
3 | 12.10 | | 05.10 | | Анализ графического состава изображений на чертежах. Графические приемы построения: деление отрезков, углов и окружностей на равные части. | |
4 | 26.10 | | 19.10 | | Сопряжения. Виды сопряжений, их элементы, последовательность построений. Графическая работа № 2 «Чертеж детали с использованием геометрических построений, в том числе сопряжения». | |
Тема 4 (3 ч). Чертежи в системе прямоугольных проекций |
5 | 16.11 | | 09.11 | | Понятие о методах проецирования. Прямоугольные проекции как средство изображения объемного предмета на плоскости. Построение проекций предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. | |
6 | 30.11 | | 23.11 | | Понятие о виде как разновидности изображений на чертеже. Взаимное расположение видов на чертеже, их названия. | |
7 | 14.12 | | 07.12 | | Требования к главному вида на чертеже. Определение необходимого количества видов. Графическая работа № 3 Чертеж детали в трех проекциях по наглядному изображению или с натуры | |
Тема 5 (2,5 ч). Аксонометрические проекции. Технический рисунок Тема 6. (3,5ч). Проекции основных геометрических тел. |
8 | 28.12 | | 21.12 | | Назначение и основные виды аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направления осей показатели искажения. | |
9 | 25.01 | | 18.01 | | Аксонометрические проекции плоских фигур и окружностей. Аксонометрические проекции объемных предметов. Нанесение размеров на изображениях. | |
10 | 08.02 | | 01.02 | | Построение технических рисунков предметов. Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Развертки поверхностей геометрических тел. | |
11 | 22.02 | | 15.02 | | Нахождение проекций вершин, ребер, граней. Нахождение проекций элементов поверхностей на чертеже предмета. Проекции точек, лежащих на поверхности предмета. Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета. | |
12 | 22.03 | | 01.03 | | Выполнение чертежей деталей с преобразованием их формы, взаимного расположения частей и пространственного положения элементов. | |
13 | 12.04 | | 15.03 | | Чтение чертежей. Практическая работа № 1 «Устное чтение чертежей». | |
Тема 7 (3 ч). Выполнение и чтение чертежей |
14 | 26.04 | | 05.04 | | Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета. Некоторые условности при нанесении размеров на чертежах. Выполнение чертежей деталей с преобразованием их формы, взаимного расположения частей и пространственного положения элементов. Элементы конструирования. Практическая работа № 2 Моделирование по чертежу. | |
15 | 10.05 | | 19.04 | | Эскиз детали, его назначение и отличие от чертежа, последовательность выполнения и оформления эскиза. Выполнение эскиза детали с натуры. | |
16 | 24.05 | | 03.05 | | Итоговая контрольная работа. Обобщение и систематизация знаний. | |
| Тема 8 (1ч). Обобщение и систематизация знаний |
17 | | 17.05 | | Обобщение и систематизация знаний | | |
Календарно-тематическое планирование по черчению
для обучающихся 9-х классов
№ урока | 9-А | 9-Б | Разделы, Тема урока | Основные виды учебной деятельности содержательный компонент урока | Рабочие примечания |
Дата урока | Дата урока | | | |
план | факт | план | факт |
Тема 1(1 ч). Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение чертежа детали |
1 | 11.09 | | 04.09 | | Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение чертежа детали. | |
Тема 2 (3ч). Сечения на чертежах |
2 | 25.09 | | 18.09 | | Понятие о сечении. Образование сечения. Виды сечений: вынесенные и наложенные. | | |
3 | 09.10 | | 02.10 | | Выполнение и обозначения сечений | |
4 | 23.10 | | 16.10 | | Условности, принятые при выполнении сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях. Графическая работа № 1 «Чертеж (эскиз) детали с выполнением сечений» | |
Тема 3 (5ч). Разрезы на чертежах |
5 | 13.11 | | 06.11 | | Понятие о разрезе, как разновидности изображений на чертежах. Образование разреза. Отличие разреза от сечения. | |
6 | 27.11 | | 20.11 | | Выполнение и обозначение разрезов. | |
7 | 11.12 | | 04.12 | | Соединение части вида и части разреза. Условности и упрощения при выполнении разрезов. | |
8 | 25.12 | | 18.12 | | Сложные разрезы: ступенчатый и ломаный. Графическая работа № 2 «Чертеж детали с необходимыми разрезами». | |
9 | 22.01 | | 15.01 | | Чтение чертежей, содержащих сечения и разрезы | |
Тема 4 (6 ч). Сборочные чертежи. Тема 4.1 (2,5 ч). Изображение типовых соединений на сборочных чертежах |
10 | 05.02 | | 29.01 | | Общие сведения о сборочных чертежах и соединениях деталей. Назначение и содержание сборочных чертежей. Спецификация. Изображение и обозначения резьбы на чертежах деталей. Работа со справочным материалом. | |
11 | 19.02 | | 12.02 | | Понятие о соединениях деталей. Изображения разъемных соединений деталей: болтовых, винтовых, шпоночных и штифтовых. Графическая работа № 3 «Чертеж шпоночного соединения с использованием справочного материала» | |
Тема 4.2 (1,5 ч). Сборочные чертежи изделий |
12 | 05.03 | | 26.02 | | Изображения и обозначения неразъемных соединений: сварных, заклепочных Основные изображения на сборочном чертеже (виды, сечения, разрезы). Особенности при выполнении сборочных чертежей: разрезы на сборочных чертежах, нанесение размеров, штриховка сечений смежных деталей. | |
13 | 19.03 | | 12.03 | | Чтение сборочных чертежей с применением контрольных вопросов. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа № 1 «Чтение сборочных чертежей». | |
Тема 4.3 (2 ч) Деталирование сборочных чертежей. |
14 | 09.04 | | 02.04 | | Назначение и содержание процесса деталирования сборочного чертежа. Последовательность деталирования. Согласование размеров. | |
15 | 23.04 | | 16.04 | | Деталирование с выполнением 1-2 деталей по сборочному чертежу. Графическая работа № 4 | |
Тема 5 (1ч). Строительные чертежи |
16 | 07.05 | | 30.04 | | Назначение, основные виды и содержание строительных чертежей. Особенности их оформления. Изображения на строительных чертежах. Условные обозначения. Размеры на строительных чертежах. Чтение строительных чертежей. | |
Тема 6 (0,5ч). Итоговая контрольная работа. Тема 7 (0,5 ч). Обобщение и систематизация знаний. |
17 | 21.05 | | 14.05 | | Итоговая контрольная работа. Обобщение и систематизация знаний. | |
4. Формы аттестации
Контроль усвоенного материала осуществляется в каждой четверти через определение уровня знаний учащихся путем текущего оценивания. Овладение учебными достижениями по черчению осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения графических и практических работ.
Графические работы предусматривают: выполнение графических упражнений в рабочих тетрадях, выполнение чертежей и эскизов. Практические работы предусматривают: чтение чертежей, моделирование по чертежу.
Конкретный материал для графических и практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на приведенные в учебнике по черчению образцы задач.
5. Оценочные и методические материалы
ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В Примерной программе учебного предмета «Черчение» к каждой теме определены обязательные результаты обучения: требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые выражаются в разных видах учебной деятельности. В контексте этого изменяются подходы к оцениванию учебных достижений учащихся как составляющей учебного процесса. Оценивание должно базироваться на положительном принципе, предусматривающем учёт уровня достижений обучающегося.
Оценивание учебных достижений по черчению осуществляется в двух аспектах:
Ориентируясь на специфику предмета, учитель должен учесть следующие требования:
уровень усвоения теоретических знаний, предусмотренных программой и их использование во время выполнения графических и практических работ;
умение пользоваться разными видами конструкторско-технологической документации и иными источниками информации;
соблюдение требований к оформлению чертежей в процессе выполнения графических работ;
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём в процессе работы;
уровень полученных умений и навыков во время выполнения практических и графических работ.
Реализация данной программы основана на использовании:
- индивидуальные разработки учителя;
- карточки-задания;
- наглядность.
6. Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения)
Личностные результаты освоения учебного предмета:
учащийся объясняет:
Учащийся называет:
размеры формата А-4; назначение основной надписи на чертеже, основные типы линий; основные правила выполнения надписей; умеет вычерчивать линии чертежа в соответствии с ГОСТом; выполнять надписи чертежным шрифтом;
назначение аксонометрических проекций, их характерные особенности; условия, влияющие на выбор аксонометрической проекции;
знает назначение технического рисунка.
Учащийся знает:
правила нанесения линейных размеров;
назначение масштабов, их виды и обозначения на чертеже;
последовательность построения изображений плоских предметов;
правила работы чертежными инструментами; способы разделения угла, отрезка и окружностей на равные части; определять последовательность построений, из которых состоит контур изображения;
основные методы проецирования, элементы проецирования; требования к главному виду на чертеже; последовательность проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; названия видов на чертежах и их взаимное расположение;
основы анализа геометрической формы предмета, характерные особенности проекций геометрических тел, последовательность построения проекций точек, лежащих на поверхности предмета, практическое применение разверток;
рациональные приемы нанесения размеров на чертеже; условности при нанесении размеров, наносит размеры на чертежах предметов с учетом их формы; осуществляет несложные пространственные преобразования предметов;
назначение сечения, классификацию различных видов сечений; умеет выполнять наложенные и вынесенные сечения несложных деталей;
классификацию разрезов, правила их выполнения и обозначения; последовательность чтения чертежей;
назначение и содержание сборочных чертежей;
назначение резьбы, особенности изображения и обозначения резьбы на стержне и в отверстии;
правила выполнения сборочных чертежей; умеет выполнять и читать спецификацию сборочного чертежа, знает последовательность чтения сборочных чертежей;
назначение и правила выполнения деталировки сборочного чертежа;
виды, назначение, содержание строительных чертежей; правила нанесения размеров.
Учащийся умеет:
определять и обозначать масштабы чертежей;
выполнять построение чертежей «плоских» предметов;
делить отрезки, окружности на равные части, строит различные виды сопряжений;
строить проекции предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
строить аксонометрические проекции плоских фигур, геометрических тел, несложных деталей;
выполнять технические рисунки;
анализировать геометрическую форму деталей; читать чертежи группы геометрических тел; строить проекции точек, вершин, ребер, граней;
наносить размеры на чертежах предметов с учетом их формы; осуществлять несложные пространственные преобразования предметов;
выполнять чертежи и эскизы деталей с натуры и по наглядному изображению, читать чертеж;
выполнять чертеж детали с нанесением размеров;
выполнять и обозначать разрезы на чертежах деталей; применять необходимые условности и упрощения при выполнении разрезов; применять соединение части вида с частью разреза; читать чертежи, содержащие сечения и разрезы;
выполнять чертежи различных типовых соединений;
читать сборочный чертеж по плану и контрольным вопросам;
читать и детализовать чертежи изделий, состоящих из 5–6 деталей; согласовывать размеры деталей в процессе деталировки;
читать несложные строительные чертежи.
Метапредметные результаты изучения предмета:
умения применять систематизированные теоретические и практические знания по построению чертежей и иных графических изображений;
формирование у учащихся качеств, необходимых для творчества и рационализаторской деятельности;
овладение практическими навыками
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты должны обеспечивать:
формирование знаний и умений, необходимых для чтения графических материалов, выполнения графических документов;
содействие овладению учащимися выбранным профилем обучения;
развитие пространственного мышления учащихся;
формирование способностей к самостоятельной работе с учебным материалом;
формирование понятий по конструкторско-технической документации, государственных стандартов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения представлены в личностных результатах к уровню подготовки учащихся и содержат четыре компонента: объяснять/знать/называть/уметь, перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний по черчению на базе изучения теоретического материала и выполнения графических и практических работ.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Виноградова Г. Г. Дидактический материал по черчению для 7-9 классов вспомогательной школы: [пособие для учителя] / Г. Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988.
2. Воротников И. А. Занимательное черчение: кн. для учащихся сред. школы \ И.А. Воротников. – [4- е изд., переработанное и доп.] – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
3. Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: книга для учителей / В. А. Гервер. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
4. Василенко Е. А. Карточки-задания по черчению для 8 класса: [пособие для учителя] / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. – М.: Просвещение, 1990.
5. Крицький А. В. Альбом карток з креслення для 8 класу / А. В. Крицький. – К. : Рад. вид., 1981. – 101с.
6. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: [пособие для учителей] / Н.С.Николаев. – М.: Просвещение, 1990.
7. Повышение эффективности и качества преподавания черчения: [пособие для учителей] / сост. А. Д. Ботвинников. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
8. Севастопольский Н. О. Задания по проецированию: книга для учителя / Н.О. Севастопольский. – М.: Просвещение, 1992.
9. Сидоренко В. К. Выполнение и чтение рабочих чертежей деталей / В. К. Сидоренко. – К.: Вища школа, 1986. – 112 с.
10. Сидоренко В. К. Наглядные пособия и технические средства в обучении черчению: [пособие для учителя] / В. К. Сидоренко. – К.: Освіта, 1991. – 192 с.
11. Тхоржевский Д. А. Методика преподавания общетехнических дисциплин и трудового обучения / Д. А. Тхоржевский. – К.: Вища шк. 1980.