Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа» № 3
г. Комсомольска – на Амуре
«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей» протокол № ____, «____» ___________2015 год | «Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2015 год» | «Утверждаю» Директор _______________ Приказ №_______ «____»_____________2015 год |
Рабочая программа
факультатива «Экология человека»
для 8-х классов
на 2015 – 2016 учебный год
Сведения о составителе:
Молчанова Е.В.
учитель биологии
высшая кв. категория
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Экология человека» для 8 класса составлена на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);
Примерный учебный план для учащихся 9-х классов ОУ Хабаровского края, утвержденный приказом министерства образования края от 30.05.2006 № 451;
Авторской программы «Экологические аспекты здоровья человека» авторы С.А. Цветков, Ф. Н. Салахова Издательство Дрофа 2010 год.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ШМО протокол № 1 от 31.08.2015года. Уровень программы базовый.
Программа составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы программы подчинены достижению фундаментальной цели экологического образования.
Задачи:
- умение людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении;
- сохранение природы;
- уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды.
Главная цель преподавания экологии в 9 классе:
— продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество — природа»;
- раскрыть основные понятия и основное содержание современной экологии, показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования, так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Экология человека | 17 |
3 | Исторический анализ взаимоотношений общества и природы | 4 |
4 | Основные проблемы социальной экологии | 13 |
| Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс ( 35 ч )
Социальная экология
Раздел 1. Введение в социальную экологию (1 ч.)
Что изучает социальная экология. Основные понятия и задачи социальной экологии. Значение социальной экологии для настоящего и будущего человечества.
Раздел 2. Экология человека (16 ч. + 1 ч. практическая работа)
Окружающая человека среда. Воздействие природной, квазиприродной, искусственной и социальной среды на человека. Классификация и иерархия потребностей человека. Биоэтика и поведение человека. Скрытые возможности организма человека. Воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Вредные вещества и их воздействие на человека. Здоровый образ жизни. Вред табака, алкоголя и наркотиков. Взаимоотношения друг с другом. Эволюция личности.
Раздел 3. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы (4 ч.)
История взаимоотношений общества и природы. Экологические кризисы в истории человечества. Экологические (хозяйственные) революции. Общие законы взаимоотношений общества и природы.
Раздел 4. Основные проблемы социальной экологии
(12 ч. + 1 ч. практическая работа )
Влияние современной хозяйственной деятельности общества на биосферу. Понятие о природных и антропогенных экологических катастрофах. Экологическая катастрофа Аральского региона. Стихийные бедствия. Рост численности населения. Урбанизация и рост городов. Экология города. Техносфера. Рациональное природопользование. Ноосфера. Устойчивое развитие общества. Общественное экологическое движение. Конституция РФ и Закон «Об охране окружающей среды» о праве человека на благоприятную окружающую среду.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения экологии учащиеся 9 класса должны знать:
- основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;
- основные экологические последствия этого воздействия;
- современное экологическое состояние экосистем;
- закономерности развития экосистем;
- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования;
- условия устойчивого развития человечества.
Учащиеся должны получить навыки и уметь:
-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
- проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;
- оценивать общее экологическое состояние экосистем на основе биоиндикации;
- проводить практические работы, приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических работ по разделам: «Экология человека», «Основные проблемы социальной экологии».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Наименование темы |
1 | 2 сент | Введение в социальную экологию. |
2 | 9 сент | 1. Экология человека. Окружающая среда организма. |
3 | 16 сент | Воздействие природной среды на человека. |
4 | 23 сент | Значение культурных ландшафтов для человека. |
5 | 30 сент | Воздействие искусственной среды на человека. |
6. | 7 окт | Воздействие социальной среды на человека. |
7. | 14 окт | Классификация и иерархия потребностей человека. |
8. | 21 окт | Биоэтика и поведение человека. |
9. | 28 окт | Скрытые возможности организмы человека. |
10. | 11 ноя | Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека. |
11. | 18 ноя | Классификация вредных вещества. |
12. | 25 ноя | Здоровый образ жизни. |
13. | 2 дек | Вред курения табака. |
14. | 9 дек | Вред алкоголизма. |
15. | 16 дек | Вред употребления наркотиков. Практическая работа № 1 по теме: «О вреде курения, алкоголя, наркомании». |
16. | 23 дек | Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей. |
17. | 13 янв | Развитие личности. |
18. | 20 янв | Проверочная работа по теме: «Экология человека». |
19. | 27 янв | 2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы История взаимоотношений общества и природы. |
20. | 3 фев | Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества. |
21. | 10 фев | Общие законы взаимоотношений общества и природы. |
22. | 17 фев | Проверочная работа по теме: «Исторический анализ взаимоотношений общества и природы». |
23. | 24 фев | 3. Основные проблемы социальной экологии. Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу. |
24. | 2 март | Экологические катастрофы. Практическая работа № 2 по теме: «Влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека». |
25. | 9 март | Экологическая катастрофа Аральского региона. |
26. | 16 март | Стихийные бедствия. |
27. | 23 март | Изменения климата за последние пять тысяч лет. |
28. | 6 апр | Рост численности населения. |
29. | 13 апр | Урбанизация и рост городов. |
30. | 20 апр | Экология города. |
31. | 27 апр | Техносфера и рациональное природопользование. |
32. | 4 мая | Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества. |
33. | 11 мая | Право человека на благоприятную экологическую среду. |
34. | 18 мая | Общественное экологическое движение. |
35 | 25 мая | Обобщение темы: «Социальная экология». |
| | Итого: 35 часа Практическая работа – 2 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.А.Т. Зверев «Экология » учебник для 7-9 классов. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.
2.А.Т. Зверев, В.Н.Кузнецов, Л.А. Ачапкина. Методическое пособие «Экология» для 7-9 классов. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.
3. А.Т. Зверев, А.В.Ачапкина. Практикум «Экология» для 7-9 классоа. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.
Мультимедийная поддержка курса:
1. Видеокассеты: Экологические системы.
Экология XXI век.