СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экология человека" 8 класс (внеурочная деятельность) ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа «Экология человека» для 8 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе: программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни»,  8 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный,  Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. -  М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экология человека" 8 класс (внеурочная деятельность) ФГОС»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2017 года

МП










Рабочая программа


«Экология человека»

(внеурочная деятельность)

8 «А» класс










Составитель: Сенькина Н.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории





2017 год




Пояснительная записка.

Данная рабочая программа «Экология человека» для 8 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:

• основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»;

• учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14;

• программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни», 8 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).

На преподавание факультативного курса «Экологии человека» в 8 классе в МБОУ «СОШ № 14» выделено 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих умений:

- осуществлять нравственный выбор на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;

- осознавать взаимосвязь телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;

- обладать положительной мотивацией к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;

- называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);

- применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;

- рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;

- перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность;

Познавательные УУД:

- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;

- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее;

- собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;

- перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;

- проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.

Коммуникативные УУД:

- называть существенные признаки дискуссии, составлять ее сценарий и организовывать ее; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;

- называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;

- применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;

- представлять информацию в виде тезисов;

- формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу.


Содержание курса

Введение (2 часа)

Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов)

Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения. Экологическая безопасность. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (6 часов)

Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов)

Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

Раздел 4.Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов)

Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.

Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов)

Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.

Формы проведения занятий и виды деятельности:

- исследовательская работа в библиотеке, музеях, Интернете;

- деятельность редколлегии классной экологической газеты;

- пресс-конференция;

- оформление информационного уголка в классе;

-проекты-исследования;

- дискуссионный клуб;

- ролевые ситуационные игры;

- просветительские проекты.































Календарно-тематическое планирование «Экология человека» в 8 «А» классе

1 час в неделю (всего 34 часа в год)


п/п


Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов

Деятельности обучающихся

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Введение (2 часа)

1

Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека.

Называть личные цели изучения проблем экологии и здоровья и пути их решения. Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья. Раскрывать понятие «здоровье», его биосоциальную природу, единство телесного и духовного здоровья, его связь с биологической, психической адаптацией и социализацией. Давать определение здорового образа жизни как способа сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

04.09.17.






2

Здоровье и образ жизни. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья

11.09.17.


Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов)

3

История развития представлений о здоровом образе жизни Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов.

Характеризовать культуру как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей, в единстве ее материальной и духовной составляющих. Получать этнографическую информацию о культурных традициях здоровья разных времен и народов, анализируя данные археологии, этнографии, истории, языкознания, фольклора и материальной культуры народа.

Обосновывать связь культуры здорового образа жизни народа с природными и социальными условиями его жизнедеятельности. Раскрывать понятие «экологическая безопасность». Называть особенности здорового образа жизни местных коренных народов, включая их рацион питания, предметы домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства; отношение к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях, фольклоре и верованиях местных коренных народов.

25.09.17.


4

Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания.

02.10.17.


5

Климат и здоровье. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения.

09.10.17.


6

Экстремальные факторы. Экологическая безопасность.

16.10.17.


7

Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.

23.10.17.


Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (6 часов)

8

Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность.

Раскрывать понятия «риск», «экологический риск».

Проводить самообследование ресурсов здоровья.

Демонстрировать умения оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта).

Называть надежные источники информации по вопросам экологии и здоровья.

Получать информацию об экологических рисках в урбанизированной и сельской среде из письменных и электронных источников, фиксировать ее, проверять на достоверность.

Приводить и комментировать примеры особенностей общения по вопросам экологии и здоровья, способы защиты от ложной информации.

Называть службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений.

Приводить примеры социального партнерства по улучшению качества информации по вопросам экологии и здоровья.

06.11.17.


9

Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

13.11.17.


10

Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья).

20.11.17.


11

Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма.

27.11.17.


12

Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам.

04.12.17


13

Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.

11.12.17


Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов)

14

Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные).

Раскрывать значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация».

Классифицировать загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Доказывать природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе.

Объяснять действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Приводить примеры трудности нравственного выбора человека в чрезвычайных ситуациях, давать оценку такому выбору, аргументировать ее в дискуссии.

Демонстрировать способы оказания первой помощи.

Составлять пояснительную записку к проекту.

Обосновывать выбор стратегии экологически безопасного поведения в повседневной жизни.

Использовать банк идей здорового образа жизни в условиях местной экологической ситуации, включая применение экологически чистого питания, ресурсосбережения, отказ от вредных привычек, организацию экологически безопасного жилища, выращивание экологически чистого урожая, использование экологически безопасных технических изобретений, свободный доступ к информации.

Называть индивидуальные особенности ресурсов здоровья, здорового образа жизни в местных экологических условиях.

Называть актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья.

Формулировать и доказывать свою точку зрения по вопросу сходства и различия правил ЗОЖ для разных людей, проживающих в одной местности.

18.12.17


15

Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека.

25.12.17


16

Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды.

15.01.18


17

Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения.

22.01.18


18

Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

29.01.18


19

Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности.

05.02.18


20

Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма.

12.02.18


21

Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека.

19.02.18


22

Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

26.02.18


Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов)

23

Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Прогноз последствий их реализации.

Разрабатывать проект, направленный на повышение экологической безопасности и здоровьесберегающих характеристик своего ближайшего окружения. Прогнозировать последствия реализации проекта. Объяснять смысл принципа предосторожности. Приводить примеры учета баланса экологических, экономических, социальных интересов при принятии решения.

Называть критерии оценки проекта: целесообразность, реальность, экономичность, посильность, технологичность, устойчивость результатов.

Реализовывать проект в реальной жизни с привлечением социальных партнеров. Применять правила работы в команде.

Вносить в проект изменения по ходу его реализации.

Рефлексировать результаты осуществления проекта.

05.03.18


24

Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов.

12.03.18


25

Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства.

19.03.18


26

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем.

09.04.18


27

Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.

16.04.18


Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов)

28

Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие.

Выступать на прениях с аргументированными суждениями о вкладе экологической культуры, духовного и социально – психологического совершенствования человека в его телесное здоровье, успешную социализацию, возможность иметь полноценную семью, долгую творческую жизнь.

Убеждать собеседника в приоритетности образования и просвещения для решения современных и будущих проблем экологии и здоровья.

Использовать для аргументации примеры из истории, современности, собственной жизни.

Называть существенные признаки просвещения, пропаганды и проводить их сравнение.

Перечислять формы и способы просвещения.

Представлять просветительские идеи на языке публицистики, художественных образов, метафор средствами плаката, буклета или газетной статьи.

Давать определение дебатов, описывать их возможности в развитии лидерских качеств, умений публичных выступлений.

Участвовать в организации просветительской акции. Презентовать результаты освоения курса в виде портфолио.

23.04.18


29

Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков.

30.04.18


30

Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья.

07.05.18


31

Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды.

14.05.18


32

Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны.

14.05.18


33

Художественные образы и метафоры. Язык публицистики.

21.05.18


34

Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.

21.05.18



ИТОГО:


34 часа



Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  1. Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. по­собие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.

  2. Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. - программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни», 8 класс, М.: Просвещение, 2012 г.

  3. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

  4. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии меропри­ятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.

  5. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просве­щение, 1992.

  6. Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.

  7. Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.

Для учащихся

  1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 8 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

  2. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

  3. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: На­родное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

  4. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995

  5. М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека: Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф,2006. – 144с.

  6. И.М.Швец, М.З.Федорова, Т.П.Лукина, В. С. Кучменко. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе; Сборник программ. – Вентана –Граф,2006. – 48с.

  7. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.


Согласовано

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № _____

от « » августа 2017 года

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________Бирюкова Т.В.

« » августа 2017 года


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!