СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономике 10-11 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экономике для 10 -11 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономике 10-11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании педагогического совета

протокол от 31.08.2009 № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ гимназии

_____________С.К. Кукушкина

Приказ от 08.09.2009 № 126








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по экономике

для 10 – 11 классов

на 2009 – 2013 гг.




















Пояснительная записка

        

              Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Цель программы:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

Задачи программы:

 

  • Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельност освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

  • Усвоение обучающимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа составлена с учетом нормативно – правовых документов: Конституцией Российской Федерации;

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271); постановлением Правительства РФ от 07.02.2011  № 61
«О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р (об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы);

Рабочая  программа по учебному курсу «Экономика» для 10 – 11 классов разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования. Программа рассчитана на 69 учебных часов  в двух классах. 34 часа в 11 классе, 35 часов в 10 классе , по 1  часу в неделю.

         Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.

Методы   и   формы   обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики  целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.





- система оценки достижений обучающихся;

Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.

 

































Содержание программы для 10 класса. (35 часов)

Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (4часов)

Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.  Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.

 Даровые (сво­бодные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как спо­соб увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.



Тема №2. Системы хозяйствования. (3часов)

Понятие об экономических системах и основные критерии их раз­граничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная  система. Рынок и его функции. Частная собствен­ность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффектив­ности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникно­вения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономиче­ской системе.

Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (3часов)

Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (ося­заемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превра­щение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.





Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (3часов)

Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.

Тема №5. Поведение потребителя. (3часов)

Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.

Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (3часов)

Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разни­ца между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Поня­тие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..

Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (4часов)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.  Классификация рынков по типу конкуренции

Тема №8. Рынки факторов производства. (4 часов)

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.

Тема №9. Деньги и банковская система. (4часов)

Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения раз­личных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбере­жения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема №10. Предпринимательство. (4 часов)

Понятие предпринимательства. Формы  предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.



Содержание программы для 11 класса. (34 часов)

Тема №11. Валовой внутренний продукт и национальный доход. (3 часов)

Как определить размер национального продукта. Валовой внутренний продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Номинальный и реальный ВВП.

Тема №12. Макроэкономическое равновесие. (3 часов)

Доход потребление и сбережения. Функции потребления. Инвестиции. Мультипликатор. Процентная ставка. Общее равновесие на рынке.

Тема №13. Экономический цикл. Занятость и безработица. (4 часов)

Экономический цикл. Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возник­новения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме без­работицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудно­сти их использования в условиях России.

Тема №14. Инфляция. (4 часов)

Определение инфляции и её измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции. Кривая Филипса. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике сме­шанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные програм­мы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

Тема №15. Экономический рост. (5 часов)

Содержание и измерение экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Темпы экономического роста. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ре­сурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обес­печения экономического роста.



Тема №16. Экономика и государство. (4 часов)

Политика экономической стабильности. Бюджетная политика. Кредитная политика. Государственный долг. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

Тема №17. Международная торговля и валютный рынок. (4 часов)

Мировое хозяйство. Международная торговля, история развития и образования. Внешнеторговая политика. Валютный рынок. Валютный курс как цена национальной денеж­ной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особен­ности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Общий рынок. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании между­народного разделения труда и мировой торговли. Влияние международ­ной торговли на производственные возможности и уровни благосостоя­ния торгующих стран.

Тема №18. Международное движение капиталов. (4 часов)

Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная экономическая интеграция.

Тема №19

Экономика современной РОССИИ. (4 часов)

Рыночные преобразования в  России в 90 годах XX века. Содержание рыночных преобразований на современном этапе развития. Потенциал России. Экономический рост. Формирование экономики переходного типа в Российской Федера­ции. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России. Современная экономика России: особенности и основные пробле­мы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.





 



Учебно-тематический план для  10  класса.



№ темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

1

Предмет и методы экономической науки.

4

2

Системы хозяйствования.

3

3

Спрос, предложение и рыночное равновесие. 

3

4

Эластичность спроса и предложения.

3

5

Поведение потребителя. 

3

6

Фирма. Производство и издержки. 

3

7

Конкуренция и рыночные структуры. 

4

8

Рынки факторов производства. 

4

9

Деньги и банковская система. 

4

10

Предпринимательство 

4

 

Всего часов

35

  В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.





Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.





Учебно-тематический план для  11  класса.

№ темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

11

Валовой внутренний продукт и национальный доход. 

3

12

Макроэкономическое равновесие. 

3

13

Экономический цикл. Занятость и безработица 

4

14

Инфляция. 

4

15

Экономический рост. 

4

16

Экономика и государство. 

4

17

Международная торговля и валютный рынок. 

4

18

Международное движение капиталов. 

4

19

Экономика современной РОССИИ. 

4

 

Всего часов

34



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения  и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

    • исполнения типичных экономических ролей;

    • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

    • совершенствования собственной познавательной деятельности

      • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

      • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

      • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

 



























Литература.

Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:

  1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.

  2.  «Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004

  3. «Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.

 

Используемая  дополнительная литература:

  • Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

  • Неровня Т.Н. История экономики.  Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.

  • Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.

  • Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.

  • Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов.  М.: «Начала – Пресс», 1995 г.

  • Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • “Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова.

  • Москва. РосНоу, 2003.

  • “Популярная Экономика часть 1- 2 -3  ”

  • Москва. 2003.

  • Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”

  • С.Равичев, С.Григорьев,

  • Москва. Вита Пресс. 2001

 

 

 

 

Календарно-тематический план для 10 класса

 

 

п/п

 

 

Наименование разделов и тем

 

Количество часов

Дата план

Дата факт

 

Тема 1. 1 Предмет и методы экономической науки

4


 

1

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов

1

07.09

 

2

Проблема выбора

1

14.09

 

3

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.

1

21.09

 

4

Фундаментальные проблемы экономики  и предмет экономической науки

1

 28.09

 

 

Тема. № 2. Системы хозяйствования.

3

 

 

5

Два способа решения фундаментальных проблем

1

 05.10

 

6

Административно-плановая система

1

 12.10

 

7

Рынок и его функции

1

 19.10

 


Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

3

 

 

8

Спрос и закон спроса

1

 26.10

 

9

Предложение и закон предложения

1

 02.11

 

10

Рыночное равновесие

1

 09.11

 


Тема №4. Эластичность спроса и предложения

3

 

 

11

Ценовая эластичность спроса. 

1

 16.11

 

12

Эластичность спроса и доход производителей

1

 23.11

 

13

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

1

 30.11

 


Тема №5. Поведение потребителя

3

 

 

14

Общая и предельная полезность.

 07.12

 

15

Закон убывающей предельной полезности

1

 14.07

 

16

Правило максимизации полезности

1

 21.12

 


Тема№6. Фирма. Производство и издержки.

3

 

 

17

Современная фирма. Фирма коммерческая организация.

1

 28.12

 

18

Продукт фирмы

1

 11.01

 

19

Бухгалтерские и экономические издержки

1

 18.11

 


Тема№7Конкуренция и рыночные структуры.

4

 

 

20

Типы рыночных структур

1

 25.11

 

21

Совершенная конкуренция

1

 01.02

 

22

Монополия

1

 08.02

 

23

Олигополия

 15.02

 


Тема№8Рынки факторов производства.

4

 

 

24

Особенности рынков факторов производства

1

 01.03

 

25

Рынок труда и заработная плата

1

 08.03

 

26

Государственное регулирование минимума заработной платы

1

 15.03

 

27

Рынок услуг земли

1

 22.03

 


Тема №9Деньги и банковская система.

4

 

 

28

Роль денег в рыночной экономике

1

 29.03

 

29

Виды денег и их свойства

1

 05.04

 

30

Функции денег

1

 19.04

 

31

Коммерческие банки

1

 26.04

 


Тема№10Предпринимательство

4

 

 

32

Понятие предпринимательства

1

 03.05

 

33

Организационно-правовые формы предпринимательства.

1

 17.05

 

34

Менеджмент и его функции

1

 24.05

 

35

Мотивация как функция менеджмента

1

 31.04

 





 

 

Календарно-тематический план 11 класс



 №/п

 Наименование разделов и тем

 Количество часов

 Дата поплану 

Дата по факту

Раздел 11. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД.


1

Вводное занятие «Макроэкономика и микроэкономика». Что такое валовой внутренний продукт.

1

04.09

 

2

Размер национального продукта

1

11.09

 

3

Валовой внутренний продукт

1

18.09

 


Раздел 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

3


 

4

Доход, потребление и сбережения.

1

25.09

 

5

Инвестиции

1

02.10

 

6

Мультипликатор

1

16.10

 


Раздел 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА.

4


 

7

Экономический цикл

1

23.10

 

8

Механизм экономического цикла

1

30.10

 

9

формы безработицы

1

06.11

 

10

Причины безработицы

1

13.11

 


Раздел 14. ИНФЛЯЦИЯ

4


 

11

Определение инфляции и ее измерение

1

20.11

 

12

Причины инфляции

1

27.11

 

13

Формы инфляции

1

04.12

 

14

Последствия инфляции для различных социальных групп населения

1

11.12

 


Раздел 15 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

4


 

15

Абсолютный прирост ВВП

1

18.12

 

16

Измерение экономического роста

1

25.12

 

17

Производственная функция

1

15.01

 

18

Экстенсивные и интенсивные факторы роста

1

22.01

 


Раздел 16. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО.

4


 

19

Политика экономической стабилизации

1

29.01

 

20

Бюджетно-финансовая политика

1

05.02

 

21

Бюджетный дефицит 

1

12.02

 

22

Бюджетный профицит

1

19.02

 


Раздел 17.  МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК .

4


 

23

Мировое хозяйство

1

05.03

 

24

Международная торговля. Возникновение.

1

12.03

 

25

Закономерности развития мировой торговли

1

19.03

 

26

Внешнеторговая политика Протекционизм.

1

26.03

 


Раздел 18.  МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ.

4


 

27

Международное движение капиталов

1

02.04

 

28

Платежный баланс

1

16.04

 

29

Международная экономическая интеграция

1

30.04

 

30

Проблемы интеграции в СНГ

1

07.05

 


Раздел 19.  ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

4


 

31

Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в.

1

14.05

 

32

Содержание рыночных преобразований на современном этапе экономического развития России

1

21.05

 

33

Потенциал России и возможности экономического роста

1

27.05

 

34

Перспективы развития Российской экономики

1

28.05

 


Контрольная работа