Отдел образования администрации Зейского района Амурской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района
Утверждаю
директор школы
Пр.№
от «__»______________2020 г.
________/Е.С.Чайковская/
Согласовано
зам.дир.по ВР
«__»_______________2020 г.
____________/К.С.Смирнова/
Рассмотрено
на заседании ПС
№ __от_______________2020 г.
_____________/Т.А.Саушкина/
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Химия в быту»
Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Дамдинова С.Ц.-учитель химии
п.Огорон, 2020
Пояснительная записка
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Химия в быту» составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ: Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам(приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196); Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 № 41); Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242); Устава МБОУ Огоронская СОШ Зейского района Амурской области.
Актуальность программы Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Современному человеку просто необходимо знать и правильно использовать достижения современной химии и тех веществ, которые используются в быту.
Программа «Химия в быту» создана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора обучающихся. Она ориентирована на обучающихся 14-17 лет, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Обучающиеся с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними.
Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями обучающихся данного возраста: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Особенности программы
Проведение опытов не требует богатства и разнообразия химических реактивов. Недостающие реагенты можно приобрести в аптеке или хозяйственном магазине.
Простота и доступность лабораторного эксперимента в домашних условиях.
Адресат программы:
возраст обучающихся: 14-17 лет (основная и средняя школа)
Основные формы работы: групповая, индивидуальная
Форма обучения: заочная
Методы и приёмы: словесный, наглядный, экспериментальный, исследовательский.
Объем программы: 16 часов
Срок освоения программы: 2 месяца
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (40 минут)
Форма занятий: семинар, практикум, самостоятельная работа учащихся, тестирование, проект
Цель и задачи программы
Цель: Расширение знаний обучающихся о применении химических веществ в повседневной жизни. Формирование у обучающихся исследовательских умений и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачи программы:
- сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в быту;
- сформировать умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- содействовать в профориентации обучающихся.
Учебный план
№ п.п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Входной тест |
2 | Химия и пища | 7 | 5 | 2 | опрос презентация, практикум |
3 | Химия в быту | 7 | 6 | 1 | опрос презентация, практикум |
4 | Итоговое занятие. | 1 | | 1 | проект, выходной тест |
| Итого: | 16ч | 12ч | 4ч | |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 2. Химия и пища
Теория: Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Практика: Практические работы «Гашение соды», «Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Практическая работа №4. Гашение соды.
Практическая работа №5. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 3. Химия в быту
Теория: Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Практика: Практическая работа «Выведение пятен ржавчины, чернил, жира».
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практическая работа № 6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 4. Итоговое занятие
Практика: презентация проекта.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
- давать определения изученных понятий:
- описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
- классифицировать изученные объекты и явления;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.
В результате обучения обучающиеся будут уметь:
- планировать и проводить химический эксперимент;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
Личностные результаты
Обучающиеся научатся
-анализировать, применять полученную информацию, сопоставлять данные и делать выводы.
Метапредметные результаты
В результате обучения обучающиеся научатся
-принимать учебную задачу, сотрудничать с педагогом;
-самостоятельно выполнять проекты по заданным темам;
-работать с различными источниками информации.
Формы аттестации
презентация, практикум, тест, проект.
Оценочные материалы
-входной контроль (беседа);
-текущий контроль будет проводиться по окончании изучения каждой темы в виде практических заданий, тестов
-итоговый контроль: презентация проектов
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: мебель для школника; ТСО: компьютер; реактивы для выполнения практических работ.
Кадровое обеспечение: учитель с высшим профессиональным образованием.
Информационное обеспечение: интернет-ресурсы.
Методические материалы: презентации, тестовые материалы, практические работы.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Дни недели | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма конт-роля |
1 | 1-й месяц | 1нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Вводное занятие | платформа ZOOM | тест |
2 | 1-й месяц | 1 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. | опрос |
3 | 1-й месяц | 2 нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. | презентация |
4 | 1-й месяц | 2 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Значение возможных загрязнителей пищи. | опрос |
5 | 1-й месяц | 3 нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. | опрос |
6 | 1-й месяц | 3 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух». | презентация |
7 | 1-й месяц | 4 нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Практическая работа №1. Гашение соды. | практикум |
8 | 1-й месяц | 4 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | практикум |
9 | 2-й месяц | 1 нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. | опрос |
10 | 2-й месяц | 1нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Разновидности моющих средств. | презентация |
11 | 2-й месяц | 2 нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. | опрос |
12 | 2-й месяц | 2 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Спички. История изобретения спичек. | опрос |
13 | 2-й месяц | 3 нед вт. | 15.00 | заочно | 1 | Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. | презентация |
14 | 2-й месяц | 3 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора. | презентация |
15 | 2-й месяц | 4 нед Вт. | 15.00 | заочно | 1 | Практическая работа № 3. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. | практикум |
16 | 2-й месяц | 4 нед Пт. | 15.00 | заочно | 1 | Проект | Выход ной тест |
Список литературы
для педагога
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
Нетрадиционные уроки. Химия 8-11 классы. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2004.
Химия. Проектная деятельность учащихся. Составитель Н. В. Ширшина. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2007.
Химия в быту. А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М. «Химия», 1981.
Химия вокруг нас. Ю. Н. Кукушкин. М., «Высшая школа», 1992.
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия» http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry
Естественно-научные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Всероссийская олимпиада школьников по химии http://chem.rusolymp.ru
для учащихся
1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М., 1992.
2. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М., 1986.
3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2006.
4. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – М., 1985.
5. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия вокруг нас. – М., 1987.
6. Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия» http://school- collection.edu.ru/collection/chemistry
7. Естественно-научные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru
8. АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
9. Всероссийская олимпиада школьников по химии http://chem.rusolymp.ru
Лист корректировки программы
Дата переноса занятий | Причина переноса занятий | Дата, на которую осуществлен перенос занятий | Форма реализации программного материала |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |