МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ. Живая планета
5 класс
на 2015/2016 учебный год
(уровень образования - основное общее)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой " Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5–9 классы. — М. : Академкнига/Учебник,2015. — 64 с. ISBN 978–5-49400-" | |
| |
| |
Учитель | Чепелева Юлия Валериевна |
| |
г. Симферополь, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса...............3
3. Требования к уровню подготовки………………………………………...5
4. Содержание учебного предмета………………………………………..…9
5. Учебно-тематический план……………………………………………….11
6. Список литературы ..........................................…………………………....12
Приложение №1. Календарно-тематическое планирование. 5 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом и профильном уровнях.
Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.
А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с. Самкова, В.А.
Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5–9 классы. — М. : Академкнига/Учебник,2015. — 64 с. ISBN 978–5-49400-
Примерная рабочая программа по учебному курсу реализована в учебных пособиях и других компонентах УМК по экологии:
«Экология. Живая планета. 5 класс» (Л.И. Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко),
«Экология. Природа. Человек. Культура. 6 класс» (В.А. Самкова, Л.И. Шурхал),
«Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» (В.А. Самкова, Л.И. Шурхал),
«Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» (В.А. Самкова),
«Экология. Город, в котором мы живём. 9 класс» В.А. Самкова).
Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:
— сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;
— на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.
Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:
— способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
— формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
— формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
— знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как крымчанами в будущем;
— развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
— вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
— знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.
Принцип преемственности. Программа для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартом начального общего образования по окружающему миру. Соответственно каждая из программ для 5–9 классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса.
Принцип междициплинарной интеграции в настоящее время одна из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с учебным планом:
— биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
— география: сферы Земли, природные зоны, климат;
— история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
— русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи — научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь — доклад, выступление; навыки работы с текстами — сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;
— литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
— изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения.
В содержании курса идея гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек. Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете как закономерный этап развития биосферы, с другой — охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.
Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Требования к подготовке учащихся
Образование человека есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только всё нынешнее поколение, и прошлое, и даже будущее человечество.
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств
ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.
Требования к экологической подготовке учащихся, изучающих курс «Экология» (планируемые результаты обучения и воспитания), описывают, что именно и на каком уровне должен усвоить учащийся. В сущности, планируемые результаты являются конкретизацией целей курса в соответствии с содержанием основных его разделов.
Охарактеризуем основные ступени системы требований к усвоению содержания курса
Ступени системы требований к усвоению содержания курса «Экология»
Ступени системы требований | Уровни познания | Процедурные уровни (в науке) | Уровни деятельности | Познавательные категории |
5. Прогнозировать
изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека | Восхождение от абстрактного к конкретному | Прогноз | Применение и формирование творческого образа | Отношения |
4 Объяснять
характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д. | Формализация.
Систематизация | Теоретическое обобщение | Объяснение и формирование познавательного образа | Отношения |
3.Описыватькомпоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п. | Систематизация.
Описание | Эмпирическое обобщение.
Описание | Объяснение и формирование познавательного образа | Свойства |
2.Определять—измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды и/или отдельных ее компонентов | Описание | Описание | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
1.Называть—показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды | Распознавание | Сбор фактов | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
Охарактеризуем три основных уровня обязательного усвоения содержания программы: I — описание, II — объяснение и III — прогнозирование/проектирование. Первый уровень характеризуется умением школьника описывать различные природные объекты и основные типы экологических взаимодействий в системе «организм—окружающая среда». Второй, более высокий уровень, связан с умением объяснять характер взаимодействий живых организмов с другими компонентами экосистемы. Высший, третий уровень, может считаться достигнутым в том случае, если ученик овладевает основами прогнозирования — умения высказывать компетентные обоснованные суждения о предполагаемом направлении развития разнообразных экологических ситуаций, и проектирования — умения находить грамотные с экологической точки зрения решения проблем, возникающих в различных сферах деятельности человека. Именно этот уровень позволяет судить о степени сформированности ноосферного мышления у школьников.
Каждый из трех уровней соотносится с определенной группой требований к подготовке учащихся. При этом умения “называть (распознавать)”, “определять (измерять)” являются базовыми: владение этими умениями является необходимым условием для усвоения содержания, связанного с действиями “описывать”, “объяснять” и “прогнозировать/проектировать”. Каждый последующий уровень сложнее, чем предыдущий и реализует степень сложности выполняемых действий по возрастающей. Таким образом, действия, связанные с проектированием и прогнозированием, являются вершиной своеобразной пирамиды, а далее, ближе к ее основанию располагаются разнообразные умения и навыки, необходимые для формирования умений более высокого порядка.
На основе заданного обязательного минимума содержания и требований к его усвоению разработаны измерители — система разнообразных диагностических методик, включающих проверочные тестовые задания, задачи, проблемные ситуации, тесты для самооценки и самоконтроля — которые дают возможность судить об уровне экологической подготовки учащихся и эффективности использованных педагогических методов и технологий.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Программа курса
5 класс Введение в экологию: Живая планета
(34 ч; 1 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Практические работы:
1. Путешествие в прошлое: изобретаем колесо.
2. В поисках источников энергии.
Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Практические работы:
3. Аквариум как модель экосистемы.
4. Изучение и оценка экологического состояния микрорайона школы (двора дома, в котором ты живешь).
Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Практическая работа:
5. Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме.
Тема 4. Край, где ты живёшь (6 ч, резервные часы на региональный компонент)
( тема разрабатывается с учетом региона проживания)
Крымский регион, особенности географического положения, территория и границы. Природа московского края в прошлом. Изменение природы Крымского региона человеком, его причины. Современный рельеф столицы.
Полезные ископаемые Крыма. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Глина в истории Крыма. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.
Погодные условия Крыма. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Крыму (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в Крыму.
Воздух Крыма, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в Симферополе. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Водные ресурсы Крыма, их значение в истории развития столицы. Река Салгир — главная река столицы. Водоснабжение Крыма в прошлом и настоящем. Загрязнение городских рек. Мероприятия по очистке воды в реках.
Зеленые насаждения Крыма. Леса Крымского региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни.
Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады Крыма. Правила поведения в природе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Самкова В.А. Экология. 5–9 кл. Примерная рабочая программа по учебному курсу. — М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания.
Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета. 5 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 5 класс.: практикум. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 и последующие годы издания.
Готовятся к изданию:
Самкова В.А, Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: методическое пособие.
Календарно-тематическое планирование. 5 класс по экологии.
№ п/п | Основное содержание урока | Тип урока | Дата. | Основные элементы содержания | Компетенция | Основные виды деятельности |
План. | Факт. |
1. 1 | Введение. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. | Урок постановки учебной задачи | | | Презентация Запись основных понятий беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Называть основные методы изучения природы. Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации |
2. 2 | Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (6 ч) 1.1. Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. | Урок постановки учебной задачи | | | Презентация беседа Запись основных понятий | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Проверять свои знания с использованием рисунка учебника Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. |
3. 3 | 1.2. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. | Урок решения учебной задачи | | | Презентация беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
4. 4 | 1.3. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. | Урок решения учебной задачи | | | Презентация беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
5. 5 | 1.4. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. | Урок решения учебной задачи | | | Презентация защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
6. 6 | 1.5. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
7. 7 | 1.6. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Практические работы: 1. Путешествие в прошлое: изобретаем колесо. 2. В поисках источников энергии. | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска Запись основных понятий беседа защита проектов ПР | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
8. 8 | Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч) 2.1. Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска Запись основных понятий | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Проверять свои знания в ходе заполнения схем. Давать понятии «экология»умение обосновывать универсальную ценность природы, выражать свое мнение и отношение к природе различными средствами. |
9. 9 | 2.2. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска Запись основных понятий | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
10. 10 | 2.3. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Практические работы: 3. Аквариум как модель экосистемы. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска беседа ПР | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
11. 11 | 2.4. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
12. 12 | 2.5. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
13. 13 | 2.6. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
14. 14 | 2.7. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска Запись основных понятий беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
15. 15 | 2.8. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
16. 16 | 2.9. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Практические работы: 4. Изучение и оценка экологического состояния микро- района школы (двора дома, в котором ты живешь). | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска Запись основных понятий беседа ПР | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
17. 17 | 2.10. Обобщающий урок потеме 2 «Основные понятия экологии» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | | | Проверка знаний учащихся | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
18. 18 | Тема 3. Сообщества и экосистемы (13 ч) 3.1. Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. , | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска Запись основных понятий беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Проверять свои знания с использованием рисунка учебника Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Давать понятия и объяснять их Уметь приводить примеры искусственных экосистем Понимать их роль в природе |
19. 19 | 3.2. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
20. 20 | 3.3. Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска. беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
21. 21 | 3.4. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений. | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска. Запись основных понятий | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
22. 22 | 3.5. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. | Урок решения учебной задачи | | | Построение схемы | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
23. 23 | 3.6. Пищевые связи в экосистеме. Практическая работа: 5. Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме. | Урок решения учебной задачи | | | Построение схемы ПР | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
24. 24 | 3.7. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска Построение схемы | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
25. 25 | 3.8. Пищевые сети. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска Построение схемы | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
26. 26 | 3.9. Природные и искусственные экосистемы. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска. Запись основных понятий беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
27. 27 | 3.10. Сравнительная характеристика природной и искусственной экосистем(на примере поля и луга). | Урок решения частных задач с применением открытого способа | | | Интерактивная доска беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
28. 28 | 3.11. Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. | Урок решения учебной задачи | | | . беседа | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
29. 29 | 3.12. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. | Урок постановки учебной задачи | | | Презентация Запись основных понятий | Коммуникативная, учебно-познавательная. |
30. 30 | 3.13. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. | Урок решения учебной задачи | | | Интерактивная доска беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
31. 31 | Тема 4. Край, где ты живёшь (6 ч) 4.1. Крым, особенности географического положения, территория и границы. Природа Крыма в прошлом. Изменение Крымского региона человеком, его причины. Современный рельеф края. | Урок постановки учебной задачи | | | Интерактивная доска Физическая карта Крыма. География Крыма: Природа беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Изучать природу родного края Видеть проблемы в крае Анализировать экологическое состояние региона Умение оценивать состояние отдельных элементов окружающей среды своей местности Умение прогнозировать изменения экологической ситуации в своем регионе |
32. 32 | 4.2. Полезные ископаемые Крыма. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Мергель (цементное сырьё). Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды. | Урок решения учебной задачи | | | Физическая карта Крыма. Запись основных понятий беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
33. 33 | 4.3. Погодные условия Крыма. Факторы, определяющие климат края. Борьба двух воздушных потоков – северо-восточного и юго-восточного. Изменчивость погоды и её влияние на растительность Крыма. Опасные погодные явления в Крыму. | Урок решения учебной задачи | | | Презентация Запись основных понятий беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная |
34. 34 | 4.4. Водные ресурсы Крыма. Черное море. Азовское море. Река Салгир- главная река края. Загрязнение водных ресурсов. Проблемы рационального использования водных ресурсов. | Урок решения учебной задачи | | | Презентация Запись основных понятий беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная |
35. 35 | 4.5. Почвенные ресурсы Крыма. Растительный и животный мир Крыма. Богатство видового разнообразия, история, современное состояние, мероприятия по охране. Заповедники Крыма. | Урок решения учебной задачи | | | Беседа защита проектов | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная. |