Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«КАЗАНСКИЙ РАДИОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ________________ Н.А. Коклюгина «_____»_________________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
(базовой подготовки)
Казань, 2022
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – СПО ППССЗ) 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Организация-разработчик: ГАПОУ «Казанский радиомеханический колледж»
Разработчик:
Мусина Марина Владимировна, преподаватель
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Предметной цикловой комиссией
Протокол №___ от «____»___________20__г.
Председатель ПЦК ______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3 условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины | 11 |
4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – СПО ППССЗ) 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Программа учебной дисциплины «Операционные системы и среды» входит в профессиональный цикл «Общепрофессиональные дисциплины».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач;
- использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами;
- устанавливать различные операционные системы;
- подключать к операционным системам новые сервисные средства;
- решать задачи обеспечения защиты операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные функции операционных систем;
- машинно-независимые свойства операционных систем;
- принципы построения операционных систем;
- сопровождение операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить соответствующие общие/профессиональные компетенции (ОК/ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
ПК 4.3. Проводить мероприятия по защите информации в компьютерных системах и комплексах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 40 |
практические занятия | 50 |
лабораторные занятия | |
в форме практической подготовки | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Операционные системы и среды
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Роль и место знаний по дисциплине «Операционные системы и среды» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности в сфере профессиональной деятельности | 2 | 2 |
Раздел 1. Основы теории операционных систем | 8 | |
Тема 1.1. Общие сведения об операционных систем | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие операционной системы. Назначение и функции операционной системы. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Типы взаимодействия систем. | 2 |
Тема 1.2. Интерфейс пользователя | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса. | 2 |
Тема 1.3. Операционное окружение | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора. | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №1. Операционное окружение. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса | 4 | |
Раздел 2. Машинно-зависимые свойства операционных систем | 24 | |
Тема 2.1. Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы | Содержание учебного материала | | 2 |
Упрощенная архитектура типовой микроЭВМ. Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры. Форматы данных и команд. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микроЭВМ. | 2 |
Тема2.2. Обработка прерываний | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие прерывания. Последовательность действий при обработке прерываний. Классы прерываний. Рабочая область прерываний. Вектор прерываний. Стандартные программы при обработке прерываний. Приоритеты прерываний. Вложенные прерывания. | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №2.Обработка прерываний. | 2 | 3 |
Тема 2.3. Планирование процессов | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие, задание, процесс, планирование процесса. Состояния существования процесса. Диспетчеризация процесса и алгоритм. Блок состояния процесса. Понятие события. Блок состояния события. | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №3. Планировщик WindowsXP | 2 | 3 |
Тема 2.4. Обслуживание ввода-вывода | Содержание учебного материал | | 2 |
Организация ввода-вывода с использованием каналов ввода-вывода. Обслуживание ввода-вывода. Канальная программа. Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом. Пример управления вводом-выводом. | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №4. Обслуживание ввода-вывода. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №5. Функции BIOS. | 2 | 3 |
Тема 2.5. Управление реальной памятью | Содержание учебного материала | | 2 |
Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Аппаратные и программные средства защиты памяти. Способы защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения. | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №6. Управление реальной памятью. | 2 | 3 |
Тема 2.6. Управление виртуальной памятью | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти. Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица отображения страниц. Динамическое преобразование адресов. | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №7. Управление виртуальной памятью. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа Прерывания в операционной системе Планировщик Windows | 6 | |
Раздел 3. Машинно-независимые свойства операционных систем | 12 | |
Тема 3.1. Занятие с файлами | Содержание учебного материала | | |
Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой системы. Логическая организация файловой системы. Физическая организация файловой системы. Файловые операции, контроль доступа к файлам. Примеры файловых систем. | 2 | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №8. Команды DOS | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №9.Организация файловой системы FAT-32 | 2 | 3 |
Тема 3.2. Планирование заданий | Содержание учебного материала | | |
Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Планирование в системах пакетной обработки данных. Планирование в интегральных системах. Планирование в системах реального времени. | 2 | 2 |
Тема 3.3.Распределение ресурсов | Содержание учебного материала | | |
Взаимоблокировки. Обнаружение и устранение взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок. | 2 | 2 |
Тема 3.4. Защищенность и отказоустойчивость операционных систем | Содержание учебного материала | | 2 |
Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит. Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID. | 2 |
| Самостоятельная работа Файловая система операционной системы Команды DOS | 8 | |
Раздел 4. Занятия в операционных системах и средах | | |
Тема 4.1. Структура операционной системы | Содержание учебного материала | 44 | |
Структура различных видов операционных систем (например, MS-DOS, Windows 98, Windows 2000, Linuxи т.п.). Загрузка операционных систем. | 2 | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №10.Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №11. Изучение структуры операционной системы WindowsXP | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №12.Системный реестр Windows. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №13.Практическое изучение системы Linux. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №14.Языки взаимодействия пользователя с операционной системой. | 2 | 3 |
Тема 4. 2. Интерфейс пользователя | Содержание учебного материала | | |
Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд. Запуск и выполнение команд. | 2 | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 15. Запуск и выполнение команд | 2 | 3 |
Тема 4. 3. Организация хранения данных | Содержание учебного материала | | |
Занятие с файлами и каталогами. Занятие с дисками. | 2 | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №16. Организация хранения данных в Linux. Перенаправление ввода и вывода | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 17. Занятие с объектами файловой системы | 2 | 3 |
Тема 4. 4. Средства управления и обслуживания | Содержание учебного материала | | |
Управление состоянием каталогов и файлов. Конфигурация систем. Синхронизация процессов и потоков. Организация контроля доступа в ОС Unix и ОС Windows. | 2 | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 18. Права доступа. Доступибезопасность. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 19.Управление процессами в операционной системе. Терминал и командная строка | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 20. Доступ процессов к файлам и каталогам | 2 | 3 |
Тема 4. 5. Утилиты операционной системы | Содержание учебного материала | | |
Утилиты ОС. Занятие с операционными оболочками. Программы-архиваторы. Вирусы, антивирусные программы. Файерволы. Занятие с текстовым редактором MicrosoftWord. Тесты, файловые менеджеры. Совместное использование программ. Эмуляторы. | 2 | 2 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №21.Занятие с файловым менеджером. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) №22.Занятие с архиваторами. | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 23. Занятие с операционными оболочками | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 24. Занятие с утилитами восстановления данных | 2 | 3 |
Практическое занятие (практическая подготовка) № 25. Изучение эмуляторов ОС | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа Системный реестр Windows Технологии безопасности Избыточные дисковые подсистемы RAID. Работа с файлами и каталогами Терминал и командная строка Программы-архиваторы Эмуляторы операционных систем | | | 27 | | |
|
Дифференцированный зачёт | | 2 | |
| | Всего: | 135 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Компьютерный кабинет».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- экран.
Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- персональные компьютеры с установленным ПО.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гостев, И. М. Операционные системы: учебник и практикум для СПО / И. М. Гостев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-04951-0. . — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/FA9D9A84- 0AFE-4C53-A338-B9E704F96A4B
2. Назаров С.В. Современные операционные системы [Электронный ресурс] / С.В. Назаров, А.И. Широков. — Электрон. текстовые данные. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2019. — 351 c. — 978-5-9963-0416-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52176.html
3. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность и защита информации [Электронный ресурс] / В.Ф. Шаньгин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2019. — 702 c. — 978-5-4488-0070-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63594.html
4. Назаров С.В. Операционные системы. Практикум: практикум / С.В. Назаров, Л.П. Гудыно, А.А. Кириченко - Москва: КноРус. 2016. Режим доступа в ЭБС по паролю ISBN 978-5-406-0886-7 на WWW.BOOK.ru
Дополнительные источники:
1. Операционные системы. – 2-е изд. / Гордеев А.В. – СПб.: Питер, 2020. — 416 с.
2. Сетевые операционные системы. – 2-е изд. / Олифер В.Г., Олифер Н.А. — СПб.: Издательство «Питер», 2011. — 669. 3. Современные операционные системы. – 3-е изд. / Э. Таненбаум – СПб.: Питер, 2020. — 1120 с.
Интернет-ресурсы:
1. Операционные системы (системное программное обеспечение). Форма доступа: http://www.citforum.ru/operating_systems/
2. Википедия. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Основы операционных систем. Форма доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2192/31/info 10
4. Российское образование: Федеральный портал: http://www.edu.ru/
5. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http://window.edu.ru/library
6. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
9. Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: http://e.lanbook.com
10. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
11. Национальный Открытый университет «ИНТУИТ» - образовательный проект; Электронное дистанционное обучение intuit.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки Результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины: | |
Умения: | |
- использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач; | формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий, индивидуальные задания, контрольные вопросы |
- использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами; |
- устанавливать различные операционные системы; |
- подключать к операционным системам новые сервисные средства; |
- решать задачи обеспечения защиты операционных систем; |
Знания: | |
- основные функции операционных систем; - машинно-независимые свойства операционных систем; - принципы построения операционных систем; - сопровождение операционных систем. | - Тестирование, карточки-задания, фронтальные опросы, индивидуальные беседы, контрольные вопросы, индивидуальные задания и экспертное оценивание защиты рефератов и докладов на темы: - Системные вызовы - Моделирование режима многозадачности - Мониторы - Критические области - Контроллеры устройств - Прямой доступ к памяти - Обработка ошибок дисков - Пользовательский интерфейс - Управление энергопотребле-нием - Принципы создания программного обеспечения ввода-вывода - История операционных систем - Виды операционных систем - Основные понятия операционной системы - Оболочка операционной системы - История развития ОС Windows - Кэширование - Безопасность в ОС Windows |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств. | знание классификации, общих принципов построения и физических основ работы периферийного оборудования; знание способов конфигурирования и установки персональных компьютеров, программной поддержки их работы; навыки установки и конфигурирования персональных компьютеров и периферийных устройств; навыки подготовки компьютерной системы к работе; знания, программного обеспечения для периферийного оборудования; умения и навыки установки и настройки программного обеспечения периферийного оборудования; навыки работы с периферийным оборудованием; навыки проверки работоспособности периферийного оборудования; - навыки самостоятельной разработки автоматизированных рабочих мест в соответствии с кругом решаемых задач. | - Текущий контроль в форме: контрольных работ по темам учебной дисциплины. - Тестирование. - Наблюдение и оценка на практических занятиях (практических подготовках); - Защита практических работ. - Наблюдение и оценка при выполнении самостоятельных заданий. - Диф. зачет по темам учебной дисциплины. |
ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения. | эффективность участия в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов. правильность осуществления инсталляции и конфигурирования программного обеспечения. | Текущий контроль в форме: контрольных работ по темам учебной дисциплины. - Тестирование. - Наблюдение и оценка на практических занятиях (практических подготовках); - Защита практических работ. - Наблюдение и оценка при выполнении самостоятельных заданий. - Диф. зачет по темам учебной дисциплины. |
ПК 4.3. Проводить мероприятия по защите информации в компьютерных системах и комплексах. | анализ системы защиты информации в компьютерных системах; - модернизация системы защиты информации; - использование средств защиты данных от разрушающих программных воздействий компьютерных вирусов; - организация защиты информации в вычислительных сетях. | Текущий контроль в форме: контрольных работ по темам учебной дисциплины. - Тестирование. - Наблюдение и оценка на практических занятиях (практических подготовках); - Защита практических работ. - Наблюдение и оценка при выполнении самостоятельных заданий. - Диф. зачет по темам учебной дисциплины |
Результаты (освоенные общих компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к избранной профессии; участие в групповых, колледжных, городских и краевых конкурсах профессионального мастерства; активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. участие в работе научного общества. | Текущий контроль в форме устного опроса по теме, подготовки сообщений, ответов на контрольные вопросы. Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении домашних работ, тестирования. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения лабораторных и практических работ |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Точность, быстрота и адекватность в стандартных и нестандартных ситуациях, а так же понимание ответственности за выполненные действия |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Быстрота и точность поиска, обоснованность выбора оптимальность и научность необходимой информации и применения современных технологий ее обработки |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Рациональность и корректность использования информационных ресурсов в профессиональной и учебной деятельности |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Адекватность взаимодействия с обучающимися, преподавателями |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Способность проявлять ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Способность организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций, проявление стремлений к самообразованию и повышению профессионального уровня |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Готовность быстро и самостоятельно принимать решения в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |