СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Краеведение (биологическое)"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине Краеведение (биологическое) для учащихся 7х классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Краеведение (биологическое)"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 104»




«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________

ФИО


Протокол №__ от ___201__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «ООШ № 104»

________________________

ФИО

от «___» ______ 201___ г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ«ООШ № 104»

____________Артюшина Е.И.

ФИО


Приказ № __от «__ » ____ 201_г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА




Дмитриевой Галины Александровны

Ф.И.О., категория




По Биологическому краеведению, 7 КЛАСС

Предмет, класс и т.п.







Рассмотрено на педагогическом совете протокол № ___

«__»_______________2019г.











2019 – 2020 учебный год


Структура программы:

I.Пояснительная записка

II.Общая характеристика учебного предмета

III.Место учебного предмета в учебном плане

IV.Планируемые результаты освоения учебного предмета

V.Содержание программы

VI.Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по предмету

VII.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

IX. Приложения к программе


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Биологическое краеведение» метапредметного курса «Краеведение» составлена в соответствии с:

региональным компонентом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по  биологии,

программой «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, рекомендованной экспертным научно-методическим Советом Министерства образования Саратовской области. 

Данная программа содержит план изучения учебного материала по краеведению и предназначена для обучающихся 7 класса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия: Биологическое краеведение учеб. пособие для 7 класса/ Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2008. – 96 с. 


Цель курса: дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.


Основные задачи курса:

1. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

2. Способствовать развитию биолого-экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

3. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

4. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

5. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

6. Научить детей чувствовать красоту природы.

7. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

8.Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).


II.Общая характеристика учебного предмета

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 34 часа учебного времени продиктовано следующим:

1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.


III.Место учебного предмета в учебном плане


Учебное содержание курса биологическое краеведение в 7 классе включает 34 часа по 1 часу в неделю.

Для реализации рабочей программы в учебном плане МБОУ «ООШ №104» выделен 1 час в неделю, всего в год 34 ч. Учебный год в 7 классе рассчитан на 34 недели.


IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате освоения курса учащиеся получат представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Саратовской области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды на здоровье человека.

Личностные результаты:

личностные действия учебно-познавательной мотивации;

нравственно-этическое оценивание природы родного края;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме.

Метапредметные результаты

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных объектов региона;

сотрудничество в поиске и сборе информации при изучении природы родного края;

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

использование в работе простейших приборов и инструментов при выполнении практических и исследовательских работ;

оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий по краеведению;

типы взаимодействий организмов;

разнообразие биотических связей, количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

отношения организмов в популяциях;

строение и функционирование степных и лесостепных экосистем Саратовской области;

саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

биосфера как глобальная экосистема (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

место человека в экосистеме родного края (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

динамика отношений системы «природа - общество»;

современные проблемы охраны природы Саратовской области (аспекты, принципы и правила, правовые основы охраны природы);

современное состояние, использование и охрана растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Саратовской области, ее значение в охране редких и исчезающих видов растений);

рациональное использование и охрана животных (прямое и косвенное воздействия человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничьих, промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Саратовской области в охране редких и исчезающих видов животных).


V. Содержание программы


Введение

Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.). Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы.


Растительный мир

1) Флора Саратовской области.

Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И. Вавилов, Д.Л. Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.

Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.

2) Растительность Саратовской области.

Лесная, степная, полупустынная, луговая, прибрежно-водная растительность. Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Растения засоленных почв.


Животный мир области.

Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек.

Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов.


Живое прошлое Саратовского края.

Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры.

Палеонтологическая характеристика родного края.


Охрана природы.

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы.

Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.

Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края.

*Составление красной книги своего района.

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»


VI. Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по предмету

Тематическое планирование


№ уроков

Название раздела, глав

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

Практических работ

Проектов

1

Введение

1

1


2

Растительный мир

9



3

Животный мир области

9



4

Живое прошлое Саратовского края

7



5

Охрана природы

7



6

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»

1


1

7

Всего

34

1

1



Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема раздела/ урока

Основное содержание и решаемые проблемы

Планируемые результаты

Домашнее задание

Календарные сроки

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Введение (1 час)

1

Цели и задачи курса «Биологическое краеведение».

Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.)

№1. Полевые наблюдения. Работа с картографическим материалом.

Знать понятия: краеведение, флора, фауна, фитоценоз, реликтовые виды, эндемичные виды, естественные и искусственные сообщества.

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

личностные действия учебно-познава­тельной мотива­ции;

формирование личного пози­тивного отноше­ния к себе и окружающему миру и осозна­ние своей роли в экосистеме

Записи в тетради

3.09-8.09


Растительный мир (9 часов)

2

Флора Саратов­ской области

Характеристика почв обла­сти. Общая информация о флоре. Растительность

лесостепной, степной и по­лупустынной зоны. Поймен­ная растительность.

Водные растения. Связь строения растений со средой обитания.

Знать от каких фак­торов зависит разно­образие флоры и растительности, преобладающие формы растений

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных объектов региона

нравственно-эти­ческое оценива­ние природы род­ного края;

Записи в тетради, описать формы рас­тений около дома, герба­рий

10.09-15.09


3

Грибы. Споро­вые растения.

Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды

грибов. Представители споро­вых растений.

Знать грибы, произрастающие в Саратовской области, уметь отличать съедобные от несъедобных, знать понятия: водоросли, лишайники, моховидные, плаунтовидные, хвощевидные, папоротники

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, найти представителей 2-3 групп грибов

17.09-22.09


4

Голосеменные и покрытосеменные растения

Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения.

Знать отличия голосеменных растений от покрытосеменных и их представителей, кого можно применять в пищу, медицине, сорные растения, растения паразиты, ядовитые растения Саратовской области

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

24.09-29.09


5

Растительность Саратовской области. Лесная растительность.

Растительный покров Саратовской области. Лесная растительность и ее различия на левом и правом берегу. Типы лесов.

Знать районы с наибольшими площадями лесов, типы лесов области, деревья и кустарники области, представители лесных травянистых растений и их приспособления

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

1.10-6.10


6

Степная растительность. Полупустнная растительность

Степь и ее растительность. Эфемеры. Эфемероиды. Подзоны степей и их характеристика. Полупустыня и ее растения.

Знать условия формирования степных сообществ, характерные приспособления для степных растений, группы растений степи и полупустыни, типы степей области

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

8.10-13.10


7

Луговая растительность

Пойменные и остепненные луга. Условия формирования растительности.

Знать условия формирования луговой растительности, представителей данной растительности

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

15.10-20.10


8

Прибрежно-водная растительность

Особенности прибрежно-водной растительности. Группы растений

Знать особенности строения прибрежно-водной растительности, группы растений и представителей этих групп

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

22.10-27.10


9

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах

Меловые отложения. Обнажения. Засухоустойчивые растения.

Знать районы области с произрастающими растениями меловых обнажений, особенности существования, представителей

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

5.11-10.11


10

Растения засоленных почв

Солончаки, солонцы, галофиты. Солончаковая растительность.

Тестовый опрос

Знать причины засоления почв в области, отличия солонцов от солончаков, примеры произрастающей растительности

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

12.11-17.11


Животный мир области (9 часов).

11

В лесу

Общая характеристика фауны области. Хищники, пресмыкающиеся, амфибии, насекомые, копытные

Знать виды животных области и их значение, промысловых животных, насекомых леса

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

19.11-24.11


12

В степи

Животные лесостепной, степной и

полупустынной зоны. Хищники, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, копытные

знать отличия животных степи от лесных, охарактеризовать дрофу, грызунов степи. особенности кузнечиков.

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

26.11-1.12


13

Около водоема

Околоводные животные

знать где располагаются гнезда различных птиц, полуводных грызунов водоемов Саратовской области, завезенные животные. промысловых млекопитающих и птиц

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

3.12-8.12


14

Водные животные

Водные животные. Рыбные богатства Волги и малых рек.

Микрофауна водоемов.

ГосНИОХР

знать промысловых рыб Саратовской области, группы рыб по питанию., влияние плотин на видовой состав рыб. Уметь охарактеризовать угря, миногу, горчак, рыбу-иглу.

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

10.12-15.12


15

Беспозвоночные животные

Беспозвоночные суши и водные беспозвоночные. Пауки. Клещи. Многоножки. Черви. Насекомые. Ракообразные. Моллюски. Пиявки. Биоиндикаторы.

Знать особенности строения и питания клещей и др. видов беспозвоночных суши и водоемов, речных моллюсков. Знать биоиндикаторов и их роль.

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

17.12-22.12


16

Опасные животные

Кровососущие и паразитирующие животные. Змеи Саратовской области.

знать разницу между кровососущими и паразитирующими животными, примеры. Вред, наносимый человеку. Опасность жалящих, змей, крупных животных. земноводных

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

24.12-29.12


17

Сельскохозяйственные животные

Отрасли животноводства Саратовской области. Сельскохозяйственные животные. АПК

Знать отрасли животноводства Саратовской области, животных ЛПХ. Охарактеризовать коневодство области, АПК. Решение проблем животноводства на уровне Правительства области

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

14.01-19.01


18

Вредитель сельского хозяйства

Насекомые-вредители, черви, клещи, позвоночные. Инсектициды

Уметь охарактеризовать насекомых-вредителей, беспозвоночных вредителей, грызунов. Вред и польза птиц. Знать методы борьбы с вредителями сельского хозяйства

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

21.01-26.01


19

Животные города

Животный мир городов и других населённых пунктов. Перелетные птицы. Грызуны

Знать зоны обитания городских животных, птиц города, перелетных птиц, методы борьбы с грызунами

анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

нравственно-этическое оценивание природы родного края;

Конспект, вопросы

28.01-2.02


Живое прошлое Саратовского края (7 часов)

20

Основные понятия о геохронологии

Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о

геохронологии. Абсолютное и относительное время

Знать способ определения возраста горных пород и ископаемых остатков, особенности использования геонохронологической шкалы, названия геологических эпох и веков

;использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

4.02-9.02


21

Ископаемые беспозвоночные животные и растения

Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее

интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный,

Нижняя Банновка и др.)

Уметь отличить ископаемые одиночные и колониальные кораллы, знать основные классы молюсков, описать ископаемых моллюсков, ежей, брахеоподов

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

11.02-16.02


22

Ископаемые позвоночные

Характерные ископаемые животные области – рыбы, ихтиозавры и плезиозавры. млекопитающие

Знать животных доисторических морей Саратовского края и уметь их охарактеризовать

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

18.02-23.02


23

Ранняя история Земли. Палеозойская Эра.

Палеонтологическая характеристика родного края. Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский периоды

Знать когда появилась жизнь, возраст отложений Саратовского края, периоды Палеозойской эры и их характеристику

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

25.02-2.03


24

Мезозойская эра

Триасовый, Юрский, Меловой периоды

Знать и уметь охарактеризовать периоды мезозойской эры, рептилий эры, версии исчезновения динозавров

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

4.03-9.03


25

Кайнозойская эра

Палеогеновый, неогеновый, четвертичный периоды

Знать и уметь охарактеризовать периоды кайнозойской эры, животных эры

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

11.03-16.03


26

Обобщение сведений по теме «Живое прошлое Саратовского края»

Контрольная работа по изученным тематикам: Растительный и животный мир, Живое прошлое Саратовского края

Знать особенности растительного и животного миров Саратовской области, прошлое Саратовского края от древности и до наших дней

оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы

18.03-23.03


Охрана природы (7 часов)

27

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов.

Деятельность по охране животных, растений. комплексов. Охранные органы.

Знать структуры. занимающиеся природоохранной деятельностью и особенности их функционирования. Нормативные акты по охране природы Саратовской области

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

личностные действия учебно-познава­тельной мотива­ции;

нравственно-этическое оценивание природы родного края;

Конспект, вопросы. доклад

1.04-6.04


28

Защита малых рек и родников

Волжский, Донской бассейны, бессточные Камыш-Самарские озера. Очистка сточных вод.

Доклады

Знать структуру рек и озер Саратовской области. мероприятия по их защите

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы. доклад

8.04-13.04


29

Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы.

Общество охраны природы саратовской области. Меры по охране природы

Знать названия организаций по охране природы в области и сферу их деятельности, принимаемые меры

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы. доклад

15.04-20.04


30

Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты.

ГКУ СО «Саратовское областное лесничество». Охота: разрешения, путевки , квоты

знать особенности и сферы регулирования охотхозяйств области, меры по регуляции охоты: разрешения. браконьерство

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы. доклад

22.04-27.04


31

Красная книга Саратовской области

Первое и второе издания «Красной книги». Сходства и различия

Знать историю создания «Красной книги Саратовской области», ее структуру, включенные виды растений и животных

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы. доклад

29.044.05


32

Красная книга Саратовской области.

Представители «Красной книги Саратовской области». Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.

Знать историю создания «Красной книги Саратовской области», ее структуру, включенные виды растений и животных

планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы. доклад

6.05-11.05


33

Природоохранные территории нашей области.

Хвалынский национальный

парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные

объекты родного края

Знать природоохранные памятники и объекты области

использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме

Конспект, вопросы. доклад

13.05-18.05


Итоговая конференция «Как лично я могу помочь природе»

34

Итоговая конференция «Как лично я могу помочь природе»

Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике

Уметь реализовать на практике полученные знания по краеведению саратовской области и доложить результаты перед аудиторией

оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем

нравственно-этическое оценивание природы родного края


20.05-25.05





Корректировка прохождения учебного материала

(причины отставания и меры, приятые для их устранения)




I четверть ________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


II четверть ________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


III четверть _______________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


IV четверть _______________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



















VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


    1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.

    2. Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.

    3. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.

    4. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.

    5. Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ
      авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

    6. Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.

    7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.

    8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.


VIII. Требования к уровню подготовки учащихся


К концу изучения курса «Биологическое краеведение» ученик научится понимать:

– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

– роль растений, грибов и животных в жизни человека;

– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.

Ученик будет уметь

– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;

– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!