Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
Принята на заседании педагогического совета от 26.08.2020. Протокол №1 | Утверждаю Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №100/1 от 27.08.2020. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВОЛОНТЕРЫ»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория: 13-17 лет
Вид программы: модифицированная
Составитель программы:
Слабженинова Л.В.,
учитель русского языка и
литературы I КК.
с. Листопадовка
2020- 2021 учебный год
Оглавление
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Пояснительная записка
8. Учебно-тематический план
9 . Содержание изучаемого курса
10. Календарно – тематическое планирование
11. Мониторинг образовательных результатов
12.Организационно-педагогическое обеспечение
13. Список информационных источников
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединение «Волонтеры» для 8-11классов.
1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2.Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 29.08.2013г №1008 «Об утверждения Порядоа организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
4. Приказ №2 Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
7.Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Нормативные документы регионального уровня:
1. Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказу; 2. Программа развития учреждения образования;
3. Образовательная программа учреждения;
4. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, порядке их разработки, рассмотрения и утверждения в учреждении; 5.Положение о проведении промежуточного, итогового контроля (аттестации) обучающихся и оценки уровня усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в конкретной предметной деятельности;
6. Положение об организации образовательной деятельности;
Реализация ДООП Волонтерского объединения «Волонтеры»
Программа Волонтерского объединения «Волонтеры» является модифицированной по типу, имеет социально-педагогическую направленность. Программа предназначена для воспитанников 13 – 17 лет, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 72 часа в год.
Актуальность программы
Задачей развития личности ребенка сегодня является создание условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Педагогическая целесообразность
Задачей программы «Волонтерского объединения «Волонтеры» является включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
Внимание детей обращается на отрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах, например,
- трудовая помощь пожилым людям;
- пропаганда здорового образа жизни и др.
Адресат программы
Возраст обучающихся - переход от детства к взрослости. Это отражается в формировании физического, социального, умственного, эмоционально-личностного развития ребенка. Именно на данный возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирование нового типа отношений с окружающими, умственного развития и становления морально-этических представлений, составляющих поведение, деятельность и взаимоотношения.
Возрастные кризисы детей этих лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития - систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Меняются взаимоотношения со взрослыми, подросток ребенок протестует, когда ограничивают его самостоятельность. В результате свои права он расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие с взрослыми. В то же время развиваются более глубокие отношения со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.
В силу этих причин перед педагогами значимо стоит вопрос развития личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев. Важно обеспечить поддержку в стремлении подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учащимися новым способом познания мира.
Задачи:
Образовательные
-знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
-обучение методике социального проектирования;
-расширение навыков работы с информацией;
-специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (люди пожилого возраста, дети дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения)
Развивающие
-дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
-расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий
-развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности
Воспитательные
-содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
-воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни.
Формы обучения: очно - заочная, очно - дистанционная
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Наименование раздела, темы | Теория | Практика | Всего | Формы контроля |
1. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | | | | |
| Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | 1 | | 1 | Опрос |
| Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 1 | | 1 | Опрос Коллективная рефлексия |
| Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 1 | 1 | 2 | Опрос Фотоотчет |
| Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии | | 1 | 1 | Коллективная рефлексия |
2 | Игровые технологии в работе волонтера | | | | |
| Игры-адаптации. Игры с эстрады | | 1 | 1 | Коллективная рефлексия |
| Игровая программа | 1 | 1 | 2 | Фотоотчет Коллективная рефлексия |
| Организация игровых переменок, детских праздников | | 8 | 8 | Фотоотчет Коллективная рефлексия |
3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | | | | |
| Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | 1 | | 1 | Опрос коллективная рефлексия |
| Влияние курения на организм человека | 1 | | 1 | Опрос Коллективная рефлексия |
| Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом | 1 | | 1 | Опрос фотоотчет коллективная рефлексия |
| Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | 1 | | 1 | фотоотчет коллективная рефлексия |
| Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | | 1 | 1 | Опрос фотоотчет коллективная рефлексия |
| Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | | 5 | 5 | Опрос фотоотчет коллективная рефлексия |
| Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 1 | 3 | 4 | Опрос фотоотчет коллективная рефлексия |
4 | Информационные технологии в работе волонтеров | | | | |
| Информационный буклет. Принципы создания. | 1 | 3 | 4 | Практическое задание |
| Листовка | 1 | 1 | 2 | Практическое задание |
5 | Основы проведения социальных дел | | | | |
| Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций - День народного единства - День матери - Письмо солдату - «Весенняя неделя добра» - акции по пропаганде ЗОЖ - благотворительные акции | 1 | 11 | 12 | фотоотчет |
| Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | | 10 | 10 | фотоотчет |
6 | Психологическая подготовка волонтеров | | | | |
| Особенности работы с младшими школьниками | 1 | | 1 | коллективная рефлексия |
| Психологические особенности людей пожилого возраста | 1 | | 1 | коллективная рефлексия |
| Тренинг личностного роста | | 1 | 1 | групповая рефлексия Практическое задание |
| Тренинг коммуникативных навыков | | 1 | 1 | групповая рефлексия |
6 | Тренинг толерантности | | 1 | 1 | групповая рефлексия |
8 | Специальная подготовка волонтеров | | | | |
| Помощь ветеранам и пожилым людям | | 8 | 8 | Практическое задание фотоотчет |
| Помощь детям-сиротам | 1 | | 2 | коллективная рефлексия |
Итого: 72
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Сопротивление групповому давлению
Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.
ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»
Информационные технологии в работе волонтера
Новостная статья. Структура новостной статьи. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.
Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.
Социальные технологии в работе волонтера
Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения.
Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии.
Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация.
Основы социального проектирования и проведения социальных дел
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.
Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.
Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям.
Дети-сироты.
Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост».
Лидерство в волонтерском объединении.
Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер XXI века, «Доброволец года» и «Добро не уходит на каникулы»
Организация детских праздников.
Проведение детской игровой программы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Мониторинг образовательных результатов
Должны ЗНАТЬ:
требования к созданию социальной рекламы;
структуру и правила оформления делового письма;
технологию социального проектирования;
основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра
возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;
биологические и социальные последствия наркотической зависимости
Должны УМЕТЬ:
создавать социальные ролики , социальный плакат;
разрабатывать социальные проекты;
составлять деловое письмо, писать новостную статью;
владеть навыками сопротивления групповому давлению;
эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения
выступать в роли организатора различных дел социальной направленности
Организационно-педагогическое обеспечение
Материально-технические
- ноутбук
- видеопроектор
- демонстрационный экран
Дидактические
- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, о пожилых людях, людях с ограниченными возможностями здоровья
- фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»
- презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»
- учебное видео-пособие о ВИЧ
Список информационных источников
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
Интернет- ресурсы