СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 стр.

Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Чтение 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: З.Ф. Малышева  – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 стр.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (8 класс)»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 стр.

Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Чтение 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: З.Ф. Малышева – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 стр.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  4. Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» на 2018-2019 учебный год;

  5. Календарный учебный график КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» на 2018-2019 учебный год.

Рабочей программой по чтению для 8 класса определена цель - максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития школьников, подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.

Изучение предмета «Чтение и развитие речи» в 8 классе способствует решению следующих задач:

- формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей;

- совершенствование навыка пересказа текста по плану; выделения главной мысли

произведения, определения основных черт характеров героев;

- совершенствование навыка правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;

- воспитание социально адаптированных в плане общего развития и сформированности нравственных качеств личностей учащихся.

Специальная задача - коррекция речи и мышления школьников с психическим недоразвитием - является составной частью учебного процесса и решается в процессе воспитания и формирования у учащихся знаний, умений и навыков по предмету.

Основные направления коррекционной работы:

- коррекция артикуляционного аппарата;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция познавательной и речевой деятельности обучающихся;

- развитие речи, владение техникой речи;

- коррекция слухового и зрительного восприятия;

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- развитие познавательных процессов;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика курса

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более, их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основными методами являются:

- словесные методы:

рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

беседа, используется при выяснении уровня знаний обучающихся;

объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей.

Словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

- работа с книгой и учебником;

- наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий).

Наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Структура курса

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» в 8 классе рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. Возможно изменение количества часов, в зависимости от особенностей календарного учебного графика, выпадения уроков на праздничные дни.

Формы и методы контроля

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется следующим образом:

- текущий контроль (беседы по вопросам составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям);

- тематический контроль (чтение наизусть стихотворений, тест, проверочные работы);

- обобщающий контроль (проверка техники чтения).

Время, отводимое на уроке для контроля: 5-15 мин.


Тематическое распределение часов по предмету


п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Часы

Творческие работы

Внеклассное чтение

Устное народное творчество. 9 ч.

1

Сказки

2



2

Пословицы и загадки

1



3

Баллады

3



4

Былины

3


1

Произведения русских писателей XIX века. 38 ч.

5

А.С.Пушкин

8

1


6

М.Ю.Лермонтов

4



7

И.А.Крылов

5


1

8

Н.А.Некрасов

5



9

И.С.Никитин

4


1

10

И.С.Тургенев

8

2


11

Л.Н.Толстой

4


1

Произведения русских писателей 1-й половины XX века. 23 ч.

12

А.П.Чехов

2



13

В.Г.Короленко

9

2


14

М.Горький

4



15

С.А.Есенин

3


1

16

А.П.Платонов

1



17

А.Н.Толстой

3

1


18

Н.А.Заболоцкий

1



Произведения русских писателей 2-й половины XX века. 33 ч.

19

К.Г.Паустовский

6

1

1

20

Р.И.Фраерман

7

1


21

Л.А.Кассиль

3

1


22

А.Т.Твардовский

3


1

23

В.М.Шукшин

3



24

В.П.Астафьев

2



25

Р.П.Погодин

5

2


26

А.А.Сурков

4

1

1


Резерв

4



итого

103 ч. + 4 ч. (резерв)

12

8


Содержание учебного материала


Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Крат­кие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крыло­ва, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова.

Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. По­левого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Оша­нина, С. В. Михалкова.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характе­ристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к дей­ствующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе на­зывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительно­сти. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из пе­риодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Ба­бушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».

  2. А. Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».

  3. Ю. В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон
    просит огня».

  4. К. Я. Ваншенкт Стихотворения.

  5. А. П. Гайдар «Школа».

  6. С. А. Есенин Стихотворения.

  7. Ф. А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».

  8. В. А. Каверин «Два капитана».

  9. А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).

  10. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

  11. Я. М. Рубцов Стихотворения.

  12. К. М. Симонов Стихотворения.

  13. А. А. Сурков Стихотворения.

  14. А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

  15. В. М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и
    огорода».



Основные требования к уровню подготовки обучающихся по предмету



Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения учащихся, окончивших 8 класс. Требования структурированы по уровням обученности (по В.В. Воронковой).

II уровень

Обучающиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

- читать про себя;

- выделять главную мысль произведения;

- пересказывать содержание прочитанного;

- характеризовать главных действующих лиц.

Обучающиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.

III уровень

Обучающиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

- читать про себя;

- выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

- пересказывать содержание прочитанного (с помощью учителя)

- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя).

Обучающиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений (с помощью учителя).



Список литературы



1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 стр.

2. учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Чтение 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: З.Ф. Малышева – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 стр.

3. Шишкова М.И. «Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах (VIII вид). – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. – 88 стр.

4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 316 стр.


Интернет-ресурсы:


  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie (Социальная сеть работников образования – начальная школа)

  2. http://www.uchportal.ru (Учительский портал)

  3. http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

  4. http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)

  5. http://pedsovet.su (Сообщество взаимопомощи учителей)

  6. www.gramota.ru  (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех)

  7. http://www.k-yroky.ru/load/86 (К уроку. Русский язык, литература. Учителям, школьникам, студентам и родителям!)

  8. http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor ((A0) СОНАТА-ПРО: Конструктор рабочих программ).




Календарно-тематическое планирование по чтению в 8 классе

103 часа, 3 часа в неделю


п/п

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

Примечание

I четверть

Устное народное творчество.

1

03.09


Особенности сказочного жанра


2

05.09


Русская народная сказка Волшебное кольцо.


3

06.09


Пословицы и поговорки


4

10.09


Баллады. Особенности жанра.


5

12.09


В.А. Жуковский Перчатка.


6

13.09


И.З. Суриков Нашла коса на камень.


7

17.09


Былины. Особенности жанра.


8

19.09


Добрыня и Змей (отрывок)


9

20.09


Внеклассное чтение. Что за прелесть эти сказки!


Произведения русских писателей XIX века.

10

24.09


Сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина.


11

26.09


М.Я. Басина Публичное испытание.

наизусть

12

27.09


И.И. Пущин Записки о Пушкине.


13

01.10


А.С. Пушкин Во глубине сибирских руд.

наизусть

14

03.10


А.С. Пушкин Зимнее утро.


15

04.10


Р.р. Устное сочинение «Солнечное зимнее утро»


16

08.10


А.С. Пушкин Избранные стихи

наизусть

17

10.10


А.С. Пушкин Сказка о попе и работнике его Балде.


18

11.10


Сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.


19

15.10


М.Ю. Лермонтов Избранные стихи

наизусть

20

17.10


М.Ю. Лермонтов Родина.

наизусть

21

18.10


М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.


22

22.10


Сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова.


23

24.10


И.А. Крылов Волк на псарне.


24

25.10


И.А. Крылов Осел и Соловей.

наизусть

25

29.10


И.А. Крылов Муха и пчела.


26

31.10


Внеклассное чтение. Викторина по произведениям русской литературы XIX века


27

01.11


Сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.


II четверть

1

12.11


Н.А. Некрасов Размышления у парадного подъезда….


2

14.11


Н.А. Некрасов В полном разгаре страда деревенская….


3

15.11


Н. А. Некрасов отрывок из поэмы «Мороз Красный Нос».

наизусть

4

19.11


Н.А. Некрасов Русские женщины (отрывок).


5

21.11


Сведения о жизни и творчестве И.С. Никитина.


6

22.11


И.С. Никитин Русь.

наизусть

7

26.11


И.С. Никитин Утро на берегу реки.


8

28.11


Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. Рассказы.


9

29.11


Сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева.


10

03.12


И.С. Тургенев Муму.


11

05.12


Что сделало Герасима счастливым? Выбор ответа из 2-ой главы


12

06.12


Деление на части и составление плана 3-й главы


13

10.12


Обоснование своего отношения к событиям и действующим лицам


14

12.12


Р.р. Составление характеристики Герасима по предложенному плану

таблица

15

13.12


Сопоставление персонажей из рассказа и имения Тургеневых.


16

17.12


Р.р. Изложение по одной из частей рассказа И.С. Тургенева


17

19.12


Сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого


18

20.12


Л.Н. Толстой После бала.


19

24.12


Пересказ прочитанного от 3-го лица


20

26.12


Внеклассное чтение. А.П.Гайдар. Школа


Произведения русских писателей 1-й половины XX века.

21

27.12


Сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова.


III четверть

1

10.01


А.П. Чехов Лошадиная фамилия.


2

14.01


Сведения о жизни и творчестве В.Г. Короленко.


3

16.01


В.Г. Короленко Слепой музыкант.


4

17.01


Пересказ с использованием слов и выражений, взятых из текста.


5

21.01


Иллюстрирование черт характера героев произведения примерами из текста.


6

23.01


Озаглавливание частей повести с помощью учителя.


7

24.01


Р.р. Сравнительная характеристика героев в детские и юношеские годы


8

28.01


Обоснование своего отношения к действующим лицам.


9

30.01


Просмотр экранизации рассказа с последующим обсуждением


10

31.01


Р.р. Составление отзыва о прочитанном


11

04.02


Сведения о жизни и творчестве А.М. Горького.


12

06.02


А.М. Горький Макар Чудра.


13

07.02


Пересказ с использованием слов и выражений, взятых из текста.


14

11.02


Просмотр экранизации рассказа с последующим обсуждением


15

13.02


Сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина.


16

14.02


С.А.Есенин Избранные стихи

наизусть

17

18.02


Внеклассное чтение. Золотое сердце России.

Стихи русских поэтов.


18

20.02


А.П. Платонов Разноцветная бабочка.


19

21.02


Сведения о жизни и творчестве А.Н. Толстого.


20

25.02


А.Н. Толстой Русский характер.


21

27.02


Р.р. Сравнительная характеристика героя до ранения и после.


22

28.02


Н.А. Заболоцкий Некрасивая девочка.


Произведения русских писателей 2-й половины XX века.

23

04.03


Сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского.


24

06.03


К.Г. Паустовский Телеграмма.

наизусть

25

07.03


Сравнение отношения Насти к художнику и матери.


26

11.03


Просмотр экранизации рассказа с последующим обсуждением


27

13.03


Р.р. Составление отзыва о прочитанном


28

14.03


Внеклассное чтение. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».


29

18.03


Р.И. Фраерман Дикая собака Динго или повесть о первой любви.


30

20.03


Пересказ с использованием слов и выражений, взятых из текста.


31

21.03


Озаглавливание частей повести с помощью учителя.


32

08.03.


Резерв (Международный женский день)


IVчетверть

1

01.04


Иллюстрирование черт характера героев произведения примерами из текста.


2

03.04


Обоснование своего отношения к действующим лицам.


3

04.04


Просмотр экранизации рассказа с последующим обсуждением


4

08.04


Р.р. Составление отзыва о прочитанном


5

10.04


Л.А. Кассиль Пекины бутсы.


6

11.04


Пересказ прочитанного близко к тексту.


7

15.04


Р.р. Составление характеристики Пеки Дементьева по предложенному плану.


8

17.04


А.Т. Твардовский Василий Тёркин. Гармонь.

наизусть

9

18.04


Выделение основной мысли в главах Кто стреляя? В наступлении.


10

22.04


Внеклассное чтение. Произведения Ю.В. Бондарева.


11

24.04


В.М. Шукшин Гринька Малюгин.


12

25.04


Пересказ с использованием слов и выражений, взятых из текста.


13

29.04


Чтение по ролям 3-главы рассказа В.М.Шукшина.


14

06.05


В.П. Астафьев Далёкая и близкая сказка.


15

08.05


Озаглавливание частей повести с помощью учителя.


16

13.05


Р.П. Погодин Алфред.


17

15.05


Пересказ прочитанного близко к тексту.


18

16.05


Озаглавливание частей повести строчками из текста.


19

20.05


Р.р. Сравнение летнего отдыха деревенских ребят и Алфреда.

таблица

20

22.05


Р/р Составление отзыва о прочитанном произведении


21

23.05


А.А. Сурков Родина.


22

27.05


Внеклассное чтение. Рассказы А. Р. Беляева


23

29.05


Проверка техники чтения.


24

30.05.


Литературная викторина «По страницам любимых книг»


25

01.05.


Резерв (День весны и труда)


26

02.05.


Резерв (День весны и труда)


27

09.05


Резерв (День Победы)









12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!