СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу 9кл "Картографический метод познания"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу 9кл "Картографический метод познания"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Степно-Дворецкая основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании педсовета

Протокол № ___

От « ___» ________ 2021 г

Руководитель:

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Амараева А.В..___

____________________

«___» _________2021г.


«Утверждаю»

Директор школы

__Кузнецова В.С.

________________________

Приказ №__

От « ___» _______ 2021 г









Рабочая программа

Элективный курс-практикум по географии Бурятии

«Картографический метод познания»

9 класс






Составитель: учитель географии

Амараева Анна Владимировна

1 КК








2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ», как предпрофильная подготовка обучающихся (социально-экономический профиль) и составлена на основании следующих нормативных документов и методических рекомендаций:


  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.

  2. основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»;

  3. учебным планом МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»


Программа «Картографический метод познания» рассчитана на 12 часов (1 час в неделю во втором полугодии), является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса основной общеобразовательной школы.

.

Основная идея программы: курс представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике.

Актуальность: Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы и подготовка к ОГЭ по профильным предметам. Курс «Картографический метод познания» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.




Привычные карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, но свод точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Стоит распахнуть его – и картография предстанет как увлекательная наука, интересы которой простираются от глубинных недр Земли до верхних слоев атмосферы, от размещения сельскохозяйственных посевов до закономерностей распределения голосов избирателей на выборах. И тогда человек не станет «скользить по картам скучным взглядом», а сумеет разглядеть в них живой и постоянно меняющийся мир нашей планеты.

В наши дни умение воспринимать и понимать карты требуется каждому человеку, а картографическая грамотность так же насущно необходима, как и грамотность компьютерная.

В процессе обучения географии формирование практических умений и навыков учащихся проходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ. Учащиеся, рассматривающие карту, за ее условными обозначениями должны видеть не схему, а живое географическое пространство. Восприятие его образа – важнейшая форма картографической грамотности, чему на уроках уделяется мало времени.



Цель курса:

Овладение умениями картографического метода познания в повышении базового уровня географических знаний учащихся, расширение и обобщение знаний по географии своего региона


Задачи курса:

  1. Научить школьников применять картографические произведения и другие

гео - изображения в практических целях;

  1. Сформировать у учащихся определенный уровень картографической грамотности,

позволяющий стать активными пользователями пространственно – координированной информации.

  1. Обеспечить развитие пространственного мышления путем изучения картографического

материала. вооружить их деятельностным методом научного познания;

  1. Содействовать формированию практических умений использования картографического

материала для расширения познания закономерностей развития природы Республики Бурятия.

  1. Создать содержательные и организационные условия для раскрытия индивидуальных

способностей учащихся к изучению географии как науки, которая является ориентиром для многих профессий.

Цели и задачи этого курса определяют главные принципы содержания и определения структуры.


Принцип гуманизации курса- переход от «бесчеловечной» географии к географии «человечной». Принцип гуманизации предусматривает значительное увеличение в курсе разнообразных знаний из ряда наук (истории, этнографии, литературы, демографии, социологии, политологии и др.) имеющих географическую значимость.


Территориальный принцип- рассматриваем природу, население, хозяйство в их взаимосвязи, комплексе, изменение их от места к месту. В результате получаем характеристику территории, которая по-своему уникальна и неповторима.


Принцип проблемности. Территория должна изучаться с учетом деятельности человека и проблем, возникающих (с учетом деятельности) в результате этой деятельности.


Принцип интегративности. География имеет широкие возможности межпредметных связей, интеграция между различными областями знаний (геология, биология, история, литература, и др.) Показ проявления такой интеграции на конкретной территории своего региона способствует формированию общей культуры школьников.


Принцип историзма. Помогает увидеть и понять особенности развития и становления региона. Без поиска исторических корней современных особенностей региона невозможно ярко показать его специфику, образ, сравнить с другими территориями.


Принцип практичности. Знания и практические умения, приобретённые учащимися при изучении курса, могут быть в последствии использованы ими во всех сферах своей будущей деятельности.



Планируемые результаты.

1. Определять координаты и местоположение объектов на картах, расстояния между ними, направления.

2. Ориентироваться на местности по плану, топографической карте, аэрофотоснимку. Читать топографическую карту, составлять по ней описание местности.

3. Свободно читать и анализировать тематические карты. Пользоваться системой условных обозначений, сочетать тематические карты с другими источниками информации (например, с климатическими справочниками или со статистическими данными).

4. Определять простые картографические характеристики объектов

(н а п р и м е р, длину реки, береговой линии, площадь ареала, высоту, глубину).

5. Оценивать по тематическим картам основные количественные показатели объектов (климатические характеристики, плотность населения, экономико-географические показатели и др.).

6. Строить по картам диаграммы и профили.


2. Содержание курса.

Тема практикума: Введение. Картографический метод познания


Цель: Организовать деятельность учащихся по изучению:

- основных образовательных задач элективного курса,

- места картографии в системе научных знаний, картография как наука о создании

и использовании карт,

- географического положения Республики Бурятия на карте России.

Содержание:


УРОК №1 Теоретическая часть. Введение. Значение приобретения навыков работы с контурными картами и атласами в курсах школьной географии. Картография как часть географической науки и значение углубленного изучения её на примере нашего края,


Практическая работа: Республика Бурятия на карте России.

Задания: 1. Используя карты атласа, найти и закрепить знания политико-административного устройства Республики Бурятияв пределах Дальневосточного федерального округа.

2. Определить географическое положение, границы Бурятии, муниципальные образования, выделить «Кабанский район», нанести на контурную карту, подписать административные центры районов Бурятии, пограничные территории..


Тема практикума: План и работа по его составлению.


Цель: Помочь учащимся овладеть умениями ориентирования на местности с помощью компаса и местных признаков.

Организовать практическую деятельность учащихся по составлению простейшего плана местности.


Содержание:


УРОК №2 – Повторение понятий: ориентирование, масштаб, его виды, условные знаки, работа с компасом, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным предметам. Определение направлений сторон горизонта, абсолютной и относительной, высоты, измерение расстояний по плану, изображение рельефа горизонталями, чтение топографического плана. Подготовка к практической работе. Использование планов в практической деятельности.

Топографический диктант.


УРОК №3

Практическая работа на местности.

Глазомерная съемка. Создание картографического произведения в результате плановой съемки местности.

Составление плана местности окрестностей с. Степной Дворец. Обработка материалов, описание маршрута.

.


Тема практикума: Понимание карты. Градусная сетка.


Цель: Организовать деятельность учащихся:

- определение понятия картографической проекции;

- по закреплению знаний об основных элементах карты, чтении карты и ориентировании по карте;

- по определению географических координат объектов на глобусе и карте, нанесении их на контурную карту.


Содержание:

УРОК №4 Географическая картаособый источник информации. Картографические проекции. Проекции топографических карт. Картографическая генерализация как отбор и обобщение объектов, изображаемых на картах, назначение, тематика карт. Карты Бурятии.

Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Долготы и широты. Географические координаты. Определение расстояний и направлений по карте. Чтение карты, ориентирование по карте.

.

Практические задания:

Задание 1. Найти на контурной карте полушарий и подписать:

  1. меридианы: 0*;180*;90*;

  1. параллели: 0*; 10*; 60*;90*.

  2. направления на С; Ю; З; В.

  1. подписать: С. часть В. полушария

Ю. часть В. полушария

С. часть З. полушария

Ю. часть З. полушария


Задание 2. Определить по карте Бурятии расстояние Улан-Удэ – Кабанск, Степной Дворец, и т.д. Определить направления сторон горизонта линиями на карте.


Задание 3. Определить географические координаты объектов и отметить на контурной карте :


1.Географический

объект

Географическая широта

Географическая

долгота

Улан-Удэ



Кяхта



Гусиноозерск



Бабушкин



Кабанск



(Учитель может менять задания в зависимости от подготовленности детей)



Тема практикума: Работа с тектонической и физической картами Республики Бурятия. Составление тектонической карты Бурятии.


Цель: - обеспечить закрепление понятия «тектоника плит»;

- выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

- создать условия для закрепления навыков работы по составлению карт.

Содержание


УРОК №5 Литосфера. Литосферные плиты. Платформы. Строение, движение. Влияние внешних, внутренних процессов на формирование рельефа.

Практическая работа.

1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми Бурятии

2. Найти на тектонической карте Бурятии:

1. Связи между тектоническим строением и формами современного рельефа.

3. Сравнение колебаний высот над уровнем моря на территории Бурятии.

4. Новые понятия:

геоморфология – наука, изучающая строение поверхности земли и процессы сопровождающие её изменения;

трансгрессия - процесс наступления моря на сушу;

денудация – совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдами) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности.

Используя способ цветового фона составить тектоническую карту Бурятии.



Тема практикума: Использование тематических карт для составления комплексной характеристики природы Бурятии.


Цель: - Организовать деятельность учащихся:

По формированию умений составлять комплексную характеристику природы любой части Бурятии, используя различные картографические источники информации.

- установить взаимосвязи, существующие между природными компонентами в пределах Бурятии.


Содержание:


УРОК № 6 Составление комплексной характеристики природы Республики Бурятия

План:

1. Географическое положение. Крайние точки территории округа. История открытия.

2. Рельеф. Тектоническое строение. Полезные ископаемые.

3. Климат (температуры, осадки, погода по сезонам года, типы климата).

4. Внутренние воды (реки, озера, ледники, мерзлота и т.д.).

5. Почвы. Природные зоны.

6. Растительный и животный мир.

7. Деятельность человека. Заповедники, заказники, туристические маршруты.

8. Вывод: какие существуют взаимосвязи между природными компонентами в пределах Бурятии.




Тема практикума: Использование карты часовых поясов для определения местного и поясного времени.


Цель: Обеспечить закрепление умений использования карты часовых поясов, определять поясное и местное время на территории нашей страны и нашей местности.


Содержание:


УРОК №7 – Практическая работа. Использование карты часовых поясов для определения местного и поясного времени

Задания для повторения:

  1. Что такое местное и поясное время?

  2. Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 час.

  3. Определить, на сколько часовых поясов разделена поверхность Земли?

  4. Чему равен один часовой пояс?

  5. Определить, сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны.

  6. Определить, в каком часовом поясе находится Бурятия, наш населенный пукт


Тренировочные задания:



1. Определить часовые пояса, в которые входят территории, выбранные для определения поясного времени. ( Республика Бурятия, Республика Саха).

2. Определить разницу во времени между некоторыми городами, обозначенными на карте часовых поясов (например, между городами Улан-Удэ и Владивосток, Улан-Удэ и Курском).

3. Составьте задачи на определение декретного времени какой-либо территории, отдельного города по отношению к декретному времени в Степном- Дворце.


Тема практикума: Работа с климатическими и синоптическими картам. Составление характеристики климата территории Республики Бурятия.


Цель: Организовать деятельность учащихся:

- по выявлению факторов влияющих на формирование климата Бурятии;

- по овладению умениями читать синоптическую и климатическую карты;

- по написанию характеристики климата отдельных территорий, определению типа климата.

Содержание:


УРОК № 8Чтение климатической карты.

Факторы формирующие климат: географическое положение, удаленность от Атлантического океана, циркуляция атмосферы, значение количества солнечной радиации, западные циклоны, азиатские антициклоны, распределение средних температур и осадков по территории Бурятии, погода по временам года.

Чтение синоптической карты.


Практическая работа. Используя климатические и синоптические карты сравнить климаты отдельных территорий Бурятии.

1. Прибайкалье.

2. Улан-Удэ.

3. юго-запад Бурятии

Выявить отличительные черты и тип климата.


Тема практикума: Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия на территории Бурятии, география их распространения.



Цель: Организовать деятельность учащихся:

- по выявлению природных факторов, влияющих на образование неблагоприятных природных явлений;

- по описанию неблагоприятных природных явлений и стихийных бедствий в Бурятии и составлению предупредительной памятки для людей.


Содержание:

УРОК № 9. Рассмотреть неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия на Ямале. Указать районы распространения, причины возникновения, меры по уменьшению ущерба, правила поведения людей.


Практическая работа. «География стихийных природных явлений нашей местности».

Задание 1. На контурной карте Бурятии отметить:

- области прохождения циклонов, вероятность возникновения ураганных ветров.

- области, подвергающиеся сильным морозам;

- области с высокой вероятностью возникновения наводнений;

- области высокой пожарной опасности.


Задание 2. Оценка природно-климатических условий для жизни и деятельности человека.

На контурную карту нанести:

- территории неблагоприятные для проживания человека

- выделить благоприятные (Б), средне-благоприятные(сБ), неблагоприятные (нБ) территории.


Групповая работа

Каждая группа получает конверт с заданием охарактеризовать одно из стихийных природных явлений (наводнения, оползни, сильные морозы, лесные пожары, ураганные ветры...) по плану:

1. На карте показать районы распространения явления (значки заранее подготовлены, прикрепляются на настенную карту).

2. Причины возникновения явления,

3. Возможный ущерб.

4.Правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий явления.

5. Составить памятку туристам, отправляющимся на Восточные Саяны , в которой указать краткую характеристику рельефа, характеристику сезонов года, возможные опасности, обязательное снаряжение, природные достопримечательности, рекомендуемые для посещения.


Тема практикума: Обзор экономических карт как способ познания картографических и социально-экономических объектов.


Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию умений составлять социально-экономическую характеристику данной территории, при этом использовать комплексные, тематические и специальные карты атласа Бурятии.


Содержание:

УРОК № 10.

1. Социально-экономическая характеристика Бурятии.

Выделить общие черты и особенности субъекта. Показать уникальность и индивидуальность региона, его роль в разделении труда.


План характеристики:

  1. Особенности экономико-географического положения.

  1. Численность населения, его динамика и структура занятости.

  1. Отрасли специализации промышленности, крупные промышленные центры и предприятия, вывозимая продукция.

  1. Специализация сельского хозяйства, с/х продукция.

  1. Перспективы социально-экономического развития Бурятии


2. Практическая работа (приложение к характеристике).

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Бурятии.

  1. Выделить отрасли специализации Бурятии.

Условными знаками нанести на карте основные месторождения полезных ископаемых,

наиболее крупные промышленные центры с обозначением отраслей специализации.

  1. Обозначить производственные связи, сформировавшиеся между ними.

  1. Показать, что вывозится и ввозится в Бурятию.

  2. Выделить условными обозначениями перспективное строительство экономических

и социальных объектов, новых дорог.


Тема практикума: Геофизическая характеристика

Месторождение полезных ископаемых (известняка) Горный, Кабанского района

Научно-практическая работа.


Цель: Организовать деятельность учащихся по сбору и изучению материалов о месторождении.

Формы и методы используемые в ходе выполнения научно-практической работы.

Экскурсия на месторождение. Наблюдение за процессом добычи полезного ископаемого. Встреча со специалистами. Изучение предоставленной документации. Работа с картографическим материалом.


УРОК №11.


План характеристики месторождения полезных ископаемых

1. История образования месторождения. Географическое положение на

карте Кабанского района. Работа с контурной картой.

2. Геофизическая характеристика месторождения.

3. Способы добычи полезных ископаемых.

4. Наличие специализированных кадров, условия жизни и работы.

6. Безопасность и экологичность проекта разработки:

1. Основные вредные и опасные факторы в процессе производства.

2. Состояние охраны труда на предприятии.

3. Охрана окружающей среды.

7. Значение месторождения полезных ископаемых для экономики района, его доля в экономике Бурятии. Проблемы и перспективы.


Тема практикума: Распространения ягодных кустарниковых

сообществ на территории Бурятии и Кабанского района.

Итоговая работа.

Картографическое исследование.


Цель: - Организовать работу по проведению картографического исследования распространения ягодных кустарников на территории Бурятии и Кабанского района;

- по выявлению лекарственных свойств некоторых видов ягодных растений

и возникших экологических проблем произрастания ягодных кустарников.


Элементы картографического метода исследований: описание, графические приемы, графоаналитические приемы, картографическое моделирование.


Содержание:

УРОК №12.


  1. Практическая работа. Картографические исследования размещения ягодных кустарников на территории Бурятии и Кабанского района.

- на контурную карту нанести ареалы размещения лекарственных ягодных кустарников (территории выделить условными знаками, можно своими).


  1. Изучение литературных источников.

Задание 1. Общая характеристика кустарниковых сообществ. Ягодные кустарниковые сообщества на территории Бурятии. Оценка ресурсов.


Задание 2.Лекарственные свойства ягодных кустарников, использование различных видов в медицинских целях.

- Характеристика некоторых видов лекарственных ягодников (черники, голубики, морошки, брусники, клюквы, толокнянки, смородины)

- Изучение воздействия черники на лечение глазных заболеваний (работа с врачом окулистом)

- Рецепты лечения ягодниками простудных заболеваний. Профилактика лечения других болезней.



Задание 3. Проблемы произрастания ягодных кустарников в условиях промышленного освоения территории Бурятия. Прогноз на будущее.

- экологические проблемы ( выгорание в результате пожаров, засорённость территории, скопление свалок и др.)

- промышленное воздействие (строительство зданий, сооружений, прокладка дорог и т.д.)

- человеческий фактор, исчезновение ягодных кустарников, уменьшение ареала распространения в Бурятии.



















3. Учебно-тематическое планирование. (12 часов).


п.п.

Название

темы

Всего часов

(12)

Теория

Практика

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Введение. Картографический метод познания.


1

1


Лекция, с элементами

беседы.

Творческая работа

Оформленная контурная карта

Бурятии

2,3

План и работа

по его составлению.


2

1

1

Повторение понятий. Практическая работа

План местности

4

Понимание карты. Градусная сетка.

.

1


1

Беседа. Демонстрация

приборов. Практическая работа

Алгоритм определения географических координат

5

Работа с тектонической и физической картами Республики Бурятия. Составление тектонической карты Бурятии

1

1


Лекция.


Таблица определения форм рельефа

6

Использование тематических карт для составления комплексной характеристики природы Бурятии


1

-

1

Практические работы

с атласами.

Алгоритм написания характеристики природы Бурятии

7.

Использование карты часовых поясов для определения местного и поясного времени.

1

-

1

Практическая работа

Алгоритм пользования часовыми поясами.

8

Работа с климатическими и синоптическими картами Бурятии. Составление характеристики климата Кабанского района.


1

-

1

Практическая работа.

Алгоритм определения типа климата.

9

Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия на территории Бурятии, география их распространения.

1

-

1

Практическая работа

Заполненная контурная карта.

10.


Обзор экономических карт как способ познания картографических и социально-экономических объектов.


1

1


Лекция с элементами беседы

Картосхема территориальной структуры.

11

Геофизическая характеристика

Месторождение полезных ископаемых Кабанского района

1

-

1

Научно-практическая работа

Алгоритм написания геофизической характеристики.

17

Распространение ягодных кустарниковых сообществ на территории Бурятии.

1

-

1

Картографическое исследование


Алгоритм оценки распространения. Картосхема.


Освоение курса «Картографический метод познания» предполагает широкое использование школьных, школьно-краеведческих, справочных и научно-справочных карт и атласов, крупномасштабных картографических произведений.





  1. Требования к знаниям и умениям.


- Называть геологический возраст и основные тектонические структуры территории РБ на тектонической и геологической картах.


- Называть и показывать на карте положение основных форм рельефа


- Основные месторождения ископаемых.



- Определять по климатической карте, графикам, диаграммам основные черты климата Бурятии.


- Характеризовать индивидуальность специализации РБ; анализировать по картам и стат. источникам экономику Бурятии.



Показывать на карте:


- Промышленные центры, транспортные магистрали, крупнейшие курорты Бурятии;



- Оценивать природные условия и ресурсы; объяснять причины размещения отдельных предприятий;


- Составлять характеристику одного из местных предприятий.



  1. Литература, рекомендуемая для учителя и обучающихся


  1. Географический Атлас Мира. Просвещение. Москва, 2019г.

  2. Школьные географические атласы и контурные карты

для учащихся 6-9 классов.

  1. Энциклопедия по географии.

  2. БариноваИ.И. Природа России. 8 класс. 2007г

  3. География Бурятии 8-9 класс, М.О. Эрдынеева

  4. Географический атлас Бурятии..

  5. Викулова Н.П. Совершенствование методики формирования картографо – топографических знаний и умений учащихся (6 класс).

Свердловск. СГПИ, 1999.













Возможные темы для исследовательской работы.

Тема практикума: Рекреационные ресурсы Республики Бурятии.


Цель: - изучить географию маршрутов туризма по Бурятии.

- оформить контурную карту «Рекреационные ресурсы Бурятии».


Содержание:


Задание 1.

Оформить контурную карту «География туризма Бурятии». На ней указать:

1 – популярность туристического отдыха населения Бурятии (количество туристов отобразить столбиковой диаграммой, масштаб выбрать самостоятельно).

2 – основные районы туризма Бурятии.

Задание 2.

Построить сравнительную диаграмму отдыха и туризма населения Бурятии по годам. Сделать выводы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!