СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Экологии для профильного медицинского класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет "Экология" изучается в профильном медицинском 10-11 классах средней школы. Содержание и структура этого курса предполагает углубленное изучение раздела "Экологии" в соответствии  слогикой экологической триады - общая экология-социальная экология - практическая экология и охрана природы. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Экологии для профильного медицинского класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа» № 3

г. Комсомольска – на Амуре


«Утверждаю»

Директор Галяутдинова Н.Л. Приказ № 190-од

«30»_08 2023 год








Рабочая программа

по экологии

для 11А класса (естественнонаучная гр)

на 2023 – 2024 учебный год







Сведения о составителе:

Молчанова Е.В.

учитель биологии

высшая кв. категория

















2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10-11 класса по учебному предмету «Экология» составлена на основе:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с последующими дополнениями;

  1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з

  2. Письмо МКУ информационно-методического центра города Комсомольска - на - Амуре «О реализации регионального компонента» от 16.11.2017 № 01-11/50

  3. Авторской программы по экологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, М.: Русское слово, 2014).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».



Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Экология» изучается в профильном медицинском классе 10-11 классах средней школы. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология или охрана природы.

Программой по экологии за курс основной школы предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения. В данном курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» (10 класс) рассматриваются типы экосистем закономерности взаимоотношений живых организмов в биосфере, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях, экологическая ситуация на разных этапах существования планеты. В курсе изучения прослеживаются возможности поддержания экологического баланса среды на основе различных методов познания и использования природы. Определяется зависимость изменения биосферного разнообразия на разных ступенях антропогенеза. Большое внимание уделяется работам учёных в области экологии, а так же индивидуальной практической направленности при изучении предмета с целью изменения норм поведения современного человека в соответствии с закономерностями природы.

В разделе «Социальная экология» (11 класс) рассматривается положение человека в органическом мире и пути его адаптации, приемлемые условия для жизнедеятельности и различные виды потребностей. В курсе характеризуется влияние стрессов на адаптацию организма, воздействие экстремальных условий. Так же даётся установка на возможность долголетия, благодаря здоровому образу жизни. Описываются биосферные функции человеческого организма и связь человеческой деятельности с функционированием природы. Рекомендуется прививать в обществе позитивные принципы морали и строить промышленное производство с учётом экологических норм.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших зако­номерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Часть часов программы отводиться на реализацию проекта ХОУП, где рассматриваются социально значимые вопросы.



Основная цель курса:

  • продолжение формированиия у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

-создание у учащихся понятийного аппарата и продолжение формирования экологического мышления; -овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой

природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; к людям и к своей личности -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде, здоровому образу жизни

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану МОУ СОШ № 3 предмет «Экология» изучается в 10 классе из расчёта 1 ч. в неделю 34 учебных недели: в 11 классе – 1 час в неделю 34 учебных недели.













Планируемые результаты

Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету «Экология».

Предметные результаты

1.Сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек – общество – природа».

2.Сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности.

3.Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.

4.Владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

5.Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среды.

6.Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Метапредметные результаты.

1.Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, нучно-популярной литературой, словарями и справочниками,; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

2.Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

4.Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты.

1.Выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.

2.Приобретение опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

3.Реализация основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни здоровьесберегающих технологий.

4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, их эстетического восприятия.

5.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, рефлексивной и социально- практической деятельности.

Выпускник научится

- характеризовать общие экологические закономерности, их практическую значимость;

-применять методы экологической науки для изучения общих экологических закономерностей: наблюдать и описывать экосистемы своей местности;

- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих экологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять существенные признаки экосистем и экологических процессов;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека, получаемую из разных источников;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в биосфере;

аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;

обосновывать пути решения экологических проблем исходя из установок концепции устойчивого раз-

вития.























Итоговая отметка выпускника средней школы

Внутренняя оценка включает:

  • текущую и тематическую отметка

  • итоговая отметка за полугодия и год.

Критерии оценки

Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий.

Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий.

Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий.

Низкий уровень (Отметка «2») - выполнено менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов

Коэффициент К Оценка

0,9-1 «5»

0,8-0,89 «4»

0,7-0,79 «3»

Меньше 0,7 «2».







































Содержание программы учебного курса «Общая экология»

(11 класс)

Глава 1. Человек в биосфере (11 ч)

Становление и сущность человека. Биологические и социальные признаки человека. Взаимодействия человека с природной средой. Климат, погода, ландшафт, комфортные для человека. Адаптивные морфо-физиологические признаки человека. Конституция человека разных зон обитания. Биологические ритмы в жизни человека. Природное и социальное время. Стрессы и стресс-реакции. Особенности адаптаций человека к экстремальным условиям Крайнего Севера, высокогорья, невесомости. Загрязнения среды. Опасные факторы: излучения, тяжёлые металлы, ядохимикаты. Продолжительность жизни человека. Здоровье. Здоровый образ жизни. Образ жизни и долголетие.

Основные понятия: природная среда, социальная среда, природа и сущность человека, адаптация, конституция, биологический ритм, стресс, загрязнения, здоровье, здоровый образ жизни, долголетие.



Глава 2. Экология общества (12 ч)

Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Особенности освоения человеком

природы. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Техническое освоение природы. Становление социоэкосистем. Противоречия социоэкосистем и сущность экологических проблем. Народонаселение. Демографическая история и пути решения демографических проблем. Истощение ресурсов и энергетический кризис. Загрязнение среды как глобальная проблема. Культурно-исторические истоки экологического кризиса. Отношение к природе в культуре разных народов. Биосферные функции человека. Учение о ноосфере. Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности.

Основные понятия: биогенный этап в развитии общества, аграрное общество, индустриальное общество, социоэкосистема, техника, экологическая проблема, демография, природные ресурсы, энергетический кризис, загрязнение, экологический кризис, ноосфера.



Глава 3. На пути к новой цивилизации (11 ч)

Альтернативные пути развития цивилизации. Глобалистика, исследования «Римского клуба». Концепция устойчивого развития. Декларация по окружающей среде и развитию. Культура и мораль новой цивилизации. Политическая экология. Экологическое право на пути защиты интересов людей. Экологический мониторинг и экологическая информатика. Экологические подходы к экономике постиндустриального общества. Пути гармонизации взаимодействия техносферы и биосферы. Безотходное и экологическое производство. Зелёная экономика. Замкнутые технологические циклы. Биотехнология и оздоровление окружающей среды. Экологический смысл освоения космоса.

Основные понятия: глобалистика, устойчивое развитие, экологическая культура, экомониторинг, экологическая безопасность, техносфера, экологическое производство, зелёная экономика, биотехнология, постиндустриальное общество.

Заключение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний обучающихся.

Тематическое планирование 11 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Человек в биосфере

10

2

Экология общества

12

3

На пути к новой цивилизации

11


Итого:

33

























































Поурочное планирование 11 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Практические работы, контрольные работы

Домашнее задание

1

4.09

Человек в биосфере.


§1

2

11.09

Необходимые для человека условия жизни.


§2

3

18.09

Адаптация.


Записи в тетр

4

25.09

Конституция как адаптивный признак.


§3

5

2.10

Время и функции организма.


§4

6

9.10

Стресс как реакция адаптации.


§5

7

16.10

Человек в экстремальных условиях.


проекты

8

23.10

Окружающая среда и здоровье человека.


§6

9

6.11

Продолжительность жизни человека.


§6

10

13.11

Образ жизни и долголетие.


§7

11

20.11

Экологический подход к взаимодействию общества и природы.


§8

12

27.11

Особенности освоения человеком природы.


§9

13

4.12

Исторические этапы взаимодействия общества и природы.


§10

14

11.12

Становление система «общество-природа».


§11

15

18.12

Сущность экологических проблем.


§12

16

25.12

Рост народонаселения планеты.


§12

17

15.01

Истощение ресурсов и энергетических кризис.


§13

18

22.01

Загрязнение как глобальная проблема.


§14

19

29.01

Мировоззренческие истоки экологического кризиса.


проекты

20

5.02

Биосферные функции человека.


§15

21

12.02

Учение о ноосфере.


§16, сообщения

22

19.02

Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности.


§ 17

23

26.02

Поиск альтернативных путей развития.


§18

24

4.03

Концепция устойчивого развития.


§19

25

11.03

Культура и мораль новой цивилизации.


§20

26

18.03

Политическая экология.


§21

27

1.04

Экологическое право.


§22

28

8.04

Экологическая информатика.


§23

29

15.04

Экологизация экономики.


§24

30

22.04

Инженерная экология.


§25

31

29.04

Безотходное и экологическое производство.


§26

32

6.05

Экологическая биотехнология.


Доп тексты

33

13.05

Освоение космоса и проблемы экологии.


§27

34

20.05

Некоторые уроки экологии. Заключение.


§29

























Перечень учебно-методического обеспечения

1. Мамедова, Н.М. Рабочая программа к учебнику «Экология» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. —М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015 — 40 с. — (Инновационная школа).

2. Мамедова, Н.М. Рабочая программа к учебнику «Экология» для 1 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. —М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015 — 56 с. — (Инновационная школ

3. Мамедов, Н.М., Суравегина, И.Т. экология:учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/Н.М. Мамедов, и.Т. Суравегина. – М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2014.- 192 с.: ил.- (Инноввационная школа)

4. Мамедов, Н.М., Суравегина, И.Т. экология:учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/Н.М. Мамедов, и.Т. Суравегина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2017.- 200 с.: ил.- (Инноввационная школа)

5. 1.Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. Гриф МО РФ. Инфра-М, Форум, 2015.



6. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).



7. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).



8. https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2016/01/08/uchebno-metodicheskiy-kompleks-po-ekologii