Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования по программе ТОП 50 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»»
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Экологические основы природопользования.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 | Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией | Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 48 |
Самостоятельная работа Количество часов для самостоятельной работы может быть увеличено образовательной организацией за счет использования времени вариативной части (должна составлять не более 30 % от объема дисциплины) | 2 |
Объем образовательной программы | 48 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 44 |
лабораторные работы | Не предусмотрено |
практические занятия | Не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
контрольная работа | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Теоретическая экология | 10 | |
Тема 1.1. Общая экология | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Введение. Природа и общество. Общие и специфические черты. | 2 |
Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. | 2 |
Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё для изготовления изделий из полимерных композитов. | 2 |
Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения. | 2 |
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. | 2 |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 2. Промышленная экология | 16 | |
Тема 2.1 Техногенное воздействие на окружающую среду | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. | 2 |
Техногенное воздействие на окружающую среду на предприятиях химической промышленности. Типы загрязняющих веществ. Особые и экстремальные виды загрязнений, возникающих при производстве изделий из полимерных композитов. Контроль экологических параметров, в том числе с помощью программно-аппаратных комплексов. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.2 Охрана воздушной среды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Способы предотвращения и улавливания выбросов. Основные технологии утилизации газовых выбросов, возникающих при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки газовых выбросов. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.3 Принципы охраны водной среды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная | - |
Тема 2.4 Твердые отходы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.5 Экологический менеджмент | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Принципы размещения производств химической промышленности. Экологически-безопасные производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности. | 2 |
Ресурсопотребление при производстве изделий из полимерных композитов. | 2 |
Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды | 14 | |
Тема 3.1. Юридические и экономические аспекты экологических основ природопользования | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. | 2 |
Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии. Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. | 2 |
Экологические права и обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование. | 2 |
Возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей природной среде. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 3.2. Экологическая стандартизация и паспортизация | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Система экологического контроля при производстве изделий из полимерных композитов.. | 2 |
Мониторинг окружающей среды на предприятиях химической промышленности | 2 |
Система стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический паспорт предприятия. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 4. Международное сотрудничество | 4 | |
Тема 4.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. | 2 |
Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов, использующихся на предприятиях химической промышленности. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Самостоятельная работа Зеленая революция. Последствия «Зеленой революции». Схема. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой (конспект). Пищевые ресурсы. Конспект. | 2 | |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологические основы природопользования»
оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения
Компьютер, переносной проектор, компьютерные презентации на изучаемые темы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основные источники
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: ИЦ Академия, 2018. – 240c. (Электронный учебник)
М.В. Гальперин «Экологические основы природопользования» - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с. (Znanium.com)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы и формы оценки |
Знания: |
Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. | Демонстрирует полноту знаний по освоенному материалу | Выполнения тестового задания, устный опрос, дифференцированный зачет |
Умения: |
Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией | Полнота ответа, умение применять знания на практике, логичность изложения материла | Фронтальный опрос, дифференцированный зачет |