МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Цикловая комиссия «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
________________ Т.В. Захарова
«___» _____________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
Согласовано
Методист
________________ В.В. Петренко
«___»_____________ 2019 г.
Разработчик: ____________М.Х. Минина
Обсуждено на заседании цикловой комиссии «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
«___»_______________2019 г.
Протокол №___
Председатель цикловой комиссии
_______________ М.Х. Минина
Ставрополь, 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое и экономическое обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности:
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронного оборудования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Разработчик: Минина М.Х. – преподаватель высшей категории государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3.условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности:
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
1.2. В структуре программы подготовки специалистов среднего звена дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать необходимые нормативно-правовые документы;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
организационно-правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
правила оплаты труда;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
право социальной защиты граждан;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
Работа с конспектом. Подготовка сообщений, докладов, создание презентации по теме. Выполнение индивидуальных заданий. Решение прикладных задач. | 21 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Право и экономика | | |
Тема 1.1. Конституция Российской Федерации | Содержание учебного материала | |
1 | Основные положения Конституции Российской Федерации | 2 | 1 |
2 | Права и свободы человека и гражданина в РФ | 2 | 2 |
Практическое занятие № 1: Основы конституционного строя РФ | 2 | 3 |
Практическое занятие № 2: Механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ | 2 | 3 |
Практическое занятие № 3: Система органов государственной власти в Российской Федерации | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ основных положений Конституции РФ. Составление структурно-логических схем. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 2 | |
Тема 1.2. Правовое регулирование в сфере профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельность | 2 |
Тема 1.3. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | | |
1 | Субъекты предпринимательской деятельности. Право собственности. Формы собственности | 2 | 1 |
2 | Физические лица – как субъекты предпринимательской деятельности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ нормативно-правовых актов, содержащих санкции за незаконное предпринимательство. Работа по изучению конспектов, подготовка сообщений, докладов, создание презентации по темам. Выполнение индивидуальных заданий | 2 | |
Тема 1.4. Организационно-правовые формы юридических лиц | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Юридические лица - как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды, функции. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц | 1 |
Практическое занятие № 4: Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ статей Гражданского кодекса Российской Федерации, закона РФ «О несостоятельности». | 2 | |
Тема 1.5. Гражданско-правовой договор | Содержание учебного материала | |
1 | Гражданско-правовой договор. Исполнение договорных обязательств. Ответственность за исполнение договора | 2 | 1 |
Практическое занятие № 5: Отдельные виды гражданско-правовых договоров | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ материалов ГК РФ (части II). Работа по изучению конспектов, подготовка сообщений, докладов, создание презентации по темам. Выполнение индивидуальных заданий | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.6. Экономические споры | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Защита гражданских прав и экономические споры. Общие положения. Рассмотрение экономического спора в арбитражном суде | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ материалов АПК РФ. Работа по изучению конспектов, подготовка сообщений, докладов, создание презентации по темам. Выполнение индивидуальных заданий | 2 | |
Раздел 2. | Труд и социальная защита | |
Тема 2.1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства в России | Содержание учебного материала | |
1 | Занятость и трудоустройство в Российской Федерации | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ основных положений закона РФ «О занятости». Составление структурно-логических схем. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 2 | |
Тема 2.2 Трудовой договор | Содержание учебного материала | |
1 | Трудовой договор: понятие, содержание, виды, порядок заключения | 2 | 2 |
Практическое занятие № 6: Заключение, изменение, прекращение трудового договора | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ основных положений Трудового законодательства РФ о заключении, изменении и расторжении трудового договора. Составление структурно-логических схем. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 2 | |
Тема 2.3. Оплата труда | Содержание учебного материала | |
Самостоятельная работа обучающихся: Понятие и значение заработной платы. Механизм правового регулирования заработной платы. Система оплаты труда и стимулирующие выплаты. Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Порядок выплаты заработной платы. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 2 |
Тема 2.4. Социальное обеспечение граждан | Содержание учебного материала | |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ основных положений ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Составление структурно-логических схем. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 2 | |
Тема 2.5. Дисциплина труда и материальная ответственность | Содержание учебного материала | |
Практическое занятие № 7: Понятие дисциплины труда. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Обжалование и снятие дисциплинарных взысканий | 2 | 3 |
Практическое занятие № 8: Понятие материальной ответственности. Условия материальной ответственности. Виды материальной ответственности | 2 | 3 |
Тема 2.6. Защита трудовых прав. | Содержание учебного материала | | |
Практическое занятие № 9: Индивидуальные трудовые споры | 2 | 2 |
Практическое занятие № 10: Коллективные трудовые споры | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ основных положений Трудового законодательства РФ о порядке регулирования трудовых споров. Составление структурно-логических схем. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 2 | |
Раздел 3. | Административное право | | |
Тема 3.1. Административные правонарушения и административная ответственность | Содержание учебного материала | 2 |
Практическое занятие № 11: Понятие административного права. Понятие и признаки административной ответственности. Административное правонарушение. Административные наказания Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ основных положений административного законодательства РФ. Составление структурно-логических схем. Написание сообщений, докладов, создание презентации по теме | 1 | |
Тема 3.2. Зачет | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Урок повторения и обобщения знаний | 3 |
Всего: | 63 | |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличие учебного кабинета правовых дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся.
- рабочее место преподавателя,
- печатные демонстрационные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер, лицензионное программное обеспечение;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- мультимедийные средства.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная:
Матвеев, Р.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебное пособие / Матвеев Р.Ф. — Москва : КноРус, 2020. — 157 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07328-5. — URL: https://book.ru/book/932171
Некрасов, С.И. Основы права : учебник / Некрасов С.И., Зайцева-Савкович Е.В., Питрюк А.В. — Москва : Юстиция, 2021. — 180 с. — (СПО). — ISBN 978-5-4365-5008-4. — URL: https://book.ru/book/936349
Правовое обеспечение профессиональной деятельности .[Электронный ресурс]: учебник / М.А. Гуреева. — Москва : КноРус, 2019. — 219 с. — Для СПО. Режим доступа: https://www.book.ru/book/926040
Правовое обеспечение профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]: учебник / С.И. Некрасов, Зайцева-Е.В. Савкович, А.В. Питрюк. — Москва : Юстиция, 2019. — 211 с. — Для бакалавров и СПО. — Режим доступа: https://www.book.ru/book/922165
Дополнительная:
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2017г. – 224с.
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
Гражданский кодекс Российской Федерации (3части) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020)
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: использование необходимых нормативно-правовых актов; защита своих прав в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; анализ и оценка результатов и последствий деятельности (бездействия) с правовой точки зрения Усвоенные знания: основные положения Конституции РФ; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; организационно-правовые формы юридических лиц; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; порядок заключения трудового договора и основания его прекращения; правила оплаты труда; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; право социальной защиты граждан; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | -защита практических занятий; - тестирование; - самостоятельные работы; - зачет. |
Разработчик:
Преподаватель _________________________ М.Х. Минина
5