Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа» № 3
г. Комсомольска – на Амуре
«Утверждаю» Директор Галяутдинова Н.Л. Приказ № 190-од «30»_08 2023 год |
Рабочая программа
по экологии
для 11А класса (естественнонаучная гр)
на 2023 – 2024 учебный год
Сведения о составителе:
Молчанова Е.В.
учитель биологии
высшая кв. категория
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10-11 класса по учебному предмету «Экология» составлена на основе:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с последующими дополнениями;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з
Письмо МКУ информационно-методического центра города Комсомольска - на - Амуре «О реализации регионального компонента» от 16.11.2017 № 01-11/50
Авторской программы по экологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, М.: Русское слово, 2014).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Экология» изучается в профильном медицинском классе 10-11 классах средней школы. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология или охрана природы.
Программой по экологии за курс основной школы предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения. В данном курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Общая экология» (10 класс) рассматриваются типы экосистем закономерности взаимоотношений живых организмов в биосфере, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях, экологическая ситуация на разных этапах существования планеты. В курсе изучения прослеживаются возможности поддержания экологического баланса среды на основе различных методов познания и использования природы. Определяется зависимость изменения биосферного разнообразия на разных ступенях антропогенеза. Большое внимание уделяется работам учёных в области экологии, а так же индивидуальной практической направленности при изучении предмета с целью изменения норм поведения современного человека в соответствии с закономерностями природы.
В разделе «Социальная экология» (11 класс) рассматривается положение человека в органическом мире и пути его адаптации, приемлемые условия для жизнедеятельности и различные виды потребностей. В курсе характеризуется влияние стрессов на адаптацию организма, воздействие экстремальных условий. Так же даётся установка на возможность долголетия, благодаря здоровому образу жизни. Описываются биосферные функции человеческого организма и связь человеческой деятельности с функционированием природы. Рекомендуется прививать в обществе позитивные принципы морали и строить промышленное производство с учётом экологических норм.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Часть часов программы отводиться на реализацию проекта ХОУП, где рассматриваются социально значимые вопросы.
Основная цель курса:
продолжение формированиия у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
Задачи курса:
-создание у учащихся понятийного аппарата и продолжение формирования экологического мышления; -овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; к людям и к своей личности -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде, здоровому образу жизни
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану МОУ СОШ № 3 предмет «Экология» изучается в 10 классе из расчёта 1 ч. в неделю 34 учебных недели: в 11 классе – 1 час в неделю 34 учебных недели.
Планируемые результаты
Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету «Экология».
Предметные результаты
1.Сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек – общество – природа».
2.Сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности.
3.Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.
4.Владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.
5.Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среды.
6.Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Метапредметные результаты.
1.Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, нучно-популярной литературой, словарями и справочниками,; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2.Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
4.Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты.
1.Выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.
2.Приобретение опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
3.Реализация основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни здоровьесберегающих технологий.
4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, их эстетического восприятия.
5.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, рефлексивной и социально- практической деятельности.
Выпускник научится
- характеризовать общие экологические закономерности, их практическую значимость;
-применять методы экологической науки для изучения общих экологических закономерностей: наблюдать и описывать экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих экологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять существенные признаки экосистем и экологических процессов;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
— выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в биосфере;
— аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;
— обосновывать пути решения экологических проблем исходя из установок концепции устойчивого раз-
вития.
Итоговая отметка выпускника средней школы
Внутренняя оценка включает:
текущую и тематическую отметка
итоговая отметка за полугодия и год.
Критерии оценки
Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий.
Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий.
Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий.
Низкий уровень (Отметка «2») - выполнено менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
с помощью коэффициента усвоения К
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р – общее число ответов
Коэффициент К Оценка
0,9-1 «5»
0,8-0,89 «4»
0,7-0,79 «3»
Меньше 0,7 «2».
Содержание программы учебного курса «Общая экология»
(11 класс)
Глава 1. Человек в биосфере (11 ч)
Становление и сущность человека. Биологические и социальные признаки человека. Взаимодействия человека с природной средой. Климат, погода, ландшафт, комфортные для человека. Адаптивные морфо-физиологические признаки человека. Конституция человека разных зон обитания. Биологические ритмы в жизни человека. Природное и социальное время. Стрессы и стресс-реакции. Особенности адаптаций человека к экстремальным условиям Крайнего Севера, высокогорья, невесомости. Загрязнения среды. Опасные факторы: излучения, тяжёлые металлы, ядохимикаты. Продолжительность жизни человека. Здоровье. Здоровый образ жизни. Образ жизни и долголетие.
Основные понятия: природная среда, социальная среда, природа и сущность человека, адаптация, конституция, биологический ритм, стресс, загрязнения, здоровье, здоровый образ жизни, долголетие.
Глава 2. Экология общества (12 ч)
Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Особенности освоения человеком
природы. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Техническое освоение природы. Становление социоэкосистем. Противоречия социоэкосистем и сущность экологических проблем. Народонаселение. Демографическая история и пути решения демографических проблем. Истощение ресурсов и энергетический кризис. Загрязнение среды как глобальная проблема. Культурно-исторические истоки экологического кризиса. Отношение к природе в культуре разных народов. Биосферные функции человека. Учение о ноосфере. Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности.
Основные понятия: биогенный этап в развитии общества, аграрное общество, индустриальное общество, социоэкосистема, техника, экологическая проблема, демография, природные ресурсы, энергетический кризис, загрязнение, экологический кризис, ноосфера.
Глава 3. На пути к новой цивилизации (11 ч)
Альтернативные пути развития цивилизации. Глобалистика, исследования «Римского клуба». Концепция устойчивого развития. Декларация по окружающей среде и развитию. Культура и мораль новой цивилизации. Политическая экология. Экологическое право на пути защиты интересов людей. Экологический мониторинг и экологическая информатика. Экологические подходы к экономике постиндустриального общества. Пути гармонизации взаимодействия техносферы и биосферы. Безотходное и экологическое производство. Зелёная экономика. Замкнутые технологические циклы. Биотехнология и оздоровление окружающей среды. Экологический смысл освоения космоса.
Основные понятия: глобалистика, устойчивое развитие, экологическая культура, экомониторинг, экологическая безопасность, техносфера, экологическое производство, зелёная экономика, биотехнология, постиндустриальное общество.
Заключение (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
Тематическое планирование 11 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Человек в биосфере | 10 |
2 | Экология общества | 12 |
3 | На пути к новой цивилизации | 11 |
| Итого: | 33 |
Поурочное планирование 11 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Практические работы, контрольные работы | Домашнее задание |
1 | 4.09 | Человек в биосфере. | | §1 |
2 | 11.09 | Необходимые для человека условия жизни. | | §2 |
3 | 18.09 | Адаптация. | | Записи в тетр |
4 | 25.09 | Конституция как адаптивный признак. | | §3 |
5 | 2.10 | Время и функции организма. | | §4 |
6 | 9.10 | Стресс как реакция адаптации. | | §5 |
7 | 16.10 | Человек в экстремальных условиях. | | проекты |
8 | 23.10 | Окружающая среда и здоровье человека. | | §6 |
9 | 6.11 | Продолжительность жизни человека. | | §6 |
10 | 13.11 | Образ жизни и долголетие. | | §7 |
11 | 20.11 | Экологический подход к взаимодействию общества и природы. | | §8 |
12 | 27.11 | Особенности освоения человеком природы. | | §9 |
13 | 4.12 | Исторические этапы взаимодействия общества и природы. | | §10 |
14 | 11.12 | Становление система «общество-природа». | | §11 |
15 | 18.12 | Сущность экологических проблем. | | §12 |
16 | 25.12 | Рост народонаселения планеты. | | §12 |
17 | 15.01 | Истощение ресурсов и энергетических кризис. | | §13 |
18 | 22.01 | Загрязнение как глобальная проблема. | | §14 |
19 | 29.01 | Мировоззренческие истоки экологического кризиса. | | проекты |
20 | 5.02 | Биосферные функции человека. | | §15 |
21 | 12.02 | Учение о ноосфере. | | §16, сообщения |
22 | 19.02 | Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности. | | § 17 |
23 | 26.02 | Поиск альтернативных путей развития. | | §18 |
24 | 4.03 | Концепция устойчивого развития. | | §19 |
25 | 11.03 | Культура и мораль новой цивилизации. | | §20 |
26 | 18.03 | Политическая экология. | | §21 |
27 | 1.04 | Экологическое право. | | §22 |
28 | 8.04 | Экологическая информатика. | | §23 |
29 | 15.04 | Экологизация экономики. | | §24 |
30 | 22.04 | Инженерная экология. | | §25 |
31 | 29.04 | Безотходное и экологическое производство. | | §26 |
32 | 6.05 | Экологическая биотехнология. | | Доп тексты |
33 | 13.05 | Освоение космоса и проблемы экологии. | | §27 |
34 | 20.05 | Некоторые уроки экологии. Заключение. | | §29 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Мамедова, Н.М. Рабочая программа к учебнику «Экология» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. —М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015 — 40 с. — (Инновационная школа).
2. Мамедова, Н.М. Рабочая программа к учебнику «Экология» для 1 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. —М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015 — 56 с. — (Инновационная школ
3. Мамедов, Н.М., Суравегина, И.Т. экология:учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/Н.М. Мамедов, и.Т. Суравегина. – М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2014.- 192 с.: ил.- (Инноввационная школа)
4. Мамедов, Н.М., Суравегина, И.Т. экология:учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/Н.М. Мамедов, и.Т. Суравегина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2017.- 200 с.: ил.- (Инноввационная школа)
5. 1.Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. Гриф МО РФ. Инфра-М, Форум, 2015.
6. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
7. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
8. https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2016/01/08/uchebno-metodicheskiy-kompleks-po-ekologii