СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ. Живая планета

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива  В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом и профильном уровнях.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ. Живая планета»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ. Живая планета

5 класс

на 2015/2016 учебный год

(уровень образования - основное общее)



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой " Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5–9 классы. — М. : Академкнига/Учебник,2015. — 64 с. ISBN 978–5-49400-"






Учитель

Чепелева Юлия Валериевна














г. Симферополь, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса...............3

3. Требования к уровню подготовки………………………………………...5

4. Содержание учебного предмета………………………………………..…9

5. Учебно-тематический план……………………………………………….11

6. Список литературы ..........................................…………………………....12

Приложение №1. Календарно-тематическое планирование. 5 класс.





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом и профильном уровнях.

Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с. Самкова, В.А.

Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5–9 классы. — М. : Академкнига/Учебник,2015. — 64 с. ISBN 978–5-49400-

Примерная рабочая программа по учебному курсу реализована в учебных пособиях и других компонентах УМК по экологии:

«Экология. Живая планета. 5 класс» (Л.И. Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко),

«Экология. Природа. Человек. Культура. 6 класс» (В.А. Самкова, Л.И. Шурхал),

«Экология. Среды жизни на планете. 7 класс» (В.А. Самкова, Л.И. Шурхал),

«Экология. Экосистемы и человек. 8 класс» (В.А. Самкова),

«Экология. Город, в котором мы живём. 9 класс» В.А. Самкова).



Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:


— сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

— на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:

— способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

— формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

— формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

— знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как крымчанами в будущем;

— развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

— вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

— знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.


Принцип преемственности. Программа для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартом начального общего образования по окружающему миру. Соответственно каждая из программ для 5–9 классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса.

Принцип междициплинарной интеграции в настоящее время одна из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с учебным планом:

биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;

география: сферы Земли, природные зоны, климат;

история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;

русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи — научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь — доклад, выступление; навыки работы с текстами — сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;

литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);

изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.

Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения.

В содержании курса идея гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек. Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете как закономерный этап развития биосферы, с другой — охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.

Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.


Требования к подготовке учащихся

Образование человека есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только всё нынешнее поколение, и прошлое, и даже будущее человечество.
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств

  • ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);

  • ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

  • потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.

Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.

Требования к экологической подготовке учащихся, изучающих курс «Экология» (планируемые результаты обучения и воспитания), описывают, что именно и на каком уровне должен усвоить учащийся. В сущности, планируемые результаты являются конкретизацией целей курса в соответствии с содержанием основных его разделов.

Охарактеризуем основные ступени системы требований к усвоению содержания курса

Ступени системы требований к усвоению содержания курса «Экология»


Ступени системы требований 


Уровни познания 


Процедурные уровни (в науке) 


Уровни деятельности 


Познавательные категории


5. Прогнозировать

изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека


Восхождение от абстрактного к конкретному


Прогноз 


Применение и формирование творческого образа


Отношения


4 Объяснять 

характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д.


Формализация.

Систематизация


Теоретическое обобщение


Объяснение и формирование познавательного образа


Отношения


3.Описыватькомпоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п.


Систематизация.

Описание


Эмпирическое обобщение.

Описание


Объяснение и формирование познавательного образа


Свойства


2.Определять—измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды и/или отдельных ее компонентов 


Описание 


Описание


Восприятие и формирование чувственного образа


Объекты


1.Называть—показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды


Распознавание


Сбор фактов


Восприятие и формирование чувственного образа


Объекты


Охарактеризуем три основных уровня обязательного усвоения содержания программы: I — описание, II — объяснение и III — прогнозирование/проектирование. Первый уровень характеризуется умением школьника описывать различные природные объекты и основные типы экологических взаимодействий в системе «организм—окружающая среда». Второй, более высокий уровень, связан с умением объяснять характер взаимодействий живых организмов с другими компонентами экосистемы. Высший, третий уровень, может считаться достигнутым в том случае, если ученик овладевает основами прогнозирования — умения высказывать компетентные обоснованные суждения о предполагаемом направлении развития разнообразных экологических ситуаций, и проектирования — умения находить грамотные с экологической точки зрения решения проблем, возникающих в различных сферах деятельности человека. Именно этот уровень позволяет судить о степени сформированности ноосферного мышления у школьников.

Каждый из трех уровней соотносится с определенной группой требований к подготовке учащихся. При этом умения “называть (распознавать)”“определять (измерять)” являются базовыми: владение этими умениями является необходимым условием для усвоения содержания, связанного с действиями “описывать”“объяснять” и “прогнозировать/проектировать”. Каждый последующий уровень сложнее, чем предыдущий и реализует степень сложности выполняемых действий по возрастающей. Таким образом, действия, связанные с проектированием и прогнозированием, являются вершиной своеобразной пирамиды, а далее, ближе к ее основанию располагаются разнообразные умения и навыки, необходимые для формирования умений более высокого порядка.

На основе заданного обязательного минимума содержания и требований к его усвоению разработаны измерители — система разнообразных диагностических методик, включающих проверочные тестовые задания, задачи, проблемные ситуации, тесты для самооценки и самоконтроля — которые дают возможность судить об уровне экологической подготовки учащихся и эффективности использованных педагогических методов и технологий.

Планируемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:


ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг; 

  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп. 

ОБЪЯСНЯТЬ: 

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды. 

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня; 

  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Программа курса

5 класс Введение в экологию: Живая планета

(34 ч; 1 ч в неделю)


Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

 Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.


Практические работы:

1. Путешествие в прошлое: изобретаем колесо.

2. В поисках источников энергии.


 Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Практические работы:

3. Аквариум как модель экосистемы.

4. Изучение и оценка экологического состояния микрорайона школы (двора дома, в котором ты живешь).



 Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Практическая работа:

5. Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме.


 Тема 4. Край, где ты живёшь (6 ч, резервные часы на региональный компонент)
( тема разрабатывается с учетом региона проживания)
Крымский регион, особенности географического положения, территория и границы. Природа московского края в прошлом. Изменение природы Крымского региона человеком, его причины. Современный рельеф столицы.

Полезные ископаемые Крыма. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Глина в истории Крыма. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия Крыма. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Крыму (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в Крыму.

Воздух Крыма, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в Симферополе. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.

Водные ресурсы Крыма, их значение в истории развития столицы. Река Салгир — главная река столицы. Водоснабжение Крыма в прошлом и настоящем. Загрязнение городских рек. Мероприятия по очистке воды в реках.

Зеленые насаждения Крыма. Леса Крымского региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады Крыма. Правила поведения в природе.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Самкова В.А. Экология. 5–9 кл. Примерная рабочая программа по учебному курсу. — М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания.

Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета. 5 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 и последующие годы издания.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 5 класс.: практикум. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 и последующие годы издания.

Готовятся к изданию:

Самкова В.А, Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: методическое пособие.

Календарно-тематическое планирование. 5 класс по экологии.

№ п/п

Основное содержание урока

Тип урока

Дата.

Основные элементы содержания

Компетенция

Основные виды деятельности

План.

Факт.

1.       1

Введение. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Презентация

Запись основных понятий беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Называть основные методы изучения природы.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.

Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации


2.       2

Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (6 ч)

 1.1. Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Презентация беседа Запись основных понятий

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Проверять свои знания с использованием рисунка учебника

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.


3.       3

1.2. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Урок решения учебной задачи

 

 

Презентация беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная.

4.      4

1.3. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов.

Урок решения учебной задачи

 

 

Презентация беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

5.       5

1.4. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Урок решения учебной задачи

 

 

Презентация защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

6.       6

1.5. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска

Коммуникативная, учебно-познавательная.

7.       7

1.6. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Практические работы:

1. Путешествие в прошлое: изобретаем колесо.

2. В поисках источников энергии.


Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Запись основных понятий беседа защита проектов

ПР

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

8.       8

Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч)

2.1. Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Запись основных понятий

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Проверять свои знания в ходе заполнения схем.

Давать понятии «экология»умение обосновывать универсальную ценность природы, выражать свое  мнение и отношение к природе различными средствами.


9.       9

2.2. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Запись основных понятий

Коммуникативная, учебно-познавательная.

10.   10

2.3. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

Практические работы:

3. Аквариум как модель экосистемы.


Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска беседа ПР

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

11.   11

2.4. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная.

12.   12

2.5. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная.

13.   13

2.6. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

14.   14

2.7. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Запись основных понятий беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная.

15.   15

2.8. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

16.   16

2.9. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.

Практические работы:

4. Изучение и оценка экологического состояния микро-

района школы (двора дома, в котором ты живешь).


Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Запись основных понятий беседа ПР

Коммуникативная, учебно-познавательная.

17.   17

2.10. Обобщающий урок потеме 2  «Основные понятия экологии»

Урок решения частных задач с применением открытого способа

 

 

Проверка знаний учащихся

Коммуникативная, учебно-познавательная.

18.   18

Тема 3. Сообщества и экосистемы (13 ч)

3.1. Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. ,

Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Запись основных понятий беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Проверять свои знания с использованием рисунка учебника

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.

Давать понятия и объяснять их

Уметь приводить примеры  искусственных экосистем

Понимать их  роль в природе


19.   19

3.2. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса).

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска

Коммуникативная, учебно-познавательная.

20.   20

3.3. Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска. беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

21.   21

3.4. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска. Запись основных понятий

Коммуникативная, учебно-познавательная.

22.   22

3.5. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов.

Урок решения учебной задачи

 

 

Построение схемы

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

23.   23

3.6. Пищевые связи в экосистеме.

Практическая работа:

5. Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме.


Урок решения учебной задачи

 

 

Построение схемы ПР

Коммуникативная, учебно-познавательная.

24.   24

3.7. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем

Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Построение схемы

Коммуникативная, учебно-познавательная.

25.   25

3.8. Пищевые сети.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Построение схемы

Коммуникативная, учебно-познавательная.

26.   26

3.9. Природные и искусственные экосистемы.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска. Запись основных понятий беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная.

27.   27

3.10. Сравнительная характеристика природной и искусственной экосистем(на примере поля и луга).

Урок решения частных задач с применением открытого способа

 

 

Интерактивная доска беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная.

28.   28

3.11. Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города.

Урок решения учебной задачи

 

 

. беседа

Коммуникативная, учебно-познавательная.

29.   29

3.12. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Презентация Запись основных понятий

Коммуникативная, учебно-познавательная.

30.   30

3.13. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Урок решения учебной задачи

 

 

Интерактивная доска беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

31.   31

Тема 4. Край, где ты живёшь (6 ч)

4.1. Крым, особенности географического положения, территория и границы. Природа Крыма в прошлом. Изменение Крымского региона человеком, его причины. Современный рельеф края.

Урок постановки учебной задачи

 

 

Интерактивная доска Физическая карта Крыма.
География Крыма: Природа беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Изучать природу  родного края

Видеть проблемы в крае

Анализировать экологическое  состояние региона

Умение оценивать состояние отдельных элементов окружающей  среды своей  местности

Умение прогнозировать изменения экологической  ситуации в  своем  регионе


32.   32

4.2. Полезные ископаемые Крыма. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Мергель (цементное сырьё). Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Урок решения учебной задачи

 

 

Физическая карта Крыма. Запись основных понятий беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

33.   33

4.3. Погодные условия Крыма. Факторы, определяющие климат края. Борьба двух воздушных потоков – северо-восточного и юго-восточного. Изменчивость погоды и её влияние на растительность Крыма. Опасные погодные явления в Крыму.

Урок решения учебной задачи

 

 

Презентация

 Запись основных понятий беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная. информационная

34.   34

4.4. Водные ресурсы Крыма. Черное море. Азовское море. Река Салгир- главная река края. Загрязнение водных ресурсов. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Урок решения учебной задачи

 

 

Презентация Запись основных понятий беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная

35.   35

4.5. Почвенные ресурсы Крыма. Растительный и животный мир Крыма. Богатство видового разнообразия, история, современное состояние, мероприятия по охране. Заповедники Крыма.

Урок решения учебной задачи

 

 

Беседа защита проектов

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!