Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»
«Утверждаю» Директор МКОУ школы «Гармония» _____Рябизина Е.А. Приказ № ________от «____»_______2021г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Лепская Е.В. «____»____________2021г | «Рассмотрено» На ШМО учителей начальных классов и дефектологов Семенова Ю.В. Протокол № ___ от «____»________2021 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для детей с интеллектуальными нарушениями
Чтение
9 «В» класс
уровень обучения: базовый
на 2021-2022 учебный год
2021 - 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Чтение» для обучающихся 9«В» класса разработана для обучающихся с ОВЗ на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Адаптирована.
Нормативно-правовой статус рабочей программ
Рабочая программа по письму в 9 классе разработана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).
- Учебный план МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской общеобразовательной школы «Гармония» на 2021 – 2022 учебный год;
-Годовой календарный учебный график МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской общеобразовательной школы «Гармония» на 2021 – 2022 учебный год;
-Положения о рабочей программе МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской общеобразовательной школы «Гармония»
.
Особенности контингента обучающихся
Основной состав обучающихся 9 В класса- дети с выраженным нарушением интеллекта. Адаптированная программа составлена с учетом способностей и возможностей данного контингента детей
Общая характеристика учебного предмета
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с интеллектуальными нарушениями.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей в классе овладевают простейшими навыками чтения, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.
Обучение чтению направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности.
Изучение чтения в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
Конечная цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей читать несложный текст (печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы с опорой на иллюстрацию.
Задачи, решаемые на уроках по чтению:
- повторение пройденных звуков и букв. Умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце), овладение звукобуквенным анализом;
-образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко;
- составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;
- составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов;
- четкое послоговое чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, текстов по учебнику, работа по картинкам и иллюстрациям к тексту.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения чтению широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. При обучении чтению следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Место и роль предмета в учебном плане.
На изучение учебной дисциплины «Чтение» в 9 «В» классе отводится 3 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 94 часа
Рабочая программа разработана на основе
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под ред.И.М.Бгажноковой. Адаптирована.
Формы организации учебного процесса:
Урок (фронтальные занятия с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся)
Средства контроля
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме практической работы ( чтение предложений, небольшого текста, ответы на вопросы по тексту и иллюстрации)
Содержание обучения
Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками («Внимательно рассмотри ….», «Слушай и показывай….»);
Рассматривание совместно с учащимися картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек;
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, голосов животных, птиц;
В играх и игровых упражнениях развитие слухового восприятия учащихся, их умений различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой;
Обучение учащихся договариванию при прослушивании стихов (сопряженно);
Подбор слов с заданным звуком и определение места его нахождения в словах (в начале и в конце слова);
Упражнения в соотнесении предмета, картинки и карточки со словом;
Упражнения в соотнесении артикуляции;
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк);
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур;
Послоговое чтение (повторении
Общие результаты освоения содержания курса
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Общие требования к уровню подготовки учащихся
подбирать слова на заданный звук в начале слова;
выделять в словах звуки в начале и в конце слова;
послоговое чтение слов, предложений и коротких текстов по учебнику (с помощью учителя, самостоятельно);
работать с учебником по чтению, рассматривать иллюстрации и читать по учебнику.
показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук;
уметь отвечать на простые вопросы по прочитанному с опорой на картинку, иллюстрацию.
Основные предполагаемые требования к знаниям и умениям обучающихся.
уметь выделять заданный звук в речи;
правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции;
различение звука в сочетании с другими звуками;
уметь определять звук в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется);
находить из предложенных букв изученные и называть их;
образовывать из усвоенных звуков и букв слоги;
составлять слова из букв разрезной азбуки на материале прочитанных текстов, затем читать их (с помощью учителя или самостоятельно);
подбирать слова на заданный звук в начале слова;
выделять в словах звуки в начале и в конце слова;
послоговое чтение слов, предложений и коротких текстов по учебнику (с помощью учителя, самостоятельно);
работать с учебником по чтению, рассматривать иллюстрации и читать по учебнику.
показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук;
уметь отвечать на простые вопросы по прочитанному с опорой на картинку, иллюстрацию.
Направления коррекционной работы:
Развитие сенсорной и моторной сферы.
Формирование и развитие речи.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации
нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов, учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
Учебно-методическое обеспечение
- Учебник Чтение (3 класс) (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Автор-сост. Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М
- Дидактические игры по чтению «Читаем сами», «Речевая тропинка»
- Слоговые таблицы
- Кассы букв и слогов
- Букварь Автор: Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И.
Критерии оценивания
Оценивание знаний учащихся происходит условно, с учетом нозологии и индивидуальных особенностей детей.
Основная литература:
1 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
2 Методическое пособие для учителя «Азбучные игры»
Дополнительная литература:
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. 2003 г.
Календарно - тематическое планирование по
чтению (95 час.)
№ | Наименование разделов и тем | Кол час. | Кален сроки | Факт. | Прим. |
1 2 | Мы хотим учиться Г.Белова | 2 | | | |
3 4 | Как я под партой сидел В.Голявкин. | 2 | | | |
5 6 | Луг. Г.Демченко. | 2 | | | |
7 8 | Одуванчик Е.Серова | 2 | | | |
9 10 | Ливень С.Козлов | 2 | | | |
11 12 | Жаркий день Л.Воронковой | 2 | | | |
13 14 | Учёный кот В.Орлов | 2 | | | |
15 16 | Листья опадают с клёнов В. Песков | 2 | | | |
17 18 | В поле Я. Тайцу | 2 | | | |
19 20 | Два лентяя(сказка) | 2 | | | |
21 22 | Е. Трутнева. Осень | 2 | | | |
23 24 | Посмотри как день прекрасен. И.Мазнин | 2 | | | |
25 26 | Как птицы и звери к зиме готовятся Г.Снегирёв | 2 | | | |
27 28 | Рыжие листья Н.Грибачев | 2 | | | |
29 30 | Яблоко В.Сутеев | 2 | | | |
31 32 | Осень К.Бальмонт | 2 | | | |
33 34 | Ласточки пропали А. Фет | 2 | | | |
35 36 | Б. Заходер «Повара» | 2 | | | |
37 38 | По М. Дружининой «Сюрприз» | 2 | | | |
39 40 | Ласточки пропали А. Фет Грибы В.Катаев | 2 | | | |
41 42 | Железная дорога Н.Некрасов | 2 | | | |
43 44 | Удивительная верёвка М. Басина | 2 | | | |
45 46 | Вот какая история К. Киршина | 2 | | | |
47 48 | Зима Л. Яхнин Какая бывает зима М. Пляцковский | 2 | | | |
49 50 | Зимнее утро А. Пушкин | 2 | | | |
51 52 | Загадки на снегу Е. Ровинская | 2 | | | |
53 54 | Отчего у белого медведя нос чёрный? сказка | 2 | | | |
55 56 | Лиса и волк. | 2 | | | |
57 | Лиса и волк. | 1 | | | |
58 59 | Гололедица В. Берестова | 2 | | | |
60 61 | Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» | 2 | | | |
62 63 | Как трудно бить баклуши По М.Бартеневу | 2 | | | |
64 65 | Смелый,да не очень М.Зощенко | 2 | | | |
66 67 | Подснежник Х.К.Андерсен | 2 | | | |
68 69 | Весенняя песня В.Бирюков | 2 | | | |
70 71 | Как Миша хотел маму перехитрить Е.Пермяк | 2 | | | |
72 73 | | 2 | | | |
74 | Повторение пройденного. Пересказ любимого произведения. Рисунок. | 1 | | | |
75 76 | Стальное колечко К.Паустовский | 2 | | | |
77 78 | Камень, ручей, сосулька и солнце Э.Шим | 2 | | | |
79 80 | Голубой апрель А. Барков | 2 | | | |
81 82 | Лев и собачка По Л.Толстому | 2 | | | |
83 84 | Как слон спас хозяина от тигра Б.Житков | 2 | | | |
85 86 | Хрюшка обижается В. Орлов | 2 | | | |
87 88 | Как Незнайка катался на газированном автомобиле По Н.Носову | 2 | | | |
89 90 | Как Незнайка катался на газированном автомобиле По Н.Носову | 2 | | | |
91 | Ландыши Е.Серов | 1 | | | |
92 | Черёмуха И.Соколов-Микитов | 1 | | | |
93 | В. Степанов «Песня» | 1 | | | |
94 | А. Усачев «Что такое лето?» | 1 | | | |