АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 104»
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________ ФИО Протокол №__ от ___201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 104» ________________________ ФИО от «___» ______ 201___ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«ООШ № 104» ____________Артюшина Е.И. ФИО Приказ № __от «__ » ____ 201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Дмитриевой Галины Александровны
Ф.И.О., категория
По Биологическому краеведению, 7 КЛАСС
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на педагогическом совете протокол № ___
«__»_______________2019г.
2019 – 2020 учебный год
Структура программы:
I.Пояснительная записка
II.Общая характеристика учебного предмета
III.Место учебного предмета в учебном плане
IV.Планируемые результаты освоения учебного предмета
V.Содержание программы
VI.Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по предмету
VII.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
VIII. Требования к уровню подготовки учащихся
IX. Приложения к программе
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биологическое краеведение» метапредметного курса «Краеведение» составлена в соответствии с:
региональным компонентом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии,
программой «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, рекомендованной экспертным научно-методическим Советом Министерства образования Саратовской области.
Данная программа содержит план изучения учебного материала по краеведению и предназначена для обучающихся 7 класса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия: Биологическое краеведение учеб. пособие для 7 класса/ Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2008. – 96 с.
Цель курса: дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
Основные задачи курса:
1. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
2. Способствовать развитию биолого-экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
3. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
4. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
5. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
6. Научить детей чувствовать красоту природы.
7. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
8.Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).
II.Общая характеристика учебного предмета
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 34 часа учебного времени продиктовано следующим:
1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
III.Место учебного предмета в учебном плане
Учебное содержание курса биологическое краеведение в 7 классе включает 34 часа по 1 часу в неделю.
Для реализации рабочей программы в учебном плане МБОУ «ООШ №104» выделен 1 час в неделю, всего в год 34 ч. Учебный год в 7 классе рассчитан на 34 недели.
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения курса учащиеся получат представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Саратовской области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды на здоровье человека.
Личностные результаты:
личностные действия учебно-познавательной мотивации;
нравственно-этическое оценивание природы родного края;
формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме.
Метапредметные результаты
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;
анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных объектов региона;
сотрудничество в поиске и сборе информации при изучении природы родного края;
планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
использование в работе простейших приборов и инструментов при выполнении практических и исследовательских работ;
оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий по краеведению;
типы взаимодействий организмов;
разнообразие биотических связей, количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
отношения организмов в популяциях;
строение и функционирование степных и лесостепных экосистем Саратовской области;
саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
биосфера как глобальная экосистема (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
место человека в экосистеме родного края (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
динамика отношений системы «природа - общество»;
современные проблемы охраны природы Саратовской области (аспекты, принципы и правила, правовые основы охраны природы);
современное состояние, использование и охрана растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Саратовской области, ее значение в охране редких и исчезающих видов растений);
рациональное использование и охрана животных (прямое и косвенное воздействия человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничьих, промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Саратовской области в охране редких и исчезающих видов животных).
V. Содержание программы
Введение
Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.). Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы.
Растительный мир
1) Флора Саратовской области.
Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И. Вавилов, Д.Л. Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.
Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.
2) Растительность Саратовской области.
Лесная, степная, полупустынная, луговая, прибрежно-водная растительность. Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Растения засоленных почв.
Животный мир области.
Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек.
Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов.
Живое прошлое Саратовского края.
Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры.
Палеонтологическая характеристика родного края.
Охрана природы.
Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы.
Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.
Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края.
*Составление красной книги своего района.
Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»
VI. Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по предмету
Тематическое планирование
№ уроков | Название раздела, глав | Количество часов |
Всего | Из них (формы контроля) |
Практических работ | Проектов |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Растительный мир | 9 | | |
3 | Животный мир области | 9 | | |
4 | Живое прошлое Саратовского края | 7 | | |
5 | Охрана природы | 7 | | |
6 | Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» | 1 | | 1 |
7 | Всего | 34 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема раздела/ урока | Основное содержание и решаемые проблемы | Планируемые результаты | Домашнее задание | Календарные сроки |
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт |
Введение (1 час) |
1 | Цели и задачи курса «Биологическое краеведение». | Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.) №1. Полевые наблюдения. Работа с картографическим материалом. | Знать понятия: краеведение, флора, фауна, фитоценоз, реликтовые виды, эндемичные виды, естественные и искусственные сообщества. | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | личностные действия учебно-познавательной мотивации; формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Записи в тетради | 3.09-8.09 | |
Растительный мир (9 часов) |
2 | Флора Саратовской области | Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. | Знать от каких факторов зависит разнообразие флоры и растительности, преобладающие формы растений | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных объектов региона | нравственно-этическое оценивание природы родного края; | Записи в тетради, описать формы растений около дома, гербарий | 10.09-15.09 | |
3 | Грибы. Споровые растения. | Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Представители споровых растений. | Знать грибы, произрастающие в Саратовской области, уметь отличать съедобные от несъедобных, знать понятия: водоросли, лишайники, моховидные, плаунтовидные, хвощевидные, папоротники | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, найти представителей 2-3 групп грибов | 17.09-22.09 | |
4 | Голосеменные и покрытосеменные растения | Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. | Знать отличия голосеменных растений от покрытосеменных и их представителей, кого можно применять в пищу, медицине, сорные растения, растения паразиты, ядовитые растения Саратовской области | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 24.09-29.09 | |
5 | Растительность Саратовской области. Лесная растительность. | Растительный покров Саратовской области. Лесная растительность и ее различия на левом и правом берегу. Типы лесов. | Знать районы с наибольшими площадями лесов, типы лесов области, деревья и кустарники области, представители лесных травянистых растений и их приспособления | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 1.10-6.10 | |
6 | Степная растительность. Полупустнная растительность | Степь и ее растительность. Эфемеры. Эфемероиды. Подзоны степей и их характеристика. Полупустыня и ее растения. | Знать условия формирования степных сообществ, характерные приспособления для степных растений, группы растений степи и полупустыни, типы степей области | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 8.10-13.10 | |
7 | Луговая растительность | Пойменные и остепненные луга. Условия формирования растительности. | Знать условия формирования луговой растительности, представителей данной растительности | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 15.10-20.10 | |
8 | Прибрежно-водная растительность | Особенности прибрежно-водной растительности. Группы растений | Знать особенности строения прибрежно-водной растительности, группы растений и представителей этих групп | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 22.10-27.10 | |
9 | Растения, обитающие на меловых и песчаных породах | Меловые отложения. Обнажения. Засухоустойчивые растения. | Знать районы области с произрастающими растениями меловых обнажений, особенности существования, представителей | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 5.11-10.11 | |
10 | Растения засоленных почв | Солончаки, солонцы, галофиты. Солончаковая растительность. Тестовый опрос | Знать причины засоления почв в области, отличия солонцов от солончаков, примеры произрастающей растительности | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 12.11-17.11 | |
Животный мир области (9 часов). |
11 | В лесу | Общая характеристика фауны области. Хищники, пресмыкающиеся, амфибии, насекомые, копытные | Знать виды животных области и их значение, промысловых животных, насекомых леса | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 19.11-24.11 | |
12 | В степи | Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Хищники, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, копытные | знать отличия животных степи от лесных, охарактеризовать дрофу, грызунов степи. особенности кузнечиков. | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 26.11-1.12 | |
13 | Около водоема | Околоводные животные | знать где располагаются гнезда различных птиц, полуводных грызунов водоемов Саратовской области, завезенные животные. промысловых млекопитающих и птиц | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 3.12-8.12 | |
14 | Водные животные | Водные животные. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. ГосНИОХР | знать промысловых рыб Саратовской области, группы рыб по питанию., влияние плотин на видовой состав рыб. Уметь охарактеризовать угря, миногу, горчак, рыбу-иглу. | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 10.12-15.12 | |
15 | Беспозвоночные животные | Беспозвоночные суши и водные беспозвоночные. Пауки. Клещи. Многоножки. Черви. Насекомые. Ракообразные. Моллюски. Пиявки. Биоиндикаторы. | Знать особенности строения и питания клещей и др. видов беспозвоночных суши и водоемов, речных моллюсков. Знать биоиндикаторов и их роль. | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 17.12-22.12 | |
16 | Опасные животные | Кровососущие и паразитирующие животные. Змеи Саратовской области. | знать разницу между кровососущими и паразитирующими животными, примеры. Вред, наносимый человеку. Опасность жалящих, змей, крупных животных. земноводных | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 24.12-29.12 | |
17 | Сельскохозяйственные животные | Отрасли животноводства Саратовской области. Сельскохозяйственные животные. АПК | Знать отрасли животноводства Саратовской области, животных ЛПХ. Охарактеризовать коневодство области, АПК. Решение проблем животноводства на уровне Правительства области | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 14.01-19.01 | |
18 | Вредитель сельского хозяйства | Насекомые-вредители, черви, клещи, позвоночные. Инсектициды | Уметь охарактеризовать насекомых-вредителей, беспозвоночных вредителей, грызунов. Вред и польза птиц. Знать методы борьбы с вредителями сельского хозяйства | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 21.01-26.01 | |
19 | Животные города | Животный мир городов и других населённых пунктов. Перелетные птицы. Грызуны | Знать зоны обитания городских животных, птиц города, перелетных птиц, методы борьбы с грызунами | анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения; | нравственно-этическое оценивание природы родного края; | Конспект, вопросы | 28.01-2.02 | |
Живое прошлое Саратовского края (7 часов) |
20 | Основные понятия о геохронологии | Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Абсолютное и относительное время | Знать способ определения возраста горных пород и ископаемых остатков, особенности использования геонохронологической шкалы, названия геологических эпох и веков | ;использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 4.02-9.02 | |
21 | Ископаемые беспозвоночные животные и растения | Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.) | Уметь отличить ископаемые одиночные и колониальные кораллы, знать основные классы молюсков, описать ископаемых моллюсков, ежей, брахеоподов | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 11.02-16.02 | |
22 | Ископаемые позвоночные | Характерные ископаемые животные области – рыбы, ихтиозавры и плезиозавры. млекопитающие | Знать животных доисторических морей Саратовского края и уметь их охарактеризовать | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 18.02-23.02 | |
23 | Ранняя история Земли. Палеозойская Эра. | Палеонтологическая характеристика родного края. Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский периоды | Знать когда появилась жизнь, возраст отложений Саратовского края, периоды Палеозойской эры и их характеристику | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 25.02-2.03 | |
24 | Мезозойская эра | Триасовый, Юрский, Меловой периоды | Знать и уметь охарактеризовать периоды мезозойской эры, рептилий эры, версии исчезновения динозавров | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 4.03-9.03 | |
25 | Кайнозойская эра | Палеогеновый, неогеновый, четвертичный периоды | Знать и уметь охарактеризовать периоды кайнозойской эры, животных эры | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 11.03-16.03 | |
26 | Обобщение сведений по теме «Живое прошлое Саратовского края» | Контрольная работа по изученным тематикам: Растительный и животный мир, Живое прошлое Саратовского края | Знать особенности растительного и животного миров Саратовской области, прошлое Саратовского края от древности и до наших дней | оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы | 18.03-23.03 | |
Охрана природы (7 часов) |
27 | Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. | Деятельность по охране животных, растений. комплексов. Охранные органы. | Знать структуры. занимающиеся природоохранной деятельностью и особенности их функционирования. Нормативные акты по охране природы Саратовской области | планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; | личностные действия учебно-познавательной мотивации; нравственно-этическое оценивание природы родного края; | Конспект, вопросы. доклад | 1.04-6.04 | |
28 | Защита малых рек и родников | Волжский, Донской бассейны, бессточные Камыш-Самарские озера. Очистка сточных вод. Доклады | Знать структуру рек и озер Саратовской области. мероприятия по их защите | планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы. доклад | 8.04-13.04 | |
29 | Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. | Общество охраны природы саратовской области. Меры по охране природы | Знать названия организаций по охране природы в области и сферу их деятельности, принимаемые меры | планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы. доклад | 15.04-20.04 | |
30 | Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. | ГКУ СО «Саратовское областное лесничество». Охота: разрешения, путевки , квоты | знать особенности и сферы регулирования охотхозяйств области, меры по регуляции охоты: разрешения. браконьерство | планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы. доклад | 22.04-27.04 | |
31 | Красная книга Саратовской области | Первое и второе издания «Красной книги». Сходства и различия | Знать историю создания «Красной книги Саратовской области», ее структуру, включенные виды растений и животных | планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы. доклад | 29.044.05 | |
32 | Красная книга Саратовской области. | Представители «Красной книги Саратовской области». Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты. | Знать историю создания «Красной книги Саратовской области», ее структуру, включенные виды растений и животных | планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы. доклад | 6.05-11.05 | |
33 | Природоохранные территории нашей области. | Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края | Знать природоохранные памятники и объекты области | использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений; | формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме | Конспект, вопросы. доклад | 13.05-18.05 | |
Итоговая конференция «Как лично я могу помочь природе» |
34 | Итоговая конференция «Как лично я могу помочь природе» | Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике | Уметь реализовать на практике полученные знания по краеведению саратовской области и доложить результаты перед аудиторией | оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем | нравственно-этическое оценивание природы родного края | | 20.05-25.05 | |
Корректировка прохождения учебного материала
(причины отставания и меры, приятые для их устранения)
I четверть ________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
II четверть ________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
III четверть _______________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
IV четверть _______________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.
Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.
Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ
авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.
Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.
Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.
VIII. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «Биологическое краеведение» ученик научится понимать:
– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;
– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;
– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;
– роль растений, грибов и животных в жизни человека;
– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;
– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.
Ученик будет уметь
– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;
–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;
– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;
– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;
– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;
– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;
– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;
– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.