Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом протокол от ___________№ ___ | Утверждена приказом от ___________ №_____ |
Рабочая программа
по предмету
«Русский язык»
для обучающихся 6 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Составитель:
учитель Е.М. Королёва
2021 г.
Пояснительная записка
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и условия знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Курс русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
Цель: посредством уроков русского языка создать условия для социализации и реабилитации обучающихся с последующей интеграцией их в общество.
Задачи:
образовательные: обучение грамматике и правописанию, выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
коррекционные: развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы;
личностные: расширение знаний обучающихся об окружающем мире, воспитание интереса к русскому языку, развитие умения пользоваться им в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала, основанного на связи с окружающей действительностью.
Нормативная база
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
Учебным планом;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сведения о примерной программе
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232 с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019 г.
Обоснование выбора программы
Программа под ред. В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 5 - 9классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида» выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ в полном объеме соответствует образовательным целям школы-интерната. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций, обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, имеющих умственную отсталость.
Внесенные изменения
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни и дни здоровья. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. В связи с этим, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, в программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение темы «Имя существительное».
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Место и роль учебного курса
На изучения предмета «Русский язык» в 6 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 6 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Технологии обучения
-
технология коррекционно - развивающего обучения;
-
технология дифференцированного и индивидуального обучения;
-
технология проблемного обучения;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
игровые технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций
-
ценностно-смысловые;
-
общекультурные;
-
учебно-познавательные;
-
информационные;
-
коммуникативные;
-
социально-трудовые.
Виды и формы контроля
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой четверти проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 6 классе – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Планируемый уровень подготовки выпускников
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках по русскому языку направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Русский язык»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
-
владение всеми видами речевой деятельности:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
владение разными видами чтения;
-
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
-
овладение навыком письма под диктовку текста с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-
умение разбирать слова по составу, умение образовывать слова при помощи приставки, суффикса;
-
умение различать части речи;
-
умение строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, пользоваться словарём.
Информация об используемом учебнике
Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой и Э.В. Якубовской. Москва «Просвещение», 2019 г.
Содержание рабочей программы
Повторение 5 часов
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы – 5 часов
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово – 12 часов
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Имя существительное – 26 часов. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное – 50 часов. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение – 29 часов.
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Повторение – 9 часов.
Учебно – тематический план – 136 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
| Повторение | 14 | |
| Звуки и буквы | 5 | |
| Слово | 12 | |
| Имя существительное | 26 | |
| Имя прилагательное | 50 | |
| Предложение | 29 |
| | Всего 136 часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающие должны уметь:
-
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-
разбирать слова по составу, образовывать слова при помощи приставки, суффикса;
-
различать части речи;
-
строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, пользоваться словарём.
Обучающие должны знать:
Межпредметные связи:
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Контрольная работа: итоговый диктант с заданием.
Литература и средства обучения
1. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой и Э.В. Якубовской. Москва «Просвещение», 2019 г.
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида пол редакцией В.В. Воронковой. Москва «Владос», 2011 г.
3. А.К. Аксёнова Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. ГРИФ. МО РФ
4. А.Г. Зикеев Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. М. Академия, 2000 г.
Электронные ресурсы:
-
www.school-collection.edu.ru
-
http://zavuch.info/forums.html
-
http://www.gramma.ru
-
http://www.openclass.ru
-
http://www.gramota.ru
-
http://korped.rkc-74.ru
-
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Дополнительная учебная литература
1. А.Г. Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие для работы с учащимися 4 - 7 классов специальных (коррекционных) учреждений. М. «Владос», 2003 г.
2. А.Д. Гонеев Основы коррекционной педагогики. М. Академия, 2002 г.
3. И.М. Бгажнокова Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта.
4. С.Г. Шевченко Коррекционно-развивающее обучение. «Владос» 2001 г.
Дополнительная учебная литература для обучающихся
1. Г.К. Лидман-Орлова Хочу быть грамотным Москва 1992 г.
2. Т.И. Питерская Карманный справочник школьника «Астрель» 2007 г.
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом протокол от ___________№ ___ | Утверждена приказом от ___________ №_____ |
Рабочая программа
по предмету
«Русский язык»
для обучающихся 6 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Составитель:
учитель Е.М. Королёва
2021 г.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Словарь |
| I четверть (31 час) | | | | |
| Предложение - 7 часов | | | | |
-
| Предложение. Связь слов в предложении. Выделение предложений из текста. | 2 | 1.09 3.09 | | |
-
| Большая буква в начале предложения, точка в конце. Дополнение предложений | 1 | 6.09 | | считать, решать |
-
| Составление предложений путём изменения выделенных слов по смыслу. | 1 | 7.09 | | |
-
| Составление предложений по картинкам. | 1 | 8.09 | | |
-
| Замена в предложениях повторяющихся слов. | 1 | 10.09 | | |
-
| Работа над деформированным текстом. | 1 | 13.09 | | |
| Звуки и буквы – 60 часов | | | | |
-
| Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. | 1 | 14.09 | | |
-
| Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | 15.09 | | |
-
| Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 21.09 | | |
-
| Ь для обозначения мягкости согласных. | 3 | 22.09 24.09 27.09 | | человек |
-
| Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик». | 1 | 28.09 | | |
-
| Разделительный мягкий знак. | 1 | 29.09 | | здоровье |
-
| Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 2 | 1.10 4.10 | | деревня |
-
| Различение смягчающего и разделительного мягкого знака. | 1 | 5.10 | | |
-
| Правила переноса слов. | 1 | 6.10 | | аптека |
-
| Развитие речи. Составление рассказа по картинкам. | 1 | 8.10 | | |
-
| Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). | 4 | 11.10 12.10 13.10 15.10 | | экскурсия |
-
| Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 5 | 18.10 19.10 20.10 22.10 25.10 | | берег |
-
| Контрольный диктант | 1 | 26.10 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 27.10 | | |
| II четверть (29 часов) | | | | |
-
| Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 6 | 8.11 9.11 10.11 12.11 15.11 16.11 | | обед автобус билет вдруг |
-
| Ударение в слове. Ударные гласные. | 1 | 17.11 | | |
-
| Постановка ударения в словах, состоящих из двух, трёх слогов. | 1 | 19.11 | | |
-
| Смыслоразличительная роль ударения | 1 | 22.11 | | |
-
| Упражнение в постановке ударения в словах. | 2 | 23.11 24.11 | | |
-
| Ударные и безударные гласные. | 1 | 29.11 | | магазин, фабрика |
-
| Правописание безударных гласных. | 1 | 30.11 | | |
-
| Упражнения в правописании слов с безударными гласными. | 2 | 1.12 3.12 | | |
-
| Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной. | 4 | 6.12 7.12 8.12 10.12 | | |
-
| Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной. | 6 | 13.12 14.12 15.12 17.12 20.12 21.12 | | |
-
| Непроверяемые безударные гласные. | 2 | 22.12 27.12 | | автомобиль, метро, трамвай |
-
| Контрольный диктант | 1 | 28.12 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 29.12 | | |
| III четверть (34 часа) | | | | |
-
| Упражнения на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и непроверяемых гласных. | 4 | 10.01 11.01 12.01 14.01 | | Спасибо Ландыш гриб |
| Слово – 16 часов | | | | |
-
| Слова, обозначающие названия предметов. Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? | 2 | 17.01 18.01 | | |
-
| Изменение слов, обозначающие названия предметов, по вопросам. | 2 | 19.01 21.01 | | |
-
| Слова близкие по значению и противоположные по смыслу. | 1 | 24.01 | | |
-
| Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | 25.01 | | |
-
| Изменение формы слова, обозначающие названия действий, по вопросам. | 1 | 26.01 | | портрет квартира телефон |
-
| Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их действий. | 3 | 31.01 1.02 2.02 | | телевизор |
-
| Слова, обозначающие признаки предметов. (Какой? Какая? Какое? Какие?). | 2 | 4.02 7.02 | | огромный |
-
| Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их признаков. | 2 | 8.02 9.02 | | |
-
| Подбор признаков предмета к словам, обозначающих названия предметов. | 1 | 11.02 | | |
-
| Сравнивание предметов по признаку. | 1 | 14.02 | | |
| Имена собственные – 6 часов | | | | |
-
| Имена собственные. | 1 | 15.02 | | |
-
| Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. | 5 | 16.02 18.02 21.02 22.02 28.02 | | |
-
| Предлоги – 7 часа | | | | |
-
| Предлог. Раздельное написание предлогов: без, под, над, около, перед, до. | 3 | 1.03 2.03 4.03 | | лестница |
-
| Правильное употребление предлогов в речи. | 3 | 9.03 11.03 14.03 | | |
-
| Контрольный диктант | 1 | 15.03 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 16.03 | | |
| IV четверть (26 часов) | | | | |
| Разделительный твёрдый знак – 2 часа | | | | |
-
| Написание слов с разделительным Ъ знаком. | 2 | 1.04 4.04 | | |
| Родственные слова - 7 часов | | | | |
-
| Понятие о родственных словах. | 1 | 5.04 | | |
-
| Корень – общая часть родственных слов. | 1 | 6.04 | | |
-
| Упражнения в написании и в выделении корня в родственных словах. | 5 | 8.04 11.04 12.04 13.04 15.04 | | |
| Предложение – 28 часов | | | | |
-
| Составление предложений. | 1 | 18.04 | | малина |
-
| Деление текста на предложения. | 1 | 19.04 | | ягода |
-
| Предложение выражает законченную мысль. | 2 | 20.04 26.04 | | вагон |
-
| Смысл предложения. Порядок слов в предложении. | 2 | 27.04 29.04 | | вокзал |
-
| Изменение слов в предложении по вопросам. | 2 | 4.05 6.05 | | русский |
-
| Постановка вопросов к словам в предложении. | 2 | 11.05 13.05 | | |
-
| Упражнения в дополнении предложений по вопросам. | 1 | 16.05 | | лягушка |
-
| Подбор в предложения подходящих по смыслу слов. | 1 | 17.05 | | |
-
| Знаки препинания в конце предложений. | 1 | 18.05 | | костюм |
-
| Главные и второстепенные слова в предложении. Сказуемое. Подлежащее. | 1 | 20.05 | | |
-
| Контрольный диктант | 1 | 23.05 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 24.05 | | |
-
| Итоговый урок | 1 | 25.05 | | |