СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине ОУД.14 «Естествознание»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики в образовательных организациях профессионального образования, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине ОУД.14 «Естествознание»»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»






УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО «_______________________»


_______________И.Н. Гусаченко


« » 20 г.






Рабочая программа по дисциплине

ОУД.14 «Естествознание»


адаптированная для лиц с ОВЗ и инвалидов

по специальности (профессии)

среднего профессионального образования

39.02.01 Социальная работа



базовой подготовки


Форма обучения

очная








г. Сергиев Посад

2017г.

Пояснительная записка


Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики в образовательных организациях профессионального образования, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;

  • Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;

  • Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;

  • Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2;

  • Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа», утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 975;

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.18.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».

Математика изучается в организациях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования. С учетом рекомендаций:

  • Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДНО Науки России от 20 апреля 2015г. №06-830;

  • Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором ГБПОУ СПО МО «Сергиево - Посадского социально-экономического техникума»;

  • Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по очной форме обучения утвержденного директором техникума от 29.06.2015г;

  • Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306);

  • Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки приказ от 16 ноября 2013г №06-2412вн.

Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. №06-281.

Во время проведения занятий предусматривается - переключение обучающихся с одного вида деятельности на другой через 15-20 минут.

Специфика обучения лиц с нарушением зрения предусматривает:

  • использование словесных методов: рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа;

  • использование наглядного материала разных видов:

  • натуральные наглядные пособия (предметы которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой урока);

  • иллюстрации, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино- и видеоматериалы, плакаты;

  • графические наглядные пособия (таблицы, схемы);

  • допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих обучающихся составляет 15-20 минут.

В обучении лиц с нарушением слуха предусматривается:

  • наглядные приемы: использование схем, макетов, демонстрация слайдов, демонстрация учебных фильмов, демонстрация презентаций, демонстрация действий и создание наглядных ситуаций, использование в печатной форме или в форме электронного документа.

  • наглядные методы: письменная презентация ключевых вопросов, являющихся темой обсуждения во время беседы, использование электронных видеоматериалов для иллюстрирования вопросов и контекста обсуждаемой проблемы, вопроса.

В обучении лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата используется:

  • практические методы и приемы обучения: постановка практических и познавательных задач; целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; дидактические игры;

  • наглядные методы: рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

  • словесные методы: речевая инструкция, беседа, описание предмета; указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов предусмотрено использование:

  • дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности;

  • печатных копий заданий, написанных на доске;

  • использование упражнений с пропущенными словами или предложениями;

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации;

  • предоставление краткого содержания глав учебников; использование учетных карточек для записи главных тем;

  • предоставление обучающимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;

  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям.

Лабораторные и практические работы планируется проводить парами, в которых присутствует смешанный состав обучающихся: в паре – один слышащий и один обучающийся с нарушениями слуха; «группа», включающая 1-2 обучающихся с нарушениями слуха и несколько слышащих обучающихся.

Для поддержания работоспособности обучающихся и предупреждение переутомления, предусматривается проведение физкультурных пауз, проводимых с учетом медицинских рекомендаций.

















Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 39.02.01 «Социальная работа», Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программа составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных общеобразовательных организаций рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Авторы Примерной программы П. И. Самойленко, профессор кафедры «Физика» ФГОУ ВПО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО; О. С. Габриелян, профессор кафедры естественно-экологического образования Педагогической академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ; П.М. Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ.


Автор программы: Тимонина Т.Е., преподаватель первой категории


Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии общеобразовательных дисциплин


Протокол заседания № от « » 20 г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии Воинова Н.А.

















Содержание


1. Паспорт рабочей программы дисциплины 7

1.1. Область применения программы 7

1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы 7

1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины 7

1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины 7

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины 9

2. Структура и содержание дисциплины 10

2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий 10

2.2. Тематический план и содержание дисциплины 11

3. Специальные условия реализации рабочей программы дисциплины 14

3.1. Образовательные технологии 14

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 16

    1. Информационное обеспечение обучения 16

    2. Общие требования к организации образовательного процесса 17

    3. Кадровое обеспечение образовательного процесса 17

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 18





















Паспорт рабочей программы дисциплины


1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ МО Сергиево-Посадский социально-экономический техникум» по специальности среднего профессионального образования 39.02.01 «Социальная работа».

1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы

Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО.

1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины являются:

  • различные группы населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС);

  • первичные трудовые коллективы.

1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

Изучение естествознания на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук;

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей

среды.

Содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

метапредметных:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины


Блок «Физика»

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов,

в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.






























2. Структура и содержание дисциплины


2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий


Вид учебных занятий

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лекции

40

Лабораторные занятия

8

Консультации для обучающихся


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


реферат


самост. работа над индивидуальным проектом


домашняя работа


подготовка презентации


решение примеров и задач


Форма промежуточной аттестации по дисциплине – дифференцированный зачёт






















2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания. Инструктаж по ТБ

2

1

Раздел 1

Механика


2

Тема 1.1

Кинематика

Содержание учебного материала

13


1

Механическое движение. Система отсчёта. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения

2

2

Закон сложения скоростей. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел

2

Лабораторные работы

4

«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Самостоятельная работа обучающихся

5

Решение задач по теме «Кинематика»

Тема 1.2

Динамика

Содержание учебного материала

3


1

Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Решение задач по теме «Динамика»

Тема 1.3

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

6


1

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа.

2

2

Потенциальная энергия в гравитационном поле. Закон сохранения полной механической энергии

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение задач по теме «Законы сохранения»

Раздел 2

Молекулярная физика


2

Тема 2.1

Молекулярная физика

Содержание учебного материала

6


1

Атомическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ

2

2

Температура, как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные тела

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Подготовка реферата по теме, решение задач

Тема 2.2

Термодинамика

Содержание учебного материала

6


1

Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики

2

Лабораторная работа

2

«Измерение влажности воздуха»

Самостоятельная работа обучающихся

2


Сообщение по теме: «Тепловые машины и их применение»

Раздел 3

Основы электродинамики


2

Тема 3.1

Электростатика

Содержание учебного материала

3


1

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


Решение задач по теме «Электростатика»

Тема 3.2

Постоянный ток

Содержание учебного материала

6


1

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление

2

Лабораторная работа

2


«Закон Ома для участка цепи»

Самостоятельная работа обучающихся

2


Решение задач по теме

Тема 3.3

Магнитное поле

Содержание учебного материала

6


1

Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током

2


2

Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Решение задач по теме

Раздел 4

Колебания и волны


2

Тема 4.1

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

6


1

Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды

2

2

Звуковые волны. Ультразвуковые волны

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Сообщение «Ультразвук и его использование в медицине и технике»

Тема 4.2

Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала

3


1

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Сообщение «Радиоизлучение и радиоприем»

Тема 4.3

Световые волны.

Линзы

Содержание учебного материала

3


1

Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Формула тонкой линзы

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


Сообщение «Оптические приборы»

Раздел 5

Элементы квантовой физики



Тема 5.1

Квантовые свойства света. Физика атома. Физика атомного ядра и элементарных частиц

Содержание учебного материала

3


1

Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


Сообщение «Лазеры»

Раздел 6

Вселенная и её эволюция



Тема 6.1

Строение и развитие Вселенной. Происхождение Солнечной системы

Содержание учебного материала

6


1

Модель расширяющейся Вселенной. Современная физическая картина мира

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Сообщение Происхождение Солнечной системы

Дифференцированный зачёт



Максимальная учебная нагрузка (всего)

72



Обязательная аудиторная учебная нагрузка

48



Самостоятельная работа обучающегося

24



Консультации



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Специальные условия реализации рабочей программы дисциплины


3.1. Образовательные технологии

3.1.1. При реализации различных видов учебных занятий в учебном процессе используются следующие образовательные технологии: ИКТ-технология, тестовая технология, метод проектов, технология уровневой дифференциации, которые дают наиболее эффективные результаты освоения дисциплины.

Метод - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся -   индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы.

В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко  используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.        

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.  

3.1.2. Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые в учебном процессе

В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии реализация компетентностного подхода в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся рабочая программа должна предусматривать использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: использование электронных образовательных ресурсов, групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, индивидуальных и групповых проектов.



Семестр

Вид

занятия

Используемые активные и интерактивные

формы проведения занятий

Разработанные учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию формы проведения занятий

1

Л

Вводные лекции, подготовительные лекции, лекции-диалоги, лекции с элементами практического занятия, программная лекция-презентация.

В лекциях используется следующие интерактивные формы: ориентация обучающихся к первоисточникам, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала

Планы занятий, справочный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной, внеаудиторной работы



ПЗ


Планы занятий, справочный материал, инструкционные карты, методические рекомендации по выполнению практических работ

2

Л

Вводные лекции, подготовительные лекции, лекции-диалоги, лекции с элементами практического занятия, программная лекция-презентация.

В лекциях используется следующие интерактивные формы: ориентация обучающихся к первоисточникам, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала;

Лекция-презентация с элементами диалога, где используется текстовая и видеоинформация



ПЗ

Практические работы

Планы занятий, справочный материал, методические рекомендации по выполнению

самостоятельной, внеаудиторной работы


СР

Самостоятельная работа

Планы занятий, справочный материал, методические рекомендации по выполнению

самостоятельной, внеаудиторной работы


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математики и физики»

Оборудование учебного кабинета:

Стол 2-х местный аудиторный – 9шт

Стол демонстрационный из 2-х частей – 1 шт

Стул СМ-1 (мяг.) – 1 шт

Стул ученич. РТ6 – 18 шт

Шкаф 4-х дверный – 1 шт

Комплект «Дидактика» 1/8 – 1 шт

Жалюзи - 4 шт

технические средства обучения:

Ноутбук НР ProBook 4545s A4 -1 шт

Телевизор 42” Philips 42PFL3008T/60 чёрный FUL HD 100Hz PMR USB -1 шт.

Для реализации программы:

1. Организована без барьерная среда в техникуме.

2. Учебный кабинет «Математика Физика», должен быть оснащен местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничения здоровья и посадочные места по количеству обучающихся с учетом количества мест для ОВЗ.

В кабинете должно быть предусмотрено:

  • для лица с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска или телевизор), документ-камеры.

  • для слабовидящих обучающихся наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска или телевизор) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи

  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска или телевизор), визуальный проектор виртуальной клавиатуры


3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.

  2. Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-

экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014.

Дополнительные источники:

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Электронный учебно-методический комплекс «Физика» для профессий и специальностей технического профиля. М., 2015, АКАДЕМИЯ.

Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.


Интернет-ресурсы

www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

http://www.afportal.ru/catalogue/phys/1,Физическая энциклопедия школьников.

http://www.astronet.ru/Астронет. Научно-популярный портал.

http://physics.nad.ru/Физика вокруг нас.

http://fizika2010.ucoz.ru Физика для любознательных.

http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия. Свободная энциклопедия.


3.4. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы дисциплины «Математика», проводится в учебном кабинете. При проведении учебных занятий используются учебники и учебные пособия, адаптированные к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.

Текущий контроль освоения содержания дисциплины «Математика», осуществляется в форме тестовых заданий, опроса, практических занятий.

3.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине:

-высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе е инклюзивными группами обучающихся. Необходимо предусмотреть для них обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии. При необходимости работа совместно с педагогом-психологом.


4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения: практических занятий, самостоятельных работ. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения, адаптированны для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочною тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.

Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) в виде контрольной работы.

При необходимости, предусматривается для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Прохождение промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может проводиться в несколько этапов. Для этого используется рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам кроме преподавателя преподаваемой дисциплины в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватели смежных дисциплин.

Формы и методы контроля определяются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

Критерии оценок

(шкала оценок)

Предметные результаты должны отражать:

1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях


Устный опрос;

тестовые работы, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на контрольные вопросы, выполнение лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа






Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения лабораторных работ.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Самооценка.

Экспертная оценка ответов на контрольные вопросы




2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями

Работа с ЭУМК,

тестирование, лабораторные работы, работа со справочной литературой; подготовка и защита

индивидуальных и групповых заданий проектного характера, внеаудиторной самостоятельной работы


Оценка выполнения практических задач, анализа выполнения заданий для самостоятельной работы.

Оценка создания кроссвордов по темам; написания рефератов, докладов, сообщений

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования


Устный опрос; тестирование, работа по карточкам, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, внеаудиторная самостоятельная работа; лабораторные работы


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения лабораторных работ. Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Самооценка



4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата

Устный опрос;

тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения лабораторных работ Экспертная оценка домашней работы


5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка при индивидуальном опросе. Самооценка



6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Устный опрос, самоконтроль, работа в группе


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе.

Наблюдения за деятельностью обучающихся

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

Устный опрос;

разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка при индивидуальном опросе. Самооценка.

Экспертная оценка домашней работы.

Наблюдения за деятельностью обучающихся


8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

Самоконтроль


Экспертная оценка при индивидуальном опросе. Самооценка.

Наблюдения за деятельностью обучающихся

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Выполнение внеаудиторная самостоятельной работы, самооценка

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Наблюдения за деятельностью обучающихся

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

Разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Самооценка.

Наблюдения за деятельностью обучающихся

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

Устный опрос;

тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Самооценка.

Экспертная оценка домашней работы


12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

Устный опрос; разбор ситуаций


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Наблюдения за деятельностью обучающихся

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем







Устный опрос;

письменные ответы на вопросы, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения самостоятельной работы.

Наблюдения за деятельностью обучающихся

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Устный опрос; работа по карточкам, разбор ситуаций, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Самооценка.

Экспертная оценка домашней работы


15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Устный опрос; разбор ситуаций


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

Критерии оценок

(шкала оценок)

Метапредметные результаты должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Устный опрос;

работа по карточкам, вопросы для самоконтроля, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка домашней работы

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Работа в группах, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка при индивидуальном опросе. Самооценка.

Экспертная оценка домашней работы. Наблюдения за деятельностью обучающихся

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

Тестирование, работа с информацией, разбор ситуаций, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе. Самооценка.

Экспертная оценка домашней работы

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познава-

тельной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Работа с информационными источниками, разбор ситуаций, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе.

Экспертная оценка домашней работы

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных техно-

логий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Устный опрос;

разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе.

Самооценка.

Экспертная оценка домашней работы

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов

разбор ситуаций

Экспертная оценка результатов устного опроса. Самооценка

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Устный опрос; разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, внеаудиторная самостоятельная работа

Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе


8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Устный опрос; разбор ситуаций, защита самостоятельной работы


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.


9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Тестирование, работа по карточкам, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ

Проверка ведения тетрадей;

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе.

Экспертная оценка

выполнения практического задания.

Экспертная оценка при

индивидуальном опросе.

Экспертная оценка домашней работы.



Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости:

1) лабораторные работы;

2) самостоятельные работы

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

дифференцированный зачёт

Полный комплект заданий и иных материалов для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине приводится в фонде оценочных средств.

Примерный перечень оценочных средств.


Наименование оценочных средств

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

практические работы

самостоятельные работы

возможны в виде:

Кейс-задач

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы

Задания для решения

кейс-задачи

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно- следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать

собственную точку зрения

Комплект разноуровневых задач и заданий

Реферат

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письмен- ном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно- исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее

Темы рефератов

«Производная сложной функции»

«Методы интегрирования»

«Ф-ла Ньютона-Лейбница»

«Значение статистики в разных областях нашей жизни»

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения учебных задач

Темы докладов, сообщений

«Основные теоремы о пределах»

«Нахождение производной сложной, обратных функций».

«Вычисление производных высших порядков». «Формула Крамера» «Понятия комплексного чисел». «Аргумент и модуль комплексного числа»

Промежуточная аттестация

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам


Методический комплект обеспечения внеаудиторной работы обучающихся по учебной дисциплине включает:

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

2. Контрольно-оценочные средства: упражнения, задания расчетного характера, задания разного уровня трудности, тестов.

3. Перечень теоретических вопросов для самостоятельного изучения обучающимися.

4. Опорные конспекты.

5. Справочные материалы.

6. Тематика рефератов, творческих работ, сообщений и методические рекомендации по их выполнению.

7. Список литературы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!