Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Физика", рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 21.07.2015, протокол №3, регистрационный номер рецензии 387 от 23.07.2015 ФГАУ "ФИРО"
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Торопецкий колледж».
Разработчики: Гапонова С.И., преподаватель.
Рекомендована: методическим объединением преподавателей общеобразовательных дисциплин.
протокол № от « » 2018 г.
Председатель МО Иванова Л.В.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 ФИЗИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на очной и заочной формах обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность
применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
развитие чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
формирование представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
формировать умения решать физические задачи;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки - 270 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 180 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
В том числе: | |
- контрольных работ | |
-практических работ | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09 Физика для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
Раздел 1 Физика и методы научного познания. | Содержание учебного материала | 2 | |
Тема 1.1 Физика и методы научного познания. Контрольно-проверочная работа. Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теории. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 |
Раздел 2 Механика. | Содержание учебного материала | 36+12 | |
Тема 2.1 Кинематика | 6 | |
Механическое движение и его виды. Кинематика точки. Система отсчета. Координаты. Траектория. Перемещение. Путь. | 2 | 1 |
Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Баллистическое движение. | 2 | 1 |
Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Колебательное движение. | 2 | 1 |
Тема 2.2 Динамика. | 8 | |
Принцип относительности Галилея. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. | 2 | 1 |
Второй закон Ньютона. Сила. Масса. Принцип суперпозиции сил. | 2 | 1 |
Третий закон Ньютона. | 2 | 1 |
Практическая работа №1 Решение задач по теме «Законы Ньютона» | 2 | 2 |
Тема 2.3 Силы в природе | 6 | |
Сила упругости. | 2 | 1 |
Сила трения. | 2 | 1 |
Гравитационная сила. Всемирное тяготение. Сила тяжести. Вес тела. | 2 | 1 |
Тема 2.4 Законы сохранения. | 8 | |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 | 1 |
Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. | 2 | 1 |
Мощность. Закон сохранения механической энергии. | 2 | 1 |
Виды столкновений. | 2 | 1 |
Тема 2.5 Колебания и специальная теория относительности | 8 | 2 |
Движение тел в гравитационном поле. | 2 | 1 |
Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. | 2 | 1 |
Свободные и вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс. | 2 | 1 |
Принципы относительности Эйнштейна. Постулаты специальной теории относительности. Контрольная работа | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Проектная деятельность обучающихся по темам: Законы движения планет Кеплера. Открытие закона всемирного тяготения. Значение законов физики в сельскохозяйственной технике. Теория относительности и гравитация. | 12 | 3 |
Раздел 3 Молекулярная физика. Термодинамика. | Содержание учебного материала | 28+18 | |
Тема 3.1 Основы молекулярной физики. | 8 | 2 |
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Массы и размеры атомов и молекул. Постоянная Авогадро. Количество вещества. | 2 | 1 |
Броуновское движение. Сила взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Модель идеального газа. Опыт Штерна. | 2 | 1 |
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа (Клапейрона-Менделеева). Изопроцессы. | 2 | 1 |
Практическая работа №2 Решение задач по теме «Основы молекулярной физики» | 2 | 2 |
Тема 3.2 Термодинамика. | 6 | |
Внутренняя энергия. Количество теплоты. | 2 | 1 |
Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 2 | 1 |
Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. | 2 | 1 |
Тема 3.3 Жидкость и твердое тело. | 8 | |
Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. | 2 | 1 |
Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. | 2 | 1 |
Кристаллические и аморфные тела. Виды деформаций. | 2 | 1 |
Практическая работа №3 Решение задач по теме «Жидкость и твёрдое тело» | 2 | 2 |
Тема 3.4 Механические и звуковые волны. | 6 | |
Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. | 2 | 1 |
Звуковые волны. Основные характеристики звука. | 2 | 1 |
Практическая работа №4 Решение задач по теме «Механические и звуковые волны» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Проектная деятельность обучающихся по темам: История атомистических учений. Тепловое расширение тел в природе и технике. Механические свойства горных пород (упругость, прочность, пластичность). Молекулярно-поверхностные свойства системы почва – удобрение- орошение. Примеры проявления капиллярных явлений при орошении почвы. Тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания. | 18 | 3 |
Раздел 4 Электродинамика. | Содержание учебного материала | 72+39 | |
Тема 4.1 Электростатическое поле. | 10 | |
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 2 | 1 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | 2 | 1 |
Силовые линии. Потенциал электрического поля. | 2 | 1 |
Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. | 2 | 1 |
Электроемкость. Конденсатор. Применение конденсатора. | 2 | 1 |
Тема 4.2 Постоянный электрический ток. | 28+24 | |
Электрический ток. Сила тока. | 2 | 1 |
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 2 | 1 |
Зависимость сопротивление от температуры. Сверхпроводимость. | 2 | 1 |
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. | 2 | 1 |
Работа тока. Напряжение. | 2 | 1 |
Закон Ома для полной цепи | 2 | 1 |
Мощность тока. Электродвижущая сила. | 2 | 1 |
Электронная проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. | 2 | 1 |
Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость при наличии примесей. | 2 | 1 |
Электрический ток в вакууме. Электронно - лучевая трубка. | 2 | 1 |
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 2 | 1 |
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. | 2 | 1 |
Практическая работа №5 Исследование смешанного соединения проводников. Практическая работа №6 Измерение мощности лампочки накаливания. | 2 2 | 2 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Проектная деятельность обучающихся по темам: Причины, источники появления статического электричеств. Профессии жидких кристаллов. Сверхпроводники и их применение. Шаровая молния. Аккумуляторы. Генераторы. Электростанции и получение электрической энергии. | 24 | |
| Тема 4.3 Магнитное поле. | 8 | |
Магнитное поле тока. Вихревое поле. Индукция магнитного поля. | 2 | 1 |
Сила Ампера. Применение закона Ампера. | 2 | 1 |
Сила Лоренца. | 2 | 1 |
Магнитный поток. Индуктивность. | 2 | |
Тема 4.4 Электромагнитное поле | 20+15 | |
Явление электромагнитной индукции: открытие и закон. Самоиндукция. | 2 | 1 |
Использование электромагнитной индукции. Трансформаторы. Генерирование электрической энергии. | 2 | 1 |
Передача и использование электрической энергии. | 2 | 1 |
Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока. | 2 | 1 |
Свободные и вынужденные гармонические колебания. Колебательный контур. Генератор на транзисторе. | 2 | 1 |
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. | 2 | 1 |
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. | 2 | 1 |
Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. | 2 | 1 |
Спектры. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ. | 2 | 1 |
Распространение радио волн. Модуляция и детектирование. Радиолокация. Средства связи. Телевидение..Контрольная работа | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Проектная деятельность обучающихся по темам: Применение инфракрасных ультрафиолетовых и рентгеновских лучей. Голография. Радиолокация и ее применения. Развитие средств связи. | 15 | 3 |
| Тема 4.5 Физика в моей профессии | 6 | |
Электричество в сельскохозяйственном производстве | 2 | 1 |
Учет тепловых явлений в сельском хозяйстве | 2 | 1 |
Контрольная работа | 2 | 3 |
| 2 курс | | |
Раздел 5 Оптика. | Содержание учебного материала | 18 | 2 |
Тема 5.1 Геометрическая оптика. | 10+6 | |
Свет - электромагнитная волна. Скорость света и ее измерение. | 2 | 1 |
Закон отражения света. Полное отражение. Закон преломления света. | 2 | 1 |
Дисперсия света. | 2 | 1 |
Линза. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. | 2 | 1 |
Практическая работа №7 Решение задач по теме Геометрическая оптика. | 2 | 2 |
Тема 5.2 Волновая оптика. | 8 | 2 |
Интерференция механических волн и света. | 2 | 1 |
Дифракция механических волн и света. | 2 | 1 |
Поляризация света. Поперечность световых волн. | 2 | 1 |
Практическая работа №8Решение задач по теме Волновая оптика оптика. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий. Решение задач и упражнений. Выполнение творческих заданий . | 6 | 3 |
Раздел 6 Квантовая физика и элементы астрофизики. | Содержание учебного материала | 24+15 | |
Тема 6.1 Световые кванты. | 4 | |
Гипотеза Планка о квантах. Фотоны. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | 2 | 1 |
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенности Гейзенберга. | 2 | 1 |
Тема 6.2 Атомная физика. | 4 | 2 |
Планетарная модель атома | 2 | 1 |
Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | 2 | 1 |
Тема 6.3 Физика атомного ядра. | 8 | |
Модели строения атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. | 2 | 1 |
Открытие радиоактивности. Альфа, бета - и гамма-излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Ядерные реакции. | 2 | 1 |
Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. | 2 | 1 |
Элементарные частицы. Античастицы. Фундаментальные взаимодействия. | 2 | 1 |
Тема 6.4 Элементы астрофизики. | 8 | |
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Созвездия. Небесные координаты. | 2 | 1 |
Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной. | 2 | 1 |
Практическая работа №9 Наблюдение и описание движения небесных тел. | 2 | 2 |
Контрольная работа | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий. Решение задач и упражнений. 3. Выполнение творческих заданий . | 15 | 3 |
ИТОГО: 180 Самостоятельная работа обучающегося: 90 ВСЕГО: 270 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинета физики :
комплект электроснабжения;
учебники и учебные пособия;
сборники задач и упражнений;
таблицы;
демонстрационное оборудование.
Лаборатории физики :
комплект электроснабжения;
приборы и оборудование для физического практикума;
инструкции к проведению лабораторных работ;
средства обеспечения безопасности.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл.: - М.: Дрофа, 2016 – 188с.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016. – 416 с.: ил.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2015. – 416 с.: 8 л. цв. вкл..
Дополнительные источники:
Александрова З.В. и др. Уроки физики с использованием информационных технологий.: Методическое пособие с электронным приложением.-2-е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2016.-313с.
Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика. Механика. 10 кл.: Учебник. - М: Просвещение, 2017. -192 с.:ил
Кикоин А. К., Кикоин И. К., Шамаш С. Я., Эвенчик Э. Е. Физика. 10 кл.: Учебник. -М.: Просвещение, 2016.-336 с.: ил.
Кирик Л. А., Дик Ю. И. Физика. 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ. - М.: 18 Илекса, 2017.-192 с.
Парфентьева Н. А. Физика. 10 кл.: Решебник. - М.: Просвещение, 2017,-144 с.
Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е., Исаев Д. А. Физика. 10 кл.: Учебник.- М.: Дрофа, 2016.-256 с.: ил.
Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е., Исаев Д. А., Степанов С. В. Физика. 10 кл.: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2017.-160 с.
Тихомирова С. А., Яворский Б. М. Физика. 10 кл.: Учебник. – М.: Мнемозина, 2015. –304с.: ил.
Физика. 10 кл.: Решение задач из учебного пособия А. П. Рымкевича "Сборник задач по физике. - М.: Дрофа, 2017 .-384 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»
http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей
http://en.edu.ru естественно-научный портал
http://www.km.ru мультипортал KM.RU
http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru
http://www.allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов - проекта Allbest.ru.
http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России
http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знание: смысла понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысла физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысла физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклада российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; | Тестирование Контрольные работы Рефераты Выполнение практических работ Решение задач Тестирование Контрольные работы Выполнение практических работ Решение задач Тестирование Контрольные работы Исследования Сообщения |
умение: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. применять полученные знания для решения физических задач; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; умение: - для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; - оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; -рационального природопользования и защиты окружающей среды. | Решение задач Контрольные работы Тестирование Рефераты Выполнение практических работ Решение задач Выполнение практических работ Решение задач Проекты Рефераты Исследования Сообщения Зачѐт Сообщения Решение задач Контрольные работы Зачѐт Тестирование |
Промежуточная аттестация в форме экзамена