МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»
города Сергиев Посад Московской области,
улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №14 _______________
И. В. Горшкова
«30» августа 2017 года
Рабочая программа
«Экология человека»
(внеурочная деятельность)
8 «А» класс
Составитель: Сенькина Н.Н.
учитель биологии
высшей квалификационной категории
2017 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Экология человека» для 8 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
• основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»;
• учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14;
• программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни», 8 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).
На преподавание факультативного курса «Экологии человека» в 8 классе в МБОУ «СОШ № 14» выделено 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих умений:
- осуществлять нравственный выбор на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;
- осознавать взаимосвязь телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;
- обладать положительной мотивацией к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;
- называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
- применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;
- рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;
- перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность;
Познавательные УУД:
- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее;
- собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;
- перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;
- проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.
Коммуникативные УУД:
- называть существенные признаки дискуссии, составлять ее сценарий и организовывать ее; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;
- называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;
- применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;
- представлять информацию в виде тезисов;
- формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.
Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов)
Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения. Экологическая безопасность. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (6 часов)
Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов)
Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.
Раздел 4.Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов)
Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов)
Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.
Формы проведения занятий и виды деятельности:
- исследовательская работа в библиотеке, музеях, Интернете;
- деятельность редколлегии классной экологической газеты;
- пресс-конференция;
- оформление информационного уголка в классе;
-проекты-исследования;
- дискуссионный клуб;
- ролевые ситуационные игры;
- просветительские проекты.
Календарно-тематическое планирование «Экология человека» в 8 «А» классе
1 час в неделю (всего 34 часа в год)
№ п/п | Наименование раздела и темы | Характеристика основных видов Деятельности обучающихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (2 часа) |
1 | Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. | Называть личные цели изучения проблем экологии и здоровья и пути их решения. Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья. Раскрывать понятие «здоровье», его биосоциальную природу, единство телесного и духовного здоровья, его связь с биологической, психической адаптацией и социализацией. Давать определение здорового образа жизни как способа сохранения и увеличения ресурсов здоровья. | 04.09.17. | |
2 | Здоровье и образ жизни. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья | 11.09.17. | |
Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов) |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. | Характеризовать культуру как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей, в единстве ее материальной и духовной составляющих. Получать этнографическую информацию о культурных традициях здоровья разных времен и народов, анализируя данные археологии, этнографии, истории, языкознания, фольклора и материальной культуры народа. Обосновывать связь культуры здорового образа жизни народа с природными и социальными условиями его жизнедеятельности. Раскрывать понятие «экологическая безопасность». Называть особенности здорового образа жизни местных коренных народов, включая их рацион питания, предметы домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства; отношение к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях, фольклоре и верованиях местных коренных народов. | 25.09.17. | |
4 | Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания. | 02.10.17. | |
5 | Климат и здоровье. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения. | 09.10.17. | |
6 | Экстремальные факторы. Экологическая безопасность. | 16.10.17. | |
7 | Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов. | 23.10.17. | |
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (6 часов) |
8 | Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. | Раскрывать понятия «риск», «экологический риск». Проводить самообследование ресурсов здоровья. Демонстрировать умения оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Называть надежные источники информации по вопросам экологии и здоровья. Получать информацию об экологических рисках в урбанизированной и сельской среде из письменных и электронных источников, фиксировать ее, проверять на достоверность. Приводить и комментировать примеры особенностей общения по вопросам экологии и здоровья, способы защиты от ложной информации. Называть службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений. Приводить примеры социального партнерства по улучшению качества информации по вопросам экологии и здоровья. | 06.11.17. | |
9 | Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. | 13.11.17. | |
10 | Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). | 20.11.17. | |
11 | Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. | 27.11.17. | |
12 | Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. | 04.12.17 | |
13 | Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья. | 11.12.17 | |
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов) |
14 | Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). | Раскрывать значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация». Классифицировать загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Доказывать природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе. Объяснять действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Приводить примеры трудности нравственного выбора человека в чрезвычайных ситуациях, давать оценку такому выбору, аргументировать ее в дискуссии. Демонстрировать способы оказания первой помощи. Составлять пояснительную записку к проекту. Обосновывать выбор стратегии экологически безопасного поведения в повседневной жизни. Использовать банк идей здорового образа жизни в условиях местной экологической ситуации, включая применение экологически чистого питания, ресурсосбережения, отказ от вредных привычек, организацию экологически безопасного жилища, выращивание экологически чистого урожая, использование экологически безопасных технических изобретений, свободный доступ к информации. Называть индивидуальные особенности ресурсов здоровья, здорового образа жизни в местных экологических условиях. Называть актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья. Формулировать и доказывать свою точку зрения по вопросу сходства и различия правил ЗОЖ для разных людей, проживающих в одной местности. | 18.12.17 | |
15 | Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. | 25.12.17 | |
16 | Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. | 15.01.18 | |
17 | Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. | 22.01.18 | |
18 | Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. | 29.01.18 | |
19 | Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. | 05.02.18 | |
20 | Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. | 12.02.18 | |
21 | Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. | 19.02.18 | |
22 | Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья. | 26.02.18 | |
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов) |
23 | Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Прогноз последствий их реализации. | Разрабатывать проект, направленный на повышение экологической безопасности и здоровьесберегающих характеристик своего ближайшего окружения. Прогнозировать последствия реализации проекта. Объяснять смысл принципа предосторожности. Приводить примеры учета баланса экологических, экономических, социальных интересов при принятии решения. Называть критерии оценки проекта: целесообразность, реальность, экономичность, посильность, технологичность, устойчивость результатов. Реализовывать проект в реальной жизни с привлечением социальных партнеров. Применять правила работы в команде. Вносить в проект изменения по ходу его реализации. Рефлексировать результаты осуществления проекта. | 05.03.18 | |
24 | Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. | 12.03.18 | |
25 | Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. | 19.03.18 | |
26 | Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. | 09.04.18 | |
27 | Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения. | 16.04.18 | |
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов) |
28 | Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. | Выступать на прениях с аргументированными суждениями о вкладе экологической культуры, духовного и социально – психологического совершенствования человека в его телесное здоровье, успешную социализацию, возможность иметь полноценную семью, долгую творческую жизнь. Убеждать собеседника в приоритетности образования и просвещения для решения современных и будущих проблем экологии и здоровья. Использовать для аргументации примеры из истории, современности, собственной жизни. Называть существенные признаки просвещения, пропаганды и проводить их сравнение. Перечислять формы и способы просвещения. Представлять просветительские идеи на языке публицистики, художественных образов, метафор средствами плаката, буклета или газетной статьи. Давать определение дебатов, описывать их возможности в развитии лидерских качеств, умений публичных выступлений. Участвовать в организации просветительской акции. Презентовать результаты освоения курса в виде портфолио. | 23.04.18 | |
29 | Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. | 30.04.18 | |
30 | Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. | 07.05.18 | |
31 | Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. | 14.05.18 | |
32 | Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. | 14.05.18 | |
33 | Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. | 21.05.18 | |
34 | Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления. | 21.05.18 | |
| ИТОГО: | | 34 часа | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.
Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. - программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни», 8 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.
Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.
Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.
Для учащихся
Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 8 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995
М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека: Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф,2006. – 144с.
И.М.Швец, М.З.Федорова, Т.П.Лукина, В. С. Кучменко. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе; Сборник программ. – Вентана –Граф,2006. – 48с.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.
Согласовано на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Протокол № _____ от « » августа 2017 года | Согласовано Зам. директора по УВР __________Бирюкова Т.В. « » августа 2017 года |
10