Министерство образования и науки Кузбасса
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Томь–Усинский энерготранспортный техникум
(ГБ ПОУ ТУ ЭТТ)
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБ ПОУ ТУ ЭТТ ________________М.В. Григорьева ( подпись) «___» _____________ 20____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДВ.04 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО
27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Базовая подготовка среднего профессионального образования
На базе основного общего образования
М
ыски, 2021
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель цикловой методической комиссии___________ Н.А.Печкунова (подпись) Протокол № 03 от 11.03.2021 (дата) | РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ методическим советом Председатель методического совета _______ Т.В. Дубровина (подпись) Протокол № 03 от 06.04.2021 (дата) |
Рабочая программа учебной дисциплины УДВ.04 Родная литература составлена на основе:
-федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки № 413 от 17.05.2012 (ред. от 11.12.2020);
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2017 №1248 (далее ФГОС СПО);
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 декабря 2017 № 1196 (далее ФГОС СПО);
- учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) на 2021-2022 учебный год;
- учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей на 2021-2022 учебный год.
Разработчик (и): Кречетова М.В., преподаватель ГБ ПОУ ТУ ЭТТ,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 10 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ | 11 |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дисциплине УДВ.04 Родная (русская) литература для студентов 1 курса предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р., учебных планов по специальностям технологического профиля: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг; 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Цель программы – формирование навыков смыслового чтения и работы с содержащейся в текстах информацией; стимулирование интереса к языковым средствам, которыми пользуются авторы для усиления действенности высказывания, для помощи студентам в овладении ими на практике.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
- формирование понимания родной (русской) литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- создание условий для обеспечения культурной самоидентификации, осознания коммуникативно-эстетических возможностей родного языка и родной литературы на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- формирование навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Учебная дисциплина УДВ.04 Родная (русская) литература» является составной частью обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина УДВ.04 Родная (русская) литература изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная (русская) литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям); 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Освоение образовательных результатов по дисциплине УДВ.04 Родная литература завершается во 2 семестре подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины УДВ.04 Родная литература направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций ФГОС СПО в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО | Общие компетенции ФГОС СПО |
Личностные: Л1 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Л2 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л3 эстетическое отношение к миру; Л4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям | ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 02 ОК 04,ОК 05 |
Метапредметные: М1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; М2 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; М3 готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; М4 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; М5 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач | ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 04, ОК 05 ОК 04,ОК 09 ОК 04, ОК 05 ОК 02, , ОК 05, ОК 09 |
Предметные (базовый уровень): П1 сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; П2 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; П3 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; П4 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; П5 знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; П6 сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка; П7 сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; П8 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; П9 овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; П10 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы | ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 04, ОК 05 ОК 02 ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 02, ОК 04 ОК 02 ОК 02, ОК 04 ОК 02, ОК 04, ОК 02, ОК 04 ОК 02, ОК 05 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина УДВ.04 Родная литература направлена на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художественного текста и самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытие нравственного содержания произведений писателей-кузбассовцев.
Программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает произведения кузбасских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям обучащихся.
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности). Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология). Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.
Введение. Родная литература как явление словесного искусства
РАЗДЕЛ 1. Личность Тема 1. Причины возникновения образа «лишних людей» в литературе 19 века. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и обучающихся). П.А.Чацкий в комедии «Горе от ума» А.Грибоедова, Е.Онегин в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, Г.Печорин в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Алеко в поэме «Цыганы» А.С.Пушкина, М.Девушкин в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.
РАЗДЕЛ 2. Личность и семья
Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и обучающихся).
Тема 2. И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
Тема 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта. Образ Иудушки Головлёва в романе.
Тема 4. Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная».
Тема 5. А.П. Чехов. «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме.
РАЗДЕЛ 3. Личность – общество – государство
Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и обучающихся).
Тема 6. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса». Жизненный путь героев. Две родственные души: Ассоль и Грэй.
Тема 7. А.Н. Островский. Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь».
Тема 8. З. Прилепин. Законы морали и государственные законы в романе «Санькя». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санькя». Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
РАЗДЕЛ 4. Личность – природа – цивилизация
Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и обучающихся).
Тема 9. А. и Б. Стругацкие. Произведения: «Понедельник начинается в субботу», «Повесть о дружбе и недружбе», «Сказка о тройке», «Трудно быть Богом», «Пикник на обочине», «Волны гасит ветер». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне».
Тема 10. Л.С. Петрушевская. Современная цивилизация в рассказе «Новые робинзоны». Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны».
РАЗДЕЛ 5. Личность – история – современность
Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и обучающихся).
Тема 11. Ю.О. Домбровский. Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»). Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском. Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей».
Опорные понятия: репрессии, аллегория, аллюзия.
Тема 12.А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия». Влияние социальной среды на личность человека. Образы краснодонцев. Лубочное описание жизни молодёжи до войны.
Опорные понятия: описательность, неаналитичность литературы данного этапа.
Тема 13. Ю.П.Панов. Документальное повествование «Сиблаг ГУЛАГа»: особый мир за колючей проволокой. Путь попадания в Сиблаг.
Опорные понятия: документальная проза, тоталитаризм.
Межпредметные связи: история страны в годы сталинских репрессий, в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Тема 14. С.В.Берестов. Стихотворения из цикла «Лики времени». Разнообразие тем и мотивов в лирике С.В.Берестова. Стихи.
Опорные понятия: лирический герой, лейтмотив
Тема 15. Поэты и писатели-кузбассовцы: В.А.Чивилихин, В.Фёдоров.Сведения из биографии. Основные этапы творчества.
Тема 16. «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.»: Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.). Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер. Тема 17. Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др. Тема 18. Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох. Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм. Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической доминантой. Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины УДВ.04 Родная литература в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся по специальностям СПО 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям); 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей - (базовый уровень) составляет: 40 часов.
Наименование разделов и тем | Всего, часов | Количество аудиторных часов |
Теоретические занятия | Лабо- ратор-ные рабо- ты | Прак ти- ческие заня-тия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
II семестр |
Введение. Родная литература как явление словесного искусства | 2 | 2 | - | - |
Раздел 1. Личность | 2 | 2 | - | - |
Раздел 2. Личность и семья | 8 | 8 | - | - |
Раздел 3. Личность – общество – государство | 6 | 6 | - | - |
Раздел 4. Личность – природа – цивилизация | 4 | 4 | - | - |
Раздел 5. Личность – история – современность | 18 | 18 | - | - |
Всего за 2 семестр | 40 | 40 | - | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Итого | 40 | 40 | - | - |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1. / Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2018. – 368 с.
2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2. / Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2018. – 368 с.
3. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др.; под ред. В.В. Журавлёва. Литература. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2020. – 415 с.
4. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др.; под ред. В.В. Журавлёва. Литература. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2020. – 415 с.
Дополнительная литература:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.Е. Емельянова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 16-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 656 с.
Интернет-ресурсы:
Uroki.ru [Электронный ресурс] : образовательный портал. – Режим доступа: http://uroki.ru/ur_rus/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.
ImWerden: интернет-библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imwerden.de/, свободный. – Загл. с экрана.
Litera.ru. Сервер «Литература» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.litera.ru/, свободный. – Загл. с экрана.