СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по деловому общению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плпнирование по дисциплине

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по деловому общению»

НеКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ учреждение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

«Колледж управления и экономики»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УМиНР

____________ /Рахматулин Т.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.




Заместитель директора

по УМиНР

____________ /Рахматулин Т.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.




Заместитель директора

по УМиНР

____________ /Рахматулин Т.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.




Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины


ОГСЭ.05 Деловое общение


программы подготовки специалистов среднего звена по специальности


38.02.03 Операционная деятельность в логистике











г.о. Тольятти, 2019 г.


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией

Протокол № от «___» _____ 20 г.

Председатель ПЦК

___________ / ______________ /

(подпись) (Ф.И.О.)


Протокол № от «___» ______ 20 г.

Председатель ПЦК

____________ / _____________ /

(подпись) (Ф.И.О.)



Протокол № от «___» ______ 20 г.

Председатель ПЦК

____________ / ____________ /

(подпись) (Ф.И.О.)









Разработчик:

преподаватель Макрухина Ю.В.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 837 и зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2014 г. № 33622 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике



Организация-разработчик: НЧУ ПО «Колледж управления и экономики»








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13





1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Деловое общение

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:

Дисциплина «Деловое общение» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины -
требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов



Развить способности, необходимые для формирования общих компетенций (далее ОК):


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности




1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося ___126____ часов, в том числе:

обязательной аудиторной ___76___ часов;

самостоятельной работы ____50__ часов.

















2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:


практические занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловое общение


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

занятия

Вид занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Общение – основа человеческого бытия.

Содержание учебного материала

18




Задание

Кол-во часов

1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.

2

1

1

Лекция

Эссе на тему «Что мешает пониманию в деловом общении?». Привести примеры общения с ярко проявленными процессами: взаимодействие людей, отношении друг к другу, взаимовлияние, переживания собеседников, понимание

10

2. Виды, функции общения. Структура и средства общения.

2

1

2

Лекция



Практическая работа №1,2 Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнёров.

2

3

3

ПЗ




Практическая работа № 2 Психогеометрические характеристики личности, ролевые и манипуляционные классификации.

2

3

4

ПЗ



Тема 2.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала

8






1. Понятие социальной перцепции.

2

1

5

Лекция



2. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.

2

1

6

Лекция



Практическая работа № 3. Психологические механизмы восприятия

2

3

7

ПЗ



Практическая работа № 4. Влияние имиджа на восприятие человека.

2

3

8

ПЗ



Тема 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала

4






1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция (совместная трудовая деятельность, соперничество).

2

1

9

Лекция



2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

2

1

10

Лекция



Тема 4.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Содержание учебного материала

24






1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей.

2

1

11

Лекция



2. Слушание в деловом общении. Виды, правила и техники слушания. Вопросы и ответы в деловом общении

2

1

12

Лекция



Практическая работа №5. Невербальные аспекты делового общения. Активность тела: походка, жесты, мимика

2

3

13

ПЗ



Практическая работа №6. Визуальный контакт. Разновидности взглядов. Правила зрительного контакта.

2

3

14

ПЗ



Практическая работа №7. Письменная форма коммуникации. Стандарты письменной коммуникации.

2

3

15

ПЗ



Практическая работа № 8,9 Документы и их функции. Личные документы. Правила и нормы оформления деловой документации. Продуцирование деловой документации

4

3

16,17

ПЗ








Подобрать иллюстрации непонимания людьми друг друга. Воспользоваться сценами из кинофильмов. Прокомментировать причины. Подобрать картинки различных поз, мимики, жестов людей. Редактирование ошибок в официально-деловой письменной речи.

10

Тема 5.

Формы делового общения и их характеристики

Содержание учебного материала

24






1. Деловая беседа. Ведение деловых бесед. Типы собеседников при деловом общении. Культура организации деловых бесед.

2

1

18

Лекция



2.Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений

2

1

19

Лекция



3.Деловые переговоры стратегии, структура. Методы воздействия на партнера, завоевания симпатии, формулы логического убеждения, смягчение конфликтных ситуаций.

2

1

20

Лекция



4. Техника аргументации и учет национальных особенностей ведения переговоров.

2

1

21

Лекция



5.Структурные и функциональные особенности рекламной коммуникации Проведение презентаций. Самопрезентация. Приемы. Виды и порядок проведения.

2

1

22

Лекция



Практическая работа №10. Виды собеседования при приеме на работу. Особенности поведения при приеме на работу.

2

3

23

ПЗ



Практическая работа № 11. Деловое общение с использованием технических средств коммуникации. Деловая беседа по телефону

2

3

24

ПЗ








Составить план беседы при увольнении с работы проблемного (дисциплинарного) характера; продумать вопросы руководителя. Придумать тему для совещания. Определить его цель, способы решения проблемы. Объяснить в чем сущность тактических приемов: «Выдвижение требований в последнюю минуту», «сюрприз», «неясные полномочия». Описать один из типов посетителей выставок и ярмарок. Написать эссе на тему «Деловая культура в моей профессии и жизни»

10

Тема 6.

Конфликт: его сущность и основные характеристики

Содержание учебного материала

20






1.Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов.


2

3

25

Лекция



2. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Правила поведения в конфликтах

2

3

26

Лекция



Практическая работа № 12 Роли и конфликтные личности. Характеристики конфликтных личностей. Пути решения производственного конфликта.

2

3

27

ПЗ



Практическая работа № 13 Стратегия руководства по отношению к трудным личностям.

2

3

28

ПЗ



Практическая работа №14 Пути решения производственного конфликта

2

3

29

ПЗ








Подготовить сообщение по теме: «Регуляция своего поведения в конфликте». Провести самомаркетинг по теме.

10

Тема 7.

Методы стимулировании критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере

Содержание учебного материала

11






1.Критика в деловой коммуникации. Виды критики. Использование критики в деловой коммуникации. Психологические издержки критики.


2

1

30

Лекция



2.Комплименты в деловой коммуникации.

Обучающие игры. Методы генерирования идей.

2

1

31

Лекция



Практическая работа № 15. Самомаркетинг. Тест «Умеете ли вы выслушивать правду?» Решение ситуационных задач. Техника нейтрализации замечаний.

2

3

32

ПЗ









Составить конспект по темам: Метод анализа конкретных ситуаций, метод анализа кейсов, метод разбора деловой корреспонденции, метод анализ инцидентов, метод инсценировки, метод деловых игр.

5

Тема 8.

Общие сведения об этической культуре

Содержание учебного материала

17






Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. Этические нормы поведения.


2

1

33

Лекция



Нравственные требования к профессиональному поведению: внимательность, вежливость, тактичность. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

2

1

34

Лекция



Практическая работа №16. Имидж делового человека.


2

3

35

ПЗ



Практическая работа №17 Атрибуты делового общения: визитная карточка, конверты, бланки писем. Разработать и оформить визитную карточку.


2

3

36

ПЗ



Практическая работа № 18. Деловой этикет и культура поведения. Поведение человека, его зависимость от нравственных качеств личности. Самомаркетинг.

2

3

37

ПЗ



Практическая работа №19. Менталитет. Российский менталитет.

2

3

38

ПЗ









Подготовить выступления по особенностям правил поведения в разных странах в разные периоды истории (Петр 1, Франция, Арабские страны). Составление конспекта по теме: «Особенности национальной этики». Подготовка сообщения по теме: «Роль этикета в моей будущей профессии»

5

Всего: максимальной нагрузки – … часов аудиторной нагрузки – … часов самостоятельной работы – … часов

практических занятий – … часов

.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Психологии»,

техническими средствами обучения: компьютер, оргтехника, мультимедийная доска, проектор.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе


3.2.1. Печатные издания


Основные источники:

    1. Гавра,Д.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие / Д.П.Гавра .- СПб.: Питер,2011.-288с. – ( Стандарт третьего поколения).

    2. Ефимова ,Н.С. Социальная психология: учеб.пособие / Н.С. Ефимова.- М,2017.- 192с. – ( Профессиональное образование).

    3. Руденко,А.М. Психология : учебник / А.М. Руденко.- Ростов н / Д: Феникс,2012.- 556с.- ( Высшее образование).

    4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д.Столяренко .-5-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.-426с.



Дополнительные источники:

    1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация: учеб. для ВУЗов / А.П.Панфилова. – СПб., 2005. – 494 с.

    2. Волкогонова О.Д.Управленческая психология .- М.,2005.

    3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д.Красовский .- М.: Юнити-ДАНА, 2003.-511с.

    4. Гришина Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия.- 2-е издание, дополненное- СПб.: Питер, 2012.-480с.

    5. .Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация- М, 2011.- 208с.

    6. Психология общения. Полный курс/ Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.- 412с.- (Психология-лучшее)

    7. Психология общения: курс лекций. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2012.- 304с.- (Серия "Библиотека школьного психолога").

    8. Психология общения [Текст] : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. Н. Жарова. - М. : Издательский центр "Академия", 2014. - 256 с. - (Профессиональное образование).

    9. Психология общения. Практикум по психологии : учебное пособие / Ефимова Наталия Сергеевна. - Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 192 с. - для учащихся ПТУ и студентов средних специальных учебных заведений. -
      http://znanium.com/go.php?id=410246.


    1. Деловая переписка [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / М.В. Кирсанова, Н.Н. Анодина, Ю.М. Аксенов. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 136 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/

    2. 4.Психология самопрезентации личности [Электронный ресурс]: монография / Пикулева О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.: Режим доступа: http://www.znanium.com/

    3. 5.Деловое общение[Электронный ресурс]: учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин и др.; Под ред. проф. П.И. Сидорова - 2-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/

    4. 6.Деловое общение [Электронный ресурс] : учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 528 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/

    5. 7.Деловые коммуникации [Электронный ресурс]: учебник / О.В. Папкова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.: Режим доступа: http://www.znanium.com/




























4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины « ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований


Результаты обучения

( освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

- применять коммуникативные навыки

общения;

- вести деловое общение по правилам

делового этикета

- различать типы темпераментов

- применять правила этикета в разговоре

по телефону

- составлять деловые письма

- принимать и вручать визитные карточки

- подготовить и провести деловую беседу

- проводить мероприятия согласно

протокола

Текущий контроль: устный опрос, тестирование, проверка выполнения практических работ и работ для самостоятельного выполнения

Итоговый контроль: дифференцированный зачет

Усвоенные знания:

- правила поведенческого этикета;

- основные сведения о психологии

поведения;

- средства вербального и невербального общения

- составляющие внешнего облика

- стратегию поведения в конфликтных ситуациях

- требования речевому этикету

- способы аргументации

- правила этикета ведения делового диалога по телефону

- правила составления деловых писем

- правила оформления визитных карточек

- этапы деловой беседы

- правила проведения и организации протокольных

Мероприятий

- требования к рабочему помещению и своему рабочему месту

Текущий контроль: устный опрос, тестирование, проверка выполнения практических работ и работ для самостоятельного выполнения

Итоговый контроль: дифференцированный зачет