Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от ________ | Согласовано заместителем директора «____» _________ 20___ г. | Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 от ____________ № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__элективному курсу по математике «Математика для каждого»
Классы_8 а,б,в,г,д___________
Учитель: Афанасьева Надежда Николаевна
Составитель: Афанасьева Н.Н., (высшая квалификационная категория)
Срок действия программы:
2021 -2022 учебный год
Планируемые результаты изучения курса:
Действительные числа
Ученик научится:
1) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
2) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов,выполнять несложные практические расчёты.
3)владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Ученик получит возможность:
4) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
5) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике.
Алгебраические выражения
Обучающийся научится:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
5) применять тождественные преобразования для решения задач.
Уравнения. Системы уравнения.
Обучающийся научится:
1) решать линейные уравнения и системы уравнений с модулем;
2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и с модулем;
Обучающийся получит возможность научиться:
4) овладеть специальными приемами решения линейных уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Неравенства
Обучающийся научится:
1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
2) решать неравенства второй степени и неравенства с модулем;
3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Обучающийся получит возможность научиться:
4) разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции и графики.
Обучающийся научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить график квадратичной функции; исследовать свойства функции на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Обучающийся получит возможность научиться:
4) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач.
«Квадратные трехчлены и его приложения»
Обучающийся научится:
решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
2) проверять, является ли данное число решением уравнения;
Обучающийся получит возможность научиться:
3) составлять и решать линейные, квадратные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Геометрия
Обучающийся научится:
1) вычислять площади многоугольников, кругов и секторов;
2) решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
3) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность научиться:
4) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
5) приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач на вычисления площадей многоугольников.
Содержание курса:
Тема № 1 Текстовые задачи - 10 час.
Решение основных задач на проценты. Решение задач на «концентрацию, на «сплавы и смеси». Решение задач на движение (время, скорость, расстояние); зависимость между этими величинами в формулах.
Задачи на совместную работу.
Тема №2 Модуль» - 6 час. Решении уравнений, неравенств, содержащих модуль. Графики элементарных функций, содержащих модуль
Тема №3 «Функции» - 7 час. Способы задания функций. Свойства элементарных функций. Взаимно-обратные функции их свойства и графики. Квадратичная функция
Тема №4 «Квадратные трехчлены и его приложения» - 6 часов. Теорема Виета. Нахождение коэффициентов квадратичной функции. Разложение на множители. Исследование корней квадратного трёхчлена. Применение свойств квадратного трёхчлена при решении задач. Неравенства второй степени.
Тема №7 Геометрия - 5 ч.
Четырёхугольники. Вычисление площадей. Задачи на доказательство. Решение практических задач.
Литература:
1. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (―Математика в школе‖
№ 4, 2001г.)
2. Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
3. Качашева Н.А. О решении задач на проценты (―Математика в школе‖ № 4, 1991 г. с.39)
4. Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
5. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (―Математика в школе‖ № 5, 1999г.)
7. Егерман Е. Задачи с модулями (―Математика в школе‖ № 3, 2004г.)
8. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
9. Сборник элективных курсов ―Математика 8-9 классы‖, составитель В. Н. Студенецкая.
Волгоград. ―Учитель‖. 2006.
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от ________ | Согласовано заместителем директора «____» _________ 20___ г. | Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 от ____________ № ______ |
Календарно-тематическое планирование
По курсу «Математика в задачах »
Класс 8 а,б,в,г,д
Учитель Афанасьева Н.Н.
№ | Тема урока | Коли чество часов | Дата |
план | факт |
1. | Текстовые задачи | 10 | 1н-10н | |
2 | Модуль | 6 | 11н-16н | |
3 | Функции | 7 | 17н-23н | |
4 | Квадратный трёхчлен и его приложения | 6 | 24н-29н | |
5 | Геометрия | 5 | 30н-34н | |
| Итого | 34 | | |
Формы организации учебных занятий.
При организации занятий будут применяться традиционные формы: лекции, с использованием мультимедийной поддержки, семинары, самостоятельные и исследовательские работы, работа в группах, домашние самостоятельные работы. Но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, выступления с докладами: с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания, а так же с докладами, дополняющими выступления учителя или ученика. Проектная работа .
Основные виды учебной деятельности.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Вывод и доказательство формул.
Анализ формул.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Защита проектов.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
Изготовление плоских чертежей объемных фигур
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Моделирование и конструирование.