Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено: заседание МО воспитателей и классных руководителей протокол № _______ от ____________ 2018г. Руководитель МО ________ | Согласовано: заместитель директора по УВР ______________ от __________2018 г. | Утверждаю: директор школы - интерната _________ приказ № __ от _____ 2018г. |
Рабочая программа
по духовно-нравственному направлению
2 класс-комплект
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Разработчик
Абаева Елена Анатольевна воспитатель
Новоалтайск, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для воспитанников с ОВЗ 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся АООП НОО.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Данная программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире. Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Ценностные установки духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к школе);
семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших
и младших);
нормы морально-нравственного поведения (в жизни, в школе, дома,
в общественных местах);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
природа (жизнь, родная земля, экология, планета Земля);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
дружба (взаимопонимание, дружелюбие, взаимопомощь, умение дружить).
В младшем школьном возрасте происходит начало восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни, основанной на любви, нравственности, патриотизме, взаимном уважении к окружающим и родным людям.
В программе большое внимание уделяется семейному воспитанию, т.к. именно в семье закладывается фундамент семейных ценностей.
Цель и задачи программы
Целью рабочей программы является создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формирование способностей к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование чувства патриотизма и гражданственности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшеклассниками в решении общих проблем;
- воспитание любви и привязанности к школе, городу, краю;
- формирование у младшего школьника уважительного отношения к семье, родителям, педагогам, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи.
Данная программа включает 31 основные темы с соответствующим примерным речевым материалом и рассчитана на 35 часов год по 1 часу в неделю.
Форма организации внеурочной деятельности – фронтальное занятие, при затруднении в усвоении материала – индивидуальные занятия в свободное от занятий время.
Проведение занятий планируется в разнообразных формах:
беседы (познавательные, этические, профилактические);
экскурсии;
путешествия;
внеклассное чтение;
ролевые игры;
занятия-практикумы;
рисование;
коллажи;
презентация.
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты определяются по трём уровням.
Результаты первого уровня:
приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с педагогами как со значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Результаты второго уровня:
получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Результаты третьего уровня:
получение воспитанниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребёнка социально приемлемых модулей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек становится гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субьектов, за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Воспитанники должны знать:
- свое имя и фамилию, возраст;
- состав семьи, имена и отчества членов семьи, их профессии;
- обязанности дома;
- свой домашний адрес;
- государственные символы и праздники;
- названия главных городов, края;
- предназначение школы, в которой учатся;
- правила поведения в общественных местах;
- правила этики и культуры речи;
- нормы морально-нравственного поведения.
Воспитанники должны уметь:
- называть свое имя, фамилию и возраст;
- называть состав семьи, имена и отчества членов семьи, их профессии;
- выполнять обязанности по дому, в школе;
- называть свой домашний адрес;
- чтить семейные традиции и праздники;
- называть символы России и государственные праздники;
- соблюдать правила поведения в общественных местах;
- соблюдать правила этики и культуры речи.
- соблюдать нормы морально-нравственного поведения.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
предполагается, что в результате осуществления программы у воспитанников появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании, обогатится духовный мир, повысится уровень знаний об отечественной истории и культуре.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит с помощью наблюдения и бесед, а так же через участие детей в выставках, конкурсах, патриотических фестивалях, общешкольных мероприятиях.
С детьми, испытывающими трудности в освоении данной программы и с учётом образовательных потребностей воспитанников, организуется индивидуальная и дифференцированная работа по основным модулям и направлениям. Так же предусматриваются дополнительные индивидуальные занятия, как с воспитателями, так и с узкими специалистами в свободное время.
Программа предполагает включение дозированной информации, снижение или увеличение объёма материала, учёт индивидуальных особенностей (физических, психических, возрастных), помощь детям через применение индивидуальных карточек, коррекционных игр, заданий, упражнений. Освоение материала предполагает использование яркого, эмоционального содержания с опорой на все анализаторы, видеоряд (слайды, плакаты, ТВ, детская литература и пособия и т. д.), создание ситуации успеха, игры-соревнования, творческую работу.
Содержание программы
Содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, развитие речи).
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера. Реализация программы предполагает формирование первоначальных представлений о базовых ценностях духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Работа по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе планируется и организуется
по основным модулям:
- «Я и моя семья»;
- «Моя Родина»;
- «Правила на всю жизнь».
В содержание программы входит:
- элементарные представления о символах государства — Флаге, Гербе России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края, города;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего края, своей страны;
- уважение к своей школе, своему городу, краю, народу России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил этики, культуры речи;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.
Учебно-тематический план
№ | Тематическое планирование по модулям | Кол-во часов |
Первый модуль «Я и моя семья» |
1 | - «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» | 2 |
2 | - «Что я знаю о себе?» | 1 |
3 | - «Подарок для мамочки» | 2 |
4 | - «Сказочный праздник - Новый год» | 1 |
5 | - «Я и моё настроение» | 1 |
6 | - «Мама, мамочка, мамуля» | 1 |
7 | - «Подарок своими руками» | 1 |
8 | - «Мы любим бабушку и дедушку» | 1 |
9 | - «Мой любимый праздник-день рождения» | 1 |
| Итого: | 11 |
Второй модуль «Моя Родина» |
1 | - «Наша школа» | 2 |
2 | - «Красота осенней природы» | 1 |
3 | - «Я живу в России» | 1 |
4 | - «Край, в котором я живу» | 1 |
5 | - «Поговорим о празднике –день Защитников Отечества»» | 1 |
6 | - «Вот моя деревня, вот мой дом родной!» | 1 |
6 | - «9 мая - День Победы» | 1 |
| Итого: | 8 |
Третий модуль «Правила на всю жизнь» |
1 | - «Правила поведения в классе и в школе» | 1 |
2 | - «Подарок для любимого учителя» | 1 |
3 | - «Дружба начинается с улыбки» | 1 |
4 | - «Правила дорожного движения» | 1 |
5 | - «Правила пожарной безопасности» | 1 |
6 | - «Что я знаю о личной безопасности?» | 1 |
7 | - «Русские народные сказки» | 1 |
8 | - «Птицы- наши друзья» | 1 |
9 | - «Спеши делать добро» | 1 |
10 | - «Мои школьные друзья» | 1 |
11 | - «Каким в жизни следует быть человеком?» | 1 |
12 | - «Мои любимые животные» | 1 |
12 | - «Вежливые слова» | 1 |
13 | - «Знай правила поведения на природе» | 1 |
14 | - «Сделаем участок чистым и красивым» | 2 |
| Итого: | 16 |
| Всего: | 35 |
Учебно-методические средства обучения
Основная и дополнительная литература
1.Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида:
Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2.Зыкова Т.С. «Ознакомление с окружающим миром» 1 класс: учеб. для
спец. (коррекц.) образовательных уч-ий I и II видов-М: Просвещение, 2014.
3. Кондрыкина, Л.А., С чего начинается Родина?: Москва «Сфера», 2005.
4. Корепанова, М. Н., Харлампова Е.В. Познаю себя: Москва «Баласс», 2007.
5. Маханева, Д.М., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:
Москва «Сфера», 2010.
6. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в
специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие
для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева,
Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. - М. : АРКТИ, 2006 . - 312 с.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.- М.:ТЦ
Сфера, 2010.
8. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М.: ТЦ, Сфера,
2010.
Лист изменений
№ | Раздел программы | Содержание изменений | Дата | Обоснование | Согласование |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
Духовно-нравственное направление I четверть (8 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | Дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Что я знаю о себе?» (беседа) | 1 | | Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошк, стр. 24 | Я родился (родилась), меня зовут, моя фамилия, глаза голубые, зеленые, карие, волосы светлые. Я весёлый(ая), добрый(ая). |
2 | «Наша школа» (аппликация) | 2 | | Худенко Е.Д. «Планирование уроков развития речи», стр. 23 | Это школа, дети учатся, работают учителя, воспитатели, врачи, повара, уютно, чисто. |
3 | «Правила поведения в классе и в школе» (занятие-игра) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, речевые таблицы. | Правила, режим дня, выполняй, не бегай, не обижай, будь хорошим учеником. |
4 | «Подарок для любимого учителя» (занятие-практикум) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, речевые таблицы. | Праздник, день учителя, уважение, помощь, открытка, поделка, поздравление. |
4 | «Красота осенней природы» (рисование) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, образцы, речевые таблицы. | Осенний пейзаж, листья разноцветные, природа, яркие краски. |
5 | «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» (беседа) | 2 | | Волкова В.Н. Конспекты занятий, познавательное развитие стр.10 | Мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, зовут, фамилия. |
Духовно-нравственное направление II четверть (8 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | Дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Дружба начинается с улыбки» (беседа) | 1 | | ОбуховаЛ.А. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», стр.186 | Дружба, дружить, друг, подруга, быть добрым, помогать. |
2 | «Подарок для мамочки» (занятие-практикум) | 2 | | Кондрыкинская Л. А., С чего начинается Родина? стр. 32 | Мамин праздник, подарок, сделал сам, я хочу сделать открытку (сувенир), подарю. |
3 | «Правила дорожного движения» (занятие-игра) | 1 | | Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. стр.15 | Знай правила, переходи улицу правильно, дорога, пешеходный переход, светофор. |
4 | «Правила пожарной безопасности» (занятие-игра) | 1 | | Шорыгина Т.А. Об основах безопасности с детьми. стр.21 | Огонь, пожар, правила, спички не тронь, опасно. |
5 | «Что я знаю о личной безопасности?» (занятие-викторина) | 1 | | Шорыгина Т.А. Об основах безопасности с детьми. стр.50 | Один дома, чужой, не открывать двери, не гулять без взрослых, не играть с острыми предметами. |
6 | «Русские народные сказки» (занятие-викторина) | 1 | | Волкова В.Н. Конспекты занятий, познавательное развитие стр.10 | Сказка, книга, герои сказок, написал народ, интересные, мудрые, я люблю сказки потому что… |
7 | «Сказочный праздник -Новый год» (занятие-практикум) | 1 | | Кондрыкинская Л. А., С чего начинается Родина? стр. 25 | Новый год, празднуем, получаю подарки, весело, дружно, украшаем комнату, гирлянда, мишура, цепочка, шары, дождик, красиво. |
Духовно-нравственное направление III четверть (11 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | Дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Птицы - наши друзья» (беседа) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, карточки, речевые таблицы. | Зимующие птицы, помогать, делать кормушку, корм, пшено, семечки. |
2 | «Я и моё настроение» (час общения) | 1 | | Семенака С.И. «Уроки добра», стр. 30 | Настроение, хорошее, плохое, грустное, радостное, весёлое. |
3 | «Спеши делать добро» (беседа) | 1 | | Семенака С.И. «Уроки добра», стр. 10 | Будь добрым, уважай всех, помогай младшим, добрые поступки. |
4 | «Я живу в России» (беседа) | 1 | | Слайды, картинки, речевые таблицы. | Россия, карта, большая, красивая, много городов, лесов, морей, рек. |
5 | «Край, в котором я живу» (занятие-презентация) | 1 | | Фотографии, слайды, Речевые таблицы. | Алтайский край, родина, города, села, улица, дом, реки, озёра. Я живу в …Я люблю свой... |
6 | «Поговорим о празднике День защитников Отечества» (беседа) | 1 | | МорозоваИ.А. «Ознакомление с окружающим миром», стр.105 | Армия, солдаты, охраняют границы, праздник, сильные, смелые. |
7 | «Мама, мамочка, мамуля» (беседа) | 1 | | Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошк-ов, стр. 47 | Мою маму зовут, она красивая, молодая, добрая, волосы длинные – короткие, глаза карие, голубые, зеленые. |
8 | «Подарок своими руками» (занятие-практикум) | 1 | | Ресурсы интернета, образцы, речевые таблицы | Подарок, праздник, поздравления, пожелания, красиво, аккуратно. |
9 | «Мои школьные друзья» (час общения) | 1 | | Речевые таблицы, картинки, ресурсы интернета. | Школьные друзья, подруга, вместе играем, помогает мне. |
10 | «Каким в жизни следует быть человеком?» (беседа) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки | Будь добрым, честным, трудолюбивым, спокойным, уважай старших и младших. |
11 | «Мои любимые животные» (беседа) | 1 | | Волкова В.Н. Конспекты занятий, познавательное развитие стр.192 | Домашние животные, ухаживать, любить, кормить, беречь, не обижать. |
Духовно-нравственное направление IV четверть (9 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | Дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Вежливые слова» (занятие - игра) | 1 | | Сковородников В.В. «Характер-источник силы», стр.66 | Вежливые слова: пожалуйста, спасибо, извините, я очень рад(а). |
2 | «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (беседа) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, речевые таблицы | Алтайский край, дом, деревня, село, река, леса, горы, поля, растёт пшеница, огород. |
3 | «Мои любимые - бабушка и дедушка» (рисование) | 1 | | Маханева М. Д., Нрав-патриот.воспит. стр. 52 | Мою бабушку(дедушку) зовут… В гости, пирожки, блины, в лесу, в деревне, нарисую, краски, карандаши, подарю. |
4 | «9 мая - День Победы» (занятие-презентация) | 1 | | Кондрыкинская Л. А., С чего нач. Родина? стр. 41 | Праздник, победили, давно была война, цветы, ветераны (дедушки и бабушки), уважение. |
5 | «Мой любимый праздник-день рождения!» (занятие-развлечение) | 1 | | Фильм, фотографии, картинки, игры | Гости, день рождения, торт, фрукты, сок, чай, конфеты. |
6 | «Знай правила поведения на природе» (беседа) | 2 | | Речевая таблица, фотографии, карточки, картинки | Любим отдыхать все вместе; на природе, купаемся, играем, загораем, нельзя, можно, опасно, кричи, зови на помощь, не уходи. |
7 | «Сделаем участок чистым и красивым!» (занятие-практикум) | 2 | | Ресурсы интернета, картинки, речевые таблицы | Школьный участок, чистый, красивый, уборка, помогать дворнику. |