Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
Хасавюрт, 2019г.
Утверждена Протокол Педсовета № 11 от «04» июня 2019г | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Физическая культура», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «26» февраля 2018 г. № 50135 |
РАССМОТРЕНА Протокол ПЦК № 10 от « 29» мая 2019 г . | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи я» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 37.02.01 Физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
ОК | Умения | Знания |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Основные категории, понятия, цели, задачи и принципы философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира. |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. |
ОК 3. Планировать и организовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Роль философии в жизни человека и общества; сущность процесса познания; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Роль философии в жизни человека и общества; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
| очное | заочное |
Объем образовательной программы | 36 | 36 |
в том числе: | | |
теоретическое обучение | 20 | 4 |
практические занятия | 16 | 2 |
курсовая работа (проект) | | |
Самостоятельная работа | - | 30 |
Промежуточная аттестация | дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУсский язык и культура речи
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем, час | |
| | очное | заочное | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Цели и задачи изучения дисциплины, связь с другими дисциплинами. Язык и речь. Функций языка. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке. Формы литературного языка. Понятие о языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. | | |
Практические занятия Составления словаря с построением высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. | 2 | | |
Тема 1 Фонетика | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Орфоэпические норма: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. | | |
Практические занятия Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Выполнение упражнений по определению ударения в слове в рабочей тетради | 2 | | |
Тема 2 Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Афоризмы. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте и ошибки в употреблении фразеологизмов. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологий. Использование тропов в художественной речи. Характеристика основных тропов (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллергология, гипербола. | | |
Практические занятия Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов в предложенном отрывке текста | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа | | 5 | |
Тема 3 Словообразование | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования | | |
Самостоятельная работа | | 5 | |
Тема 4 Части речи | Содержание учебного материала | 2 | | |
Самостоятельные части речи. Нормативное употребление форм слова Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова Служебные части речи .Стилистика частей речи. Нормативное употребление форм слова | | |
Практические занятия Выявление ошибок на употребление форм слова в отрывке текста. Выполнение диктанта на склонение простых и сложных числительных. Выявление и исправление в предложенном тексте грамматических ошибок. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа | | 5 | |
Тема 5 Синтаксис | Содержание учебного материала | 2 | | |
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложений. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзные сложное предложения. Актуальное членение предложение. Выразительные возможности русского синтаксиса. | | |
Практические занятия Синтаксический разбор предложений. Выявление речевых ошибок в предложенном отрывке текста | 2 | | |
Самостоятельная работа | | 5 | |
Тема 6 Нормы русского языка | Содержание учебного материала | 4 | | |
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуаций, функций знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | | |
Практические занятия Выполнение орфографического и пунктуационного разбора предложенного отрывка текста. Выполнение диктанта на употребление заимствованных слов. Выполнение диктанта на употребление трудных орфографических слов. Выполнение диктанта на употребление сложных случаев пунктуации. | 2 | | |
Самостоятельная работа | | 5 | |
Тема 7 Стили речи | Содержание учебного материала | 2 | | |
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, (объяснение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи. | | |
Практические занятия Определение стиля литературного языка по отрывку из текста. Составление текста с использованием официально –делового языка | 2 | | |
Самостоятельная работа | | 5 | |
Дифференцированный зачет | | | | |
Всего: | 36 | 36 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете № 117.
Оборудование учебного кабинета:
Учебные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; классная доска.
Мультимедийный комплекс (проектор, экран) - 1, ноутбук – 1, колонки – 1 комплект.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Русский язык: Практикум для СПО / Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. - М.:РГУП, 2017. - 256 с.: ISBN 978-5-93916-586-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006893
Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/661709
Романичева Е. С. , Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие Флинта, 2017 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115123)
Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие – М.: Флинта, 2016 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83070)
Иссерс О. С. , Кузьмина Н. А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски: учебное пособие – М.: Флинта, 2016 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83440)
Попова Т. В., Рацибурская Л. В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учебное пособие – М.: Флинта, 2017 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103820)
Дополнительные источники:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.
Литература: учебник для студ. учреждений средних проф. образования/ Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А. Обернихиной — 12-е изд., стер. /. — М.: Академия, 2015.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2015.
Русский язык и культура речи: этический аспект изучения: учебное пособие. Под ред. Араевой Л.А. – Кемеровский государственный университет: 2018. – 131 с.
Лебедев Ю.В. Русская литератураXIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2015.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2015.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2015.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2015.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2015.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2015.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2015.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Студент умеет: | |
применять свои коммуникативные качества через богатство, точность, выразительность и другие качества речи | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования и других видов текущего контроля |
грамотно выражать свои мысли устно и письменно |
систематизировать знания в области лингвистики |
приобрести навыки, необходимые для эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями. |
Студент должен знать: | |
основные понятия культуры речи | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования и других видов текущего контроля |
правила речевого этикета |
структуру и стилистические ресурсы русского языка |
общие сведения о лингвистике как науке |
основные нормы русского литературного языка |