СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологическому воспитанию"Юный эколог" для детей среднего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

 

Задачи программы

 

Образовательные:

· формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

· осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

· на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

· формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

· показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

· воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

· воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

· развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

· развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники.

1.«Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

2.«Многообразие растений и их связь со средой обитания».

3.«Многообразие животных и их связь со средой обитания».

4.«Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».

5.«Жизнь растений и животных в сообществе».

6.«Взаимодействие человека с природой».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологическому воспитанию"Юный эколог" для детей среднего возраста»





Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2. Принципы построения и реализации Программы

1.3. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностика экологической воспитанности

Вопросы к диагностической карте

2.2 Перспективное планирование ………………………………………………………………..

3. Организационный раздел

3.1. Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)по экологическому воспитанию

3.2.Список литературы





























  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в нашей дошкольной группе. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в дошкольной группе, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

При построении системы работы по экологическому образованию дошкольников очень важно учитывать сочетаемость задач реализуемой основной образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической направленности.

Программа составлена на основе парциальной программы С.Н. Николаева «Юный эколог» 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2016гкоторая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.


Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.


Задачи программы


Образовательные:

· формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

· осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

· на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

· формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

· показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

· воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

· воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

· развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

· развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники.

1.«Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

2.«Многообразие растений и их связь со средой обитания».

3.«Многообразие животных и их связь со средой обитания».

4.«Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».

5.«Жизнь растений и животных в сообществе».

6.«Взаимодействие человека с природой».

 

    1. Принципы построения и реализации Программы

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Реализация программы осуществляется по следующим принципам:

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.


Наглядные

Практические

Словесные

Экскурсии

Целевые прогулки

Наблюдения

Показ сказок (педагогом, детьми)

Рассматривание иллюстраций, репродукций

Эксперименты (кратковременные длительные)

Определение по определённым предмета признакам

Продуктивная деятельность детей,

Оформление гербарий, коллекций,

Изготовление наглядных пособий

Игра

Дидактические игры (настольно-печатные, словесные),

Игры-занятия Подвижные игры

Творческие игры

Рассказывание

Беседа

Чтение художественной и научно-популярной литературы


    1. Планируемые результаты освоения программы

К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):


  • Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.

  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)



  1. Содержательный раздел
    1. Диагностика экологической воспитанности


Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает «на глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно проверять диагностикой?

В программе «Юный эколог» основными категориями являются две -«экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкойявляется вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на

выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Как же проявляются знания и отношение? Как обнаружить их в диагностической процедуре?

Знания (осознанные) всегда вербальные. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.

Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных иотрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых,в чтении книг). Самые яркие проявления отношения - поведенческие, которыесочетают практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такуюпалитру отношений можно выявить, как правило, только в реальныхжизненных ситуациях.Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента - специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течениеучебного года организовывались разные виды деятельностей.Выявляя отношение детей к природе, воспитатель может провести, кромедлительных наблюдений, естественный эксперимент, например, в формеспециально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит изчетырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвуеткто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель)Вэтой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробнозаписать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнетобъективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.

Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно

описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики старший воспитатель и воспитатели корректируют свою деятельность, планируютследующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе сихродителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей.


Вопросы к диагностической карте


1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы

2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы

3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе

4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

5.Знание характерных признаков разных времен года

6.Знание причины смены времен года

7.Знает и различает 4-5 видов деревьев

8. Растения леса, сада, луга, поля

9.Комнатные растения

10.Условия необходимые для роста растения

11. Уход за растения в уголке природы и на участке

12.Домашние животные и их детеныши

13.Дикие животные средней полосы и их детеныши

14. Зимующие и перелетные птицы

15.Насекомые

16.Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

17.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности.


2.2 Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе на 2020-2021 г.г


Месяц

Тема

Сентябрь

1. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?»

2. Наблюдение «Все цветы разные»

3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»

4. «Как ухаживать за букетом?

Октябрь

1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи»

2. Образовательная ситуация: «Вершки и корешки»

3. Образовательная ситуация: «Что растѐт в лесу?»

4. Чтение стихов, рассказов про лес


Ноябрь

1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?»

2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство скоровой, козой, свиньей)

3. Чтение стихов про домашних животных

4. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой)


Декабрь

1. Наблюдение «Как узнать ель?»

2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство скошкой и собакой)

3. Коллективное изготовление альбома «Елочка»

4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку

Январь

1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду»

2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?»

Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с

птичьим двором)»

3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы

кормятся на кормушке?»

4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду»

5. Образовательная ситуация «Кому нужна вода?»


Февраль

1. Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу»

2. Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей»

3. Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с

животными тропических и южных стран)

4. Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и

южных стран»


Март

1. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта»

2. Образовательная ситуация «Где обедал воробей?»

3. Беседа: «Март – первый месяц весны»

4. Образовательная ситуация «Советы Айболита»


Апрель

1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать -

мачеха – что это за цветы?»

2. Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?»

3. Досуг «День Земли»

4. Образовательная ситуация «Весна в лесу»


Май

1. Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по

мотивам рассказов Е.И. Чарушина»

2. Тематическая прогулка к реке «Иня» (с привлечением

родителей)


3. Организационный раздел 3.1.Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
по экологическому воспитанию

месяц

неделя

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

Сентябрь

1


Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?»


Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться

2

Наблюдение «Все цветы разные»


Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках:

окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.


3

Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»


Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами.



4

Наблюдение «Как ухаживать за букетом»


Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов

Октябрь

1

«Фрукты и овощи»


Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

2

«Вершки и корешки»


Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых

форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

3

«Что растет в лесу?»


Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

ноябрь

1

«Кто живет в лесу?»


Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

2

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей)


Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.


3

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой)


Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию

декабрь

1

«Как узнать ель?»


Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее).

2

«В гостях у курочки Рябы»

(знакомство с кошкой исобакой)


Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

3

Коллективное изготовление альбома «Елочка»

«Поможем нашей елочке»


Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней

можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

январь

1

«Делаем цветные льдинки»

«Как лед превращается в воду»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

2

«Что находится в шишках ели»


Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать

особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в

закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под

которых выпадают семена.


3

«В гостях у курочки Рябы»(знакомство с птичьим двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей)

4

«Кому нужна вода»

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно).

февраль

1

«Путешествие в зимнем лесу»


Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды,

короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).

2

«Айболит в гостях у детей»


Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах,

шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

3

«Посещение зоопарка»

(знакомство с животными тропических и южных стран)


Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую

ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова).

Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран»

март

1

«Рисуем подарок к 8 Марта»


Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.

2

«Где обедал воробей?»


Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

3

«Март – первый месяц весны»


Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут

признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили

зимние шубы на куртки, комбинезоны.

4

«Советы Айболита»


Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени»)

апрель

1

«Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?»


Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась.

2

«Кто прилетает и садится на цветы?»


Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые.

Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

3

«Весна в лесу»


формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

май

1

«Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов

Е.И. Чарушина»


Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

2

Тематическаяпрогулка

к реке «Иня» (с привлечением родителей)

Познакомить детей с рекой и ее обитателями: утками, рыбами,

лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природ (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, близко подходить к воде).

3

«Наблюдения»


4

«Диагностические наблюдения»




3.2 Список литературы

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

С.Н. Николаева

Парциальная программа

«Юный эколог»

Мозаика – Синтез Москва



Н.В. Алешина

Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (старшая группа)

У.Ц. Перспектива Москва


2009 г.


Н.В. Алешина

Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью

(средняя группа)

У.Ц. Перспектива Москва


2008

Л.Ю. Павлова

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром

М. Мозаика – Синтез

2012

У.Л. Саво

Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада

Санкт-Петербург Детство пресс

2010

О.А.Соломенникова

Экологическое воспитание в детском саду

М. Мозаика - Синтез

2009