СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии, 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии для обучающихся 7 класса. Основной целью курса «Экология» в 7 классе является формирование творчески развитой личности путём развития  общей экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии, 7 класс»

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 86

Утверждаю

Директор лицея № 86 _____________ О.В. Большакова

Приказ № _________ от_______________________

Согласовано

Руководитель кафедры___________В.И. Горбунова

Протокол № _____ от

Рабочая программа

учебного курса «Экология», 7 класс





Разработчик:

учитель биологии МОУ лицея № 86 Л.В. Волкова.

Рецензент:

К.п.н., доцент каф. ботаники, теории и методики

обучения биологии ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Е.А. Дмитриева

2016-2017 уч.г.



Содержание



Пояснительная записка

Содержание разделов курса

Тематический поурочный план.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

























Пояснительная записка

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Основной целью курса «Экология» в 7 классе является формирование творчески развитой личности путём развития общей экологической культуры.

В целом курс ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовые экологические знания;

- формирование экологического взгляда на мир, целостности представлений о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, осознание себя как части природы;

- раскрыть основные задачи экологии как науки, общие закономерности действия факторов среды на жизнедеятельность организмов, основные направления адаптаций организмов к действиям экологических факторов, в том числе к результатам деятельности человека;

- продолжить формирование экологической культуры, которая станет для учащихся основой для понимания необходимости жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для природных экосистем действий.

Рабочая программа курса «Экология», вводимого как школьный компонент, предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года. Всего 34 часа.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастными особенностями учащихся, а также психологическими и методическими особенностями формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Предполагается проведение теоретических, практических занятий (после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности), семинаров и самостоятельных работ, экскурсий. Самостоятельные работы направлены на закрепление теоретических знаний и предполагает подготовку и оформление сообщений, рефератов, докладов.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы.

В качестве иллюстрационного материала применяются экологические плакаты, диски, презентации. В рабочей программе приведён перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом их наличия в лицее № 86, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

В связи с этим основные приоритеты методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги), предусмотрена проектная деятельность учащихся с защитой проектов, личностно-деятельностный подход, учёт здоровьесберегающих технологий.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.


Рабочая программа разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Курс экологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об экологических особенностях живой природы. Основу изучения курса экологии составляют экологический и функциональный подходы в соответствии с которыми акценты в изучении направлены на раскрытие приспособленности организмов к среде обитания, их роли в экосистемах и основных экологических закономерностях.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, а наряду с традиционными уроками – разнообразных форм обучения на основе индивидуально, групповой и фронтальной форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Концептуальной основой курса экологии для обучающихся 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды как входной, текущий, итоговый контроль. Среди методов контроля предполагается использовать следующие: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, эксперимент, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерное тестирование и т. д.), анализ творческих, исследовательских работ.

Содержание разделов курса


Введение (2 ч.)

Экология как наука и методы её исследования. Предмет экологии. Место экологии в системе естественных наук. Структура и задачи современной экологии. Основные этапы развития экологии.


Экология популяций (4 ч.)

Популяционная экология. Понятие популяции и вида в экологии. Свойства, структура, динамика популяций. Критерии вида.


Человек и природа (3 ч.)

Основные экологические проблемы Ярославской области. Взаимодействие человека и природы. Пищевые цепи, круговорот веществ.


Биоэкология (6 ч.)

Биоэкология – учение о структуре природы. Среды жизни современных организмов. Экосистемы, их основные виды и свойства. Динамика экосистем. Экологические факторы. Пространственная и трофическая структура сообществ.


Биосфера как глобальная экосистема (6 ч.)

Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Загрязнение окружающей среды и её современное состояние. Виды загрязнения. Загрязнение атмосферы и почв, мирового океана и природных вод.


Загрязнение среды и здоровье человека (5 ч.)

Экология человека: предмет, задачи, методы исследования, структура науки. Основные проблемы экологии человека. Факторы здоровья человека. Здоровый образ жизни. Адаптации человека к экстремальным условиям среды. Значение знаний о биоритмах в рациональной организации труда и отдыха.



Охрана природы (5 ч.)

Основы охраны природы. Воздействие человека на окружающую среду. Особо охраняемые природные территории (на примере особо охраняемых природных территорий Ярославской области). Красная книга. Законы об охране природы. Популяционно-видовой уровень охраны природы.



Тематический поурочный план



п\п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Практические работы

Задания для самостоятельной работы

Экскурсии

Примечания

I

Введение

2





1

Экология как наука и методы её исследования.

1





2

Основные этапы развития экологии.

1


Анализ литературы по проблеме



II

Экология популяций

4





1

Понятие популяции и вида в экологии.

1





2

Свойства и структура популяции.

1





3

Динамика популяции.

1





4

Критерии вида.

1





III

Человек и природа

3





1

Взаимодействие человека и природы

1





2

Основные экологические проблемы Ярославской области.

1


Подготовка рефератов.



3

Пищевые цепи, круговорот веществ.


1


Анализ информационных источников. Подготовка презентаций.



IV

Биоэкология

6





1

Биоэкология – учение о структуре природы.

1





2

Среды жизни.

1





3

Экосистемы и биогеоценозы.

1



Экосистемы парка «Нефтестрой».


4

Динамика экосистем.

1


Выполнение и защита проектов



5

Основные экологические факторы.

1





6

Пространственная и трофическая структура сообществ.


1

Трофические отношения в экосистемах




V

Биосфера как глобальная экосистема

6





1

Биосфера как глобальная экосистема

1





2

Структура биосферы. Живое вещество.

1





3

Загрязнение окружающей среды и её современное состояние.

1


Анализ информационных источников. Подготовка рефератов



4

Загрязнение атмосферы.

1





5

Загрязнение почв.

1





6

Загрязнение мирового океана и природных вод.

1





VI

Загрязнение среды и здоровье человека

5





1

Экология человека.

1





2

Факторы здоровья человека

1





3

Здоровый образ жизни

1

Здоровый образ жизни человека

Подготовка презентаций и проектов



4

Адаптации человека к экстремальным условиям среды.

1





5

Биоритмы.

1





VII

Охрана природы

5





1

Основы охраны природы.

1





2

Воздействие человека на окружающую среду.

1



Современное состояние парка «Нефтестрой».


3

Особо охраняемые природные территории.

1


Подготовка презентаций и проектов



4

Красная книга. Законы об охране природы.

1


Подготовка презентаций



5

Популяционно-видовой уровень охраны природы.

1






Резерв

3










Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе


В результате изучения экологии ученик должен

знать/понимать:

- основные понятия экологии: популяция, вид, экосистема, биосфера.

- сущность экологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

- объяснять: роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- изучать экологические объекты и процессы: ставить экологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

- распознавать и описывать: на таблицах наиболее распространенные растения и животных своей местности занесённые в Красную книгу Ярославской области,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в информационных источниках отличительные признаки основных компонентов экосистем; готовить презентации по указанным экологическим темам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Анализ выполнения Программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год


Кол-во часов

%

класс

Кол-во часов по программе

























Проведено фактически

























Разница в часах

























Причины







































































































Выполнение программы


















Дата заполнения


















Подпись учителя