СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для детей c ССД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для детей c ССД»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»

«Утверждаю»

Директор МКОУ школы «Гармония»

_____Рябизина Е.А.


Приказ № ________от

«____»_______2021г

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР


Лепская Е.В.




«____»____________2021г

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов и дефектологов

Семенова Ю.В.

Протокол № ___ от

«____»________2021 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Для детей с интеллектуальными нарушениями

Чтение

9 «В» класс

уровень обучения: базовый

на 2021-2022 учебный год


















2021 - 2022






Пояснительная записка


Рабочая программа учебной дисциплины «Чтение» для обучающихся 9«В» класса разработана для обучающихся с ОВЗ на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Адаптирована.


Нормативно-правовой статус рабочей программ


Рабочая программа по письму в 9 классе разработана на основе:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).

- Учебный план МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской общеобразовательной школы «Гармония» на 2021 – 2022 учебный год;

-Годовой календарный учебный график МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской общеобразовательной школы «Гармония» на 2021 – 2022 учебный год;

-Положения о рабочей программе МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской общеобразовательной школы «Гармония»

.

Особенности контингента обучающихся


Основной состав обучающихся 9 В класса- дети с выраженным нарушением интеллекта. Адаптированная программа составлена с учетом способностей и возможностей данного контингента детей


Общая характеристика учебного предмета


Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с интеллектуальными нарушениями.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей в классе овладевают простейшими навыками чтения, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.

Обучение чтению направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности.


Изучение чтения в 9 классе направлено на достижение следующей цели:


Конечная цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей читать несложный текст (печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы с опорой на иллюстрацию.

Задачи, решаемые на уроках по чтению:

­- повторение пройденных звуков и букв. Умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце), овладение звукобуквенным анализом;

-образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко;

- составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;

- составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов;

- четкое послоговое чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, текстов по учебнику, работа по картинкам и иллюстрациям к тексту.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения чтению широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. При обучении чтению следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять индивидуальный подход к учащимся.



Место и роль предмета в учебном плане.


На изучение учебной дисциплины «Чтение» в 9 «В» классе отводится 3 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 94 часа


Рабочая программа разработана на основе


программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под ред.И.М.Бгажноковой. Адаптирована.

Формы организации учебного процесса:


Урок (фронтальные занятия с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся)


Средства контроля


Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме практической работы ( чтение предложений, небольшого текста, ответы на вопросы по тексту и иллюстрации)


Содержание обучения


  • Повторение пройденных звуков и букв;

  • Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками («Внимательно рассмотри ….», «Слушай и показывай….»);

  • Рассматривание совместно с учащимися картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек;

  • Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, голосов животных, птиц;

  • В играх и игровых упражнениях развитие слухового восприятия учащихся, их умений различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой;

  • Обучение учащихся договариванию при прослушивании стихов (сопряженно);

  • Подбор слов с заданным звуком и определение места его нахождения в словах (в начале и в конце слова);

  • Упражнения в соотнесении предмета, картинки и карточки со словом;

  • Упражнения в соотнесении артикуляции;

  • Образова­ние и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими со­гласными в начале слога (ла, ли, лук, люк);

  • Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур;

  • Послоговое чтение (повторении


Общие результаты освоения содержания курса


Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


Общие требования к уровню подготовки учащихся


  • подбирать слова на заданный звук в начале слова;

  • выделять в словах звуки в начале и в конце слова;

  • послоговое чтение слов, предложений и коротких текстов по учебнику (с помощью учителя, самостоятельно);

  • работать с учебником по чтению, рассматривать иллюстрации и читать по учебнику.

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук;

  • уметь отвечать на простые вопросы по прочитанному с опорой на картинку, иллюстрацию.

Основные предполагаемые требования к знаниям и умениям обучающихся.

  • уметь выделять заданный звук в речи;

  • правильное и отчетливое произне­сение (по мере возможности) их в изолированной позиции;

  • различение звука в сочетании с другими звуками;

  • уметь определять звук в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется);

  • находить из предложенных букв изученные и называть их;

  • образовывать из усвоенных звуков и букв слоги;

  • составлять слова из букв разрезной азбуки на материале прочитанных текстов, затем читать их (с помощью учителя или самостоятельно);

  • подбирать слова на заданный звук в начале слова;

  • выделять в словах звуки в начале и в конце слова;

  • послоговое чтение слов, предложений и коротких текстов по учебнику (с помощью учителя, самостоятельно);

  • работать с учебником по чтению, рассматривать иллюстрации и читать по учебнику.

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук;

  • уметь отвечать на простые вопросы по прочитанному с опорой на картинку, иллюстрацию.


Направления коррекционной работы:


  1. Развитие сенсорной и моторной сферы.

  2. Формирование и развитие речи.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации

  1. нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).

  2. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.

6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов, учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.


Учебно-методическое обеспечение

- Учебник Чтение (3 класс) (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)  Автор-сост. Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М

- Дидактические игры по чтению «Читаем сами», «Речевая тропинка»

- Слоговые таблицы

- Кассы букв и слогов

- Букварь Автор: Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И.



Критерии оценивания


Оценивание знаний учащихся происходит условно, с учетом нозологии и индивидуальных особенностей детей.


Основная литература:


1 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).

2 Методическое пособие для учителя «Азбучные игры»


Дополнительная литература:


1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью. 2003 г.



Календарно - тематическое планирование по

чтению (95 час.)

Наименование разделов и тем

Кол час.

Кален сроки

Факт.

Прим.

1

2

Мы хотим учиться  Г.Белова

2




3

4

Как я под партой сидел В.Голявкин.

2




5

6

Луг. Г.Демченко.

2




7

8

Одуванчик Е.Серова

2




9

10

Ливень С.Козлов

2




11

12

Жаркий день Л.Воронковой

2




13

14

Учёный кот В.Орлов

2




15

16

Листья опадают с клёнов В. Песков

2




17

18

В поле Я. Тайцу

2




19

20

Два лентяя(сказка)

2




21

22

Е. Трутнева. Осень

2




23

24

Посмотри как день прекрасен. И.Мазнин

2




25

26

Как птицы и звери к зиме готовятся Г.Снегирёв

2




27

28

Рыжие листья Н.Грибачев

2




29

30

Яблоко В.Сутеев

2




31

32

Осень К.Бальмонт

2




33

34


Ласточки пропали

А. Фет

2




35

36

Б. Заходер «Повара»

2




37

38

По М. Дружининой «Сюрприз»

2




39

40

Ласточки пропали

А. Фет Грибы

В.Катаев



2




41

42

Железная дорога Н.Некрасов

2




43

44

Удивительная верёвка М. Басина

2




45

46

Вот какая история

К. Киршина


2




47

48

Зима Л. Яхнин

Какая бывает зима М. Пляцковский


2




49

50

Зимнее утро А. Пушкин

2




51

52

Загадки на снегу Е. Ровинская

2




53

54

Отчего у белого медведя нос чёрный? сказка

2




55

56

Лиса и волк.

2




57

Лиса и волк.

1




58

59

Гололедица

В. Берестова


2




60

61

Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»

2




62

63


Как трудно бить баклуши По М.Бартеневу

2




64

65

Смелый,да не очень М.Зощенко

2




66

67

Подснежник Х.К.Андерсен

2




68

69

Весенняя песня В.Бирюков

2




70

71

Как Миша хотел маму перехитрить Е.Пермяк

2




72

73

Три товарища В.Осеева




2




74

Повторение пройденного. Пересказ любимого произведения. Рисунок.

1




75

76

Стальное колечко К.Паустовский

2




77

78

Камень, ручей, сосулька и солнце Э.Шим

2




79

80

Голубой апрель А. Барков

2




81

82

Лев и собачка По Л.Толстому

2




83

84

Как слон спас хозяина от тигра Б.Житков

2




85

86

Хрюшка обижается В. Орлов

2




87

88

Как Незнайка катался на газированном автомобиле По Н.Носову

2




89

90

Как Незнайка катался на газированном автомобиле По Н.Носову

2




91


Ландыши Е.Серов

1




92

Черёмуха И.Соколов-Микитов

1




93

В. Степанов «Песня»

1





94

А. Усачев «Что такое лето?»

1