Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2. Принципы построения и реализации Программы
1.3. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностика экологической воспитанности
Вопросы к диагностической карте
2.2 Перспективное планирование ………………………………………………………………..
3. Организационный раздел
3.1. Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)по экологическому воспитанию
3.2.Список литературы
Целевой раздел
Пояснительная записка
В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в нашей дошкольной группе. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в дошкольной группе, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
При построении системы работы по экологическому образованию дошкольников очень важно учитывать сочетаемость задач реализуемой основной образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической направленности.
Программа составлена на основе парциальной программы С.Н. Николаева «Юный эколог» 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2016гкоторая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы
Образовательные:
· формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
· осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
· на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
· формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
· показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
· воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
· воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
· развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
· развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники.
1.«Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
2.«Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3.«Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4.«Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5.«Жизнь растений и животных в сообществе».
6.«Взаимодействие человека с природой».
Принципы построения и реализации Программы
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные | Практические | Словесные |
Экскурсии Целевые прогулки Наблюдения Показ сказок (педагогом, детьми) Рассматривание иллюстраций, репродукций Эксперименты (кратковременные длительные) Определение по определённым предмета признакам | Продуктивная деятельность детей, Оформление гербарий, коллекций, Изготовление наглядных пособий Игра Дидактические игры (настольно-печатные, словесные), Игры-занятия Подвижные игры Творческие игры | Рассказывание Беседа Чтение художественной и научно-популярной литературы |
Планируемые результаты освоения программы
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Содержательный раздел Диагностика экологической воспитанности
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает «на глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно проверять диагностикой?
В программе «Юный эколог» основными категориями являются две -«экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкойявляется вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на
выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.
Как же проявляются знания и отношение? Как обнаружить их в диагностической процедуре?
Знания (осознанные) всегда вербальные. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных иотрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых,в чтении книг). Самые яркие проявления отношения - поведенческие, которыесочетают практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такуюпалитру отношений можно выявить, как правило, только в реальныхжизненных ситуациях.Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента - специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течениеучебного года организовывались разные виды деятельностей.Выявляя отношение детей к природе, воспитатель может провести, кромедлительных наблюдений, естественный эксперимент, например, в формеспециально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит изчетырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвуеткто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель)Вэтой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробнозаписать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнетобъективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.
Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно
описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики старший воспитатель и воспитатели корректируют свою деятельность, планируютследующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе сихродителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей.
Вопросы к диагностической карте
1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы
2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы
3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе
4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
5.Знание характерных признаков разных времен года
6.Знание причины смены времен года
7.Знает и различает 4-5 видов деревьев
8. Растения леса, сада, луга, поля
9.Комнатные растения
10.Условия необходимые для роста растения
11. Уход за растения в уголке природы и на участке
12.Домашние животные и их детеныши
13.Дикие животные средней полосы и их детеныши
14. Зимующие и перелетные птицы
15.Насекомые
16.Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
17.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности.
2.2 Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе на 2020-2021 г.г
Месяц | Тема |
Сентябрь | 1. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» 2. Наблюдение «Все цветы разные» 3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» 4. «Как ухаживать за букетом? |
Октябрь | 1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи» 2. Образовательная ситуация: «Вершки и корешки» 3. Образовательная ситуация: «Что растѐт в лесу?» 4. Чтение стихов, рассказов про лес |
Ноябрь | 1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?» 2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство скоровой, козой, свиньей) 3. Чтение стихов про домашних животных 4. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) |
Декабрь | 1. Наблюдение «Как узнать ель?» 2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство скошкой и собакой) 3. Коллективное изготовление альбома «Елочка» 4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку |
Январь | 1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду» 2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?» Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)» 3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы кормятся на кормушке?» 4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду» 5. Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» |
Февраль | 1. Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу» 2. Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» 3. Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) 4. Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» |
Март | 1. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» 2. Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» 3. Беседа: «Март – первый месяц весны» 4. Образовательная ситуация «Советы Айболита» |
Апрель | 1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать - мачеха – что это за цветы?» 2. Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» 3. Досуг «День Земли» 4. Образовательная ситуация «Весна в лесу» |
Май | 1. Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина» 2. Тематическая прогулка к реке «Иня» (с привлечением родителей) |
3. Организационный раздел 3.1.Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
по экологическому воспитанию
месяц | неделя | Тема Вид деятельности | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» | Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться |
2 | Наблюдение «Все цветы разные» | Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. |
3 | Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» | Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами. |
| 4 | Наблюдение «Как ухаживать за букетом» | Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов |
Октябрь | 1 | «Фрукты и овощи» | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. |
2 | «Вершки и корешки» | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. |
3 | «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. |
ноябрь | 1 | «Кто живет в лесу?» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. |
2 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. |
| 3 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию |
декабрь | 1 | «Как узнать ель?» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). |
2 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой исобакой) | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). |
3 | Коллективное изготовление альбома «Елочка» «Поможем нашей елочке» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. |
январь | 1 | «Делаем цветные льдинки» «Как лед превращается в воду» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. |
2 | «Что находится в шишках ели» | Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена. |
| 3 | «В гостях у курочки Рябы»(знакомство с птичьим двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей) |
4 | «Кому нужна вода» | Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно). |
февраль | 1 | «Путешествие в зимнем лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). |
2 | «Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. |
3 | «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» |
март | 1 | «Рисуем подарок к 8 Марта» | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. |
2 | «Где обедал воробей?» | Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. |
3 | «Март – первый месяц весны» | Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. |
4 | «Советы Айболита» | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени») |
апрель | 1 | «Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?» | Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. |
2 | «Кто прилетает и садится на цветы?» | Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах. |
3 | «Весна в лесу» | формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. |
май | 1 | «Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина» | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе. |
2 | Тематическаяпрогулка к реке «Иня» (с привлечением родителей) | Познакомить детей с рекой и ее обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природ (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, близко подходить к воде). |
3 | «Наблюдения» | |
4 | «Диагностические наблюдения» | |
3.2 Список литературы
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
С.Н. Николаева | Парциальная программа «Юный эколог» | Мозаика – Синтез Москва | |
Н.В. Алешина | Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (старшая группа) | У.Ц. Перспектива Москва | 2009 г. |
Н.В. Алешина | Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (средняя группа) | У.Ц. Перспектива Москва | 2008 |
Л.Ю. Павлова | Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром | М. Мозаика – Синтез | 2012 |
У.Л. Саво | Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада | Санкт-Петербург Детство пресс | 2010 |
О.А.Соломенникова | Экологическое воспитание в детском саду | М. Мозаика - Синтез | 2009 |