Долинский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Сахалинский техникум строительства и жилищно - коммунального хозяйства»
(ДФ СТС и ЖКХ)
РАБОЧая ПРОГРАММа
ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО:
08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома»
Долинск, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 42.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Организация-разработчик: ДФ СТС и ЖКХ
Разработчик:
Максимова Ксения Владимировна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ | 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01.Основы философии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) – является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении по специальности «Сервис домашнего и коммунального хозяйства».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
1.Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста.
2.Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков.
3.Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.
4.Сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
1.Основные категории и понятия философии.
2.Роль философии в жизни человека и общества.
3.Основы философского учения о бытии.
4.Сущность процесса познания.
5.Основы научной, философской и религиозной картин мира.
6 Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. Основы философии
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
ПЗ и ЛПЗ не предусмотрены | |
Самостоятельная работа обучающегося | 26 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала,самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в философию. |
Тема 1.1. Предмет философии. | Содержание | 2 | 2 |
1 | Что такое философия? Основные понятия. | 1 |
2 | Рациональность философии. Предмет философии. Определение философии. | 1 |
Раздел 2. История философии. |
Тема 2.1. Предпосылки философии в Древней Индии и Древнем Китае | Содержание | 6 | 2 |
3 | Реинкарнация и карма. | 1 |
4 | Единое и майя. | 1 |
5 | Добро и зло. | 1 |
6 | Веды и Ушпаниады | 1 |
7 | Философское представление о природе. Значение ритуала. | 1 |
8 | Лао-цзы. Конфуций. Мо-цзы. | 1 |
Тема 2.2. Становление философии в древней Греции. | Содержание | 4 | 2 |
9 | Миф и осевое время. Сократ. Майовтика. | 1 |
10 | Платон. Мир идей. Душа. | 1 |
11 | Аристотель. Материя и форма. Метафизика. | 1 |
12 | Законы логики. Скептики. | 1 |
Тема 2.3 Философия Древнего Рима. | Содержание | 3 | 2 |
13 | Лукреций. Стоики. | 1 |
14 | Философия Сенеки и Эпиктета. | 1 |
15 | Учение Марка Аврелия и Секста Эмпирика. | 1 |
Тема 2.4 Средневековая философия. | Содержание | 4 | 2 |
16 | Особенности средневековой философии. Августин. | 1 |
17 | Мусульманская философия. | 1 |
18 | Реалисты и номиналисты. | 1 |
19 | Скептицизм. Значение средневековой философии. | 1 |
Тема 2.5 Философия Нового времени. | Содержание | 4 | 2 |
20 | Эпоха Возрождения. Субъект и объект. Теория познания. | 1 |
21 | Континентальный рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). | 1 |
22 | Английский эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм). | 1 |
23 | Философия И. Канта. | 1 |
Тема 2.6 Философия XIX века. | Содержание | 5 | 2 |
24 | Немецкая классическая философия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). | 1 |
25 | Законы диалектики. | 1 |
26 | Материализм и позитивизм. | 1 |
27 | Эволюционизм Г. Спенсера. | 1 |
28 | Философия бессознательного. | 1 |
Тема 2.7 Философия XX века. | Содержание | 5 | 2 |
29 | Экзистенциализм. | 1 |
30 | Психоанализ. | 1 |
31 | Неопозитивизм. | 1 |
32 | Прагматизм. | 1 |
33 | Скептицизм философии XX века. | 1 |
Тема 2.8 Русская философия. | Содержание | 4 | 2 |
34 | Особенности русской философии. «Слово о законе и благодати». | 1 |
35 | Эволюция русской идеи. Труды И.В. Киреевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева. | 1 |
36 | Советская и постсоветская философия. | 1 |
37 | Значение русской философии. | 1 |
Раздел 3. Основные философские учения. |
Тема 3.1 Этапы и закономерности развития философии. | Содержание | 2 | 2 |
38 | От античности к Новому времени. | 1 |
39 | XX век. Прогресс философии. | 1 |
Тема 3.2 Методы и внутреннее строение философии. | Содержание | 4 | 2 |
40 | Формально-логический (метафизический) и диалектический методы. | 1 |
41 | Прагматический метод. Структурализм. | 1 |
42 | Системный подход и функциональный анализ. | 1 |
43 | Метод и принцип. Специальные философские дисциплины. | 1 |
Тема 3.3 Происхождение и устройство мира. Человек и смысл его существования. | Содержание | 4 | 2 |
44 | Что изучает онтология. Спор философов. | 1 |
45 | Что изучает философская антропология? | 1 |
46 | Сходство человека с другими живыми существами и отличие от них. Потребности человека. | 1 |
47 | Философские представления о совершенном человеке. Смысл человеческого бытия. | 1 |
Тема 3.4 Познание мира и истина. Этика и проблема свободы. | Содержание | 4 | 2 |
48 | Гносеология. Античные концепции истины. Концепции истины Нового времени. | 1 |
49 | Соотношение абсолютной и относительной истины. Истина в культуре. | 1 |
50 | Киренаики и киники. Философские учения Диогена и Аристиппа. | 1 |
51 | Этика Аристотеля. Этические проблемы развития науки и высоких технологий. | 1 |
Тема 3.5 Социальная философия. | Содержание | 3 | 2 |
52 | Идеальное государство как семья и как душа (Конфуций и Платон). | 1 |
53 | Типы общества. Ненаправленная динамика. Цикличное развитие цивилизаций. | 1 |
54 | Направленное развитие. Общественный прогресс. | 1 |
Тема 3.6 Философия и глобальные проблемы современности. | Содержание | 2 | |
55 | Проблема предотвращения термоядерной войны. Экологическая проблема. | 1 | 2 |
56 | Глобальный экологический кризис. Экологическая философия. | 1 |
Тема 3.7 Философия и духовная культура. | Содержание | 4 | 2 |
57 | Отличие философии от науки, искусства, религии. | 1 |
58 | Философия и идеология. | 1 |
59 | Философия как синтез науки, искусства и религии. | 1 |
60 | Итоговый зачет «Основы философии». | 1 |
| ВСЕГО | 60 | |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами. | 26 | |
Номер ВСР | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | | |
1 | Подготовка и написание реферата «Философские школы и учение о первоначалах». | 4 |
2 | Подготовка и написание реферата «Отличие рационализма и эмпиризма как философских направлений». | 4 |
3 | Подготовка и написание реферата «Современная философская картина мира». | 4 |
4 | Создание презентации «Экологическая философия». | 4 |
5 | Создание презентации «Цикличное развитие цивилизаций». | 4 |
6 | Эссе «Философская система нашего времени: основные черты». | 2 |
7 | Эссе «Россия в эпоху глобализации». | 2 |
8 | Конспектирование с комментариями (анализ текста) «Апология Сократа» | 1 | |
9 | Конспектирование с комментариями (анализ текста) Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». | 1 | |
| ВСЕГО: | 26 | |
| ИТОГО | 86 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета Философии
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А.Основы философии: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 15-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Интернет ресурсы
www.alleg.ru\edu\philos1.htm
Wikipedia.org\wiki\Философия
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей -сформулировать представление об истине и смысле жизни. | -домашние задания проблемного характера; -практические задания по работе с оригинальными текстами; -подготовка и защита групповых заданий -подготовка и защита индивидуальных заданий -тестовые задания по соответствующим темам -контрольные работы |
Знать: - основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | -контрольные работы -тестовые задания -устные ответы -накопительная оценка -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания обучающимися |
3