СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному образованию "Волонтерское объединение "Волонтеры"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию "Волонтерское объединение "Волонтеры"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному образованию "Волонтерское объединение "Волонтеры"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru



Принята на заседании педагогического совета

от 26.08.2020.

Протокол №1


Утверждаю

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №100/1 от 27.08.2020.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВОЛОНТЕРЫ»

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория: 13-17 лет

Вид программы: модифицированная

Составитель программы:

Слабженинова Л.В.,

учитель русского языка и

литературы I КК.




с. Листопадовка

2020- 2021 учебный год


Оглавление


1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Пояснительная записка

8. Учебно-тематический план

9 . Содержание изучаемого курса

10. Календарно – тематическое планирование

11. Мониторинг образовательных результатов

12.Организационно-педагогическое обеспечение

13. Список информационных источников



















Пояснительная записка

Нормативно-правовые основы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединение «Волонтеры» для 8-11классов.

1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2.Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 29.08.2013г №1008 «Об утверждения Порядоа организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

4. Приказ №2 Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

7.Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Нормативные документы регионального уровня:

1. Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказу; 2. Программа развития учреждения образования;

3. Образовательная программа учреждения;

4. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, порядке их разработки, рассмотрения и утверждения в учреждении; 5.Положение о проведении промежуточного, итогового контроля (аттестации) обучающихся и оценки уровня усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в конкретной предметной деятельности;

6. Положение об организации образовательной деятельности;

Реализация ДООП Волонтерского объединения «Волонтеры»

Программа Волонтерского объединения «Волонтеры» является модифицированной по типу, имеет социально-педагогическую направленность. Программа предназначена для воспитанников 13 – 17 лет, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 72 часа в год.

Актуальность программы

Задачей развития личности ребенка сегодня является создание условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

Педагогическая целесообразность

Задачей программы «Волонтерского объединения «Волонтеры» является включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.

Внимание детей обращается на отрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах, например,

- трудовая помощь пожилым людям;

- пропаганда здорового образа жизни и др.

Адресат программы

Возраст обучающихся - переход от детства к взрослости. Это отражается в формировании физического, социального, умственного, эмоционально-личностного развития ребенка. Именно на данный возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирование нового типа отношений с окружающими, умственного развития и становления морально-этических представлений, составляющих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Возрастные кризисы детей этих лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития - систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Меняются взаимоотношения со взрослыми, подросток ребенок протестует, когда ограничивают его самостоятельность. В результате свои права он расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие с взрослыми. В то же время развиваются более глубокие отношения со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

В силу этих причин перед педагогами значимо стоит вопрос развития личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев. Важно обеспечить поддержку в стремлении подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учащимися новым способом познания мира.

Задачи:

Образовательные

-знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;

-обучение методике социального проектирования;

-расширение навыков работы с информацией;

-специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (люди пожилого возраста, дети дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения)

Развивающие

-дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;

-расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий

-развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности

Воспитательные

-содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;

-воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни.

Формы обучения: очно - заочная, очно - дистанционная









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы

Теория

Практика

Всего

Формы контроля

1.

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения






Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

1


1

Опрос



Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

1


1

Опрос

Коллективная

рефлексия


Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

1

1

2

Опрос

Фотоотчет



Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии


1

1

Коллективная

рефлексия

2

Игровые технологии в работе волонтера






Игры-адаптации. Игры с эстрады


1

1

Коллективная

рефлексия


Игровая программа

1

1

2

Фотоотчет

Коллективная

рефлексия


Организация игровых переменок, детских праздников


8

8

Фотоотчет

Коллективная

рефлексия

3

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ






Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»

1


1

Опрос

коллективная

рефлексия


Влияние курения на организм человека

1


1

Опрос

Коллективная

рефлексия


Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом

1


1

Опрос

фотоотчет

коллективная

рефлексия


Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН

1


1

фотоотчет

коллективная

рефлексия


Умение отказываться. Встреча со школьным психологом


1

1

Опрос

фотоотчет

коллективная

рефлексия


Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей


5

5

Опрос

фотоотчет

коллективная

рефлексия


Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике

1

3

4

Опрос

фотоотчет

коллективная

рефлексия

4

Информационные технологии в работе волонтеров






Информационный буклет. Принципы создания.

1

3

4

Практическое

задание


Листовка

1

1

2

Практическое

задание

5

Основы проведения социальных дел






Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

- День народного единства

- День матери

- Письмо солдату

- «Весенняя неделя добра»

- акции по пропаганде ЗОЖ

- благотворительные акции

1

11

12

фотоотчет


Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности


10

10

фотоотчет

6

Психологическая подготовка волонтеров






Особенности работы с младшими школьниками

1


1

коллективная

рефлексия


Психологические особенности людей пожилого возраста

1


1

коллективная

рефлексия


Тренинг личностного роста


1

1

групповая

рефлексия

Практическое

задание


Тренинг коммуникативных навыков


1

1

групповая

рефлексия

6

Тренинг толерантности


1

1

групповая

рефлексия

8

Специальная подготовка волонтеров






Помощь ветеранам и пожилым людям


8

8

Практическое

задание

фотоотчет


Помощь детям-сиротам

1


2

коллективная

рефлексия

Итого: 72


















СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера

  2. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

  1. Сопротивление групповому давлению

  2. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.

  3. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»

Информационные технологии в работе волонтера

  1. Новостная статья. Структура новостной статьи. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.

  2. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.

  3. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.

Социальные технологии в работе волонтера

  1. Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения.

  2. Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии.

  3. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация.

Основы социального проектирования и проведения социальных дел

  1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.

  2. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.

Специальная подготовка волонтеров

  1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям.

  2. Дети-сироты.

  3. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.

  4. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост».

Лидерство в волонтерском объединении.

  1. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.

  2. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

  3. Подготовка к участию в конкурсах «Лидер XXI века, «Доброволец года» и «Добро не уходит на каникулы»

Организация детских праздников.

Проведение детской игровой программы




Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля
























Мониторинг образовательных результатов

Должны ЗНАТЬ:


  • требования к созданию социальной рекламы;

  • структуру и правила оформления делового письма;

  • технологию социального проектирования;

  • основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра

  • возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;

  • биологические и социальные последствия наркотической зависимости


Должны УМЕТЬ:


  • создавать социальные ролики , социальный плакат;

  • разрабатывать социальные проекты;

  • составлять деловое письмо, писать новостную статью;

  • владеть навыками сопротивления групповому давлению;

  • эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения

  • выступать в роли организатора различных дел социальной направленности










Организационно-педагогическое обеспечение

Материально-технические

- ноутбук

- видеопроектор

- демонстрационный экран


Дидактические

- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, о пожилых людях, людях с ограниченными возможностями здоровья

- фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»

- презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»

- учебное видео-пособие о ВИЧ



















Список информационных источников


  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

  2. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005

  4. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3

  5. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007

  6. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

  7. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

  8. Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006

  9. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7

  10. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996

  11. Интернет- ресурсы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!