СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экология общения» на 2016/2017 учебный год 7 класс (внеурочная деятельность) ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа  «Экология общения» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Экология общения»,  7  класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. -  М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам). Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экология общения» на 2016/2017 учебный год 7 класс (внеурочная деятельность) ФГОС.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д.16

Тел. 8(496) 540-41-46; факс 8(496) 540-41-46



УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2016года

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Экология общения»

на 2016/2017 учебный год 7 «А» класс

(внеурочная деятельность) ФГОС









Составитель: Сенькина Наталья Николаевна

учитель биологии высшей квалификационной категории






2016 год


Пояснительная записка

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено социальное направление.

Данная рабочая программа «Экология общения» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Экология общения», 7 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).

Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа построена на основе общенациональных базовых ценностей российского общества, таких, как гражданственность, социальная солидарность, природа, человечество, и направлена на развитие у обучающихся умений обеспечения экологической безопасности в условиях информационного общества; ненасильственного общения и социального партнерства как непременных условий решения экологических проблем в глобальном мире; обсуждения актуальных вопросов экологии, здоровья, безопасности, ведения работы по экологическому просвещению, а также на формирование ценностного отношения к сохранению многообразия биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.

Программа внеурочной деятельности «Экология общения» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности

и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи.

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально - проектных ситуациях с экологической и здоровье сберегающей тематикой. В примерной программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственность по отношению к внеурочной деятельности начального образования.

В основной школе на базе формируемых универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленная рефлексивно-оценочная деятельность. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста. Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация.

Формируемые ценности:

гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность;

устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России.

Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа. В 7 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с освоением ими новой ведущей деятельности – общения.

Программа направлена на формирование опыта применения экосистемной познавательной модели к общению человека с природой и людьми; развитие коммуникативных и регулятивных умений работы в команде, ненасильственного общения, экологического просвещения; общения по интересующим подростков вопросам экологии, здоровья, безопасности; формирование ценностного отношения к биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.

Цель курса «Экология общения»

Цель программы «Экология общения»: сформировать у подростка готовность рассматривать жизненные ситуации общения как экологические; воспитать осмысленную нравственную позицию по отношению к проблемам экологии общения (сквернословие, правонарушения, курение, опасные средства коммуникации), обогатить опыт применения универсальных учебных действий в реальной жизни (доказывать, убеждать, вести спор, предупреждать ссору, соблюдать культуру устной и письменной речи) для решения этих проблем.

Цель конкретизирована следующими задачами:

- умение выявлять экологические опасности в узнаваемых жизненных ситуациях;

- умение осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения;

- ведение эколого – просветительской деятельности;

- освоение экосистемной познавательной модели;

- умение найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, музеях, Интернете; деятельность редколлегии классной экологической газеты, пресс-конференция «Наши полезные экологические советы», оформление информационного уголка в классе, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов, дискуссионный клуб, психологический практикум-тренинг, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты, заседания киноклуба.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология общения» предназначена для обучающихся 7 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

Основная часть занятий проводятся в кабинете биологии. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

Место учебного курса в учебном плане

Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю (34 часа в год). Продолжительность занятия – 45 минут.

Содержание рабочей программы соответствует авторской программе.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

- Введение.

- Информация как экологический фактор.

- Экологическая безопасность в информационной среде.

- Работаем в команде.

- Учусь экологическому просвещению.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования.

Личностные результаты предусматривают умения:

  • формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;

  • рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;

  • согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;

  • высказывать личную точку зрения

  • Метапредметными результатами являются умения:

  • приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;

  • схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать еѐ;

  • собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;

  • называть существенные признаки дискуссии, составлять еѐ сценарий и организовывать еѐ; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;

  • применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по еѐ существенным признакам;

  • представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно;

  • рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;

  • называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и

  • взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;

  • называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);

  • перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность;

  • называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;

  • применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;

  • перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;

  • проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.

  • Предметными результатами являются представления:

  • о предмете изучения экологии человека;

  • связи совместных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения;

  • об информации как новом экологическом факторе жизни современного человека;

  • об экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических проблемах общения с природой и людьми;

  • а также умения:

  • высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения, их влияния на здоровье человека;

  • устанавливать причинно - следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием, разнообразием этнокультур и выживание человечества;

  • приводить примеры сохранения биологического разнообразия, возрождения культуры коренных народов своей местности;

  • обосновывать значение общения с природой для телесного и психологического здоровья человека;

  • использовать данные науки, культурно – исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека;

  • перечислять технические средства связи, способы их безопасного использования;

  • называть способы организации экологически безопасной видео – и аудиосреды;

  • приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека;

  • называть способы распознавания информационного терроризма и защиты от него;

  • в ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений;

  • называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе в команде для выполнения экологического проекта;

  • называть цели экологического просвещения, его принципы и формы; участвовать в эколого-просветительском проекте.

Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.


Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология общения» обучающиеся 7 класса


должны знать:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

должны уметь:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.






































Календарно-тематическое планирование «Экология общения» в 7 «А» классе 1 час в неделю (всего 34 часа в год)


№ п/п


Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

Плановые сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения.

Раздел 1. Введение (3 часа)

1

Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни.


Называть предмет изучения экологии человека. Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения. Перечислять группы экологических факторов жизни человека. Высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения. Давать им оценку с точки зрения экологической безопасности. Согласовывать цели и задачи клуба со своими интересами. Представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее. Делиться позитивным опытом общения. Формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения.

08.09.16


2

Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.

15.09.16


3

Цели и задачи клуба «Экология общения». Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста.

22.09.16


Раздел 2. Информация как экологический фактор (9 часов)

4

Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании.

Устанавливать причинно – следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Приводить примеры способов сохранения генетической информации вымирающих видов растений и животных.

Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека как биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя, наркотических веществ на генетическое здоровье человека. Обосновывать значение общения с природой для телесного и психического здоровья человека. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни.

Приводить примеры информации о способах рационального природопользования в культуре местных народов. Приводить примеры сохранения и возрождения культуры коренных народов своей местности.

Обосновывать роль общения для полноценного развития человека.

Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позиции. Называть требования к организации дискуссии. Составлять сценарий дискуссии и организовывать ее.

29.09.16


5

Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов, формы ее сохранения.

06.10.16.


6

Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение, наркомания как факторы, снижающие уровень генетического здоровья человека.

13.10.16.


7

Общение с природой, его формы. Ценность природной среды в культуре народов России.

20.10.16.


8

Культура как источник информации о способах рационального природопользования.

27.10.16.


9

Формы сохранения ценной культурной информации. Уменьшение этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема.

10.11.16.


10

Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития.

17.11.16.


11

Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения.

24.11.16.


12

Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения взаимоприемлимого решения.

01.12.16.


Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде (9 часов)

13

Экологическая безопасность технических средств связи.

Перечислять технические средства связи, представлять информацию об их влиянии на здоровье человека, о способах безопасного пользования техническими средствами связи. Обобщать информацию о влиянии шума и вибрации на организм человека. Приводить примеры манипулятивного воздействия. Применять способы его нейтрализации. Распознавать уловки – манипуляции в рекламе. Приводить примеры информационного терроризма. Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, свободного доступа к объективной информации. Объяснять роль языка в жизни человека. Приводить мнения разных специалистов о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека. В дискуссии отстаивать свою точку зрения на проблему сквернословия в обществе. Рефлексировать опыт досугового общения по волнующим проблемам курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. В ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений.

08.12.16.


14

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека.

15.12.16.


15

Примеры манипулятивного воздействия и способы его нейтрализации.

22.12.16.


16

Способы распознавания недостоверной информации в рекламе.

29.12.16.


17

Способы распознавания информационного терроризма и защита от него.

12.01.17.


18

Язык – основа культурной среды человека. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека.

19.01.17.


19

Личная позиция в дискуссии.

26.01.17.


20

Способы противостояния опасным предложениям при общении.

02.02.17.


21

Формы предложения курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений. Формы и способы отказа.

09.02.17.


Раздел 4. Работаем в команде (9 часов)

22

Социальное партнерство как условие устойчивого развитие общества.

Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнерства для решения экологических проблем. Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса и уступки. Приводить их примеры в жизненных ситуациях. Называть существенные различия конструктивной критики и конфликта. Перечислять способы аргументации: рассуждение, научное доказательство, ссылка на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл. Применять правила спора в модельных ситуациях. Называть способы предупреждения конфликта и выхода из него. Называть существенные признаки мягкого управления, принципа обратной связи. Приводить примеры мягкого управления для предупреждения и решения экологических проблем. Называть принципы работы в команде. Применять принципы работы в команде при выполнении проекта на экологическую тему.

16.02.17.


23

Ненасильственное общение. Диалог.

02.03.17.


24

Компромисс и уступка. Конструктивная критика.

09.03.17.


25

Искусство спора. Аргументация.

16.03.17.


26

Избегание конфликтов. Выход из конфликта.

23.03.17.


27

Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления.

06.04.17


28

Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем.

13.04.17


29

Принципы работы команды.

20.04.17


30

Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели.

27.04.17



Раздел 5. Учусь экологическому просвещению (4 часа)

31

Цели, принципы, формы экологического просвещения.

Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы. Приводить примеры учета возрастных особенностей аудитории и ее интересов в просветительской работе. Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения. Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу.

04.05.10.


32

Экологическое просвещение. Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов.

11.05.10.


33

Социальные требования к просветительскому проекту. Доказательность. Убедительность.

18.05.10.


34

Экспертиза проекта. Защита проекта.

25.05.10.



ИТОГО:


34 ч




ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.


  1. Программы внеурочной деятельности «Экология общения», 7 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).

  2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2000.

  3. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт,2000.

  4. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.

  5. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009.

  6. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2009.

  7. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет.- М.: Прогресс, 1997.

  8. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.: Тетра Системс, 2009.

  9. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2004.

  10. Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2005.


Учебное оборудование

- компьютер

- проектор

- экран

- видеофильмы

- изобразительные инструменты и материалы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!