МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета протокол от 31.08.2009 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ гимназии _____________С.К. Кукушкина Приказ от 08.09.2009 № 126 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по экономике
для 10 – 11 классов
на 2009 – 2013 гг.
Пояснительная записка
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Цель программы:
Задачи программы:
Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельност освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
Усвоение обучающимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа составлена с учетом нормативно – правовых документов: Конституцией Российской Федерации;
Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271); постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61
«О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р (об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы);
Рабочая программа по учебному курсу «Экономика» для 10 – 11 классов разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования. Программа рассчитана на 69 учебных часов в двух классах. 34 часа в 11 классе, 35 часов в 10 классе , по 1 часу в неделю.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- система оценки достижений обучающихся;
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Содержание программы для 10 класса. (35 часов)
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (4часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Системы хозяйствования. (3часов)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (3часов)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (3часов)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя. (3часов)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (3часов)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..
Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (4часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
Тема №8. Рынки факторов производства. (4 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №9. Деньги и банковская система. (4часов)
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Тема №10. Предпринимательство. (4 часов)
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
Содержание программы для 11 класса. (34 часов)
Тема №11. Валовой внутренний продукт и национальный доход. (3 часов)
Как определить размер национального продукта. Валовой внутренний продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Номинальный и реальный ВВП.
Тема №12. Макроэкономическое равновесие. (3 часов)
Доход потребление и сбережения. Функции потребления. Инвестиции. Мультипликатор. Процентная ставка. Общее равновесие на рынке.
Тема №13. Экономический цикл. Занятость и безработица. (4 часов)
Экономический цикл. Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.
Тема №14. Инфляция. (4 часов)
Определение инфляции и её измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции. Кривая Филипса. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Тема №15. Экономический рост. (5 часов)
Содержание и измерение экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Темпы экономического роста. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста.
Тема №16. Экономика и государство. (4 часов)
Политика экономической стабильности. Бюджетная политика. Кредитная политика. Государственный долг. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.
Тема №17. Международная торговля и валютный рынок. (4 часов)
Мировое хозяйство. Международная торговля, история развития и образования. Внешнеторговая политика. Валютный рынок. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Общий рынок. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
Тема №18. Международное движение капиталов. (4 часов)
Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная экономическая интеграция.
Тема №19
Экономика современной РОССИИ. (4 часов)
Рыночные преобразования в России в 90 годах XX века. Содержание рыночных преобразований на современном этапе развития. Потенциал России. Экономический рост. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России. Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.
Учебно-тематический план для 10 класса.
№ темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
1 | Предмет и методы экономической науки. | 4 |
2 | Системы хозяйствования. | 3 |
3 | Спрос, предложение и рыночное равновесие. | 3 |
4 | Эластичность спроса и предложения. | 3 |
5 | Поведение потребителя. | 3 |
6 | Фирма. Производство и издержки. | 3 |
7 | Конкуренция и рыночные структуры. | 4 |
8 | Рынки факторов производства. | 4 |
9 | Деньги и банковская система. | 4 |
10 | Предпринимательство | 4 |
| Всего часов | 35 |
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Учебно-тематический план для 11 класса.
№ темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
11 | Валовой внутренний продукт и национальный доход. | 3 |
12 | Макроэкономическое равновесие. | 3 |
13 | Экономический цикл. Занятость и безработица | 4 |
14 | Инфляция. | 4 |
15 | Экономический рост. | 4 |
16 | Экономика и государство. | 4 |
17 | Международная торговля и валютный рынок. | 4 |
18 | Международное движение капиталов. | 4 |
19 | Экономика современной РОССИИ. | 4 |
| Всего часов | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература.
Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.
«Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.
Используемая дополнительная литература:
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
“Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова.
Москва. РосНоу, 2003.
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3 ”
Москва. 2003.
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”
С.Равичев, С.Григорьев,
Москва. Вита Пресс. 2001
Календарно-тематический план для 10 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата план | Дата факт |
| Тема 1. 1 Предмет и методы экономической науки | 4 | | |
1 | Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов | 1 | 07.09 | |
2 | Проблема выбора | 1 | 14.09 | |
3 | Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. | 1 | 21.09 | |
4 | Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки | 1 | 28.09 | |
| Тема. № 2. Системы хозяйствования. | 3 | | |
5 | Два способа решения фундаментальных проблем | 1 | 05.10 | |
6 | Административно-плановая система | 1 | 12.10 | |
7 | Рынок и его функции | 1 | 19.10 | |
| Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие | 3 | | |
8 | Спрос и закон спроса | 1 | 26.10 | |
9 | Предложение и закон предложения | 1 | 02.11 | |
10 | Рыночное равновесие | 1 | 09.11 | |
| Тема №4. Эластичность спроса и предложения | 3 | | |
11 | Ценовая эластичность спроса. | 1 | 16.11 | |
12 | Эластичность спроса и доход производителей | 1 | 23.11 | |
13 | Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса | 1 | 30.11 | |
| Тема №5. Поведение потребителя | 3 | | |
14 | Общая и предельная полезность. | 1 | 07.12 | |
15 | Закон убывающей предельной полезности | 1 | 14.07 | |
16 | Правило максимизации полезности | 1 | 21.12 | |
| Тема№6. Фирма. Производство и издержки. | 3 | | |
17 | Современная фирма. Фирма коммерческая организация. | 1 | 28.12 | |
18 | Продукт фирмы | 1 | 11.01 | |
19 | Бухгалтерские и экономические издержки | 1 | 18.11 | |
| Тема№7Конкуренция и рыночные структуры. | 4 | | |
20 | Типы рыночных структур | 1 | 25.11 | |
21 | Совершенная конкуренция | 1 | 01.02 | |
22 | Монополия | 1 | 08.02 | |
23 | Олигополия | 1 | 15.02 | |
| Тема№8Рынки факторов производства. | 4 | | |
24 | Особенности рынков факторов производства | 1 | 01.03 | |
25 | Рынок труда и заработная плата | 1 | 08.03 | |
26 | Государственное регулирование минимума заработной платы | 1 | 15.03 | |
27 | Рынок услуг земли | 1 | 22.03 | |
| Тема №9Деньги и банковская система. | 4 | | |
28 | Роль денег в рыночной экономике | 1 | 29.03 | |
29 | Виды денег и их свойства | 1 | 05.04 | |
30 | Функции денег | 1 | 19.04 | |
31 | Коммерческие банки | 1 | 26.04 | |
| Тема№10Предпринимательство | 4 | | |
32 | Понятие предпринимательства | 1 | 03.05 | |
33 | Организационно-правовые формы предпринимательства. | 1 | 17.05 | |
34 | Менеджмент и его функции | 1 | 24.05 | |
35 | Мотивация как функция менеджмента | 1 | 31.04 | |
Календарно-тематический план 11 класс
№/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата поплану | Дата по факту |
Раздел 11. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД. |
1 | Вводное занятие «Макроэкономика и микроэкономика». Что такое валовой внутренний продукт. | 1 | 04.09 | |
2 | Размер национального продукта | 1 | 11.09 | |
3 | Валовой внутренний продукт | 1 | 18.09 | |
| Раздел 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. | 3 | | |
4 | Доход, потребление и сбережения. | 1 | 25.09 | |
5 | Инвестиции | 1 | 02.10 | |
6 | Мультипликатор | 1 | 16.10 | |
| Раздел 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА. | 4 | | |
7 | Экономический цикл | 1 | 23.10 | |
8 | Механизм экономического цикла | 1 | 30.10 | |
9 | формы безработицы | 1 | 06.11 | |
10 | Причины безработицы | 1 | 13.11 | |
| Раздел 14. ИНФЛЯЦИЯ | 4 | | |
11 | Определение инфляции и ее измерение | 1 | 20.11 | |
12 | Причины инфляции | 1 | 27.11 | |
13 | Формы инфляции | 1 | 04.12 | |
14 | Последствия инфляции для различных социальных групп населения | 1 | 11.12 | |
| Раздел 15 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. | 4 | | |
15 | Абсолютный прирост ВВП | 1 | 18.12 | |
16 | Измерение экономического роста | 1 | 25.12 | |
17 | Производственная функция | 1 | 15.01 | |
18 | Экстенсивные и интенсивные факторы роста | 1 | 22.01 | |
| Раздел 16. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. | 4 | | |
19 | Политика экономической стабилизации | 1 | 29.01 | |
20 | Бюджетно-финансовая политика | 1 | 05.02 | |
21 | Бюджетный дефицит | 1 | 12.02 | |
22 | Бюджетный профицит | 1 | 19.02 | |
| Раздел 17. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК . | 4 | | |
23 | Мировое хозяйство | 1 | 05.03 | |
24 | Международная торговля. Возникновение. | 1 | 12.03 | |
25 | Закономерности развития мировой торговли | 1 | 19.03 | |
26 | Внешнеторговая политика Протекционизм. | 1 | 26.03 | |
| Раздел 18. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. | 4 | | |
27 | Международное движение капиталов | 1 | 02.04 | |
28 | Платежный баланс | 1 | 16.04 | |
29 | Международная экономическая интеграция | 1 | 30.04 | |
30 | Проблемы интеграции в СНГ | 1 | 07.05 | |
| Раздел 19. ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. | 4 | | |
31 | Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в. | 1 | 14.05 | |
32 | Содержание рыночных преобразований на современном этапе экономического развития России | 1 | 21.05 | |
33 | Потенциал России и возможности экономического роста | 1 | 27.05 | |
34 | Перспективы развития Российской экономики | 1 | 28.05 | |
| Контрольная работа | | | |