НеКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ учреждение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
«Колледж управления и экономики»
|
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМиНР ____________ /Рахматулин Т.С./ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. | |
| Заместитель директора по УМиНР ____________ /Рахматулин Т.С./ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. | |
| Заместитель директора по УМиНР ____________ /Рахматулин Т.С./ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. | |
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОГСЭ.05 Деловое общение
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
г.о. Тольятти, 2019 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ПЦК ___________ / ______________ / (подпись) (Ф.И.О.) | |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / _____________ / (подпись) (Ф.И.О.) | |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / ____________ / (подпись) (Ф.И.О.) | |
Разработчик: преподаватель Макрухина Ю.В. |
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 837 и зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2014 г. № 33622 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Организация-разработчик: НЧУ ПО «Колледж управления и экономики»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Деловое общение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Деловое общение» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины -
требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Развить способности, необходимые для формирования общих компетенций (далее ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося ___126____ часов, в том числе:
обязательной аудиторной ___76___ часов;
самостоятельной работы ____50__ часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 38 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловое общение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | № занятия | Вид занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема 1. Общение – основа человеческого бытия. | Содержание учебного материала | 18 | | | | Задание | Кол-во часов |
1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. | 2 | 1 | 1 | Лекция | Эссе на тему «Что мешает пониманию в деловом общении?». Привести примеры общения с ярко проявленными процессами: взаимодействие людей, отношении друг к другу, взаимовлияние, переживания собеседников, понимание | 10 |
2. Виды, функции общения. Структура и средства общения. | 2 | 1 | 2 | Лекция | | |
Практическая работа №1,2 Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнёров. | 2 | 3 | 3 | ПЗ | | |
| Практическая работа № 2 Психогеометрические характеристики личности, ролевые и манипуляционные классификации. | 2 | 3 | 4 | ПЗ | | |
Тема 2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | Содержание учебного материала | 8 | | | | | |
1. Понятие социальной перцепции. | 2 | 1 | 5 | Лекция | | |
2. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. | 2 | 1 | 6 | Лекция | | |
Практическая работа № 3. Психологические механизмы восприятия | 2 | 3 | 7 | ПЗ | | |
Практическая работа № 4. Влияние имиджа на восприятие человека. | 2 | 3 | 8 | ПЗ | | |
Тема 3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | Содержание учебного материала | 4 | | | | | |
1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция (совместная трудовая деятельность, соперничество). | 2 | 1 | 9 | Лекция | | |
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности. | 2 | 1 | 10 | Лекция | | |
Тема 4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | Содержание учебного материала | 24 | | | | | |
1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей. | 2 | 1 | 11 | Лекция | | |
2. Слушание в деловом общении. Виды, правила и техники слушания. Вопросы и ответы в деловом общении | 2 | 1 | 12 | Лекция | | |
Практическая работа №5. Невербальные аспекты делового общения. Активность тела: походка, жесты, мимика | 2 | 3 | 13 | ПЗ | | |
Практическая работа №6. Визуальный контакт. Разновидности взглядов. Правила зрительного контакта. | 2 | 3 | 14 | ПЗ | | |
Практическая работа №7. Письменная форма коммуникации. Стандарты письменной коммуникации. | 2 | 3 | 15 | ПЗ | | |
Практическая работа № 8,9 Документы и их функции. Личные документы. Правила и нормы оформления деловой документации. Продуцирование деловой документации | 4 | 3 | 16,17 | ПЗ | | |
| | | | | Подобрать иллюстрации непонимания людьми друг друга. Воспользоваться сценами из кинофильмов. Прокомментировать причины. Подобрать картинки различных поз, мимики, жестов людей. Редактирование ошибок в официально-деловой письменной речи. | 10 |
Тема 5. Формы делового общения и их характеристики | Содержание учебного материала | 24 | | | | | |
1. Деловая беседа. Ведение деловых бесед. Типы собеседников при деловом общении. Культура организации деловых бесед. | 2 | 1 | 18 | Лекция | | |
2.Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений | 2 | 1 | 19 | Лекция | | |
3.Деловые переговоры стратегии, структура. Методы воздействия на партнера, завоевания симпатии, формулы логического убеждения, смягчение конфликтных ситуаций. | 2 | 1 | 20 | Лекция | | |
4. Техника аргументации и учет национальных особенностей ведения переговоров. | 2 | 1 | 21 | Лекция | | |
5.Структурные и функциональные особенности рекламной коммуникации Проведение презентаций. Самопрезентация. Приемы. Виды и порядок проведения. | 2 | 1 | 22 | Лекция | | |
Практическая работа №10. Виды собеседования при приеме на работу. Особенности поведения при приеме на работу. | 2 | 3 | 23 | ПЗ | | |
Практическая работа № 11. Деловое общение с использованием технических средств коммуникации. Деловая беседа по телефону | 2 | 3 | 24 | ПЗ | | |
| | | | | Составить план беседы при увольнении с работы проблемного (дисциплинарного) характера; продумать вопросы руководителя. Придумать тему для совещания. Определить его цель, способы решения проблемы. Объяснить в чем сущность тактических приемов: «Выдвижение требований в последнюю минуту», «сюрприз», «неясные полномочия». Описать один из типов посетителей выставок и ярмарок. Написать эссе на тему «Деловая культура в моей профессии и жизни» | 10 |
Тема 6. Конфликт: его сущность и основные характеристики | Содержание учебного материала | 20 | | | | | |
1.Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов. | 2 | 3 | 25 | Лекция | | |
2. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Правила поведения в конфликтах | 2 | 3 | 26 | Лекция | | |
Практическая работа № 12 Роли и конфликтные личности. Характеристики конфликтных личностей. Пути решения производственного конфликта. | 2 | 3 | 27 | ПЗ | | |
Практическая работа № 13 Стратегия руководства по отношению к трудным личностям. | 2 | 3 | 28 | ПЗ | | |
Практическая работа №14 Пути решения производственного конфликта | 2 | 3 | 29 | ПЗ | | |
| | | | | Подготовить сообщение по теме: «Регуляция своего поведения в конфликте». Провести самомаркетинг по теме. | 10 |
Тема 7. Методы стимулировании критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере | Содержание учебного материала | 11 | | | | | |
1.Критика в деловой коммуникации. Виды критики. Использование критики в деловой коммуникации. Психологические издержки критики. | 2 | 1 | 30 | Лекция | | |
2.Комплименты в деловой коммуникации. Обучающие игры. Методы генерирования идей. | 2 | 1 | 31 | Лекция | | |
Практическая работа № 15. Самомаркетинг. Тест «Умеете ли вы выслушивать правду?» Решение ситуационных задач. Техника нейтрализации замечаний. | 2 | 3 | 32 | ПЗ | | |
| | | | | | Составить конспект по темам: Метод анализа конкретных ситуаций, метод анализа кейсов, метод разбора деловой корреспонденции, метод анализ инцидентов, метод инсценировки, метод деловых игр. | 5 |
Тема 8. Общие сведения об этической культуре | Содержание учебного материала | 17 | | | | | |
Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. Этические нормы поведения. | 2 | 1 | 33 | Лекция | | |
Нравственные требования к профессиональному поведению: внимательность, вежливость, тактичность. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения | 2 | 1 | 34 | Лекция | | |
Практическая работа №16. Имидж делового человека. | 2 | 3 | 35 | ПЗ | | |
Практическая работа №17 Атрибуты делового общения: визитная карточка, конверты, бланки писем. Разработать и оформить визитную карточку. | 2 | 3 | 36 | ПЗ | | |
Практическая работа № 18. Деловой этикет и культура поведения. Поведение человека, его зависимость от нравственных качеств личности. Самомаркетинг. | 2 | 3 | 37 | ПЗ | | |
Практическая работа №19. Менталитет. Российский менталитет. | 2 | 3 | 38 | ПЗ | | |
| | | | | | Подготовить выступления по особенностям правил поведения в разных странах в разные периоды истории (Петр 1, Франция, Арабские страны). Составление конспекта по теме: «Особенности национальной этики». Подготовка сообщения по теме: «Роль этикета в моей будущей профессии» | 5 |
Всего: максимальной нагрузки – … часов аудиторной нагрузки – … часов самостоятельной работы – … часов практических занятий – … часов |
.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Психологии»,
техническими средствами обучения: компьютер, оргтехника, мультимедийная доска, проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
Гавра,Д.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие / Д.П.Гавра .- СПб.: Питер,2011.-288с. – ( Стандарт третьего поколения).
Ефимова ,Н.С. Социальная психология: учеб.пособие / Н.С. Ефимова.- М,2017.- 192с. – ( Профессиональное образование).
Руденко,А.М. Психология : учебник / А.М. Руденко.- Ростов н / Д: Феникс,2012.- 556с.- ( Высшее образование).
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д.Столяренко .-5-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.-426с.
Дополнительные источники:
Панфилова А.П. Деловая коммуникация: учеб. для ВУЗов / А.П.Панфилова. – СПб., 2005. – 494 с.
Волкогонова О.Д.Управленческая психология .- М.,2005.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д.Красовский .- М.: Юнити-ДАНА, 2003.-511с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия.- 2-е издание, дополненное- СПб.: Питер, 2012.-480с.
.Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация- М, 2011.- 208с.
Психология общения. Полный курс/ Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.- 412с.- (Психология-лучшее)
Психология общения: курс лекций. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2012.- 304с.- (Серия "Библиотека школьного психолога").
Психология общения [Текст] : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. Н. Жарова. - М. : Издательский центр "Академия", 2014. - 256 с. - (Профессиональное образование).
Психология общения. Практикум по психологии : учебное пособие / Ефимова Наталия Сергеевна. - Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 192 с. - для учащихся ПТУ и студентов средних специальных учебных заведений. -
http://znanium.com/go.php?id=410246.
Деловая переписка [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / М.В. Кирсанова, Н.Н. Анодина, Ю.М. Аксенов. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 136 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/
4.Психология самопрезентации личности [Электронный ресурс]: монография / Пикулева О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.: Режим доступа: http://www.znanium.com/
5.Деловое общение[Электронный ресурс]: учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин и др.; Под ред. проф. П.И. Сидорова - 2-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/
6.Деловое общение [Электронный ресурс] : учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 528 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/
7.Деловые коммуникации [Электронный ресурс]: учебник / О.В. Папкова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.: Режим доступа: http://www.znanium.com/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины « ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения ( освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: - применять коммуникативные навыки общения; - вести деловое общение по правилам делового этикета - различать типы темпераментов - применять правила этикета в разговоре по телефону - составлять деловые письма - принимать и вручать визитные карточки - подготовить и провести деловую беседу - проводить мероприятия согласно протокола | Текущий контроль: устный опрос, тестирование, проверка выполнения практических работ и работ для самостоятельного выполнения Итоговый контроль: дифференцированный зачет |
Усвоенные знания: - правила поведенческого этикета; - основные сведения о психологии поведения; - средства вербального и невербального общения - составляющие внешнего облика - стратегию поведения в конфликтных ситуациях - требования речевому этикету - способы аргументации - правила этикета ведения делового диалога по телефону - правила составления деловых писем - правила оформления визитных карточек - этапы деловой беседы - правила проведения и организации протокольных Мероприятий - требования к рабочему помещению и своему рабочему месту | Текущий контроль: устный опрос, тестирование, проверка выполнения практических работ и работ для самостоятельного выполнения Итоговый контроль: дифференцированный зачет |