СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по доп.образованию "Тропами родного края"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по доп.образованию "Тропами родного края"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по доп.образованию "Тропами родного края"»

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Она позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внеклассной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо». На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают внимание одновременно семья, школа, окружающая действительность. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить духовно – нравственное воспитание. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций.

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО

  • методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.),

  • Закона «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность программы обеспечивается методом единства педагогических требований. Педагогом поддерживается заинтересованность учащихся, их желание познавать новое, общаться, учиться и совершенствоваться.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их» [36, c. 121]. Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо. Задача учителя – вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий.

Практическая значимость программы:

- Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

- Формирование краеведческой культуры у младших школьников.

- Вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.

Цель данной программы – создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

Место данного курса в учебном плане.

На кружок по курсу «По тропинкам родной стороны» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

Курс рассчитан на 1 год обучения для учащихся 6 классов. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Требования к результатам обучения.

Ожидаемый результат

• Расширение кругозора учащихся.

• Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего города, края.

• Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою малую родину.

• Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

Метапредметные результаты изучения курса краеведческого кружка «По тропинкам родной стороны»:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.




Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «По тропам родного края» является формирование следующих умений:

  • составлять родословную;

  • составлять устный рассказ о своей школе;

  • отличать растения и животных края по внешнему виду и описанию;

  • находить на карте Челябинской области столицу, города, реки области;

  • пересказать легенды края;

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;

  • оценивать правильность поведения людей в природе.

Учащиеся должны знать:

  • историю своих предков;

  • знать символику своей школы;

  • названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города;

  • растения и животных родного края;

  • этнический состав Челябинской области, легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения к людям других поколений; о традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

Программа данного курса включает:

содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;

деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).

В процессе реализации программы курса формируются компетенции:

  1. Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).

  2. Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).

  3. Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).

  4. Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).

  5. Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)

Основные принципы построения программы:

Принцип вариативности.

Принцип сотворчества.

Принцип динамики.

Принцип самоопределения.

Принцип созидательной творческой деятельности.

Принцип гуманизма.

Реализация программы возможна в рамках внеурочной деятельности.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:

- Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).

- Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.

- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.

- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.

- Экскурсии, поездки, походы.

- Тематические и творческие вечера, концертные программы.

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:

  • Родительские собрания.

  • Семейный клуб.

  • Лектории.

  • Тематические вечера.

  • Дни открытых дверей.

  • Часы общения.

  • Анкетирование и тестирование.

  • Устные журналы.

  • «Круглые» столы.

  • Диспуты.

Отслеживание результатов

Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:

- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;

- викторины;

- тестовые задания;

- защита проектов.

Основной формой подведения итогов является: разработка проекта по выбранной теме, составление творческого отчёта, фотовыставка, презентация.

Реализация данной программы предполагает:

- сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного края;

- проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;

- соблюдение норм культуры поведения, общения.

По окончании изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу в среднем звене.

Тематическое планирование

п/п

Разделы

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие.

Беседа.

1

1

-

2.

Что возьму с собой в поход?

1

1

-

3.

Экскурсия в природу.

2

-

2

4.

Моя семья. Семейные традиции.  

2

-

2

5.

Бабушки и дедушки. Родословная.

2

-

2

6.

Имя твоё.

1

1

-

7.

Моя школа – мой дом.

1

1

-

8.

Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.

2

-

2

9.

Челябинск – столица Челябинской области. Из истории образования города.

1

1

-

10.

Города Челябинской области.

1

1

-

11.

Промышленные предприятия города.

2

-

2

12.

Народы Челябинской области.

1

1

-

13.

Странички старины далёкой.

3

-

3

14.

Удивительная природа Челябинской области. Животный и растительный мир.

2

1

1

15.

Красная книга Челябинской области.

2

1

1

16.

Национальные парки, заповедники и знаменитые места Челябинской области

3

1

2

17.

Реки Челябинской области.

1

1

-

18.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

2

-

2

19.

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

2

-

2

20.

Итоговое занятие. Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

2

2

-


Итого

34

13

21

Основное содержание программы

1 раздел. (1 час)

Вводное занятие.

- Беседа о родном крае. Для чего изучать историю родного края.

(Презентация)

2 раздел (1 час)

Что возьму с собой в поход?

Правила безопасного поведения во время экскурсии.

- Игра «Собираемся в поход»

3 раздел (2 часа)

Экскурсия в природу.

Сбор природного материала.

Наблюдения за осенними изменениями в природе.

4 раздел (2 часа)

Моя семья. Семейные традиции.  

- Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов).

-Творческий отчет.

5 раздел (2 часа)

Бабушки и дедушки. Родословная.

- Практическая деятельность по составлению родословной.

- Беседа.

6 раздел (1час)

Имя твоё.

Индивидуальная поисковая деятельность (почему дали это имя, что оно означает, как влияет на характер).

- Работа с энциклопедической литературой.

7 раздел (1 час)

Моя школа – мой дом.

- Беседа о школе, история школы, символика.

- Правила поведения, бережного отношения.

8 раздел (2 часа)

Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.

- Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

- Наблюдения.

9 раздел (1 час)

Челябинск– столица Челябинской области. Из истории образования города.

Рассказ-экскурсия по родному городу: улицы, достопримечательности, парк имени А.С.Пушкина и.т.д.

10 раздел (1 час)

Города Челябинской области.

Работа с картой: нахождение городов области.

11 раздел (2 часа)

Промышленные предприятия города.

- Заочная экскурсия по городу.

- Фронтальная беседа.

12раздел (1 час)

Народы Челябинской области.

- Беседа по содержанию: многонациональная Область.

13 раздел (3 часа)

Странички старины далёкой.

- Беседа о народах области.

- Творческий отчёт.

14 раздел (2 часа)

Удивительная природа Челябинской области. Животный и растительный мир.

Беседа.

- Индивидуальные сообщения.

15 раздел (1 час)

Красная книга Челябинской области.

- Обзор литературы по данной теме.

Беседа.

Практическая индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.

16 раздел (3 часа)

Заповедники и национальные парки.

- Экскурсия.

- Составление творческого отчёта.

17 раздел (1 час)

Реки Челябинской области.

- Практическая  работа с картой Челябинской области.

- Названия рек. Определение их местонахождения.

18 раздел (2 часа)

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

- Экскурсия в школьный музей.

- Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ».

- Практическая работа, индивидуальная работа.

19 раздел (2 часа)

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

- Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.

- Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.

20 раздел (2 часа)

Итоговое занятие.

- Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

Материально – техническая база:

1.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

2.Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы.

Технические средства обучения

1. Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный ноутбук или компьютер.

4. Образовательные ресурсы (диски).

5. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)