СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"»
















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи






















Хасавюрт, 2019г.


Утверждена

Протокол Педсовета № 11 от

«04» июня 2019г

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Физическая культура», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «26» февраля 2018 г. № 50135




РАССМОТРЕНА

Протокол ПЦК № 10 от

« 29» мая 2019 г



.






























1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи я» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 37.02.01 Физическая культура.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- 10.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

ОК

Умения

Знания

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.



Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Основные категории, понятия, цели, задачи и принципы философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

ОК 3. Планировать и организовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Роль философии в жизни человека и общества;

сущность процесса познания;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Роль философии в жизни человека и общества;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах


очное

заочное

Объем образовательной программы

36

36

в том числе:



теоретическое обучение

20

4

практические занятия

16

2

курсовая работа (проект)



Самостоятельная работа

-

30

Промежуточная аттестация

дифференцированный зачет




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУсский язык и культура речи


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем, час




очное

заочное


1

2

3

4

5

Введение

Содержание учебного материала

2

1


Цели и задачи изучения дисциплины, связь с другими дисциплинами. Язык и речь. Функций языка. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке. Формы литературного языка. Понятие о языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.



Практические занятия

Составления словаря с построением высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.

2



Тема 1

Фонетика

Содержание учебного материала

2

1


Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Орфоэпические норма: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.



Практические занятия

Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Выполнение упражнений по определению ударения в слове в рабочей тетради

2



Тема 2

Лексика и фразеология


Содержание учебного материала

4

1


Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Афоризмы. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте и ошибки в употреблении фразеологизмов. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологий. Использование тропов в художественной речи. Характеристика основных тропов (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллергология, гипербола.



Практические занятия

Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов в предложенном отрывке текста

2

1


Самостоятельная работа


5


Тема 3

Словообразование

Содержание учебного материала

4

1


Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования



Самостоятельная работа


5


Тема 4

Части речи

Содержание учебного материала

2



Самостоятельные части речи. Нормативное употребление форм слова Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова Служебные части речи .Стилистика частей речи. Нормативное употребление форм слова



Практические занятия

Выявление ошибок на употребление форм слова в отрывке текста. Выполнение диктанта на склонение простых и сложных числительных. Выявление и исправление в предложенном тексте грамматических ошибок.

2

1


Самостоятельная работа


5


Тема 5

Синтаксис

Содержание учебного материала

2



Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложений. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзные сложное предложения. Актуальное членение предложение. Выразительные возможности русского синтаксиса.



Практические занятия

Синтаксический разбор предложений. Выявление речевых ошибок в предложенном отрывке текста

2



Самостоятельная работа


5


Тема 6

Нормы русского языка

Содержание учебного материала

4



Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуаций, функций знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.



Практические занятия

Выполнение орфографического и пунктуационного разбора предложенного отрывка текста. Выполнение диктанта на употребление заимствованных слов. Выполнение диктанта на употребление трудных орфографических слов. Выполнение диктанта на употребление сложных случаев пунктуации.

2



Самостоятельная работа


5


Тема 7

Стили речи

Содержание учебного материала

2



Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, (объяснение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.



Практические занятия

Определение стиля литературного языка по отрывку из текста. Составление текста с использованием официально –делового языка

2



Самостоятельная работа


5


Дифференцированный зачет





Всего:


36

36


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете № 117.

Оборудование учебного кабинета:

Учебные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; классная доска.

Мультимедийный комплекс (проектор, экран) - 1, ноутбук – 1, колонки – 1 комплект.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Русский язык: Практикум для СПО / Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. - М.:РГУП, 2017. - 256 с.: ISBN 978-5-93916-586-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006893

  2. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/661709

  3. Романичева Е. С. , Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие Флинта, 2017 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115123)

  4. Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие – М.: Флинта, 2016 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83070)

  5. Иссерс О. С. , Кузьмина Н. А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски: учебное пособие – М.: Флинта, 2016 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83440)

  6. Попова Т. В., Рацибурская Л. В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учебное пособие – М.: Флинта, 2017 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103820)


Дополнительные источники:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.

  2. Литература: учебник для студ. учреждений средних проф. образования/ Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А. Обернихиной — 12-е изд., стер. /. — М.: Академия, 2015.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2015.

  4. Русский язык и культура речи: этический аспект изучения: учебное пособие. Под ред. Араевой Л.А. – Кемеровский государственный университет: 2018. – 131 с.

  5. Лебедев Ю.В. Русская литератураXIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2015.

  6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2015.

  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2015.

  8. Словари:

  9. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2015.

  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2015.

  11. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2015.

  12. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.

  13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2015.





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студент умеет:


применять свои коммуникативные качества через богатство, точность, выразительность и другие качества речи

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования и других видов текущего контроля

грамотно выражать свои мысли устно и письменно

систематизировать знания в области лингвистики

приобрести навыки, необходимые для эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

Студент должен знать:


основные понятия культуры речи

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования и других видов текущего контроля

правила речевого этикета

структуру и стилистические ресурсы русского языка

общие сведения о лингвистике как науке

основные нормы русского литературного языка