СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по доп. образованию "Патриот"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию Патриотическое воспитание школьников

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по доп. образованию "Патриот"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Иланская средняя общеобразовательная школа №1"



Утверждаю:

директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

__________________/Максаков Ю.В./

приказ № 245 от «31» августа 2022 г.
































РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка:

Направленность дополнительной образовательной программы:

По признаку направленности деятельности: социально-педагогическая;

По уровню освоения: образовательная программа общекультурного уровня освоения;

По признаку образовательной области: многопрофильная;

Нормативно-правовая база программы

Программа по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-7 классов разработана на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Устава школы

При составлении рабочей программы «Патриот» для учащихся 5-7-х классов учитывались следующие факторы:

-образовательные потребности детей;

-особенности учащихся 5-7 классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).

- состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.


Новизна, отличительные особенности программы:

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм. Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания. Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характер

А

Отношение к событиям в стране

ктуальность программы

Отношение к отдельным личностям


Изменения в обществе




Нравственные ценности

Отношение к Родине





   Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. К сожалению, в последнее десятилетие экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. 

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна.В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, здесь отмечено, что необходимо обеспечить духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.

По признаку возрастного предназначения: рассчитана на реализацию с детьми среднего школьного возраста (10-13 лет, 5-7 классы общеобразовательной школы).

Наполняемость группы 1 года обучения – 15 человек.


По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы:

программа длительной реализации, рассчитанная на1 год; объёмом в 35 часов, 1 час в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и городской библиотеки, улицы города, спортивная площадка школы и спортивный и актовый зал школы.

Педагогическая целесообразность: заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать «бездуховность» окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний. Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе отечественной и мировой культуры.

Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-7 классов на основе программы кружковой работы «Патриот» играют важную роль для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

Объем и сроки освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов: 34 часа Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.43172 -14)

Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:

- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);

- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного села, района, края, столицы, страны, знания названия столицы, других городов, государственной символики);

- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников края).

2. Воспитание у школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:

- любовь к родным и близким людям;

- любовь к родному городу;

- любовь к природе;

- уважение к истории народа;

- восхищение произведениями народного творчества;

- ненависти к врагам;

- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у школьников определенных навыков и умений:

- умение отразить накопленные знания в творческой, художественной и трудовой деятельности;

- умение принять участие в общественно направленном труде;

- умение бережно относится к природе, результатам труда других;

- умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками.

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриот

Формы реализации Программы:

Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции,

проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.

Форма организации– дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.

Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,родной земле; заповедная природа; правовое государство, гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; справедливость; милосердие; честь; достоинство; Представления о вере, духовности, трудолюбии; настойчивость в достижении целей;здоровье физическое и здоровье социальное, активный, здоровый образ жизни,жизнь;

Виды деятельности:

- Изучить символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок, героических поступков людей. Знать государственные праздники России,основные достопримечательности родного края, его историю, историю села.

- Формировать любовь к окружающему, людям, Родине.

- Объяснять нравственные ценности и роль семьи в жизни человека

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, сайтов Интернета

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Метапредметными результатами изучения программы «Патриот» является формирование следующих универсальных учебных действий

Личностные  УУД

Формирование межличностных отношений:

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Познавательные УУД

Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:

- переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса;сравнивать и группировать предметы и их образы;

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии);

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего народа и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (края, района); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями;

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативный УУД

- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

- Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Отработка умения слушать и вступать в диалог.

- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

- Отработка умения с достаточно полно и точновыражать свои мысли.

-Участие в коллективных творческих делах.

Знаю:

-историю своего рода, своей семьи историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-историю государственных символов России;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды.

-символику Ставропольского края

- историю Малой Родины и родного края;

-историю религий народов исконно проживающих на территории Кемеровской области;

-памятники Ставрополья

-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

Умею:

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

- рассказать о символике кемеровской области;

-оформить тематический альбом;

-рассказать о родном городе, его истории и достопримечательностях.

- выполнение проектов;

- оформление альбомов.

Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи;

-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2022-2023 учебный год

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель


2

в первом полугодии


3

Во втором полугодии


4

Начало учебного года (планируемая дата начала занятий)

12.09.2022

5

Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий)

21.07.2023

6

Количество учебных часов на одного учащегося в неделю

1

7

Количество учебных часов на одного учащегося в год

34

8

Форма организации образовательного процесса

очное

Содержание курса программы «Патриот»

Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

1.1 Цели и задачи работы объединения «Патриот». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. (1ч)

1.2 Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами Страницы истории Отечества -10 часов

    1. Ордена и медали России (4 часа)

    2. История наград, виды наградных знаков, особенности каждой награды и возможность получения. Тематический поиск.

    3. Тематический поиск. Медаль в моем доме. Конкурс-сочинений

1.4. Поход по историческим местам района.

1.5.Тематический поиск. Сбор материала для школьного краеведческого музея.

1.6. Походы по боевым местам, экскурсии

Экскурсионная работа.

• Проведение экскурсий, мероприятий, уроков Мужества в школьном зале Боевой Славы.

• Обновление материалов зала, пополнение новыми данными.

• Спортивные игры, соревнования в честь героев войны. Пропаганда здорового образа жизни.

Блок 2. Волонтерская работа.

• Оказание помощи ветеранам войны и труда, проживающим в микрорайоне школы.

• Поздравление ветеранов с праздниками, организация встреч, торжественных мероприятий.

• Благоустройство памятников погибшим воинам в с. Сотниковское.

• Пост №1 у Вечного Огня у мемориала погибшим в ВО войне.

• Проведение благотворительных акций.

3 блок Поисковая и краеведческая работа.

3.1.Планирование исследовательской работы

3.2.Сбор материала для исследовательской работы учащихся. Поиск сведений о ветеранах войны, наших земляках-участниках Великой Отечественной войны.

3.3.Оформление исследовательской работы теория и практика оформления различных видов исследовательских работ.

3.4.КТД «Вспомним их поименно…»Изучение биографий знаменитых жителей Иланского района. Изучение исторических памятников района.

3.5.Защита проекта. Участие в НПК школы, района. Участие в слете краеведов «Отечество».

4.1.Подготовка выступления на митинге, посвященному Победе.
























Календарно-тематический план:

Тема

Общее количество

часов

В том числе

Теоретические/аудиторные (час)

Практические/внеаудиторные

(час)

«Россия –Родина моя» страницы истории

10



Ордена и медали России



2


Медаль в моем доме.




1

Поход по историческим местам района.



2

Сбор материала для школьного краеведческого музея.



2

Походы по боевым местам, экскурсии



2

Волонтерское движение


10



Оказание помощи ветеранам




3

Уход за обелиском на территории села




3

Посадка цветов, деревьев.




2

Поисковая и краеведческая работа.


10



Планирование исследовательской работы


1

1

Сбор материала для исследовательской работы учащихся.



2

Оформление исследовательской работы



1

1

КТД «Вспомним их поименно…»




2

Защита проекта



1

1

Подготовка выступления на митинге, посвященному Победе


1

1

Ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта

военнослужащих.



2


итого

34

6

28


РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

Результаты образовательной деятельности по программе "Патриот" отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроли и диагностики учащихся.

Формы занятий и подведения итогов по каждому направлению:

1.Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конкурсах, просмотр фильмов, беседы;

2.Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, оказание реальной помощи ветеранам

3.Сбор материалов, участие в конференциях, конкурсах.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

Стихи и рассказы о маме. Детская классика. ООО «Издательство Астрель», 2011

Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. -2001.-№7.

Конституция Российской Федерации. –М.: ЭКСМО, 2014.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990.

Детские подвижные игры народов СССР. Составитель: Л.П. Анашкина. М.: Просвещение, 1988

Мазыкина Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)

Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.

Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.

технические средства обучения (средства ИКТ):

CD/DVD –проигрыватель;

Компьютер с программным обеспечением;

Мультимедийный проектор.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы:

festival.1september.ru http://www.patriot-rf.ru/ 

 http://www.naslednikipobedi.ru/

http://www.stjag.ru/index.php?r_id= http://www.rosvoencentr-rf.ru/ 

http://www.fadm.gov.ru/http://www.minstm.gov.ru http://mon.gov.ru 

http://www.mil.ru/ http://www.rosvoencentr-rf.ru/http://www.mkrf.ru

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых.

2.Географические карты региона, Российской Федерации

3.Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)

Список литературы для учителя:

  1. АгаповаИ.А., ДавыдоваМ.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006

  2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

  3. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

  4. ЖиренкоО.Е. , ЛапинаЕ.В., КиселеваТ.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие.-М. Айрис Пресс,2006г.

  6. Казарин В.В., Анучина Е.А., Дубовицкая Ю.В., Гражданское и патриотическое воспитание школьников [Текст]: // Журн. Справочник классного руководителя, №4 – 2007

  7. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  8. Методическое пособие по реализации образовательной программы спецкурса «Я – гражданин России» - Ставрополь, Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, 2014г.













Список литературы для учеников и родителей:

  1. Гайдар А.П. «Чук и Гек». – М.:Издательство: «АСТ/Астрель», 2008 

  2. Гайдар А.П. "Тимур и его команда", – М.: Издательство: «АСТ/Астрель», 2008

  3. Гайдар А.П. "На графских развалинах".– М.: Издательство: «АСТ/Астрель», 2008

  4. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003

  5. Осеева В. «Динка».-М.: Издательство «Детская Литература»,2010

  6. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!