СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Ветеринарная фармакология специальность 36.02.01 Ветеринария

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Ветеринарная фармакология», входящей в общепрофессиональный цикл, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Ветеринарная фармакология специальность 36.02.01 Ветеринария»

Министерство образования науки Российской Федерации

ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 Ветеринарная фармакология

общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария

базовой подготовки

очная форма обучения



















2019 г.





ОДОБРЕНО

цикловой комиссией общепрофессиональных,

профессиональных кинологических и ветеринарных дисциплин

Протокол № 1 от ____20___ г

Председатель ________ Н.П.Маслова



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

________________ М.Н. Киселева



Организация-разработчик: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум».


Составитель: Короткова Н.В., преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Ветеринарная фармакология», входящей в общепрофессиональный цикл, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014 г., № 464.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 «Ветеринария» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 « Ветеринарная фармакология»



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 36.02.01. «Ветеринария».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования при наличии соответствующей лицензии.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;

- готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;

- рассчитывать дозировку для различных животных;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства;

знать:

- нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;

- принципы производства лекарственных средств;

- основы фармакокинетики и фармакодинамики;

- ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы;

- механизмы токсического действия;

- методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;

самостоятельной работы обучающегося 60 часов.





2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:


лабораторные работы

20

практические занятия

24

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:


Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Оформление практических и лабораторных работ, отчетов и подготовка их к защите;

22

Подготовка докладов по отдельным темам

27

Составление и разработка схем, заполнение таблиц

5

Тестирование

3

Составление кроссвордов

3

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Ветеринарная фармакология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1. Введение












Содержание учебного материала

3




1


Дисциплина «Фармакология», ее содержание, задачи и связь с другими дисциплинами; краткая история

фармакологии; роль отечественных ученых в развитии ветеринарной фармакологии; роль народной

ветеринарии и медицины в развитии фармакологии; заслуги в развитии лекарствоведения Гиппократа, К.

Галена, Авиценны, Парацельса. Развитие лекарствоведения в России.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад на тему: «Роль народной ветеринарии и медицины в развитии фармакологии».

1

Раздел 1. Рецептура


27

Тема 1. Общая рецептура. Предмет и задачи рецептуры.




















Содержание учебного материала

9

1

Предмет, задачи, значение рецептуры. Устройство и оборудование ветеринарной аптеки,

правила хранения и отпуска лекарственных веществ, выписывание рецептов.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

-

1. Устройство и оборудование ветеринарной аптеки.

2

2. Методика и правила выписывания рецептов.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Хранение лекарственных средств», отчет по ПЗ, ответы на контрольные вопросы.

3

Тема 2. Лекарственные формы

Содержание учебного материала

18

1


Классификация лекарственных форм в зависимости от консистенции и способа применения

способы приготовления лекарственных форм. Свойства лекарственных форм.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

-

1. Жидкие лекарственные формы.

2

2. Твердые лекарственные формы.

2

3. Мягкие лекарственные формы.

2

4. Галеновые и новогаленовые препараты.

2

5. Разные лекарственные формы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Написание доклада на тему: «Свойства лекарственных форм», отче по ПЗ, ответы на контрольные вопросы.

6

Раздел 2.Общая фармакология


12

Тема 2.1. Способы, виды, сущность (механизм) действия лекарственных веществ. Дозирование лекарственных веществ.






Содержание учебного материала

3



1

Способы, виды, механизм и особенности действия лекарственных веществ; классификация доз и требование

точного дозирования; виды действия лекарственных веществ, механизм действия веществ.

2

2

Лабораторные работы

-








Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы.

1

Тема 2.2 Пути и способы введения лекарственных веществ в организм. Всасывание, распределение, обезвреживание и выделение веществ.


Содержание учебного материала

9

1

Основные пути и способы введения лекарственных веществ в организм, всасывание, распределение,

обезвреживание и выделение веществ; причины, признаки, оказание помощи, профилактика отравлений.

2

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

1. Введение в организм животных веществ различными способами.

2

2. Действие лекарственных веществ при разных путях введения.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссвордов, отчет по ПЗ, ответы на контрольные вопросы.

3

Раздел 3. Частная фармакология


138

Тема 3.1 Вещества, действующие на центральную нервную систему (ЦНС).

Содержание учебного материала

18

1

Средства для наркоза.

2

2

2

Снотворные средства.

2

2

3

Успокаивающие средства.

2

2

4

Болеутоляющие средства.

2

2

5

Рвотные и противорвотные средства.

2

2

Лабораторные работы:

-


1. Действие веществ возбуждающих ЦНС

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады: « Средства для ингаляционного наркоза», «Нейролептики», «Противорвотные средства», составление схемы, отчет по ЛР, ответы на контрольные вопросы.

6

Тема 3.2 Вещества, действующие на вегетативную нервную систему.
















Содержание учебного материала

15

1

Холиномиметики.

2

2

2

Антихолинэстеразные вещества.

2

2

3

Антихолинергические средства.

2

2

4.

Мышечные релаксанты.

2

2

Лабораторные работы



Действие средств, влияющих в области адренергических нервных окончаний (синапсов).

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на темы: «Действие и применение карбахолина», « Действие и применение атропина», «Действие и применение прозерина»,

«Действие и применение мышечных релаксантов», отчет по ЛР, ответы на контрольные вопросы.

5

Тема3.3. Вещества, действующие в области чувствительных нервов.

Содержание учебного материала

9

1

Вещества, угнетающие окончания чувствительных нервов.

2

2

2

Вещества, раздражающие чувствительные нервные окончания.

2

2

Лабораторные работы:

-


1. Анестезирующее и раздражающее действие веществ.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся Доклад на тему: «Местноанестезирующие средства». Составление

схемы, отчет по ЛР, ответы на контрольные вопросы.

3

Тема 3.4 Вещества, регулирующие функции исполнительных органов и их систем.
























Содержание учебного материала

27

1

Общая характеристика.

2

2

2

Сердечные гликозиды.

2

2

3

Спазмолитические вещества.

2

2

4

Вещества, влияющие на кровь.

2

2

5

Заменители крови.

2

2

6

Диуретические средства.

2

2

Лабораторные работы:

-


1. Действие и применение средств, влияющих на исполнительные органы.

2

Практические занятия:

-

1. Вещества, регулирующие функцию исполнительных органов и их систем.

2

2. Ознакомление с лекарственными растениями и препаратами.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление кроссвордов. Доклады на темы: «Гликозиды сердечно-сосудистого действия». «Спазмолитические вещества», «Коагулянты», «Изотонические жидкости», «Салуретики», отчет по ЛПЗ, ответы на контрольные вопросы.

9



Тема 3.5. Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена.

Содержание учебного материала

12

1

Витаминные препараты.

2

2

2

Гормональные препараты.

2

2

3

Ферментные препараты.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

-

1. Действие и применение средств, влияющих на процессы тканевого обмена.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады на темы: «Жирорастворимые витамины», « Эстрогены», «Энзимы», отчет по ПЗ, ответы на контрольные вопросы.

4



Тема 3.6. Противомикробные и противовирусные средства.

Содержание учебного материала

39

1

Общая характеристика противомикробных и противовирусных средств.

2

2

2

Антисептические и дезинфицирующие средства.

2

2

3

Антибиотики группы пенициллина.

2

2

4

Антибиотики группы цефаласпоринов.

2

2

5

Антибиотики группы тетрациклина и левомицетина.

2

2

6

Сульфаниламидные препараты.

2

2

7

Комплексные противомикробные препараты.

2

2

8

Противовирусные средства.

2

2

Лабораторные работы:

-








1. Методика приготовления растворов и эмульсий дезинфицирующих средств.

2

2. Методика определения концентрации хлора в хлорной извести.

2

3. Действие и применение антибиотиков группы пенициллина.

2

4. Приготовление растворов химиотерапевтических средств.

2

5. Действие и применение сульфаниламидов и нитрофурановых препаратов.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу, составление схемы, выполнение тестовых заданий.

Доклады на темы: «Действие и применение цефалоспоринов», «Биовиты», «Сульфаниламидные препараты резорбтивного действия», « Противомикробные препараты», «Противовирусные средства»,

« Антисептические и дезинфицирующие средства», отчет по ЛЗ, ответы на контрольные вопросы.

13

Тема 3.7 Противопаразитарные средства и дератизационные средства.

Содержание учебного материала

12

1

Антигельминтные средства.

2

2

2

Инсектициды и акарициды.

2

2

3

Зооциды.

2

2

Лабораторные работы:

-


1. Приготовление растворов хлорофоса и применение гиподермин – хлорофоса при гиподерматозе.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады: «Антигельминтные препараты широкого спектра действия», «Инсектициды и акарициды разных химических групп», « Ротендициды», отчет по ЛЗ, ответы на контрольные вопросы.

4



Тема 3.8. Вещества, применяемые для коррекции роста и прдуктивности животных.


Содержание учебного материала

6

1

Минеральные вещества.

2

2

2

Фосфор, йод, мышьяк, селениты.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады: «Соли натрия», «Селениты».

2



Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) не предусмотрена

-

Всего:

180







3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории ОП.05. «Ветеринарной фармакологии и латинского языка».


Оборудование рабочего кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся;

справочная и учебно-методическая литература;


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

-мультимедиапроектор или интерактивная доска


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места для обучающих (по количеству обучающихся);

- стенды «Перечень знаний и умений», «Правила по технике безопасности», «Информационный бюллетень по предмету».

-таблицы, плакаты, схемы

- справочная и учебно-методическая документация

-приборы

-инструменты

-посуда

-инвентарь

-гербарии лекарственных растений

-натуральные экспонаты лекарственных препаратов

-реактивы



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Жуленко В.Н.Фармакология, Изд. «КолосС», 2016 г.

2.Жуленко В.Н., Горшкова Г.И. Фармакология, Изд. «КолосС», 2015 г.

3. Набиев Ф.Г., Ямаев Э.И. Практикум по ветеринарной рецептуре с основами технологии лекарственных форм., Изд. «КолосС». 2016 г.

Дополнительные источники:

1. Журба О.В., Дмитриев М.Я. Лекарственные. ядовитые и вредные растения. Изд. «КолосС», 2016 г.

2.Соколова В.Д. Ветеринарная фармакология, Изд. «КолосС», 2015 г.

3. Рабинович М.И. Химические средства, Изд. «КолосС», 2016 г.

4. Рабинович М.И., Самородова И.М. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре, КолосС», 2015 г.

Интернет-ресурсы:

1. Ветеринарная фармакология http://www.tiensmed.ru/news/farmakologis1.html.

2.Журнал "Ветеринарная Практика" http://www.zooweb.ru/vetpract/publication/384/

3.Интернет-журнал о собаках - http://www.pesyk.kiev.ua/vt1.htm

4.Ветеринарный портал.- http://www.vetportal.ru/forum47.html

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- применение фармакологических средств лечения животных в соответствии с правилами их

использования и хранения;

- тестовый контроль

-лабораторно-практический контроль

-защита компьютерной презентации

- приготовление жидких и мягких лекарственных форм;

-лабораторно-практический контроль

-тестовый контроль

- расчет дозировки для различных

животных;

-лабораторно-практический контроль

Знания:


- освоение ветеринарных лекарственных средств, их состав и свойства.

-тестирование

-письменный и устный контроль

- освоение норм дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;

-фронтальный опрос

- тестирование

- освоение принципов производства лекарственных средств;


-работа с карточками,

-тестирование,

-устный опрос

- освоение основ фармакокинетики и фармакодинамики;


-письменная проверка

- освоение ядовитых, токсичных и вредных веществ, потенциальной опасности их воздействия на организмы и экосистемы;

-тестирование

- устный опрос

- освоение механизмов токсического действия;

-тестирование

-письменный и устный контроль

- освоение методов диагностики, профилактики и лечения

заболеваний, развивающихся вследствие

токсического воздействия.

-работа с карточками

- тестирование

-устный опрос



Разработчики:

ГОБПОУ« Конь-Колодезский аграрный техникум»

Преподаватель ветеринарных дисциплин Короткова Н.В.

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

6