СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для учащихся 8 "И" класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный учебный предмет имеет своей целью: подготовка учащихся к самостоятельной жизни, ориентировка в окружающей жизни, общение с людьми.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для учащихся 8 "И" класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»



Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19

Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.

От__________20__г. «___»____________20____ г.



Рабочая программа


по
чтению


Класс: 8 «И»

Всего часов на учебный год: ___

Количество часов в неделю: 3

Составлена на основе: Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»








Учитель: Герасимова Ирина Викторовна

Категория: _______________

Стаж педагогической работы: ________






РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:

Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./

__________/_______________/

Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

    1. Вводная часть……………………………………………………......3

    2. Пояснительная записка………………………………………….......3

  2. Тематическое планирование………………………………………………7

  3. Календарно-тематическое планирование………………………………...8

  4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………11

























































  1. Введение

    1. Вводная часть:

Данная рабочая программа составлена на основе:

- Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»

- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей [Текст]. НИИ Дефектологии АПН СССР. – М.,1983;

- Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст]. - Саратов: «Областной центр диагностики и консультирования», 2012;

- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / под. Ред. В.В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2013 г.;

- Программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.;

- Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Ворон­ковой. – М., «Просвещение», 2013. – Сб. 1. – 224 с.

Учебный предмет «Чтение» изучается в 8 «И» классе, рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю) и реализуется в 2017-2018 учебном году.


    1. Пояснительная записка:

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико–синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

На первых годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).


Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений.

При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

Программный материал, представленный под «звездочкой», предусматривается для детей, успешно усваивающих учебный материал.

Курс направлен на разностороннее развитие личности учащихся, ориентирован на достижение уровня общеобразовательных ЗУН, необходимых для социальной адаптации обучающихся.

Данный учебный предмет имеет своей целью: подготовка учащихся к самостоятельной жизни, ориентировка в окружающей жизни, общение с людьми.

Изучение предмета «чтение» способствует решению следующих задач:

1) совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии;

2) выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, обоснование своего отношения к действующим лицам;

3) составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя;

4) пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста с помощью учителя и родителей;

5) заучивание наизусть стихотворений.

Методические подходы:

- системный подход;

- комплексный подход;

- личностный подход;

- деятельностный подход

Принципы обучения:

- принцип коррекционно-развивающей направленности;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности в обучении;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать и уметь:

- объяснительное чтение доступных текстов русских писателей;

- чтение коротких текстов целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения);

- сделать пересказ прочитанного;

- выделить основное в тексте;

- читать с соблюдением пауз и пунктуации;

- читать и выполнять письменные и печатные инструкции, связанные с уроками труда;

- читать рассказы из детских журналов;

- читать объявления;

- драматизация отдельных частей рассказа или сказки (по ролям);

- заучивать стихотворения наизусть и пересказ отрывков из произведений по выбору учителя;

- составлять план (коллективно);

- внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами):

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках;

- развитие речевого слуха;

Содержание программы носит практическую направленность, формирует готовность воспитанников к непосредственному включению в жизнь и трудовую деятельность.

Описываются методические особенности тем.














































  1. Тематическое планирование уроков курса
    чтение на 2018 - 2019 учебный год


Наименование темы

Количество часов

формы контроля

по плану

дано фактически

Повторение




Чтение рассказов (из них:

Внеклассное чтение:

  1. Загадки про осень

  2. Считалки

  3. Стихотворение о маме

  4. Гуси-лебеди. А. Барто

  5. Стихотворение про зиму. Н. Толоконников

  6. Стихотворение о хлебе

  7. Внеклассное чтение. Пословицы и поговорки

  8. В школу. А. Барто

«Лебедь, щука и рак» (басня). И. Крылов;

Заучивание наизусть:

  1. Осень в лесу. А.Гонтарь

  2. Щиталочка. М. Бородицкая

  3. Подарки весны. С.Прокофьева

  4. Одуванчик. Вс. Рождественский




Всего за год:

















  1. Календарно-тематическое планирование уроков курса
    «Чтение» 8 «И» класса


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Составление и анализ предложений на тему «Школа. Ученик»

1


2

Составление и анализ предложений на тему «Утро школьника»

1


3

Составление и анализ предложений на тему «Огород»

1


4

Составление и анализ предложений на тему «Сад»

1


5

Составление рассказа из предложений на тему: «Фрукты и овощи»

1


6

Стихотворение про осень. А.Плещеев

1


7

Листья. Ф.Тютчев

1


8

Как наступает листопад

По Г. Граубину

1


9

Осень в лесу. А. Гонтарь

1


10

Внеклассное чтение. Загадки про осень

1


11

Подарки осени. С. Прокофьева

1


12

Старый гриб. (Отрывок) По М. Пришвину

3


13

Хитрюга. Н.Носов

1


14

Осень. Н.Сладков

2


15

Бурундук. Г.Снегирев

1


16

Внеклассное чтение. Считалки

1


17

Щиталочка. М. Бородицкая

1


18

Карусели. Л. Пантелеев

2


19

Игра (Отрывок). Д. Хармс

2


20

Затейники. Н. Носов

1


21

Чудеса в авоське. В. Левин

1


22

Не моё дело! (Китайская сказка)

1


23

Чиж и Голубь. И. Крылов

1


25

Внеклассное чтение. Стихотворение о маме.

1


26

Трус. Л. Пантелеев

2


27

Про то, как Миша стал храбрым. Э.Киселёва

1


28

Подвиг. В. Сафронов

1


29

Силач. Ю. Ермолаев

1


30

В театре. А. Барто

1


31

Самое страшное. Е.Пермяк

1


32

Во какая история. К.Киршина

2


33

Как подружился Вова и Боря. По Я. Длуголенскому

2


34

Внеклассное чтение. Гуси-лебеди. А. Барто

1


35

Старый мороз и молодой Морозец. (Литовская сказка)

2


36

Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»). По А.Н.Толстому

2


37

Снежная Баба. Саша Чёрных

2


38

Подарки зимы. С. Прокофьева

1


39

Жадная сорока. Г. Харлампьев

2


40

До свиданья, зима! З. Александрова

1


41

Внеклассное чтение. Стихотворение про зиму. Н. Толоконников

1


42

Заработанный рубль. (Грузинская сказка)

3


43

В пограничном наряде. По В. Коржинкову

2


44

Сказка о Василисе-Работнице. Е.Шварц

1


45

Рабочие руки. Г.Сапгир

1


47

Мудрый дед. М. Миршакар

1


48

Михаськин сад. В. Хомченко

1


49

Заплатка. Н.Носов

2


50

Я лишний. А. Барто

1


51

Внеклассное чтение. Стихотворение о хлебе

1


52

Хлеб с росою. Г. Виеру

1


53

Маленькое и большое. С. Погореловский

1


54

Просто сочинение. К.Киршина

1


55

Трудолюбивая старушка. Ю. Мориц

1


56

Волшебный котелок. Э. Киселёва

1


57

Народная песенка.

1


58

Весна. А. Плещеев

1


59

Стихотворение о весне. А. Майков

1


60

Ласточка. К. Ушинский

1


61

Весенние ручьи. А.Н. Толстой

1


62

Внеклассное чтение. Пословицы и поговорки

1


63

Наводнение. По Б. Житкову

1


64

Подарки весны. С. Прокофьева

1


65

Праздник мам. В. Берестов

1


66

Ивовый пир. Н. Сладков

1


67

Весна. В. Сафронова

1


68

Боец бытового отряда. По В. Воскобойникову

1


69

Как Илья из Мурома богатырём стал (былина)

3


70

Как боролся русский богатырь. Л. Толстой

1


71

К неведомым берегам. По О. Орлову

3


72

Русский «паровой дилижанец». По Г.Черненко

1


73

Летом. Н. Греков

1


74

Подарки лета. С.Прокофьева

1


75

Внеклассное чтение. В школу. А. Барто

1


76

Малина. По А.Смирнову

1


77

Кто сажает подсолнухи. По Э. Шиму

1


78

Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову

2


79

Стрижонок Скрип. (Отрывок)

По В. Астафьеву

3


80

Одуванчик. Вс. Рождественский

1


81

Внеклассное чтение. «Лебедь, щука и рак» (басня). И. Крылов

1
























4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Ворон­ковой. - М., «Просвещение», 2013. - Сб. 1. - 224 с.

2. Ильина, С.Ю., Матвеева, Л.В. Чтение: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. – Спб, филиал издательства «Просвещение», 2006.

3. Павлова, Н.В. Уроки русского языка, чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы: Учебно-методическое пособие [Текст]. – Саратов, 2013.