ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экологии для 7 - 9 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровень);
- ФГОС СОО;
- авторских программ: «Экология животных. 7 класс» (авт. И.М. Швец); «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» (авт. М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина); «Биосфера и человек. 9 класс» (авт. И.М. Щвец), входящими в сборник «Природоведение. Биология. Экология. : 5-11 классы: программы» – М.: Вентана-Граф, 2010 г; методическими рекомендациями «О преподавании экологии в 2008, 2009, 2009-2010 учебном году ГОУ ДПО НИРО.
Курс «Экология» на ступени среднего звена основного общего образования направлен на формирование у обучающихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.
Цель изучения экологии в 7 классе:
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
освоение знаний о взаимодействии животных с факторами окружающей среды;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать со справочникам; проводить наблюдения за животными;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к животным;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными.
Цели изучения курса в 8 классе:
освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических
задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды;
формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи:
развитие экологического мышления учащихся;
формирование экологической культуры и мировоззрения;
изучение многообразия природы;
изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Цели изучения экологии в 9 классе:
обобщение и углубление знаний учащихся об основных понятиях и законах экологии;
формирование умения описывать основные экологические проблемы, различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества, выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром; умение раскрывать значение устойчивого развития природы и человечества.
Это позволяет решать задачи повышения качества образования, личностного развития и социализации учащихся в соответствии с миссией школы и целями работы.
Программа предусматривает объем изучения курса экологии на 51 час: 7 класс - 17 часов (0,5 часа в неделю), 8 класс - 17 часов (0,5 часа в неделю), 9 класс - 17 часов (0,5 часов в неделю).
Предлагаемый в программе по экологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]]
7 КЛАСС
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет.
Экология животных: раздел науки и учебный предмет.
Экология животных как раздел науки и учебный предмет. Биосферная роль животных на планeтe Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду.
Тема 2. Условия существования животных.
Среда обитания и условия существования животных.
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Особенности условий почвенной, наземно-воздушной, водной и организменной сред жизни. Взaимосвязи организма и среды обитания.
Предельные условия существования животных.
Предельные условия существования животных и их приспособленность к этим условиям обитания..
Жилища в жизни животных.
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. Проходные рыбы.
Тема 3. Биотические экологические факторы в жизни животных.
Взаимное влияние животных и растений.
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными одного вида. Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными разных видов. Отношения между животными paзличных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Oтношения «паразит - хозяин». Нaxлeбничество. Кваpтиранство. Конкурентные и взаимовыгодныe отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни живoтныx. Бaктериальные и гpибковые заболевания.
Тема 4. Абиотические экологические факторы в жизни животных.
Свет в жизни животных. Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Органы зрения и органы свечения.
Вода в жизни животных. Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни живoтных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности.
Экологические группы животных по oтнoшению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности; Поступление воды в организм живoтногo и ее выделение.
Температура среды обитания.
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор.
Экологические группы животных по отношению к теплу. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменении температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных: двигательная активность, спячка.
Кислород в жизни животных.
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Лабораторная работа № 1. «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы».
Лабораторная работа № 2. «Движение амебы при разных температурах».
Домашняя практическая работа. № 1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни».
Тема 5. Сезонные изменения в жизни животных.
Спячка и оцепенение.
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Длина светового дня. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.
Миграции животных.
Миграции как - приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Лабораторная работа № 3. «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке».
Практическая работа № 2. «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной».
Тема 6. Изменения в животном мире Земли.
Дикие и домашние животные.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных.
Редкие и охраняемые животные. Красная книга.
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Охрана животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
8 КЛАСС
Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека.
Что изучает экология человека.
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Здоровье и образ жизни.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Лабораторная работа № 1. «Оценка состояния физического здоровья».
Тема 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов.
Вредные привычки. Понятие «вредная привычка», влияние вредных привычек на организм человека.
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.
Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия.
Иммунитет и здоровье. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Правильное дыхание. Правильное дыхание. Горная болезнь.
Рациональное питание и культура здоровья.
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Воздействие солнечных лучей и температуры окружающей среды на кожу.
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Средства и способы закаливания.
Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
Стресс как негативный биосоциальный фактор.
Утомление, переутомление, стресс. Стрессовоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты.
Биоритмы и причины их нарушений.
Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешнее воздействие на органы слуха и равновесия.
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Лабораторная работа № 2. «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».
Лабораторная работа № 3. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
Лабораторная работа № 4. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы».
Лабораторная работа 5. «Влияние холода на частоту дыхательных движений».
Лабораторная работа № 6. «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды».
Лабораторная работа 7. «Развитие утомления»
Лабораторная работа № 8. «Воздействие шума на остроту слуха».
Лабораторная работа № 9. «Оценка температурного режима учебных помещений».
Лабораторная работа 10. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».
9 КЛАСС
Тема 1. Введение. Влияние экологических факторов на развитие человечества.
Введение. Показатели взаимодействия природы и человечества.
Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе. Экологические факторы и их влияние на человечество. Показатели состояния биосферы.
Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
Тема 2. Воздействие человечества на биосферу.
Потребности человечества в питании, дыхании и размножении и их влияние на биосферу.
Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействие на биосферу.
Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества.
Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов.
Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы.
Современный масштаб деятельности человечества.
Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.
Практическая работа № 1. «Альтернативные источники энергии».
Тема 3. Взаимосвязи между людьми.
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества.
Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества.
Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества.
Биоэтика. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой.
Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу. Экологические последствия войны.
Война и голод — основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.
Практическая работа № 2. «Я в классе – я в мире».
Тема 4 Договор как фактор развития человечества
Договор и договоренность в политике и экологии. Механизм договоренности между людьми.
Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.
Тема 5. Устойчивое развитие общества и природы.
Перспективы устойчивого развития природы и общества.
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.
Тема 6. Человечество и информация о мире.
Развитие представлений человечества о мире. Картины мира.
Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Картины мира.
Биосферная роль человека. Биосферная роль человека. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой.
Тема 7. Познание мира и экологическое образование.
Научно-технический прогресс и экологический кризис.
Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис.
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Развитие экологического сознания в человечестве.
Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание.
Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- приобретение опыта практической деятельности в жизненных ситуациях;
- реализация основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, их эстетического восприятия;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, деятельности;
- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно – популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовывать свою учебную деятельность; определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Обучающийся научится:
Характеризовать предмет науки экология и ее значение для человечества;
Называть основные экологические факторы в жизни животных.
Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния животных.
Описывать и объяснять приспособление животных к paзличным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность животных.
Давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям живых организмов внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни животных.
Определять антропогенное влияние на фауну, уровни жизненного состояния животных.
Объяснять значение различных экологических факторов для животных разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости природных сообществ, видового разнообразия животных.
Объяснять роль и значение животных в круговороте веществ и непрерывности жизни.
Обосновывать необходимость сохранения животного мира Земли;
Объяснять роль человека в охране животного мира, в сохранении биоразнообразия животных.
Уметь прогнозировать изменения в развитии природных сообществ и отдельных животных под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости домашних и сельскохозяйственных животных.
Проявлять навыки использования информационных ресурсов для самостоятельного приобретения знаний по экологии;
Раскрывать влияние деятельности человека на животный мир;
Характеризовать природное сообщество как совокупность живых организмов и условий среды на определенной территории;
Описывать условия обитания животных, присущие представителям различных сред обитания;
Распознавать и сравнивать приспособленность животных к совместной жизни в природном сообществе;
Объяснять взаимосвязь организмов в природном сообществе;
Характеризовать круговорот веществ как главный признак природного сообщества;
Объяснять структуру природного сообщества;
Применять ключевые компетентности при объяснении строения природного сообщества.
Обучающийся получит возможность научиться:
Различать экологические факторы среды;
Развивать ключевые компетентности при объяснении особенностей различных природных сообществ;
Развивать коммуникативные компетентности, работая в паре и в группе при выполнении заданий с раздаточным материалом;
Грамотно пользоваться лабораторным оборудованием и исследуемым материалом при проведении опытов и лабораторных работ;
Объективно оценивать роль животных в природном сообществе;
Применять на практике знания по экологии животных;
Использовать методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение растительных объектов, фиксирование и обсуждение результатов эксперимента на уроках экологии;
Пользоваться аппаратом ориентировки учебника;
Развивать компетентности в области использования информационно – образовательной среды;
Понимать значение животных в биосфере;
Выбирать и применять методы при уходе за животными;
Выявлять роль экологических факторов в жизни животных;
Давать правильное название видам животных;
Использовать ключевые компетентности в характеристике факторов среды;
Обосновывать ценность многообразия животного мира для природы и человечества;
Работать с различными источниками экологической информации, находить ее, анализировать и оценивать;
Создавать электронные презентации по изучаемым вопросам экологии, используя интернет-ресурсы;
Сравнивать понятия «природное сообщество», «биогеоценоз» и «экосистема».
8 КЛАСС
Обучающийся научится:
Объяснять взаимосвязь здоровья и образа жизни;
Определять воздействие природных и социальных факторов на организм человека;
Характеризовать влияние факторов среды на функционирование и развитие систем органов;
Обосновывать основные условия сохранения здоровья;
Характеризовать факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Обосновывать необходимость участия в охране окружающей среды.
выделять противоречия, проблемы и перспективы взаимодействия человека и биосферы;
ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к охране здоровья;
на основе имеющих знаний определять влияние среды на жизнь и здоровье человека;
отличать вредные и полезные факторы среды, влияющие на системы органов;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашей республики, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на человека и его здоровье;
проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек;
сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентаций;
прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать человека как неотъемлемую часть природы;
оценивать состояние здоровья;
находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
применять способы закаливания и ухода за кожей;
уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
проводить наблюдения и самонаблюдения.
формировать мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные, внешние и внутренние мотивы;
формировать экологических чувств на основе знакомства с национальной культурой, особенностями природы республики.
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, своего здоровья.
9 КЛАСС
Обучающийся научится:
Характеризовать структуру, предмет, методы и задачи экологии;
Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
Выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; -
Называть виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;
Обосновывать морфофизиологические адаптации живых организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;
Характеризовать виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;
Называть причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;
Определять сущность понятий популяция, вид, биоценоз, экосистема, биосфера;
Давать экологическую характеристику популяций, причины изменения численности популяций;
Называть редкие и исчезающие виды Мордовии;
Характеризовать структуру, характеристики и принципы организации экосистем; основные виды экосистем родного края;
Объяснять механизмы саморегуляции экосистем;
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в природе;
Выделять результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;
Определять состав, свойства и границы биосферы;
Раскрывать взаимосвязь глобальных, региональных, и локальных экологических проблем;
Обучающийся получит возможность научиться:
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем;
Развивать ключевые компетентности при объяснении особенностей строения организмов, надорганизменных биосистем;
Развивать коммуникативные компетентности, работая в паре и в группе при выполнении заданий с раздаточным биологическим материалом;
Грамотно пользоваться лабораторным оборудованием и исследуемым материалом при проведении опытов и лабораторных работ;
Объективно оценивать состояние экосистем ;
Применять на практике знания о механизмах приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;
Использовать методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение биологических объектов, фиксирование и обсуждение результатов эксперимента;
Пользоваться аппаратом ориентировки учебника;
Развивать компетентности в области использования информационно – образовательной среды;
Выявлять роль экологических факторов в жизни организмов;
Устанавливать принадлежность организмов к царству;
Называть основные эволюционные события в живом мире;
Обосновывать ценность многообразия живых организмов для природы и человечества;
Работать с различными источниками биологической информации, находить ее, анализировать и оценивать;
Создавать электронные презентации по изучаемым вопросам биологии, используя интернет-ресурсы;
Определять средообразующую роль растений в природных сообществах;
Различать коренные и временные природные сообщества;
Сравнивать понятия «природное сообщество», «биогеоценоз» и «экосистема»;
Объяснять функциональную роль различных организмов в структуре природного сообщества;
Использовать понятия "экологические факторы", "биологические ритмы", "фотопериодизм";
Составлять простейшие модели экосистем; схемы биологического и физического круговорота основных элементов биосферы;
Прогнозировать последствия человека на природные экосистемы;
Принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет. | 1 | | | |
2 | Условия существования животных. | 3 | | | |
3 | Биотические экологические факторы в жизни животных. | 3 | | | |
4 | Абиотические экологические факторы в жизни животных. | 6 | | 2 | |
5 | Сезонные изменения в жизни животных. | 2 | | 0 | |
6 | Изменения в животном мире Земли. Дикие и домашние животные. | 2 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 2 | |
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Окружающая среда и здоровье человека. | 3 | | 0.5 | |
2 | Влияние факторов среды на системы органов. | 14 | | 4 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 4.5 | |
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение. Влияние экологических факторов на развитие человечества. | 2 | | | |
2 | Воздействие человечества на биосферу. | 4 | | 0.5 | |
3 | Взаимосвязи между людьми. | 4 | | 0.5 | |
4 | Договор как фактор развития человечества1 | 1 | | | |
5 | Устойчивое развитие общества и природы. | 1 | | | |
6 | Человечество и информация о мире. | 2 | | | |
7 | Познание мира и экологическое образование. | 3 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 1 | |
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет. | 1 | | | | |
2 | Среда обитания и условия существования животных. | 1 | | | | |
3 | Предельные условия существования животных. | 1 | | | | |
4 | Жилища в жизни животных. | 1 | | | | |
5 | Взаимное влияние животных и растений. | 1 | | | | |
6 | Взаимоотношения между животными одного вида. | 1 | | | | |
7 | Отношения между животными разных видов. | 1 | | | | |
8 | Свет в жизни животных. | 1 | | | | |
9 | Вода в жизни животных. | 1 | | | | |
10 | Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Лабораторная работа № 1. «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы». | 1 | | 0.5 | | |
11 | Температура среды обитания. Лабораторная работа № 2. «Движение амебы при разных температурах». | 1 | | 0.5 | | |
12 | Экологические группы животных по отношению к теплу. | 1 | | | | |
13 | Кислород в жизни животных. Домашняя практическая: работа. № 1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни». | 1 | | 1 | | |
14 | Спячка и оцепенение. Лабораторная работа № 3. «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке». | 1 | | 0.5 | | |
15 | Миграции животных. Домашняя практическая работа № 2. «Фенологические на¬блюдения за животными зимой и весной». | 1 | | 0.5 | | |
16 | Дикие и домашние животные. | 1 | | | | |
17 | Редкие и охраняемые животные. Красная книга. | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 3 | |
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Что изучает экология человека. | 1 | | | | |
2 | Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1. «Оценка состояния физического здоровья». | 1 | | 0.5 | | |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни. | 1 | | | | |
4 | Вредные привычки. | 1 | | | | |
5 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. | 1 | | | | |
6 | Воздействие двигательной активности на организм человека. Лабораторная работа № 2. «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой». | 1 | | 0.5 | | |
7 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 1 | | | | |
8 | Иммунитет и здоровье. Лабораторная работа № 3. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета». | 1 | | 0.5 | | |
9 | Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа № 4. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы». | 1 | | 0 | | |
10 | Правильное дыхание. Лабораторная работа № 5. «Влияние холода на частоту дыхательных движений». | 1 | | 0.5 | | |
11 | Рациональное питание и культура здоровья. | 1 | | | | |
12 | Воздействие солнечных лучей и температуры окружающей среды на кожу. Лабораторная работа № 6. «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды». | 1 | | 0.5 | | |
13 | Средства и способы закаливания. | 1 | | | | |
14 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Лабораторная работа № 7. «Развитие утомления» | 1 | | 0.5 | | |
15 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешнее воздействие на органы слуха и равновесия. Лабораторная работа № 8. «Воздействие шума на остроту слуха». | 1 | | 0.5 | | |
16 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 9. «Оценка температурного режима учебных помещений». | 1 | | 0.5 | | |
17 | Биоритмы и причины их нарушений. Лабораторная работа № 10. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей». Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. | 1 | | 0.5 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 4.5 | |
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение. Показатели взаимодействия природы и человечества. | 1 | | | | |
2 | Возможности человека и человечества к адаптации. | 1 | | | | |
3 | Потребности человечества в питании, дыхании и размножении и их влияние на биосферу. | 1 | | | | |
4 | Экологическое и технологическое воздействие на биосферу. Практическая работа № 1 «Альтернативные источники энергии». | 1 | | 0.5 | | |
5 | Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов. | 1 | | | | |
6 | Современный масштаб деятельности человечества. | 1 | | | | |
7 | Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. | 1 | | | | |
8 | Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом. Практическая работа № 2 «Я в классе – я в мире». | 1 | | 0.5 | | |
9 | Биоэтика. | 1 | | | | |
10 | Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу. Экологические последствия войны. | 1 | | | | |
11 | Договор и договоренность в политике и экологии. Механизм договоренности между людьми. | 1 | | | | |
12 | Перспективы устойчивого развития природы и общества. | 1 | | | | |
13 | Развитие представлений человечества о мире. Картины мира. | 1 | | | | |
14 | Биосферная роль человека. | 1 | | | | |
15 | НТР и экологический кризис. | 1 | | | | |
16 | Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. | 1 | | | | |
17 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
7класс
В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин. «Экология животных» 7 класс. Авторы: Москва Издательский дом «Вентана-Граф» 2007 год.
«Экология животных»: Учебное пособие 7 класс/ под ред. В. Г. Бабенко - М.: Вентана-Граф, 2014. - 240 с.
Программно-методический материала по экологии 5-11 классы. / Составила Е.В. Акифьева. – Саратов ГОУ ДПО «Саратовский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования». Кафедра естественнонаучного образования, 2005 год.
8класс
М.З Фёдорова, В.С. Кимченко, Т.П. Лукина. «Экология человека» Издательский центр «Вентана-Граф» 2007год.
Н.А. Чумаченко Введение в ландшафтную экологию: учебное пособие – Саратов: КИЦ»Саратовтелефильм» - «Добродея», 2017 год
Программно-методический материала по экологии 5-11 классы. / Составила Е.В.Акифьева. – Саратов ГОУ ДПО «Саратовский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования». Кафедра естественнонаучного образования, 2015 год.
9класс
Н.М. Чернова, В.А. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии» 9 класс Издательство «Дрофа» 2017 год.
Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии 10(11)», Москва, «Дрофа», 2011
Н.М.Чернова, В.М. Галушина, В.М. Константинова «Основы экологии» Поурочные планы по учебнику. /Издательство «Учитель» Волгоград 2007 год
Программно-методический материал по экологии 5-11 классы. / Составила Е.В.Акифьева. – Саратов ГОУ ДПО «Саратовский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования». Кафедра естественнонаучного образования, 2015 год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7 класс
Акимушкин ИИ. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 2012.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 2015.
Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2016.
Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 2016.
Сергеев Б. Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 2010.
Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000.
Фарб П. Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2010.
8 класс
Амосов НМ. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 2017.
Березин И.П., Дерганее Ю.В. Школа здоровья. М.: Московский рабочий, 2019.
Зарубин Г,П. Окружающая среда и здоровье. М,; Знание, 2007.
Зверев ИД. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы. М.: Просвещение, 2009.
Макаров Е.А. Химия и здоровье. М.: Просвещение, 2015.
Маренюк Г.В. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Кишинев: Штиница, 2014.
Оплавин СМ., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. Л.: Знание, 2016.
Проблемы экологии человека. М.: Наука, 2015.
9 класс
Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2018.
Зверев И.Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 кл.- М.: Просвещение, 2008.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Тесты. 9 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2018.
Кузнецов В.Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы (экзамен для всех). – М.: Вентана –Граф, 2004
Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – Школа – Пресс, 2016.
Основы экологии. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушина,
В.М. Константинова. Автор-составитель О.П.Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Степанчук Н.А. Практикум по общей экологии, 9 класс – Волгоград: Учитель, 2019.
Петунин О.В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
Учебное электронное издание «Биология 6 – 11 классы», лабораторный практикум, Республиканский мультимедиа центр, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
www.eco.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»