СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа составлена по дисциплине, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных организациях» по специальности 0101000 «Дошкольное обучение и воспитание», так как нет типовой программы и нет учебников по данному предмету. Планирование составлено с учетом требований государственного общеобязательного стандарта образования.
Цель учебной программы – овладение студентами методами, формами и приемами проведения занятий по самопознанию в дошкольных организациях.
Задачи курса:
В процессе изучения курса по дисциплине, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных организациях» учащиеся выполняют практические задания (проектируют содержание занятий, организует мониторинг и коррекцию личностного развития и учебных достижений в дошкольном учреждении), присутствуют на занятиях в детском саду, проводят их сами и анализируют.
Ақмола облысының білім басқармасының жанындағы
МКҚК «Щучье қаласы,педагогикалық колледжі»
ГККП «Педагогический колледж, г. Щучинск»
при управлении образования Акмолинской области
Бекітемін «Щучье қаласы, педагогикалық колледжі» МКҚК-ның директоры __________________ Ибраева Р.К. «____»________________2012ж/г.
Білім беру ұйымдары белгілеген
«Мектепке дейінгі ұйымдарда өзін өзі тану әдістемесімен» пәні бойынша
0101000 «Мектепке дейінгі тәрбие және оқыту» мамандығы
ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине, определяемой организацией образования
«Самопознание с методикой в дошкольных организациях»
по специальности 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»
Әзірлеуші: оқытушы
Разработчик: преподаватель
Бекентаева С.Б.
2012ж./г.
Программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии «Дошкольная педагогика и частные методики» протокол № 1 от 31 августа 2012 года.
Данная программа составлена по дисциплине, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных организациях» по специальности 0101000 «Дошкольное обучение и воспитание»
Содержание
Пояснительная записка…........………..........................................…………………….4
Тематический план…………......………..........................................…………………..4
Содержание программного материала.....................................................………….....5
Планируемые результаты……………..................................................…...…………..8
Список используемой литературы …....................................................…..…….……9
Пояснительная записка
Данная программа составлена по дисциплине, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных организациях» по специальности 0101000 «Дошкольное обучение и воспитание», так как нет типовой программы и нет учебников по данному предмету. Планирование составлено с учетом требований государственного общеобязательного стандарта образования.
Цель учебной программы – овладение студентами методами, формами и приемами проведения занятий по самопознанию в дошкольных организациях.
Задачи курса:
подготовить учащихся к проектированию содержания занятий по самопознанию в дошкольной организации обучения и воспитания;
познакомить с принципами и приемами работы на занятиях и повседневной жизни по самопознанию в дошкольной организации обучения и воспитания;
познакомить учащихся с компетентностями воспитателя самопознания в дошкольной организации;
формировать навыки систематизации методических знаний, определения эффективности различных методических приемов;
развивать навыки творческой работы, исследовательской деятельности;
формировать умения взаимодействия с родителями дошкольников в направлении нравственно – духовного просвещения;
воспитывать стремление познать новое.
В процессе изучения курса по дисциплине, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных организациях» учащиеся выполняют практические задания (проектируют содержание занятий, организует мониторинг и коррекцию личностного развития и учебных достижений в дошкольном учреждении), присутствуют на занятиях в детском саду, проводят их сами и анализируют.
Данная программа рассчитана на - 72 часов, из них теоретических – 38, практических – 34.
При реализации настоящей программы в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего профессионального образования Республики Казахстан по специальности «0101000 – Дошкольное воспитание и обучение» не предусмотрено проведение зачетов, экзаменов и курсовых работ.
Изучение курса заканчивается защитой творческих проектов студентов.
Рекомендации преподавателю дисциплины, определяемой организацией образования
«Самопознание с методикой в дошкольных организациях»:
При оценивании учебных достижений студентов учитывать участие в дискуссиях, семинарах, результаты проектной деятельности, качество выполнения самостоятельных работ и творческих заданий;
При проведении проверочных работ рекомендуется использовать нетрадиционные приемы и техники: «зачет наоборот», «конкурс шпаргалок» и т.д.;
На практических занятиях использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности учащихся, приемы и методы проектного обучения;
Предусматривать использование методов: тестирование, анкетирование.
Применять интерактивные методы, предполагающие личностно-ориентированное, развивающее и воспитывающее обучение;
Способствовать самосовершенствованию личности студентов, ее успешной интеграции в обществе;
С целью упрочения знаний и умений студентов рекомендуется выполнение значительного количества заданий и упражнений: разработка элементов урока с использованием приемов, направленных на развитие рефлексии и т.д.
Рекомендации студентам, изучающие курс дисциплины, определяемой организацией образования «Самопознание с методикой в дошкольных организациях»:
Следить за новейшими достижениями методики обучения самопознанию;
Владеть методами проблемного и интерактивного обучения;
Владеть методами духовного познания;
Уметь использовать психологические приемы и техники на занятиях и в повседневной жизни;
Уметь отбирать и применять методические приемы, средства, техники;
Уметь планировать и организовывать учебно – воспитательный процесс на занятиях самопознания и в повседневной жизни;
Уметь готовить дидактические материалы к занятиям с учетом специфики изучаемого содержания;
Уметь использовать различные источники при подготовке занятий;
Уметь составлять познавательные задания к занятиям, развивать приемы мыслительной деятельности детей дошкольного возраста;
Знать специфику организации учебно-материальной базы преподавания курса самопознания в дошкольной организации;
Уметь осуществлять взаимодействие с родителями детей в направлении нравственно – духовного просвещения.
Тематический план по дисциплине, определяемой организацией образования
«Самопознание с методикой в дошкольных организациях»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Прак. | ||
| Введение. Современные подходы к нравственно-духовному образованию. | 2 | 2 | - |
| Раздел I. Методы проблемного и интерактивного обучения. | 8 | 4 | 4 |
| Раздел II. Методы духовного познания
| 10 | 4 | 6 |
| Раздел III. Методические принципы и приемы на занятиях по самопознанию в дошкольном учреждении | 20 | 12 | 8 |
| Раздел IV. Занятие - основная форма организации обучения самопознанию. | 12 | 4 | 8 |
| Раздел V. Организация нравственно – духовного просвещения родителей. | 4 | 2 | 2 |
| Раздел VI. Методика мониторинга и коррекции личностного развития и учебных достижений в дошкольном учреждении | 4 | 2 | 2 |
| Раздел VII. Рефлексивная культура воспитателя самопознания | 8 | 6 | 2 |
| Раздел VIII. Организация образовательного пространства нравственно-духовному образованию | 2 | 2 | - |
| Обобщение. Защита творческих проектов. | 2 | 2 | - |
| Итого | 72 | 38 | 34 |
Содержание программного материала по дисциплине, определяемой
организацией образования
«Самопознание с методикой в дошкольных организациях»
Введение. Современные подходы к нравственно-духовному образованию: развивающее, личностно-ориентированное, проблемное обучение. Классификация методов и приемов обучения самопознанию, их краткая характеристика.
Процесс становления и развития методики преподавания самопознания в организациях образования РК.
Раздел I. Методы проблемного и интерактивного обучения
Тема 1.1. Проблемное обучение на занятиях самопознания.
Сущность проблемного обучения: понятие, задачи, преимущества. Проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача. Творческие задачи как средство развития нестандартного мышления. Методы проблемного обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод.
Тема 1.2. Интерактивные методы и приемы обучения самопознанию.
Сущность и задачи интерактивного обучения. Дидактические ценности интерактивного обучения и их роль в преподавании самопознания. Интерактивные приемы: «коммуникативная атака», моделирование, опорные схемы. Методы генерации идей: «Мозговой штурм», «Мозговая атака», и др.
Практическое занятие. Использование дидактических игр на занятиях «Самопознание».
Практическое занятие. Драматизация и театрализация. Подготовка и проведение театрализованных представлений.
Раздел II. Методы духовного познания
Тема 2.1. Методы и приемы духовного познания на занятиях самопознания.
Методы духовного познания как совокупность приемов, отражающих специфику дисциплины. «Минута тишины», «Круг радости», «Круг «От сердца к сердцу», «Настрой на позитивные мысли», «Сказки, притчи, истории, стихи и их обсуждение», «Размышления на заданную тему», «Уроки мудрости», «Наедине с собой» и др. Значение приемов в формировании положительной мотивации к обучению и создании особой эмоциональной атмосферы занятия.
Практические занятия. Применение приемов духовного познания на занятиях самопознания.
Тема 2.2. Методы аудиального и визуального обучения на занятиях самопознания.
Роль музыки в нравственно-духовном развитии детей дошкольного возраста. Прослушивание музыки. Фоновое сопровождение. Музыка для медитации. Видео - медитации. Видео — фильмы.
Практическое занятие. Использование аудиального и визуального методов на занятиях самопознания
Раздел 3. Методические принципы и приемы на занятиях
по самопознанию в дошкольном учреждении
Тема 3.1. Тренинги. Понятие и функции тренинга. Виды тренингов.
Практическое занятие. Особенности проведения тренингов в дошкольных учреждениях.
Тема 3.2. Сказкотерапия
Развитие самосознания через психологическую сказку. Основы сказкотерапии. Формы и методы работы со сказками. Виды сказок и их характеристика. Нравственное и эмоциональное развитие ребенка через сказку. Развивающая сказкотерапия. Игры в сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. Проективная диагностика в сказкотерапии.
Практическое занятие. Применение сказок на уроках самопознания.
Тема 3.3. Арт-терапия
Основные понятия арт-терапии. Арт-терапия - процесс осознания себя и мира. Формы арт-терапии. Проективный рисунок. Рисунок как средство передачи информации. Интерпретация рисунка.
Практическое занятие. Применение элементов арт-терапии на уроках самопознания.
Тема 3.4. Танцевально-двигательная терапия и телесно-ориентированная терапия.
Движение как выражение человеческого «Я». Танец как способ развития самосознания, понимания «Я».
Практическое занятие. Танцы на уроках «Самопознание» - как элемент телесно-ориентированной терапии.
Раздел IV. Занятие - основная форма организации
обучения самопознанию.
Тема 4.1. Особенности построения занятия самопознания.
Характеристика занятия самопознания. Типы традиционных занятий. Требования к организации занятия. Структура занятия самопознания. Планирование и подготовка занятия. Методика использования различных источников при подготовке и проведении занятия самопознания. Подготовка дидактических материалов к занятию.
Практическое занятие. Анализ конспектов занятий по самопознанию в детском саду.
Практическое занятие. Проведение фрагментов занятий по самопознанию.
Тема 4.2. Занятия самопознания как система творческих занятий.
Понятие и характеристика творческого занятия. Факторы успеха творческого занятия. Открытые задания как способ повышения мотивации обучающихся. Задания креативного типа на занятии по самопознанию. Типы творческих занятий в дошкольном учреждении: занятие – фантазия, занятие-путешествие, занятие открытий, и др.
Организация творческой деятельности детей на занятиях самопознания. Формы индивидуальной творческой деятельности: эссе, сочинения, стихотворения и др.
Тема 4.3. Реализация межпредметных связей на занятиях самопознания.
Сущность, задачи и актуальность межпредметной интеграции на занятиях самопознания, ее роль в достижении целей занятия. Содержание межпредметных связей, тематический анализ занятия и определение направлений интеграции. Методические приемы и способы установления межпредметных связей.
Практическое занятие. Составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов, сценариев телевизионных передач (по выбору).
Практическое занятие. Проведение фрагментов нетрадиционных занятий по самопознанию.
Раздел V. Методика мониторинга и коррекции личностного
развития и учебных достижений в дошкольном учреждении
Тема 5.1. Понятие мониторинг. Методические рекомендации к проведению мониторинга в дошкольном учреждении. Ведение портфолио воспитанников. Исследование уровня самооценки детей старшего и подготовительного к школе возраста. Проведение исследования уровня самооценки в дошкольном учреждении.
Тестовые материалы по мониторингу и коррекции личностного развития и учебных достижений в дошкольном учреждении.
Практическое занятие. Исследование морального поведения дошкольника.
Раздел VI. Рефлексивная культура воспитателя самопознания
Тема 6.1. Роль и место рефлексии в деятельности воспитателя.
Классификация видов педагогической рефлексии на основе функциональных позиций воспитателя. Классификация видов педагогической рефлексии по их временной организации. Классификация видов педагогической рефлексии на основе отношения «педагог – воспитанник».
Тема 6.2. Виды и механизмы педагогической рефлексии.
Рефлексивные свойства профессионального мышления воспитателя. Рефлексия воспитателя в учебном взаимодействии с ребенком. Рефлексивные процессы в самосознании воспитателя. Рефлексия в создании имиджа воспитателя. Рефлексия в профилактике профессиональной деформации личности воспитателя.
Тема 6.3. Способы формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания».
Способы осознания и осмысления своего внутреннего мира (Релаксация, концентрация, визуализация, самовнушение).
Практическое занятие. Использование приемов рефлексии на занятии «Самопознания».
Раздел VII. Организация нравственно-духовного просвещения родителей
Тема 7.1. Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах нравственно-духовного образования. Цели, специфика и значение проведения родительских собраний по самопознанию. Содержание и формы родительских собраний. Организация психолого – педагогических семинаров и тренингов для родителей. Цели, содержание и значение психолого-педагогических семинаров для родителей. Тренинг – одна из наиболее эффективных форм нравственно-духовного просвещения родителей.
Тема 7.2. Проведение родительских собраний по НДО «Самопознание».
Раздел VII. Организация учебного пространства
нравственно – духовного образования.
Тема 8.1. Работа в специализированных кабинетах самопознания.
Положение об учебном кабинете самопознания. Требования к кабинету. Рекомендации к материально – техническому и учебно – методическому обеспечению образовательного пространства.
Обобщение изученного материала. Защита творческих проектов.
Планируемые результаты
При изучении предмета у учащихся должны сформироваться знания:
цели, задачи и содержание обучения «Самопознание»; связь занятия «Самопознания» с другими предметами;
о принципах проектирования содержания занятий по самопознанию в дошкольных учреждениях;
знать содержание программы по «Самопознания» в дошкольных учреждениях;
этапы изучения, методы и формы обучения, используемые средства обучения.
При изучении предмета учащиеся должны выработать умения:
организовывать работу по мониторингу и коррекции личностного развития и учебных достижений в дошкольных учреждениях;
разрабатывать фрагменты занятий и самостоятельно проводить;
изготавливать наглядно-демонстрационный материал;
уметь работать с научно-методической литературой;
уметь связывать теоретические знания с практикой.
применять на уроках самопознания, при работе с родителями и детьми методические приемы самопознания.
При изучении курса учащиеся владеют:
методикой преподавания самопознания в дошкольных учреждениях;
терминологией, умеют охарактеризовать структуру учебников, учебно-методических комплексов.
Список используемой литературы
Самопознание. Методическое пособие для преподавателя. Кудышева Б.К., Джуматова Г.Ж., Серовайская Д.Е., Калиева Г.И. - Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2007.
Ж.О. Имангалиева «Самопознание», тренинги и игры, 2008
Балтабаев М.Х. Народно-музыкальное творчество казахов как средство эстетического воспитания студенческой молодежи, 2003
Балтабаев М.Х. Казахская традиционная художественная культура и система образования, 2001
Бромлей Ю.В.Этнос и этнография, 2005
Гачев Г.Национальные образы мира, 2004
Жарикбаев К.Б.,Наурызбаев Ж.Ж. Основы этнопедагогики и этнопсихологии.
Интерактивные методы обучения. Общественное объединение «Street law - Казахстан»- Алматы, 2005.
Современный урок через призму нравственно-духовного образования: методические рекомендации по планированию, организации и анализу урока в условиях инновационной деятельности по НДО «Самопознание». - Алматы, 2010
Арт – терапия , С.Г. Рыбакова/ СПб 2006
Рисунок в Психотерапии, Джеральд Остер, Патриция Гоулд - М, 2001
Сказкотерапия нравственное и эмоциональное развитие дошкольника, В. Алексеенко, Я. Лощинина - М, 2008
Проективная диагностика в сказкотерапии, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Е.А. Тихонова, СПб 2005
Тренинг по сказкотерапии, Т.Д. Зинкевич – Евстигнееваю. - СПб 2006
Формы и методы со сказками, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб 2006
Развивающая сказкотерапия, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб 2006
Игры в сказкотерапии, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб 2006
Основы сказкотерапии, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб 2006
Кулюткин Ю.Н.,. Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Санк – Петербург, 2002 г.
Мусабекова Ж.С. «Как вырастить ребенка нравственным»// Самопознание. KZ №1. 2010
Калачева И.В. «Методические особенности урока Самопознание»// Самопознание. KZ №1 2010, статья
Сабақ жоспары № _
План занятия №_
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: Методические приемы: «Круг радости», «Наедине с собой», «Круг от сердца к сердцу», «Беседа».
Сабақтың әдісі:
Тип занятия: изучение нового материала
Сабақтың түрі:
Вид занятия: лекция-информация
Сабақтың мақсаты:
Цель занятия: формировать предствление о методических приемах: «Круг радости», «Наедине с собой», «Круг от сердца к сердц», «Беседа»
Задачи:
1. Ознакомить с общей характеристикой методических приемов, расширить знания по теме «Методы духовного познания»;
2. Развивать интерес к познанию нового, активность, любознательность;
3. Воспитатывать отвественность, отзывчивость, трудолюбие.
Сабаққа корнекті құралдары:
Наглядные пособия к занятию: слайд-презентация «Методические приемы на занятиях самопознания»
Ход занятия:
1. Сабақтың ұйымы:
Организация занятия:
1) Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
2) перекличка студентов по журналу
3) сообщение темы и цели урока
2. Студенттің білімінің актуализациялауы:
Актуализация опорных знаний студентов:
Тексеру әдістері:
Методы проверки: проверка практической работы: оформление портфолио с дидактическими играми на уроках самопознания.
3. Жаңа тақырыпты баяндауы:
Изложение нового материала:
Баяндау әдістері:
Методы изложения: лекция с элементами беседы
Жоспар:
План:
Общая характеристика методических приемов:
«Круг радости»,
«Наедине с собой»,
«Круг от сердца к сердцу»,
«Беседа»
3. Тақырыпты бекітуі:
Закрепление материала: составление рекомендаций по применению методических приемов на занятиях и в повседневной жизни.
Составление и решение проблемных вопросов.
4. Үйге тапсырма:
Задание на дом: лекция, подбор художественного слова каждого методического приема.
Лекционный материал
План.
1. Общая характеристика методических приемов:
«Круг радости»,
«Наедине с собой»,
«Круг от сердца к сердцу»,
«Беседа».
Круг радости
Занятия по самопознанию в детских дошкольных организациях начинаются с методического приема, который называется кругом приветствия, кругом радости и добра.
Круг – это самая комфортная форма для организации психологических контактов и возможность открытого общения детей. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, и позволяет им ощутить особую общность, взаимопонимание и взаимодействие. Продолжительность круга занимает от 3 до 5 мин. Круги радости способствуют созданию теплой, дружеской атмосферы и эмоционально-позитивному настрою на весь день. Поскольку эмоции заразительны, то коллективное общение усиливает их и позволяет установить более яркий эмоциональный контакт между детьми.
Круг в начале занятия это:
– приветствие всех участников, в т.ч. и педагога, высказывание теплых и добрых пожеланий друг другу, коллективное или групповое выполнение заданий, предложенных педагогом;
- возможность для всех несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь, высказать свое собственное мнение;
- возможность для педагога выявить общее настроение детей, умение подготовить их к обсуждению определенных вопросов, к переходу на другие виды деятельности.
В зависимости от цели и темы занятий, педагог может проводить разные по содержанию и форме круги с детьми дошкольного возраста как в кабинете самопознания, так и на природе, в местах, где запланировано занятие - экскурсия. На круге рекомендуется чтение стихотворений, исполнение веселых жизнерадостных песен, разгадывание загадок, понимание и пояснение пословиц и поговорок, выполнение разнообразных игровых действий, проведение беседы на понимание человеческих качеств и этических норм поведения и т. д. Круги, посвященные конкретным темам, можно назвать кругом дружбы, сердечным кругом, кругом теплых и добрых пожеланий, добрых и ласковых слов, кругом здоровья, кругом общения с природой и др.
Круги чаще всего проводятся под музыку или с исполнением детьми веселой, жизнерадостной песни, или с использованием отдельных предметов, например, шаров, зеркальца, очков, цветов. Самый главный атрибут начала занятия – жизнерадостное, добросердечное, веселое, эмоциональное приветствие воспитателя, который заряжает своей позитивной энергией группу детей и знакомит их с очередной темой путешествия в страну «Самопознания». Круг – настрой детей на дальнейшую общую беседу или групповую деятельность.
Воспитателю также рекомендуется вводить персонажи сказок, элементы волшебства, т.к. дети дошкольного возраста любят сказки и ее героев.
Желательно, в кабинете или помещении, где проводится занятие иметь фланелеграф, на котором дети смогут с помощью воспитателя приклеивать или выкладывать необходимые предметы по теме. Рекомендуем несколько вариантов проведения круга радости. Например: использование стихотворений:
Приветствие в стихотворной форме чаще всего используемый прием, который создает эмоциональный и групповой настрой. Воспитатель или педагог выбирает стихотворения по теме занятия. Оно может быть разным по объему, но эмоциональным по содержанию. Сначала стихотворение выразительно читает воспитатель или педагог, а затем повторяются детьми хором.
Возможен вариант, когда только отдельные строчки, предложения или слова повторяются детьми хором. Декламирование стихотворений иногда сопровождается определенными двигательными упражнениями, которые поясняет и показывает воспитатель.
Приветствие в действии: данный прием способствует снятию барьера в общении, лучшего понимания себя и других. В приветствиях используются совместная групповая деятельность или какие-либо действия детей, в виде игры. Круг может проходит под тихую, веселую музыку.
Песни часто используются для проведения круга радости. Желательно, чтобы содержание песни соответствовало теме занятия. Возможен вариант, когда педагог сам выбирает мелодию или песню. В любом случае мелодия должна быть легкой, задорно-веселой и способствовать поднятию настроения.
Песни исполняются под музыку или под аккомпонимент музыкального инструмента. Воспитатель предупреждает, что при исполнении песен можно подпевать хором, танцевывать, хлопать ладошками, т.е. выражать свои эмоции, каждый как хочет. Самое главное не подавлять желания детей.
Предлагается вариация проведении круга с использованием зеркала, шаров, мягких игрушек, очков, биноклей, цветов и др.
Разгадывание загадок также необычная форма проведения круга, способствующая развитию мыслительной и познавательной деятельности.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематикой: явления природы, предметы обихода, орудие труда, средства передвижения и др. Загадывание загадок в работе с детьми способствуют развитию у них навыков речи-доказательств и речи-описания. Уметь доказывать - это не только логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать, а доказать и обосновать правильные отгадки.
Занимательная форма загадок позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательности, самостоятельно анализировать текст, искать пути решения логических задач.
Загадывание загадок способствует абстрактному и образному мышлению. Загадки должны соответствовать теме занятия, чтобы плавно перейти к обсуждению темы. Слова-отгадки также могут быть о наступившем времени года, о новом месяце, атрибутах праздника или просто способствовать развитию любознательности и удовлетворению любопытства детей№
Пословицы и поговорки – широко распространенны й жанр устного народного творчества. Краткость является существенным аспектом запоминаемых высказываний и в них заложена система ценностей каждого народа.
Под пословицами и поговорками понималось меткое образное изречение, характеризующие самые различные явления жизни и имеющие форму законченных предложений. В них отражены представления о моральных качествах человека, утверждена мысль о том, что человек воспитуем и обучаем.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремление самому быть добрым, честным, милосердным.Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколение.
При изучении пословиц и поговорок отводится особая роль развитию нравственных категорий, каких как добрата, честность, взаимовыручка и т.д.
Например: Круги, посвященные пословицам и поговоркам.
Воспитатель пословицами и поговорками встречает детей и сажает их в круг.
«Наедине с собой»
Педагогическим секретом успеха этого методического приема является личность воспитателя или педагога, как носителя высоких духовных ценностей.
Цель данного приема в развитии воображения детей, помочь детям прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное объяснение. Педагог судит об эмоциональном состоянии детей по особым выразительным движениям, мимике, изменению в голосе. Поза, жест также играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
К обязательным условиям проведения данного приема относятся:
1.Дети должны принять удобное положение, расслабиться, по желанию их можно закрыть глаза.
2.Текст, выбранный педагогом не должен быть большим и читать его следует медленно, с выражением.
3.Выполнение предложенного задания сопровождается тихой, спокойной музыкой или под звуки природы, пение птиц и др.
4. По завершении задания детям рекомендуется рассказать о своих ощущениях.
Выполнение методического приема осуществляется в три этапа:
Подготовительный этап – расслабление, принятие удобной позы;
Основной этап: заслушивание текста, воображение ситуации или действия;
Заключительный этап: обсуждение.
Данный прием способствует развитию образного мышления, совершению фантазийных путешествий, воспитанию уверенности в себе.
«Круг от сердца к сердцу»
Круг «От сердца к сердцу» обязательный прием, которым завершается занятие. Данный прием помогает воспитателю также эмоционально завершить занятие по самопознанию, как оно и начиналось. В этом кругу дети говорят о том, что им понравились, что им запомнилось. В дошкольном возрасте внимание детей рассеянное и поэтому запомнить все этапы занятия и дать им оценку смогут не все дети. Этот прием помогает воспитателю узнать об эмоциональном состоянии детей и впечатлениях от занятия. Сам круг условно можно разделить на два этапа:
1.Рефлексия, оценка проведенного занятия. Дети обмениваются своими впечатлениями о проведенном занятии, о том, что понравилось, а что не понравилось, о чувствах которые их посетили на данном занятии.
2.Эмоциональный настрой группы для последующей деятельности.
Особенность данного приема в том, что дети учатся высказывать свои мысли, слушать высказывания других детей, оценивать увиденное и услышанное на занятии, т.е. оценивать пройденное занятие. Необходимо совместно с детьми разработать правила поведения на круге:
Слышать и слушать друг друга
Не критиковать высказывания других
Не смеяться над другими
Не перебивать друг друга
Обосновывать свое высказывание и т.д.
Желательно участие всех без исключения детей в круге. Воспитателю следует сначала самому напомнить тему занятия, что интересного было предложено в ходе занятия, сказать какое участие в нем принимали дети. В начале могут высказаться активные дети, если некоторые не желают принимать участия, не стоит их заставлять.
Во второй части круга можно использовать стихотворную форму, хоровое пение, различные игры и упражнения, скороговорки на усмотрение педагога для эмоционального настроя.
«Беседа»
Прием «беседа», относится к словесным методам и при правильном его сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в работе с детьми. Беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо понятий, явлений, действий..
Беседа считается одним из ценнейших приемов развития речи детей, цель которых – расширение детского кругозора, уточнение понятий, развитие мышления и навыков речи.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности.
Проводя беседу, воспитатель учит ребенка логически мыслить, рассуждать, ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника, т.е. постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социальнонравственного воспитания.
В использовании данного приема воспитателю рекомендуется четко, конкретно и логически правильно выстроить вопросы. Например, предлагаем следующую тематику бесед: комплимент, доброе сердце, хорошее настроение, моя семья и др.
Беседа как методический прием часто используется педагогом на занятиях по самопознанию. Беседа как вопрос-ответная форма обучения применима на всех этапах занятия по самопознанию, в начале занятия как круг, как ввод в тему, как объяснение новых знаний и в конце занятия как логическое завершение и закрепление темы.
В беседе предполагается активное участие детей, их позитивное размышление, умение передавать и отстаивать свою точку зрения. Педагогу важно правильно сформулировать вопросы. Вопросы должны быть ясными, четкими и понятными, не требующие односложных ответов. Если вопросы вызывают затруднения у детей, то воспитатель может задавать наводящие, дополнительные вопросы.
Беседа как методический прием универсален. Ее как элемент занятия можно использовать при:
-проведении тематического круга;
- завершении приема наедине с собой;
- чтении;
- выполнении упражнений и игр;
- подготовке творческих заданий.
Особенность беседы на занятиях самопознания в том, что воспитатель создает равные условия, дает детям возможность высказать собственное мнение, рассуждение, умозаключение, а для этого необходимо придерживаться следующих правил проведения беседы:
Заинтересованно выслушивать всех участников беседы.
Учить детей не повторять то, что уже было сказано.
Обращать внимание на оригинальные ответы и поощрять их.
Учить детей самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей (шумно хлопая в ладоши или топая ногами) и объяснять свою реакцию.
Поддерживать стремление детей выражать свое мнение публично.
Сабақ жоспары № _
План занятия №_
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: Арт-терапия
Сабақтың әдісі:
Тип занятия: изучение нового материала
Сабақтың түрі:
Вид занятия: лекция-информация
Сабақтың мақсаты:
Цель занятия: формировать предствление об арт-терапии, ее видах и техниках
Задачи:
1. Ознакомить с понятием «арт-терапия», расширить знания по теме «Методические принципы и приемы на занятиях по самопознанию в дошкольном учреждении»;
2. Развивать интерес к познанию нового, активность, любознательность;
3. Воспитатывать отвественность, отзывчивость, трудолюбие.
Сабаққа корнекті құралдары:
Наглядные пособия к занятию: слайд-презентация «Арт-терапия: ее виды и техники»
Ход занятия:
1. Сабақтың ұйымы:
Организация занятия:
1) Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
2) перекличка студентов по журналу
3) сообщение темы и цели урока
2. Студенттің білімі тексеруі тақырыбы:
Проверка знаний студентов по теме:
Тексеру әдістері:
Методы проверки: устный опрос
Сұрақтар:
Вопросы:
Тренинги: понятие и функции. Виды тренингов.
Особенности проведения тренингов в дошкольных учреждениях
Практическое задание: проведение тренингов в группе.
3. Жаңа тақырыпты баяндауы:
Изложение нового материала:
Баяндау әдістері:
Методы изложения: лекция с элементами беседы
Жоспар:
План:
Понятие «арт-терапия».
Показания к использованию арт-терапии.
Виды арт-терапии.
3. Тақырыпты бекітуі:
Закрепление материала:
составление рекомендаций по применению вижов и техник арт-терапии на занятиях и в повседневной жизни.
Решение педагогических ситуаций
4. Үйге тапсырма:
Задание на дом: лекция, подбор
Лекционный материал
План.
Понятие «арт-терапия».
Показания к использованию арт-терапии.
Виды арт-терапии.
1. Понятие «арт-терапия»
Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
2. Показания к использованию арт-терапии.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:
внутри- и межличностные конфликты,
кризисные состояния
экзистенциальные и возрастные кризисы
травмы
потери
постстрессовые расстройства
невротические расстройства
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчество
многое другое
Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.
Виды арт-терапии.
Выделяют следующие виды и техники арт-терапии:
Анимационная терапия
Артсинтезтерапия
Библиотерапия
Видеотерапия
Драматерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Музыкотерапия
Оригами
Песочная терапия
Работа с глиной
Сказкотерапия
Цветотерапия
Фототерапия
3. Виды арт-терапии
Анимационная терапия
Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее
Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.
Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети
Музыкотерапия
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средствомпсихотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний
Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работ
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии,музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастеромАкирой Ёсидзавой (1911—2005).
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства очень часто пренебрегают этим каноном.
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Особенности метода песочной терапии
В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом. От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.
Цветотерапия — лечение цветом.
Еще в далекой древности люди заметили что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание.
Один из методов цветотерапии заключался в следующем: в сосуды с фруктовым соком, содержащим, по представлениям египтян, энергию бога солнца Ра, помещали драгоценные камни того же цвета, что и сам фруктовый сок. Насыщенный таким образом напиток давали больным.
В начале 30-х гг. ХХ в. терапевтический эффект, который оказывают на организм различные цвета, был описан индийским ученым Д. Р. Гхадиали. По его мнению, органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью.
В середине 50-х. гг., швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования проведенные Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например,оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Темно-синийцвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.
Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде
Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.)
Техники фототерапии:
Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах,Интернете, на открытках и так далее;
Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно;
Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда клиент буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка;
Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции — фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы, — фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью;
Техника «фото-проекций», которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия. Любая фотография, воспринимаемая человеком, вызывает реакции, которые проецируются из его или её внутренней карты реальности, определяя то, как люди придают значение тому, что видят. Следовательно, данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), «области», в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное
Библиотерапия (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение, уход за больным) — метод психотерапии, использующийхудожественную литературу как одну из форм лечения словом. Использование чтения книг с лечебной целью началось в России еще в XIX веке (И. Е. Дядьковский, 1836), но термин вошел в употребление в 20-е годы ХХ в. в США. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия — это «использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».
Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
В нашей стране библиотерапия как метод опосредованного воздействия на больных с различными видами неврозов развивалась с 60-х годов (И. З. Вельвовский, А. М. Миллер). Специально для работы с заикающимися данный метод был модифицирован Ю. Б. Некрасовой
Выделяют три основные задачи библиотерапии:
библиоведческая, библиотека для больных должна играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания, (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);
психотерапевтическая, Б. является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);
вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).
Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Давайте попробуем отделить их один от другого:
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способсоциализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:
обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
и др.
Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.
Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:
Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.
Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.
Топ Группа | Күні Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сабақ жоспары № _
План занятия №_
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: Способы формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания».
Сабақтың әдісі:
Тип занятия: изучение нового материала
Сабақтың түрі:
Вид занятия: формирование умений и навыков
Сабақтың мақсаты:
Цель занятия: расширять предствление о способах формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания».
Задачи:
1. Закрепить понятие «рефлексия», классификации педагогической рефлексии, расширить знания по разделу «Рефлексивная культура воспитателя самопознания»;
2. Развивать интерес к познанию нового, активность, любознательность;
3. Воспитатывать отвественность, отзывчивость, трудолюбие.
Сабаққа корнекті құралдары:
Наглядные пособия к занятию: слайд-презентация «Способы формирования и развития рефлексии на занятиях «Самопознания»»
Ход занятия:
1. Сабақтың ұйымы:
Организация занятия:
1) Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
2) перекличка студентов по журналу
3) сообщение темы и цели урока
2. Студенттің білімінің актуализациялауы:
Актуализация опорных знаний студентов:
Тексеру әдістері:
Методы проверки:устный опрос
Сұрақтар:
Вопросы:
Роль и место рефлексии в деятельности воспитателя.
Виды и механизмы педагогической рефлексии.
3. Жаңа тақырыпты баяндауы:
Изложение нового материала:
Баяндау әдістері:
Методы изложения: лекция с элементами беседы
Жоспар:
План:
Общая характеристика способов формирования и развития рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
3. Тақырыпты бекітуі:
Закрепление материала: составление рекомендаций по формированию и развитию рефлексии на занятиях «Самопознания»»
Решение педагогических ситуаций.
4. Үйге тапсырма:
Задание на дом: лекция.
Лекционный материал
План:
1. Общая характеристика способов формирования и развития:
рефлексии настроения и эмоционального состояния
рефлексии деятельности
рефлексии содержания учебного материала
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах работы на занятии, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока занятия, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
занятие дало мне для жизни…
мне захотелось…
Для подведения итогов занятия можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». В графе «П» - «плюс» называется все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ребенка могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» относится все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ребенка, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» дети относят все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к воспитателю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет педагогу взглянуть на занятие глазами детей, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ребенка. Для детей наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить детей аргументировать свой ответ.
1.На занятии я работал
2.Своей работой на занятии я
3. Занятие для меня показалось
4.За занятие я
5.Мое настроение
6.Материал занятия мне был
7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Обсуждая в конце занятия результаты своих наблюдений, дети смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором дети оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и воспитателя за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого ребенка в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.
13