Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Она позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внеклассной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо». На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают внимание одновременно семья, школа, окружающая действительность. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить духовно – нравственное воспитание. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО
методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.),
Закона «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы обеспечивается методом единства педагогических требований. Педагогом поддерживается заинтересованность учащихся, их желание познавать новое, общаться, учиться и совершенствоваться.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их» [36, c. 121]. Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо. Задача учителя – вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий.
Практическая значимость программы:
- Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
- Формирование краеведческой культуры у младших школьников.
- Вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.
Цель данной программы – создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Место данного курса в учебном плане.
На кружок по курсу «По тропинкам родной стороны» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Курс рассчитан на 1 год обучения для учащихся 6 классов. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Требования к результатам обучения.
Ожидаемый результат
• Расширение кругозора учащихся.
• Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего города, края.
• Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою малую родину.
• Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Метапредметные результаты изучения курса краеведческого кружка «По тропинкам родной стороны»:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «По тропам родного края» является формирование следующих умений:
составлять родословную;
составлять устный рассказ о своей школе;
отличать растения и животных края по внешнему виду и описанию;
находить на карте Челябинской области столицу, города, реки области;
пересказать легенды края;
узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
оценивать правильность поведения людей в природе.
Учащиеся должны знать:
историю своих предков;
знать символику своей школы;
названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города;
растения и животных родного края;
этнический состав Челябинской области, легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения к людям других поколений; о традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения исследования.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.
Программа данного курса включает:
- содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;
- деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).
В процессе реализации программы курса формируются компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).
Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)
Основные принципы построения программы:
Принцип вариативности.
Принцип сотворчества.
Принцип динамики.
Принцип самоопределения.
Принцип созидательной творческой деятельности.
Принцип гуманизма.
Реализация программы возможна в рамках внеурочной деятельности.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).
- Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.
- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.
- Экскурсии, поездки, походы.
- Тематические и творческие вечера, концертные программы.
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
Отслеживание результатов
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- викторины;
- тестовые задания;
- защита проектов.
Основной формой подведения итогов является: разработка проекта по выбранной теме, составление творческого отчёта, фотовыставка, презентация.
Реализация данной программы предполагает:
- сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного края;
- проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
- соблюдение норм культуры поведения, общения.
По окончании изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу в среднем звене.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
Всего | Теоретические | Практические |
1. | Вводное занятие. Беседа. | 1 | 1 | - |
2. | Что возьму с собой в поход? | 1 | 1 | - |
3. | Экскурсия в природу. | 2 | - | 2 |
4. | Моя семья. Семейные традиции. | 2 | - | 2 |
5. | Бабушки и дедушки. Родословная. | 2 | - | 2 |
6. | Имя твоё. | 1 | 1 | - |
7. | Моя школа – мой дом. | 1 | 1 | - |
8. | Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. | 2 | - | 2 |
9. | Челябинск – столица Челябинской области. Из истории образования города. | 1 | 1 | - |
10. | Города Челябинской области. | 1 | 1 | - |
11. | Промышленные предприятия города. | 2 | - | 2 |
12. | Народы Челябинской области. | 1 | 1 | - |
13. | Странички старины далёкой. | 3 | - | 3 |
14. | Удивительная природа Челябинской области. Животный и растительный мир. | 2 | 1 | 1 |
15. | Красная книга Челябинской области. | 2 | 1 | 1 |
16. | Национальные парки, заповедники и знаменитые места Челябинской области | 3 | 1 | 2 |
17. | Реки Челябинской области. | 1 | 1 | - |
18. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. | 2 | - | 2 |
19. | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! | 2 | - | 2 |
20. | Итоговое занятие. Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». | 2 | 2 | - |
| Итого | 34 | 13 | 21 |
Основное содержание программы
1 раздел. (1 час)
Вводное занятие.
- Беседа о родном крае. Для чего изучать историю родного края.
(Презентация)
2 раздел (1 час)
Что возьму с собой в поход?
- Правила безопасного поведения во время экскурсии.
- Игра «Собираемся в поход»
3 раздел (2 часа)
Экскурсия в природу.
- Сбор природного материала.
- Наблюдения за осенними изменениями в природе.
4 раздел (2 часа)
Моя семья. Семейные традиции.
- Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов).
-Творческий отчет.
5 раздел (2 часа)
Бабушки и дедушки. Родословная.
- Практическая деятельность по составлению родословной.
- Беседа.
6 раздел (1час)
Имя твоё.
- Индивидуальная поисковая деятельность (почему дали это имя, что оно означает, как влияет на характер).
- Работа с энциклопедической литературой.
7 раздел (1 час)
Моя школа – мой дом.
- Беседа о школе, история школы, символика.
- Правила поведения, бережного отношения.
8 раздел (2 часа)
Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.
- Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.
- Наблюдения.
9 раздел (1 час)
Челябинск– столица Челябинской области. Из истории образования города.
- Рассказ-экскурсия по родному городу: улицы, достопримечательности, парк имени А.С.Пушкина и.т.д.
10 раздел (1 час)
Города Челябинской области.
- Работа с картой: нахождение городов области.
11 раздел (2 часа)
Промышленные предприятия города.
- Заочная экскурсия по городу.
- Фронтальная беседа.
12раздел (1 час)
Народы Челябинской области.
- Беседа по содержанию: многонациональная Область.
13 раздел (3 часа)
Странички старины далёкой.
- Беседа о народах области.
- Творческий отчёт.
14 раздел (2 часа)
Удивительная природа Челябинской области. Животный и растительный мир.
- Беседа.
- Индивидуальные сообщения.
15 раздел (1 час)
Красная книга Челябинской области.
- Обзор литературы по данной теме.
- Беседа.
- Практическая индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.
16 раздел (3 часа)
Заповедники и национальные парки.
- Экскурсия.
- Составление творческого отчёта.
17 раздел (1 час)
Реки Челябинской области.
- Практическая работа с картой Челябинской области.
- Названия рек. Определение их местонахождения.
18 раздел (2 часа)
Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.
- Экскурсия в школьный музей.
- Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ».
- Практическая работа, индивидуальная работа.
19 раздел (2 часа)
Экологическая тропа. В лес за здоровьем!
- Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.
- Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.
20 раздел (2 часа)
Итоговое занятие.
- Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».
Материально – техническая база:
1.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
2.Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы.
Технические средства обучения
1. Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Персональный ноутбук или компьютер.
4. Образовательные ресурсы (диски).
5. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)