СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по черчению предметная область « Технология» для обучающихся 8-9-х классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа основного общего образования по черчению для учащихся 8-9 классов составлена согласно  Государственному образовательному стандарту основного общего образования,  утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по черчению предметная область « Технология» для обучающихся 8-9-х классов»





УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР СШ № 10

____________ Е.Н.Негреба


РЕКОМЕНДОВАНО

Решение педагогического совета СШ № ___

Протокол № __ от ________

УТВЕРЖДЕНО

Приказом СШ № ___

от __ __________ 20 __ г. № ______







Рабочая программа

по черчению

предметная область « Технология»

для обучающихся 8-9-х классов

на 2018-2019 учебный год







Составитель: ФИО

учитель черчения Мальцева А.В.









РАССМОТРЕНО

на заседании школьной методической комиссии

__________________________________


Протокол № __ от __ ___ 20 __ г.

Руководитель ШМК _____





2018

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

    1. Общая характеристика учебного предмета

    2. Описание места учебного предмета в учебном плане

    3. Цели

  2. Содержание учебного предмета

  3. Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности, в том числе практических занятий

  4. Формы аттестации учащихся

  5. Оценочные и методические материалы

  6. Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) учебного предмета
































Пояснительная записка

В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.

Рабочая программа основного общего образования по черчению для учащихся 8-9 классов составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) от 30. 07. 2018 № 678.

За основу взята примерная программа основного общего образования по предмету Черчение: 8-9 кл.: Примерная программа основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Денисенко Т.В., Грохольская Т.С., Душкина И.А. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 12 с. (приказ Минобрнауки от 23.08.2018 № 725), материал в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов.

При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта к структуре программы, к планируемым результатам освоения учебного предмета в составе основной образовательной программы школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности; формы аттестации учащихся; оценочные и методические материалы; планируемые результаты освоения учебного предмета.


1.1. Общая характеристика учебного предмета


Черчение входит в предметную область «Технология»

Содержание программы предусматривает создание условий для ознакомления учащихся с основами современного производства и с местом графических документов в производственной деятельности людей. Формированию у учащихся пространственного мышления, развитию их технических способностей способствуют различные графические и практические работы, связанные с анализом содержания изображений на чертеже и чтением чертежей с целью определения различных сведений об изображенных на них предметах, применением элементов конструирования и мнимых преобразований пространственных свойств предметов.


1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно базисному учебному плану (приказ Минобрнауки от 30.07.2018 № 679), в соответствии с базовым учебным планом МОО СШ № 10 в 2018 – 2019 учебном году на обязательное изучение предмета «Черчение» на ступени основного общего образования отводится 16,5 учебных часа. Соответственно, на освоение дисциплины в 8-9 классах отводится 16,5 учебных часа в год (0,5 учебного часа в неделю), продолжительностью изучения 33 учебные недели (через неделю), что определяется календарным учебным графиком работы МОО СШ № 10, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.







1.3. Цели


Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, метапредметного, системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода к обучению.

Системно-деятельностный подход:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Метапредметный подход:

  • вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применяя на практике.

Компетентностно-ориентированный подход:

– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;

– определять рациональное потребление;

– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;

– принимать решения;

– уметь прийти к общему мнению;

– работать в группах;

– уметь организовать свою работу.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей.




























2. Содержание учебного предмета 8-9 класс

Всего часов по программе (16,5 ч; 1 ч через неделю; резерв – 0,5 ч)

Период обучения

Название тематического блока

Количество

отводимого

времени

по плану - по факту

Количество

Графических работ

Количество практических работ

Количество контрольных работ



1 четверть

8 класс



Тема 1. Введение

0,5

0,5





Тема 2. Общие требования к оформлению чертежей

1,5

1,5

1

1




Тема 3. Геометрические построения на чертежах

2

2

1

1




2 четверть

Тема 4. Чертежи в системе прямоугольных проекций

3

3

1

1




Тема 5. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

2,5

2,5





3 четверть

Тема 6. Проекции основных геометрических тел.

1,5

1,5





Тема 6. Проекции основных геометрических тел.

2

2


1

1



Тема 7. Выполнение и чтение чертежей

1,5

1,5


1

1



4 четверть

Тема 7. Выполнение и чтение чертежей

1,5

1,5



1

1

Тема 8. Обобщение и систематизация знаний

0,5

0,5/1




Всего

8

16,5

16/17

3

3

2

2

1

1


9 класс



1 четверть

Тема 1. Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение

чертежа детали

1

1




Тема 2. Сечения на чертежах

3

3

1

1



2 четверть

Тема 3. Разрезы на чертежах

4

4




3 четверть

Тема 3. Разрезы на чертежах

1

1

1

1



Тема 4. Сборочные чертежи

Тема 4.1. Изображение типовых соединений на сборочных чертежах

5,5

2,5

6

2,5


1


1



Тема 4.2. Сборочные чертежи изделий

1,5

1,5


1

1



4 четверть

Тема 4.3. Деталирование

1,5

2

1

1



Тема 5. Строительные чертежи

1

1




Тема 6. Итоговая контрольная работа

0,5

0,5



1

1

Тема 7. Обобщение и систематизация знаний

0,5

0,5



Всего

7

16,5

17

4

4

1

1

1

1


3. Календарно-тематическое планирование по черчению

для обучающихся 8-х классов







урока




8-А




8-Б



Основные виды учебной деятельности содержательный компонент урока

Рабочие примечания

Дата урока

Дата урока



план

факт

план

факт

Тема 1. (0,5 ч). Введение

Тема 2. (1, 5ч). Общие требования к оформлению чертежей

1

14.09


07.09


Введение

Значение черчения в практической деятельности людей. Разновидности графических документов. Краткая история развития чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы. Рациональные приемы

работы с чертежными инструментами.

Понятие о государственных стандартах. ЕСКД. Форматы чертежей. Рабочее поле и рамка чертежа. Основная надпись на чертеже.

Линии чертежа: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, сплошная

волнистая, штриховая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками. Соотношение толщин линий и их назначения.




2

28.09


21.09


Основные сведения о чертежных шрифтах: виды, соотношение размеров. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Масштабы чертежей.

Основные сведения о нанесении размеров на чертеже. Изображение «плоских» предметов. Последовательность их построения.

Графическая работа № 1

«Чертеж «плоской» детали».


Тема 3. (2 ч). Геометрические построения на чертежах

3

12.10


05.10


Анализ графического состава изображений на чертежах. Графические приемы построения: деление отрезков, углов и окружностей на равные части.


4

26.10


19.10


Сопряжения. Виды сопряжений, их элементы, последовательность построений.

Графическая работа № 2

«Чертеж детали с использованием геометрических построений, в том числе сопряжения».


Тема 4 (3 ч). Чертежи в системе прямоугольных проекций

5

16.11


09.11


Понятие о методах проецирования. Прямоугольные проекции как средство изображения объемного предмета на плоскости. Построение проекций предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.


6

30.11


23.11


Понятие о виде как разновидности изображений на чертеже. Взаимное расположение видов на чертеже, их названия.


7

14.12


07.12


Требования к главному вида на чертеже. Определение необходимого количества видов.

Графическая работа № 3

Чертеж детали в трех проекциях по наглядному изображению или с натуры



Тема 5 (2,5 ч). Аксонометрические проекции. Технический рисунок

Тема 6. (3,5ч). Проекции основных геометрических тел.

8

28.12


21.12


Назначение и основные виды аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направления осей показатели искажения.


9

25.01


18.01


Аксонометрические проекции плоских фигур и окружностей. Аксонометрические проекции объемных предметов. Нанесение размеров на изображениях.


10

08.02


01.02


Построение технических рисунков предметов.

Анализ геометрической формы предмета.

Проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Развертки поверхностей геометрических тел.


11

22.02


15.02


Нахождение проекций вершин, ребер, граней. Нахождение проекций элементов поверхностей на чертеже предмета. Проекции точек, лежащих на поверхности предмета. Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета.


12

22.03


01.03


Выполнение чертежей деталей с преобразованием их формы, взаимного расположения частей и пространственного положения элементов.


13

12.04


15.03


Чтение чертежей.

Практическая работа № 1 «Устное чтение чертежей».



Тема 7 (3 ч). Выполнение и чтение чертежей

14

26.04


05.04


Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета. Некоторые условности при нанесении размеров на чертежах. Выполнение чертежей деталей с преобразованием их формы, взаимного расположения частей и пространственного положения элементов. Элементы конструирования.

Практическая работа № 2

Моделирование по чертежу.



15

10.05


19.04


Эскиз детали, его назначение и отличие от чертежа, последовательность выполнения и оформления эскиза. Выполнение эскиза детали с натуры.


16

24.05


03.05


Итоговая контрольная работа.

Обобщение и систематизация знаний.



Тема 8 (1ч). Обобщение и систематизация знаний

17


17.05


Обобщение и систематизация знаний




















Календарно-тематическое планирование по черчению

для обучающихся 9-х классов







урока




9-А




9-Б



Разделы,

Тема урока

Основные виды учебной деятельности содержательный компонент урока

Рабочие примечания

Дата урока

Дата урока




план

факт

план

факт

Тема 1(1 ч). Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение чертежа детали


1

11.09


04.09


Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение чертежа детали.


Тема 2 (3ч). Сечения на чертежах

2

25.09


18.09


Понятие о сечении. Образование сечения. Виды сечений: вынесенные и наложенные.



3

09.10


02.10


Выполнение и обозначения сечений


4

23.10


16.10


Условности, принятые при выполнении сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Графическая работа № 1

«Чертеж (эскиз) детали с выполнением сечений»



Тема 3 (5ч). Разрезы на чертежах

5

13.11


06.11


Понятие о разрезе, как разновидности изображений на чертежах. Образование разреза. Отличие разреза от сечения.


6

27.11


20.11


Выполнение и обозначение разрезов.


7

11.12


04.12


Соединение части вида и части разреза. Условности и упрощения при выполнении разрезов.


8

25.12


18.12


Сложные разрезы: ступенчатый и ломаный.

Графическая работа № 2

«Чертеж детали с необходимыми разрезами».


9

22.01


15.01


Чтение чертежей, содержащих сечения и разрезы


Тема 4 (6 ч). Сборочные чертежи.

Тема 4.1 (2,5 ч). Изображение типовых соединений на сборочных чертежах

10

05.02


29.01


Общие сведения о сборочных чертежах и соединениях деталей. Назначение и содержание сборочных чертежей. Спецификация.

Изображение и обозначения резьбы на чертежах деталей. Работа со справочным материалом.


11

19.02


12.02


Понятие о соединениях деталей. Изображения разъемных соединений деталей: болтовых, винтовых, шпоночных и штифтовых.

Графическая работа № 3

«Чертеж шпоночного соединения с использованием справочного материала»


Тема 4.2 (1,5 ч). Сборочные чертежи изделий

12

05.03


26.02


Изображения и обозначения неразъемных соединений: сварных, заклепочных

Основные изображения на сборочном чертеже (виды, сечения, разрезы). Особенности при выполнении сборочных чертежей: разрезы на сборочных чертежах, нанесение размеров, штриховка сечений смежных деталей.


13

19.03


12.03


Чтение сборочных чертежей с применением контрольных вопросов. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Практическая работа № 1

«Чтение сборочных чертежей».


Тема 4.3 (2 ч) Деталирование сборочных чертежей.

14

09.04


02.04


Назначение и содержание процесса деталирования сборочного чертежа. Последовательность деталирования. Согласование размеров.


15

23.04


16.04


Деталирование с выполнением 1-2 деталей по сборочному чертежу.

Графическая работа № 4


Тема 5 (1ч). Строительные чертежи

16

07.05


30.04


Назначение, основные виды и содержание строительных чертежей. Особенности их оформления. Изображения на строительных чертежах. Условные обозначения. Размеры на строительных чертежах.

Чтение строительных чертежей.


Тема 6 (0,5ч). Итоговая контрольная работа.

Тема 7 (0,5 ч). Обобщение и систематизация знаний.

17

21.05


14.05


Итоговая контрольная работа.

Обобщение и систематизация знаний.





4. Формы аттестации


Контроль усвоенного материала осуществляется в каждой четверти через определение уровня знаний учащихся путем текущего оценивания. Овладение учебными достижениями по черчению осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения графических и практических работ.

Графические работы предусматривают: выполнение графических упражнений в рабочих тетрадях, выполнение чертежей и эскизов. Практические работы предусматривают: чтение чертежей, моделирование по чертежу.

Конкретный материал для графических и практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на приведенные в учебнике по черчению образцы задач.


5. Оценочные и методические материалы


ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В Примерной программе учебного предмета «Черчение» к каждой теме определены обязательные результаты обучения: требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые выражаются в разных видах учебной деятельности. В контексте этого изменяются подходы к оцениванию учебных достижений учащихся как составляющей учебного процесса. Оценивание должно базироваться на положительном принципе, предусматривающем учёт уровня достижений обучающегося.

Оценивание учебных достижений по черчению осуществляется в двух аспектах:

  • уровень владения теоретическими знаниями (определяется в процессе устного или письменного опроса);

  • качество выполнения графических и практических работ.

Ориентируясь на специфику предмета, учитель должен учесть следующие требования:

  • уровень усвоения теоретических знаний, предусмотренных программой и их использование во время выполнения графических и практических работ;

  • умение пользоваться разными видами конструкторско-технологической документации и иными источниками информации;

  • соблюдение требований к оформлению чертежей в процессе выполнения графических работ;

  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём в процессе работы;

  • уровень полученных умений и навыков во время выполнения практических и графических работ.

Реализация данной программы основана на использовании:

- индивидуальные разработки учителя;

- карточки-задания;

- наглядность.











6. Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения)


Личностные результаты освоения учебного предмета:

учащийся объясняет:

  • назначение графических документов в практической деятельности людей; знает и применяет рациональные приемы работы с чертежными инструментами

Учащийся называет:

  • размеры формата А-4; назначение основной надписи на чертеже, основные типы линий; основные правила выполнения надписей; умеет вычерчивать линии чертежа в соответствии с ГОСТом; выполнять надписи чертежным шрифтом;

  • назначение аксонометрических проекций, их характерные особенности; условия, влияющие на выбор аксонометрической проекции;

  • знает назначение технического рисунка.

Учащийся знает:

  • правила нанесения линейных размеров;

  • назначение масштабов, их виды и обозначения на чертеже;

  • последовательность построения изображений плоских предметов;

  • правила работы чертежными инструментами; способы разделения угла, отрезка и окружностей на равные части; определять последовательность построений, из которых состоит контур изображения;

  • основные методы проецирования, элементы проецирования; требования к главному виду на чертеже; последовательность проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; названия видов на чертежах и их взаимное расположение;

  • основы анализа геометрической формы предмета, характерные особенности проекций геометрических тел, последовательность построения проекций точек, лежащих на поверхности предмета, практическое применение разверток;

  • рациональные приемы нанесения размеров на чертеже; условности при нанесении размеров, наносит размеры на чертежах предметов с учетом их формы; осуществляет несложные пространственные преобразования предметов;

  • назначение сечения, классификацию различных видов сечений; умеет выполнять наложенные и вынесенные сечения несложных деталей;

  • классификацию разрезов, правила их выполнения и обозначения; последовательность чтения чертежей;

  • назначение и содержание сборочных чертежей;

  • назначение резьбы, особенности изображения и обозначения резьбы на стержне и в отверстии;

  • правила выполнения сборочных чертежей; умеет выполнять и читать спецификацию сборочного чертежа, знает последовательность чтения сборочных чертежей;

  • назначение и правила выполнения деталировки сборочного чертежа;

  • виды, назначение, содержание строительных чертежей; правила нанесения размеров.

Учащийся умеет:

  • определять и обозначать масштабы чертежей;

  • выполнять построение чертежей «плоских» предметов;

  • делить отрезки, окружности на равные части, строит различные виды сопряжений;

  • строить проекции предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • строить аксонометрические проекции плоских фигур, геометрических тел, несложных деталей;

  • выполнять технические рисунки;

  • анализировать геометрическую форму деталей; читать чертежи группы геометрических тел; строить проекции точек, вершин, ребер, граней;

  • наносить размеры на чертежах предметов с учетом их формы; осуществлять несложные пространственные преобразования предметов;

  • выполнять чертежи и эскизы деталей с натуры и по наглядному изображению, читать чертеж;

  • выполнять чертеж детали с нанесением размеров;

  • выполнять и обозначать разрезы на чертежах деталей; применять необходимые условности и упрощения при выполнении разрезов; применять соединение части вида с частью разреза; читать чертежи, содержащие сечения и разрезы;

  • выполнять чертежи различных типовых соединений;

  • читать сборочный чертеж по плану и контрольным вопросам;

  • читать и детализовать чертежи изделий, состоящих из 5–6 деталей; согласовывать размеры деталей в процессе деталировки;

  • читать несложные строительные чертежи.

Метапредметные результаты изучения предмета:

  • умения применять систематизированные теоретические и практические знания по построению чертежей и иных графических изображений;

  • формирование у учащихся качеств, необходимых для творчества и рационализаторской деятельности;

  • овладение практическими навыками

  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты должны обеспечивать:

  • формирование знаний и умений, необходимых для чтения графических материалов, выполнения графических документов;

  • содействие овладению учащимися выбранным профилем обучения;

  • развитие пространственного мышления учащихся;

  • формирование способностей к самостоятельной работе с учебным материалом;

  • формирование понятий по конструкторско-технической документации, государственных стандартов.



Планируемые результаты изучения учебного предмета


Результаты обучения представлены в личностных результатах к уровню подготовки учащихся и содержат четыре компонента: объяснять/знать/называть/уметь, перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний по черчению на базе изучения теоретического материала и выполнения графических и практических работ.














СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова Г. Г. Дидактический материал по черчению для 7-9 классов вспомогательной школы: [пособие для учителя] / Г. Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988.

2. Воротников И. А. Занимательное черчение: кн. для учащихся сред. школы \ И.А. Воротников. – [4- е изд., переработанное и доп.] – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.

3. Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: книга для учителей / В. А. Гервер. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

4. Василенко Е. А. Карточки-задания по черчению для 8 класса: [пособие для учителя] / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. – М.: Просвещение, 1990.

5. Крицький А. В. Альбом карток з креслення для 8 класу / А. В. Крицький. – К. : Рад. вид., 1981. – 101с.

6. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: [пособие для учителей] / Н.С.Николаев. – М.: Просвещение, 1990.

7. Повышение эффективности и качества преподавания черчения: [пособие для учителей] / сост. А. Д. Ботвинников. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.

8. Севастопольский Н. О. Задания по проецированию: книга для учителя / Н.О. Севастопольский. – М.: Просвещение, 1992.

9. Сидоренко В. К. Выполнение и чтение рабочих чертежей деталей / В. К. Сидоренко. – К.: Вища школа, 1986. – 112 с.

10. Сидоренко В. К. Наглядные пособия и технические средства в обучении черчению: [пособие для учителя] / В. К. Сидоренко. – К.: Освіта, 1991. – 192 с.

11. Тхоржевский Д. А. Методика преподавания общетехнических дисциплин и трудового обучения / Д. А. Тхоржевский. – К.: Вища шк. 1980.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!