СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности "Кружок плавание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит информацию о специфике детей с ОВЗ. Основные цели, преследуемые программой - это содействие оздоровлению, закаливанию и обучению плаванию детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности "Кружок плавание"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 27»




Рабочая программа

по дополнительному образованию

физкультурно-спортивной направленности


«Кружок плавания»



Составитель:

Богданов Владимир Владимирович



г. Пятигорск

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

Физическое воспитание в специальном(коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением слуха– это комплексное воздействие на ребёнка с нарушением слуха с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам с нарушением слуха.Целью коррекционного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья(далее-ОВЗ) является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Ребёнок с ОВЗ, как и всякий ребёнок, растёт и  развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.  Обучение и воспитание ребёнка с ОВЗ с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

В качестве  основополагающих  принципов  здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание  образовательной среды,  обеспечивающей снятие всех  стрессообразующих   факторов  учебно-воспитательного  процесса.     Атмосфера  доброжелательности, вера  в силы  ребенка,  индивидуальный подход, создание для каждого ситуации  успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик  оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, с охранить   и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.

3. Обеспечение  адекватного  восстановления сил.  Смена видов деятельности,  регулярное  чередование  периодов  напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

Здоровьесберегающие технологии  в   нашей   образовательной организации применяются в различных видах деятельности, главным из которых является физкультурно-оздоровительная, которая  направлена  на  физическое развитие и укрепление здоровья ребенка и решает следующие задачи:
- развитие физических качеств ребенка с ОВЗ;
- контроль двигательной активности,
- формирование  правильной осанки,  профилактика  нарушений   опорно-двигательного  аппарата;
- оздоровление средствами закаливания.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навыки глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды снижает давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.

Основные цели:

  1. Содействие оздоровлению и закаливанию детей с ОВЗ

  2. Сохранение и укрепление здоровьядетей с ОВЗ

  3. Обучение плаванию

Задачи обучения плаванию:

  1. Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности, аккуратно вешать одежду, самостоятельно пользоваться полотенцем.

  2. Развивать двигательные умения и навыки: самостоятельно передвигаться в воде, помогая себе гребковыми движениями рук, подпрыгивая в воде, ходить по дну бассейна с доской, погружаться в воду, выполнять вдох-выдох, скользить на груди и на спине с доской в руках, работать ногами в стиле «кроль» на груди и на спине с доской в руках и без нее, ходить по дну бассейна выполняя различные задания, движения гребковые руками-вперед, назад, в наклоне; прыгать с продвижением

  3. Учить правилам поведения на воде: спускаться в воду друг за другом с поддержкой инструктора, не толкаться и не торопить впереди идущего, выполнять все указания инструктора.

  4. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.

  5. Продолжать развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.

Сроки реализации данной рабочей программы: 1 год.

Периодичность : 6 раз в неделюпо 1.30 с каждой группой.

Место проведения:спортивный зал школы-интерната и бассейн школы №30


Программа составлена в соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Программа переработана, дополнена и адаптирована педагогом Богдановым В.В. в соответствии со спецификой её внедрения в образовательное пространство ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27" с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.В основу авторской программы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления «Кружок плавания» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы.

В программе содержится организационно-методический материал по обучению плаванию разновозрастныхдетей. Подробно рассматривается содержание, структура и планирование занятий, а также последовательность действий педагога при обучении детей плаванию, приводится примерный график распределения учебного материала.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Программой предусматривается годовая нагрузка 476часов. Занятия кружка проводятся 5 раз в неделю по 1,5 ч.с каждой группой. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый численный состав группы -6 человек.

Цели программы

-содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

-обучение ребенка плаванию, умению уверенно держаться на воде.

- обучение плаванию различными стилями ( кроль, брасс, баттерфляй, кроль на спине)

Задачи программы.

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Ведущая идея данной программы- формирование здорового образа жизни, воспитанию нравственных и волевых качеств.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

  • наглядность ( иллюстративность, обучение основам техники плавания на собственных примерах);

  • «от простого к сложному» ( обучение плаванию по средству комплексных упражнений ).

Формы занятий.

  • Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на воде.

  • Общая физическая подготовка (занятия в спортивном зале, бег, растяжка)

  • обучение технике плавания на суше.

  • практические занятия по плаванию в воде ( занятия в бассейне ).

  • проведение соревнований и контрольных тестов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Для посещения плавательного бассейна каждый ребенок должен быть обеспечен: сменной обувью( резиновые тапочки), плавками или купальниками, плавательной шапочкой, плавательными очками, мылом, мочалкой, полотенцем, справкой от врача- терапевта, разрешающей посещение бассейна.

Дети распределяются на группы с учетом их возраста и плавательной подготовки. После оценки их подготовленности ребята распределяются педагогом на подгруппы обучения.

Подгруппа "Н.П.-1" - не умеющие плавать дети.

Подгруппа "Н.П.-2" - уверенно держащиеся на воде.

Обучающиеся подгруппы "Н.П.-1" занимаются плавательной подготовкой на крайних дорожках, а обучающиеся из подгруппы "Н.П.-2" - на средних дорожках бассейна.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе планируется:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

  • повышение умственной и физической работоспособности;

  • приобретение жизненно необходимого умения плавать;

  • овладение элементами различных способов плавания, стартов и поворотов;

  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств лечебно-оздоровительного плавания.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

- Проведение тестовых заплывов каждую учебную четверть.

-Проведение ежегодных соревнований по плаванию согласно календарному плану.


Примерный тренировочный план-график распределения часов

этап Н.П.-1, Н.П.-2.

Содержание занятий

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


1.Теория


1

Теоретическая подготовка


1

1

1

1

1

1

1

1

1


Итого

9











2.Практика


1

О.Ф.П.

180

20

20

20

20

20

20

20

20

20

2

С.Ф.П.

120

8

15

15

7

15

15

15

15

15

3

Техническая подготовка

90

10

10

10

10

10

10

10

10

10

4

Тактическая подготовка

40

5

5

5

5

5

5

5

5


5

Психологическая подготовка(Развитие волевых качеств,смелости,выдержки,терпения,самостоятельности.

12


2

1

2

1

2

1

1

1

1

6

Интегральная тренировка

12

1

2

1

2

1

2

1

1

1


Итого

454

46

53

53

45

53

53

52

52

47



3.Участие в соревнованиях,сдача контрольных нормативов.


1

Согласно календарному плану

3


1


1




1


2

Сдача контрольных нормативов

2

1







1



Итого

5











4.Медицинское обследование-регулярно вне сетки часов.


5.Востановительные мероприятия.


1

Душ ,сауна,свободное плавание

8

2


2


2


2




Всего часов

476

49

55

57

47

56

54

55

55

48



Список, используемой литературы:

  1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.

  2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.

  3. Концепция развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы. - http://www. rossportschool.ru

  4. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

  5. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. В. Гербеева. - М., 1991.

  6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный  подход // Школа здоровья. 2000. №2.

  7. Давлятчина Н.Н. Журнал «Начальная школа» №10, 2010г. Статья  «Формирования основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий».

  8. Стригоцкая О.А. Журнал  «Начальная школа»  №11, 2010г. Статья «Веселые упражнения и подвижные игры».         

  9. Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду » -М., 1991 г.

  10. Рыбак М. «Раз, два, три плыви».- М., 2010 г.

  11. Частные методики АФК Под.Ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт - 2003.

  12. Физическая реабилитация, Под.ред.С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008.