Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«КАЗАНСКИЙ РАДИОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ________________ Н.А. Коклюгина «_____»_________________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Архитектура ЭВМ и система
по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
(базовой подготовки)
Казань, 2022
Программа учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и система» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – СПО ППССЗ) 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Организация-разработчик: ГАПОУ «Казанский радиомеханический колледж»
Разработчик:
Мусина Марина Владимировна, преподаватель
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Предметной цикловой комиссией
Протокол №___ от «____»___________20__г.
Председатель ПЦК ______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3 условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины | 10 |
4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Архитектура ЭВМ и система
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, составлена на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, и составлена с учетом профессионального стандарта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Программа учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и система» входит в профессиональный цикл «Общепрофессиональные дисциплины».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и система» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять оптимальную конфигурацию оборудования и характеристики устройств для конкретных задач;
- идентифицировать основные узлы персонального компьютера, разъемы для подключения внешних устройств;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности;
- принципы работы основных логических блоков системы;
- параллелизм и конвейеризацию вычислений;
- классификацию вычислительных платформ;
- принципы вычислений в многопроцессорных и многоядерных системах;
- принципы работы кэщ-памяти;
- повышение производительности многопроцессорных и многоядерных систем энергосберегающие технологии
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить соответствующие общие/профессиональные компетенции (ОК/ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ЛР16 Выполняющий требования действующего законодательства, правил и положений внутренней документации предприятия в полном объеме.
ЛР17 Обладающий навыками креативного мышления, применения нестандартных методов в решении производственных проблем.
ЛР18 Осознанно выполняющий профессиональные требования, добросовестный, способный четко организовывать и планировать свою трудовую деятельность, нацеленный на результат.
ЛР19 Способный справляться с физическими нагрузками, обладающий стрессоустойчивостью, способствующий разрешению явных и скрытых конфликтов интересов, возникающих в результате взаимного влияния личной и профессиональной деятельности. Осознающий ответственность за поддержание морально-психологического климата в коллективе.
ЛР21 Соблюдающий правила ТБ и охраны труда.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 102 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 68 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 28 |
практические занятия | 40 |
лабораторные занятия | |
в форме практической подготовки | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.14 Архитектура ЭВМ и система
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, лабораторные занятия самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем 52 |
Тема 1.1. Основные принципы построения вычислительных систем и их структура | Содержание учебного материала | | |
1 | Классы ЭВМ. Поколения ЭВМ. Структурная и функциональная организация вычислительных систем. Классическая архитектура. | 2 | 2 |
2 | Принцип фон Неймана. Магистрально-модульный принцип построения вычислительных систем (шинная архитектура). Характеристики ЭВМ. Быстродействие, разрядность, доступный объём памяти, надёжность. | 2 | 2 |
3 | Компоненты средств вычислительной техники. Центральный процессор, оперативная память, интерфейсы, внешние устройства. | 2 | 2 |
4 | Основные типы архитектур. Централизованная, иерархическая, магистральная архитектуры. Архитектура ЭВМ на основе чипсетов. | 2 | 2 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №1: Определение состава оборудования, характеристик и взаимосвязи компонентов материнской платы персонального компьютера | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №2 Определение эффективности работы компьютерных систем. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №3. Оптимальный подбор архитектуры компьютерных систем. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №4. Тестирование и отладка вычислительных систем. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Составление доклада, сообщения, реферата. Подготовка к выполнению практической работы | 8 | |
Тема 1.2 Интерфейсы для подключения дополнительного оборудования | 1 | Понятия интерфейса. Классификация. Общая структура вычислительной системы с подсоединениями внешними устройствами. Системная шина и ее параметры. Системная плата: архитектура и основные разъёмы. | 2 | 2 |
2 | Внешние интерфейсы вычислительной системы и их характеристики. Интерфейсы дополнительного оборудования. Современная модификация и характеристики интерфейсов. Внешние интерфейсы компьютера. Последовательные и параллельные порты. | 2 | 2 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №5. Получение информации о параметрах системной платы. Определение конфигурации системной платы для конкретных задач. Идентификация основных узлов ПК. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №6. Интерфейсы переферийных устройств IDF и SCSI. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №7. Архитектура системной платы. Внутренние интерфейсы системной платы. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №8. Идентификация внутренних интерфейсов системной платы. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №9. Идентификация интерфейсов для подключения дополнительного оборудования. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №10. Идентификация и установка процессора. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №11. Состав вычислительной системы для офисной работы, для рабочей станции, для домашней системы. Сравнительные характеристики. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) № 12. Изучение архитектуры суперкомпьютеров. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Составление доклада, сообщения, реферата. Подготовка к выполнению практической работы | 8 | |
Раздел 2. Процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных систем 48 |
Тема 2.1. Организация и принципы работы основных логических блоков компьютерной системы | Содержание учебного материала | | |
1 | Представление информации в ЭВМ. Форматы представления чисел. | 2 | 2 |
2 | Сложение, умножение и деление чисел в различных системах счисления. | 2 | 2 |
3 | Основные логические операции и схемы. Таблицы истинности. Схемные логические элементы системы: регистры, вентили, триггеры, полусумматоры и сумматоры. | 2 | 2 |
4 | Логические блоки системы и их классификация. Сумматоры, дешифраторы, программируемые логические матрицы, их назначение и применение. Функционально-полные наборы элементов. Интегральные схемы и микропроцессоры. | 2 | 2 |
5 | Арифметико-логическое устройство (АЛУ). Назначение и классификация АЛУ. Структура и функционирование АЛУ. | 2 | 2 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №14. Работа и особенности логических элементов ЭВМ. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №15. Работа логических узлов. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) №16. Проверка работы и особенностей логических блоков системы для конкретных задач. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Составление доклада, сообщения, реферата. Подготовка к выполнению практической работы | 10 | |
Тема 2.2. Организация работы памяти вычислительных систем | 1 | Иерархическая структура памяти. Основная память. Оперативное и запоминающие устройства: назначение и основные характеристики. | 2 | 2 |
2 | Организация оперативной памяти. Адресное и ассоциативное ОЗУ: принцип работы и сравнительная характеристика. Виды адресации. Работа кэш-памяти. Назначение, структура, основные характеристики. | 2 | 2 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) № 17. Динамическая память, принцип работы. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) № 18. Принцип работы кэш-памяти. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) № 19. Алгоритмы замещения строк кэш-памяти. | 2 | 3 |
| Практическое занятие (практическая подготовка) № 20. Получение информации о параметрах оперативной памяти и её использования для определенных задач. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к выполнению практической работы. Составление доклада, сообщения, реферата. | 8 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 102 | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Компьютерный кабинет».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- экран.
Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- персональные компьютеры с установленным ПО.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Н. В. Максимов, И. И. Попов, Т. Л. Партыка Архитектура ЭВМ и вычислительные системы. Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 512 с.: ил. — (Профессиональное образование).
2. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Электронно-библиотечная система «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» https://znanium.com/catalog/document?id=391794, 2022, эл
Перечень интернет-ресурсов:
1. Российское образование: Федеральный портал: http://www.edu.ru/
2. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http://window.edu.ru/library
3. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
6. Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: http://e.lanbook.com
7. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
8. Образовательный портал Рыльского АТК — филиала МГТУ ГА http://www.portal.ratkga.ru
9. Национальный Открытый университет «ИНТУИТ» - образовательный проект; Электронное дистанционное обучение intuit.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельных работ.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины: | |
Умения: | |
- определять оптимальную конфигурацию оборудования и характеристики устройств для конкретных задач; - идентифицировать основные узлы персонального компьютера, разъемы для подключения внешних устройств | практические работы индивидуальные задания контрольные вопросы |
Знания: |
- построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности; - принципы работы основных логических блоков системы; - параллелизм и конвейеризацию вычислений; - классификацию вычислительных платформ; - принципы вычислений в многопроцессорных и многоядерных системах; -принципы работы кеш-памяти; - повышение производительности многопроцессорных и многоядерных систем энергосберегающие технологии | тестирование карточки-задания фронтальные опросы, индивидуальные беседы контрольные вопросы индивидуальные задания |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств. | -организация рабочего места техника по компьютерным системам в соответствии с требованиями охраны труда; -соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда в соответствии с инструкциями. | Текущий контроль в форме: контрольных работ по темам учебной дисциплины. Тестирование. Зачеты по темам учебной дисциплины. Диф. зачет по темам учебной дисциплины. Наблюдение и оценка на практических занятиях (практических подготовках), и при прохождении производственной практики. Защита практических работ. Наблюдение и оценка при выполнении самостоятельных заданий. Тестирование. |
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств. | Правильность выбора параметров конфигурирования и их установка, периферийного оборудования, вычислительной техники. Грамотное сопровождение ведения технологического процесса подключения периферийного оборудования, вычислительной и оргтехники. |
Результаты (освоенные общих компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к избранной профессии; участие в групповых, колледжных, городских и краевых конкурсах профессионального мастерства; активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. участие в работе научного общества. | Текущий контроль в форме устного опроса по теме, подготовки сообщений, ответов на контрольные вопросы. Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении домашних работ, тестирования. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения лабораторных и практических работ |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Точность, быстрота и адекватность в стандартных и нестандартных ситуациях, а так же понимание ответственности за выполненные действия |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Быстрота и точность поиска, обоснованность выбора оптимальность и научность необходимой информации и применения современных технологий ее обработки |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Рациональность и корректность использования информационных ресурсов в профессиональной и учебной деятельности |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Адекватность взаимодействия с обучающимися, преподавателями |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Способность проявлять ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Способность организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций, проявление стремлений к самообразованию и повышению профессионального уровня |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Готовность быстро и самостоятельно принимать решения в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Результаты (личностные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов воспитания |
ЛР16 Выполняющий требования действующего законодательства, правил и положений внутренней документации предприятия в полном объеме. | |
ЛР17 Обладающий навыками креативного мышления, применения нестандартных методов в решении производственных проблем. | |
ЛР18 Осознанно выполняющий профессиональные требования, добросовестный, способный четко организовывать и планировать свою трудовую деятельность, нацеленный на результат. | |
ЛР19 Способный справляться с физическими нагрузками, обладающий стрессоустойчивостью, способствующий разрешению явных и скрытых конфликтов интересов, возникающих в результате взаимного влияния личной и профессиональной деятельности. Осознающий ответственность за поддержание морально-психологического климата в коллективе. | Оценка наблюдения Оценка тестирования Оценка устного опроса |
ЛР21 Соблюдающий правила ТБ и охраны труда. | Оценка наблюдения Оценка тестирования Оценка устного опроса |
Тематика индивидуальных проектов
1. Архитектура фон Неймана.
2. Виды современных компьютеров
3. Внешние носители информации.
4. Инструментальное ПО
5. История развития мониторов, их виды, параметры безопасности
6. История создания и развития ЭВМ. Поколения.
7. Классификация программного обеспечения
8. Кодирование информации
9. Локальные и глобальные сети.
10. Микропроцессор: назначение, состав, основные характеристики
11. Мониторы, их классификация и основные параметры.
12. Нестандартные устройства ввода информации.
13. Обзор современных поисковых систем в интернет.
14. Параллельные вычислительные системы. Принципы программирования и оптимизация работы параллельных систем.
15. Периферийные устройства ЭВМ.
16. Персональные ЭВМ, история создания, место в современном мире.
17. Перспективы развития мультимедийных технологий.
18. Поисковые сайты и технологии поиска информации в Internet.
19. Прикладное ПО
20. Принтеры. Классификация и принципы работы.
21. Проблема информации в современной науке.
22. Системное ПО
23. Системы счисления.
24. Сканеры и программная поддержка их работы.
25. Современные ноутбуки.
26. Современные способы кодирования информации в вычислительной технике.
27. Способы повышения производительности вычислительных систем.
28. Тенденции развития ЭВМ: прошлое, настоящее и будущее.
29. Этапы развития компьютерной системы