СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по предмету

«Чтение»

для обучающихся 5 класса

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1»

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»


Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим советом

протокол от ___________№ ___

Утверждена

приказом от ___________ №_____











Рабочая программа

по предмету

«Русский язык»

для обучающихся 6 класса

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1









Составитель:

учитель Е.М. Королёва


2021 г.


Пояснительная записка


Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и условия знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Курс русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

Цель: посредством уроков русского языка создать условия для социализации и реабилитации обучающихся с последующей интеграцией их в общество.

Задачи:

образовательные: обучение грамматике и правописанию, выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

коррекционные: развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы;

личностные: расширение знаний обучающихся об окружающем мире, воспитание интереса к русскому языку, развитие умения пользоваться им в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала, основанного на связи с окружающей действительностью.


Нормативная база


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;

Учебным планом;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);

Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Сведения о примерной программе


Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232 с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019 г.


Обоснование выбора программы


Программа под ред. В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 5 - 9классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида» выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ в полном объеме соответствует образовательным целям школы-интерната. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций, обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, имеющих умственную отсталость.


Внесенные изменения


Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни и дни здоровья. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. В связи с этим, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, в программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение темы «Имя существительное».

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.


Место и роль учебного курса


На изучения предмета «Русский язык» в 6 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 6 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.


Формы организации учебного процесса


В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.


Технологии обучения

  • технология коррекционно - развивающего обучения;

  • технология дифференцированного и индивидуального обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.


Механизмы формирования ключевых компетенций

  • ценностно-смысловые;

  • общекультурные;

  • учебно-познавательные;

  • информационные;

  • коммуникативные;

  • социально-трудовые.


Виды и формы контроля


Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой четверти проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 6 классе – диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.


Планируемый уровень подготовки выпускников


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках по русскому языку направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Русский язык»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • овладение навыком письма под диктовку текста с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

  • умение разбирать слова по составу, умение образовывать слова при помощи приставки, суффикса;

  • умение различать части речи;

  • умение строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, пользоваться словарём.

  • умение определять части речи;

  • знание распространённые правила правописания слов.





Информация об используемом учебнике

Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой и Э.В. Якубовской. Москва «Просвещение», 2019 г.

Содержание рабочей программы


Повторение 5 часов

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены пред­ложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы – 5 часов

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правопи­сание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

Слово – 12 часов

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глу­хих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделитель­ный ъ.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

Имя существительное – 26 часов. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное – 50 часов. Понятие об имени прилагательном. Зна­чение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение – 29 часов.

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве од­нородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с со­юзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путем включения в него имен прилага­тельных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (те­матика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).

Повторение – 9 часов.








Учебно – тематический план – 136 часов


п/п

Тема

Кол-во

часов



Повторение

14



Звуки и буквы

5



Слово

12



Имя существительное

26



Имя прилагательное

50



Предложение

29



Всего 136 часов



Требования к уровню подготовки обучающихся:


Обучающие должны уметь:

  • писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова при помощи приставки, суффикса;

  • различать части речи;

  • строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, пользоваться словарём.


Обучающие должны знать:

  • части речи;

  • наиболее распространённые правила правописания слов.


Межпредметные связи:

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Контрольная работа: итоговый диктант с заданием.





Литература и средства обучения

1. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой и Э.В. Якубовской. Москва «Просвещение», 2019 г.


2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида пол редакцией В.В. Воронковой. Москва «Владос», 2011 г.

3. А.К. Аксёнова Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. ГРИФ. МО РФ

4. А.Г. Зикеев Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. М. Академия, 2000 г.

Электронные ресурсы:


  1. www.school-collection.edu.ru

  2. http://zavuch.info/forums.html

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://www.gramota.ru

  6. http://korped.rkc-74.ru

  7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html


Дополнительная учебная литература

1. А.Г. Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие для работы с учащимися 4 - 7 классов специальных (коррекционных) учреждений. М. «Владос», 2003 г.

2. А.Д. Гонеев Основы коррекционной педагогики. М. Академия, 2002 г.

3. И.М. Бгажнокова Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта.

4. С.Г. Шевченко Коррекционно-развивающее обучение. «Владос» 2001 г.

Дополнительная учебная литература для обучающихся

1. Г.К. Лидман-Орлова Хочу быть грамотным Москва 1992 г.

2. Т.И. Питерская Карманный справочник школьника «Астрель» 2007 г.




























Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»


Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим советом

протокол от ___________№ ___

Утверждена

приказом от ___________ №_____











Рабочая программа

по предмету

«Русский язык»

для обучающихся 6 класса

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1









Составитель:

учитель Е.М. Королёва


2021 г.




Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Словарь


I четверть (31 час)






Предложение - 7 часов





Предложение. Связь слов в предложении. Выделение предложений из текста.

2

1.09

3.09



Большая буква в начале предложения, точка в конце. Дополнение предложений

1

6.09


считать, решать

Составление предложений путём изменения выделенных слов по смыслу.

1

7.09



Составление предложений по картинкам.

1

8.09



Замена в предложениях повторяющихся слов.

1

10.09



Работа над деформированным текстом.

1

13.09




Звуки и буквы – 60 часов





Алфавит. Порядок букв в русской азбуке.

1

14.09



Расположение слов в алфавитном порядке.

1

15.09



Гласные и согласные звуки и буквы.

1

21.09



Ь для обозначения мягкости согласных.

3

22.09

24.09

27.09


человек

Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик».

1

28.09



Разделительный мягкий знак.

1

29.09


здоровье

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

2

1.10

4.10


деревня

Различение смягчающего и разделительного мягкого знака.

1

5.10



Правила переноса слов.

1

6.10


аптека

Развитие речи. Составление рассказа по картинкам.

1

8.10



Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).

4

11.10

12.10

13.10

15.10


экскурсия

Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

5

18.10

19.10

20.10

22.10

25.10


берег

Контрольный диктант

1

26.10



Работа над ошибками

1

27.10




II четверть (29 часов)





Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

6

8.11

9.11

10.11

12.11

15.11

16.11


обед

автобус

билет

вдруг


Ударение в слове. Ударные гласные.

1

17.11



Постановка ударения в словах, состоящих из двух, трёх слогов.

1

19.11



Смыслоразличительная роль ударения

1

22.11



Упражнение в постановке ударения в словах.

2

23.11

24.11



Ударные и безударные гласные.

1

29.11


магазин, фабрика

Правописание безударных гласных.

1

30.11



Упражнения в правописании слов с безударными гласными.

2

1.12

3.12



Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной.

4

6.12

7.12

8.12

10.12



Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной.

6

13.12

14.12

15.12

17.12

20.12

21.12



Непроверяемые безударные гласные.

2

22.12

27.12


автомобиль, метро, трамвай

Контрольный диктант

1

28.12



Работа над ошибками

1

29.12




III четверть (34 часа)





Упражнения на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и непроверяемых гласных.

4

10.01

11.01

12.01

14.01


Спасибо

Ландыш

гриб


Слово – 16 часов





Слова, обозначающие названия предметов. Слова, отвечающие на вопрос: кто? что?

2

17.01

18.01



Изменение слов, обозначающие названия предметов, по вопросам.

2

19.01

21.01



Слова близкие по значению и противоположные по смыслу.

1

24.01



Слова, обозначающие действия предметов.

1

25.01



Изменение формы слова, обозначающие названия действий, по вопросам.

1

26.01


портрет

квартира

телефон

Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их действий.

3

31.01

1.02

2.02


телевизор

Слова, обозначающие признаки предметов. (Какой? Какая? Какое? Какие?).

2

4.02

7.02


огромный

Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их признаков.

2

8.02

9.02



Подбор признаков предмета к словам, обозначающих названия предметов.

1

11.02



Сравнивание предметов по признаку.

1

14.02




Имена собственные – 6 часов





Имена собственные.

1

15.02



Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.

5

16.02

18.02

21.02

22.02

28.02



Предлоги – 7 часа





Предлог. Раздельное написание предлогов: без, под, над, около, перед, до.

3

1.03

2.03

4.03


лестница

Правильное употребление предлогов в речи.

3

9.03

11.03

14.03



Контрольный диктант

1

15.03



Работа над ошибками

1

16.03




IV четверть (26 часов)






Разделительный твёрдый знак – 2 часа





Написание слов с разделительным Ъ знаком.

2

1.04

4.04




Родственные слова - 7 часов





Понятие о родственных словах.

1

5.04



Корень – общая часть родственных слов.

1

6.04



Упражнения в написании и в выделении корня в родственных словах.

5

8.04

11.04

12.04

13.04

15.04




Предложение – 28 часов





Составление предложений.

1

18.04


малина

Деление текста на предложения.

1

19.04


ягода

Предложение выражает законченную мысль.

2

20.04

26.04


вагон

Смысл предложения. Порядок слов в предложении.

2

27.04

29.04


вокзал

Изменение слов в предложении по вопросам.

2

4.05

6.05


русский

Постановка вопросов к словам в предложении.

2

11.05

13.05



Упражнения в дополнении предложений по вопросам.

1

16.05



лягушка

Подбор в предложения подходящих по смыслу слов.

1

17.05



Знаки препинания в конце предложений.

1

18.05



костюм

Главные и второстепенные слова в предложении. Сказуемое. Подлежащее.

1

20.05



Контрольный диктант

1

23.05



Работа над ошибками

1

24.05



Итоговый урок

1

25.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!