Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 27»
Рабочая программа
по дополнительному образованию
физкультурно-спортивной направленности
«Кружок плавания»

Составитель:
Богданов Владимир Владимирович
г. Пятигорск
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.
Физическое воспитание в специальном(коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением слуха– это комплексное воздействие на ребёнка с нарушением слуха с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам с нарушением слуха.Целью коррекционного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья(далее-ОВЗ) является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Ребёнок с ОВЗ, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение и воспитание ребёнка с ОВЗ с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, с охранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
Здоровьесберегающие технологии в нашей образовательной организации применяются в различных видах деятельности, главным из которых является физкультурно-оздоровительная, которая направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка и решает следующие задачи:
- развитие физических качеств ребенка с ОВЗ;
- контроль двигательной активности,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- оздоровление средствами закаливания.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навыки глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды снижает давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.
Основные цели:
Содействие оздоровлению и закаливанию детей с ОВЗ
Сохранение и укрепление здоровьядетей с ОВЗ
Обучение плаванию
Задачи обучения плаванию:
Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности, аккуратно вешать одежду, самостоятельно пользоваться полотенцем.
Развивать двигательные умения и навыки: самостоятельно передвигаться в воде, помогая себе гребковыми движениями рук, подпрыгивая в воде, ходить по дну бассейна с доской, погружаться в воду, выполнять вдох-выдох, скользить на груди и на спине с доской в руках, работать ногами в стиле «кроль» на груди и на спине с доской в руках и без нее, ходить по дну бассейна выполняя различные задания, движения гребковые руками-вперед, назад, в наклоне; прыгать с продвижением
Учить правилам поведения на воде: спускаться в воду друг за другом с поддержкой инструктора, не толкаться и не торопить впереди идущего, выполнять все указания инструктора.
Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.
Продолжать развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.
Сроки реализации данной рабочей программы: 1 год.
Периодичность : 6 раз в неделюпо 1.30 с каждой группой.
Место проведения:спортивный зал школы-интерната и бассейн школы №30
Программа составлена в соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Программа переработана, дополнена и адаптирована педагогом Богдановым В.В. в соответствии со спецификой её внедрения в образовательное пространство ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27" с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.В основу авторской программы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления «Кружок плавания» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы.
В программе содержится организационно-методический материал по обучению плаванию разновозрастныхдетей. Подробно рассматривается содержание, структура и планирование занятий, а также последовательность действий педагога при обучении детей плаванию, приводится примерный график распределения учебного материала.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Программой предусматривается годовая нагрузка 476часов. Занятия кружка проводятся 5 раз в неделю по 1,5 ч.с каждой группой. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый численный состав группы -6 человек.
Цели программы
-содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
-обучение ребенка плаванию, умению уверенно держаться на воде.
- обучение плаванию различными стилями ( кроль, брасс, баттерфляй, кроль на спине)
Задачи программы.
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Ведущая идея данной программы- формирование здорового образа жизни, воспитанию нравственных и волевых качеств.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступность(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
наглядность ( иллюстративность, обучение основам техники плавания на собственных примерах);
«от простого к сложному» ( обучение плаванию по средству комплексных упражнений ).
Формы занятий.
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на воде.
Общая физическая подготовка (занятия в спортивном зале, бег, растяжка)
обучение технике плавания на суше.
практические занятия по плаванию в воде ( занятия в бассейне ).
проведение соревнований и контрольных тестов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Для посещения плавательного бассейна каждый ребенок должен быть обеспечен: сменной обувью( резиновые тапочки), плавками или купальниками, плавательной шапочкой, плавательными очками, мылом, мочалкой, полотенцем, справкой от врача- терапевта, разрешающей посещение бассейна.
Дети распределяются на группы с учетом их возраста и плавательной подготовки. После оценки их подготовленности ребята распределяются педагогом на подгруппы обучения.
Подгруппа "Н.П.-1" - не умеющие плавать дети.
Подгруппа "Н.П.-2" - уверенно держащиеся на воде.
Обучающиеся подгруппы "Н.П.-1" занимаются плавательной подготовкой на крайних дорожках, а обучающиеся из подгруппы "Н.П.-2" - на средних дорожках бассейна.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе планируется:
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
повышение умственной и физической работоспособности;
приобретение жизненно необходимого умения плавать;
овладение элементами различных способов плавания, стартов и поворотов;
улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств лечебно-оздоровительного плавания.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Проведение тестовых заплывов каждую учебную четверть.
-Проведение ежегодных соревнований по плаванию согласно календарному плану.
Примерный тренировочный план-график распределения часов
этап Н.П.-1, Н.П.-2.
№ | Содержание занятий | Кол-во часов | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1.Теория
1 | Теоретическая подготовка | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Итого | 9 | | | | | | | | | |
2.Практика
1 | О.Ф.П. | 180 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
2 | С.Ф.П. | 120 | 8 | 15 | 15 | 7 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
3 | Техническая подготовка | 90 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
4 | Тактическая подготовка | 40 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
5 | Психологическая подготовка(Развитие волевых качеств,смелости,выдержки,терпения,самостоятельности. | 12 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Интегральная тренировка | 12 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
| Итого | 454 | 46 | 53 | 53 | 45 | 53 | 53 | 52 | 52 | 47 |
3.Участие в соревнованиях,сдача контрольных нормативов.
1 | Согласно календарному плану | 3 | | 1 | | 1 | | | | 1 | |
2 | Сдача контрольных нормативов | 2 | 1 | | | | | | | 1 | |
| Итого | 5 | | | | | | | | | |
4.Медицинское обследование-регулярно вне сетки часов.
5.Востановительные мероприятия.
1 | Душ ,сауна,свободное плавание | 8 | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | | |
| Всего часов | 476 | 49 | 55 | 57 | 47 | 56 | 54 | 55 | 55 | 48 |
Список, используемой литературы:
Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.
Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.
Концепция развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы. - http://www. rossportschool.ru
Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. В. Гербеева. - М., 1991.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. №2.
Давлятчина Н.Н. Журнал «Начальная школа» №10, 2010г. Статья «Формирования основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий».
Стригоцкая О.А. Журнал «Начальная школа» №11, 2010г. Статья «Веселые упражнения и подвижные игры».
Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду » -М., 1991 г.
Рыбак М. «Раз, два, три плыви».- М., 2010 г.
Частные методики АФК Под.Ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт - 2003.
Физическая реабилитация, Под.ред.С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008.