СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса «Общие закономерности общей биологии» для 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Рабочая программа осуществляется по УМК «Биология. 10-11 классы» линии «Сферы».
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова Ярославской обл.
«Рассмотрено» Руководитель МО: _____________ Протокол № _____ от «___» ________ 2020 года | «Согласовано» Заместитель директора по УР: ___________
«___» __________ 2020 года
| «Утверждено» Директор школы: _____________ Приказ № _____ От «___» __________2020 года |
Рабочая программа по элективному курсу
«Общие закономерности общей биологии»
10 класс
Составитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Топунова Елена Николаевна
.
Ростов Ярославской обл.
2020-2021 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Общие закономерности общей биологии» для 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ №4 г. Ростова;
Учебный план МОУ СОШ №4 г. Ростова на ступени среднего общего образования (10-11 классах) на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа осуществляется по УМК «Биология. 10-11 классы» линии «Сферы»:
Сухорукова Л.Н. Биология . 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 127, [1] с.: ил. – (Сферы).
Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.В. Ивановой «Биология. 10-11 кл.» - М.: Просвещение, 2011;
Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-тренажёр. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А. Власова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2018. – 111 с. (Сферы)
Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-экзаменатор. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, В.В. Сорокин; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2018. – 111 с. (Сферы)
Примечания:
1) Задания из тетради-экзаменатора используются учителем при составлении вариантов тестовых работ (на контрольно-обобщающих уроках).
2) Задания из тетради-тренажёра в виде индивидуальных карточек используются учителем на уроках при текущем контроле, а также для отработки изученного материала.
(У учащихся на руках данных тетрадей нет – Тетради находятся только у учителя)
3) Так как базовый учебник (учебник Сухоруковой) рассчитан на 1 час в неделю и содержит недостаточно учебного материала, то предполагается использовать в качестве дополнительного источника информации учебник, имеющийся в школе:
Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. – 367, ил.,
а также сетевой ресурс «Дистанционная система dschooln4.ru» http://www.dschooln4.ru/ , разработанный учителями МОУ СОШ №4 в рамках проекта «Школа в моём телефоне» и образовательную платформу «ЯКласс».
Место предмета в учебном плане МОУ СОШ №4 г. Ростова: в части, формируемой участниками образовательных отношений как дополнительный учебный предмет, курс по выбору обучающихся. На изучение курса в 10 классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю.
Уровень рабочей программы – базовый расширенный.
Изменения количества часов (по сравнению с авторской программой):
В связи с тем, что авторская программа Л.Н. Сухоруковой рассчитана на 1 час в неделю, её содержание дополнено и расширено до 2 часов в неделю за счёт перераспределения часов и включения отсутствующих в авторской программе тем:
1) Добавлено 4 часа на тему «Введение» - Биология как наука. Методы научного познания. Отличительные признаки живого. (В соответствии со стандартом) – всего 5 часов;
2) Тема «Строение и функции клетки. Размножение и развитие» (16 ч.) разделена на 5 тем:
Химическая организация клетки – 9 ч.
Клетка эукариот – целостная система взаимосвязанных органоидов – 8 ч.
Клетка эукариот – открытая система. Обмен веществ и превращение энергии -8 ч.
Прокариоты. Неклеточные формы жизни – вирусы – 5 ч.
Размножение и индивидуальное развитие организмов – 11 ч.
(Всего 41 час)
3) Добавлено 7 часов на тему «Основные закономерности наследственности» (вместо 15 часов – 22 часа)
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
При разделении работ на практические и лабораторные учитывалось, что при выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д.; выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Отметки за лабораторные и практические работы выставляются каждому ученику.
Нумерация этих работ представлена в следующей таблице:
Перечень лабораторных и практических работ:
10 класс
№ | Тема | Лабораторные работы | Практические работы |
1 | Биология как наука. Методы научного познания. | - | - |
2 | Химическая организация клетки. | Л.р№1. «Роль ферментов в клетке» | - |
3 | Клетка эукариот - целостная система взаимосвязанных органоидов. | Л.р №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Л.р. №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Л.р. №4 «Движение цитоплазмы» Л.р. №5 «Кристаллические включения растительной клетки» Л.р. №6 «Явления плазмолиза и деплазмолиза» | Пр.р. №1 « Сравнение строения клеток растений, животных и грибов»
|
4 | Клетка эукариот – открытая система. Обмен веществ и превращение энергии. | - | Пр.р. №2 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии» |
5 | Прокариоты. Неклеточные формы жизни – вирусы. | - | - |
6 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Л.р. №7 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки» | Пр.р. №3 «Вегетативное размножение комнатных растений» |
7 | Основные закономерности наследственности | - | Пр.р. №4 «Составление простейших схем скрещивания» Пр.р. №5 «Решение элементарных генетических задач» Пр.р. №6 «Решение задач на сцепленное с полом наследование» Пр.р. №7 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
| ИТОГО: | 7 | 7 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
чувство гордости за свой край, свою Родину.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения курса «Общие закономерности общей биологии» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ
1. Биология как наука. Методы научного познания (5 ч.)
Биология как наука. Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Общая биология – наука об универсальных закономерностях живого. Почему важно изучать общебиологические закономерности.
Сущность жизни и свойства живого. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация: таблицы, рисунки, слайды, отражающие значение генетической грамотности, знаний в области социальной экологии, эволюционного учения для каждого человека, портреты учёных-биологов.
2. Химическая организация клетки (9 ч.)
Химический состав клетки. Важнейшие химические элементы клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Неорганические вещества. Вода: особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы, входящие в состав клеток (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Особенности строения и функции ДНК и РНК. Аденозинтрифосфат (АТФ) – универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.
Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение мономеров и биополимеров.
Лабораторные и практические работы:
Л.р. №1 «Роль ферментов в клетке».
3. Клетка эукариот – целостная система взаимосвязанных органоидов (8 ч.)
Клетка эукариот – целостная система взаимосвязанных органоидов. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Современный этап в истории развития клеточной теории. Методы цитологических исследований.
Общий план строения клетки эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции; ядерные клетки. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс). Клеточные мембраны: строение и функции. Строение и функции хромосом. Поступление веществ в клетку. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немебранные органоиды клетки: рибосомы. Опорно-двигательная система клетки (микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр). Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Пластиды и митохондрии (строение и функции в клетке, происхождение, черты сходства с клеткой прокариот).
Демонстрация: устройство светового микроскопа; портреты учёных; таблицы, схемы, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток, отдельных органоидов.
Лабораторные и практические работы:
Л.р №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Л.р. №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Л.р. №4 «Движение цитоплазмы»
Л.р. №5 «Кристаллические включения растительной клетки»
Л.р. №6 «Явления плазмолиза и деплазмолиза»
Пр.р. №1 « Сравнение строения клеток растений, животных и грибов»
4. Клетка эукариот–открытая система. Обмен веществ и превращение энергии. (8 ч.)
Организм – единое целое. Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Энергетическое обеспечение клетки. Анаэробы и аэробы. Сущность дыхания и брожения. Фотосинтез, продукты световой и темновой фаз. Космическая роль зелёных растений. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Демонстрация: опыты, доказывающие результаты фотосинтеза; таблицы, схемы, иллюстрирующие процессы энергетического обмена; портреты учёных.
Лабораторные и практические работы:
Пр.р. №2 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии»
5. Прокариоты. Неклеточные формы жизни – вирусы. (5 ч.)
Прокариоты. Доядерные клетки. Особенности строения клеток прокариот. Размножение бактерий. Особенности обмена веществ. Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Разнообразие прокариот: цианобактерии и архебактерии, особенности их жизнедеятельности.
Неклеточные формы жизни – вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Вклад отечественного микробиолога Д.И. Ивановского в вирусологию.
Демонстрация: портреты учёных; таблицы, схемы, иллюстрирующие строение и разнообразие вирусов и прокариот, их размножение.
6. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (11 ч.)
Многообразие организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Амитоз. Редукционное деление – мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Биологическое значение мейоза.
Способы размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение и его формы. Половое размножение, значение для эволюции. Развитие половых клеток. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение, его значение. Оплодотворение у животных. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Значение работ С.Г. Навашина. Приспособление цветковых растений к наземным условиям существования. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный и постэмбриональный этапы. Апоптоз. Старение и его причины. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрация: портреты учёных; таблицы, схемы, иллюстрирующие особенности процессов жизнедеятельности эукариот и прокариот.
Лабораторные и практические работы:
Л.р. №7 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки»
Пр.р. №3 «Вегетативное размножение комнатных растений»
7. Основные закономерности наследственности (22 ч.)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Принцип дискретной наследственности. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Г. Менделя). Закон расщепления в потомстве гибридов (второй закон Г. Менделя). Генетическая терминология и символика. Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Генотип. Фенотип. Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Г. Менделя). Значение учения Г. Менделя для развития эволюционного учения Ч. Дарвина.
Хромосомная теория наследственности – выдающееся обобщение биологии первой четверти 20 века, краткая история, основные положения. Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности (их цитологическое обоснование). Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Современные представления о гене и геноме.
Открытие молекулярной природы гена. Репликация ДНК. Образование иРНК на матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, неперекрываемость, универсальность. Биосинтез белков. Роль транспортных РНК. Трансляция. Геном. Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена. Генная инженерия.
Демонстрация: гербарные материалы; таблицы, схемы, слайды, фильмы, иллюстрирующие законы наследственности; портреты учёных-генетиков.
Лабораторные и практические работы:
Пр.р. №4 «Составление простейших схем скрещивания»
Пр.р. №5 «Решение элементарных генетических задач»
Пр.р. №6 «Решение задач на сцепленное с полом наследование»
Пр.р. №7 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс (68 часов)
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Экскурсии |
1 | Биология как наука. Методы научного познания. | 5 | - | - | - |
2 | Химическая организация клетки. | 9 | 1 | - | - |
3 | Клетка эукариот - целостная система взаимосвязанных органоидов. | 8 | 5 | 1 | - |
4 | Клетка эукариот – открытая система. Обмен веществ и превращение энергии. | 8 | - | 1 | - |
5 | Прокариоты. Неклеточные формы жизни – вирусы. | 5 | - | - | - |
6 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 11 | 1 | 1 | - |
7 | Основные закономерности наследственности | 22 | - | 4 | - |
| ИТОГО | 68 | 7 | 7 | 0 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»
10 класс на 2020-21 уч. г.
№ урока |
Тема урока | Лабораторные, практические работы, экскурсии |
Основное содержание |
Демонстрации |
Планируемые результаты |
Д/з |
Биология как наука. Методы научного познания (5 ч)
| ||||||
1
| Биология как наука. Живая природа как объект изучения биологии. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Правила работы в биологической лаборатории. - |
| Объект изучения биологии – живая природа. Общая биология – наука об универсальных закономерностях живого. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Правила работы в биологической лаборатории. |
| называют фундаментальные разделы общей биологии и предмет их изучения; определяют понятия по теме урока: общая биология, цитология, гистология, эмбриология, биохимия, генетика, экология, социальная экология, эволюционная биология; обосновывают важность биологических знаний по цитологии, гистологии, эмбриологии, биохимии, генетике, экологии, эволюции для практической деятельности человека; объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения; объясняют роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира; прогнозируют последствия нерациональной хозяйственной деятельности человека; используют различные источники информации при заполнении таблицы «Структура и значение общебиологических знаний». | §1 (с.8-9); таблица «Многообразие биологических наук»; Сайт «dschooln4.ru» - занятие 1.
|
2
| История развития биологии как науки.
- |
| Истоки биологии. Биологические открытия в эпоху Возрождения. Основные события из области биологии в 18-19 вв. Краткая история биологии 20 века. Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Леонардо да Винчи, К.Линней, К.Бэр, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, Т.Шванн, М.Шлейден, Л.Пастер, Р.Кох, И.Мечников, Г.Мендель, Т.Морган, И.Сеченов, И.Павлов, Н.Вавилов, В.Вернадский и др. | Портреты учёных-биологов | называют основные события в истории биологической науки в хронологическом порядке; описывают вклад учёных в развитие биологической науки; заполняют таблицу «Основные события в истории биологии» (период времени / открытие / кем сделано). | §1 (с.3-9: Каменский), таблица «Основные события в истории биологии» |
3
| Методы познания живой природы.
Входной контроль (ВМ) |
| Методы познания живой природы. Наука как сфера человеческой деятельности. Научный факт. Научный метод. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Исторический метод. Сравнительно-описательный метод. Мониторинг. Микроскопия. Центрифугирование. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. | Методы познания живой природы | называют основные методы научного познания живой природы: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование; знают этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории; приводят собственные примеры научных фактов, идей, гипотез и теорий. | §2 (с.9-12 Каменский), Сайт «dschooln4.ru» - занятие 1.
|
4
| Сущность жизни и свойства живого. Биологические системы. Организм – единое целое. Уровни организации живой материи.
|
| Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Организм – единое целое. Многообразие организмов. | Биологические системы. Уровни организации живой природы. Организм - единое целое. Многообразие организмов. | дают определения понятиям «жизнь», «система», «элемент», «структура», «уровни организации живой природы»; перечисляют основные свойства живого; перечисляют уровни организации живой материи; характеризуют проявление свойств живого на различных уровнях организации; выделяют основные признаки понятия «биологическая система»; доказывают, что организм представляет собой единое целое; объясняют многообразие организмов. | §3-4 (с.13-20 Каменский), Сайт «dschooln4.ru» - занятия 2,3.
|
5
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Биология как наука. Методы научного познания». СР | Выполняют задания контрольной работы. | Вопросы на с.9 | |||
Химическая организация клетки (9 ч)
| ||||||
6
| Химический состав клетки. Макро и микроэлементы и их роль в живых организмах.
УО |
| Химический состав клетки. Важнейшие химические элементы клетки. Макро и микроэлементы и их роль в живых организмах.
| Химический состав клетки. | называют группы химических элементов клетки и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы; распределяют химические элементы по группам; описывают значение микро- и макроэлементов. | §2 (с.10-11), вопросы 1,2 (с.11); записи в тетрадях |
7
| Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. (Вода и минеральные вещества) |
| Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. Вода: особенности строения молекулы, свойства воды, функции воды в клетке и в живых организмах. Минеральные вещества и их роль в клетке и организме человека. | Строение молекулы воды. | объясняют особенности строения молекулы воды; называют основные свойства воды в клетке и организме; устанавливают взаимосвязь между особенностями строения и свойствами на примере молекул воды; определяют роль минеральных солей и воды в клетке и организме. | §2 (с.10-11), вопросы 3,4 (с.11); §7-8 (с.29-33:Каменский), записи в тетрадях. |
8
| Органические соединения. Углеводы и их роль в клетке и организме человека.
- |
| Органические соединения. Общая характеристика биологических полимеров. Углеводы, входящие в состав клеток (моно-, ди- и полисахариды), особенности их строения. Роль углеводов в клетке и организме человека. | Роль углеводов в клетке и организме человека | называют основные группы углеводов и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока: биополимеры, моносахариды, дисахариды, полисахариды; описывают строение углеводов разных групп; называют функции, выполняемые углеводами в клетке; сравнивают строение углеводов разных групп; объясняют роль углеводов в клетке и организме человека. | §3 (с.12-13), вопросы 1-3 (с.13), записи в тетрадях. |
9
| Липиды и их роль в клетке и организме человека.
- |
| Липиды (жиры и жироподобные вещества), их разнообразие и роль в клетке и организме человека. | Роль липидов в клетке и организме человека | называют основные группы липидов и иллюстрируют их примерами; заполняют схему «Разнообразие липидов»; определяют понятия по теме урока: липиды, жиры, жироподобные вещества, фосфолипиды, воски; описывают строение липидов; описывают функции, выполняемые липидами в клетке; объясняют роль липидов в клетке и организме человека. | §3 (с.13), вопрос 4 (с.13), записи в тетрадях. |
10
| Белки. Строение молекулы белка: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры. Свойства белка: денатурация и ренатурация. |
| Аминокислоты – мономеры белков. Строение молекулы белка: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры. Явления денатурации и ренатурации белков. Простые и сложные белки. | Строение молекулы белка | называют структурные компоненты белковой молекулы, группы белков; определяют понятия по теме урока; описывают особенности строения белков; сравнивают строение простых и сложных белков; объясняют и сравнивают между собой явления денатурации и ренатурации. | §4 (с.14-16), вопросы 1-4 (с.17). |
11
| Биологические функции белков. Роль белков в клетке и организме человека. Лаб.р. №1 «Роль ферментов в клетке»
УО | Лаб.р. №1 «Роль ферментов в клетке» | Многообразие функций, выполняемых белками в клетке и организме человека: строительная, ферментативная (каталитическая), защитная, транспортная, регуляторная, рецепторная, энергетическая. |
| выясняют значение белковой пищи для поддержания здорового состояния организма; называют выполняемые белками функции; описывают функции, выполняемые белками в клетке; определяют роль ферментов в клетке; ставят эксперимент и оформляют его результаты; устанавливают взаимосвязь между строением белков и выполняемыми ими функциями; объясняют роль белков в клетке и организме человека. | §4 (с.14-17), вопрос 5 (с.17). Таблица «Биологические функции белков» |
12
| Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки и организме человека.
Т |
| Нуклеиновые кислоты: открытие, общая характеристика, виды. Особенности структуры и функций ДНК. Явление комплементарности. РНК, её формы и функции. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности клетки и организме человека.
| Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки. | называют виды нуклеиновых кислот, азотистых оснований, иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; сравнивают особенности строения ДНК и РНК; заполняют таблицу «Сравнение молекул ДНК и РНК»; устанавливают взаимосвязь особенностей строения и выполняемых функций на примере молекул ДНК и РНК; объясняют роль нуклеиновых кислот в клетке и организме человека. | §5 (с.18-19); §12 (с.48-53:Каменский). |
13
| АТФ и другие органические соединения клетки и их роль в клетке и организме человека.
УО |
| Аденозинтрифосфат (АТФ) – универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь. Витамины и их роль в организме человека. Роль органических веществ в клетке и организме человека. |
| описывают особенности строения молекулы АТФ; устанавливают взаимосвязь особенностей строения и выполняемых функций на примере молекулы АТФ; объясняют понятие «макроэргическая связь»; называют группы витаминов и иллюстрируют их примерами; объясняют роль витаминов для клетки и организма человека; объясняют роль органических веществ в клетке и организме человека. | §5 (с.19); §13 (с.53-55:Каменский). |
14
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Химическая организация клетки» КР | выполняют задания контрольной работы. | §6 (с.20-21). | |||
Клетка эукариот – целостная система взаимосвязанных органоидов (8 часов)
| ||||||
15
| История изучения клетки. Клеточная теория. Лаб.р. №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» ЛР | Лаб.р. №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
| Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Классическая клеточная теория – первая теория в биологии. Современный этап в истории развития клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. | Строение клетки. | называют основные даты в истории развития цитологии; определяют понятия по теме урока; описывают вклад учёных в развитие знаний о клетке, формулируют основные положения современной клеточной теории; умеют работать с различными источниками информации. | §6 (с.20-21), вопросы (с.21). |
16
| Методы цитологических исследований. Лаб.р. №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
ЛР | Лаб.р. №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
| Методы цитологических исследований. | Строение клетки. | Называют основные методы цитологических исследований; Работают с микроскопом: приготавливают и описывают микропрепараты клеток растений. | §5 (с.22-25:Каменский); записи в терадях. |
17
| Общий план строения клетки эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Лаб.р. № 4 «Движение цитоплазмы»
- | Лаб.р. № 4 «Движение цитоплазмы» | Строение клетки. Общий план строения клетки эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Ядерные клетки. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс). Клеточные мембраны: строение и функции. Поступление веществ в клетку. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Состав цитоплазмы, её движение. | Строение клеток эукариот. Движение цитоплазмы. | называют отличительные особенности клеток эукариот; определяют понятия по теме урока; описывают отличительные особенности строения плазматической мембраны; умеют устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями на примере плазматической мембраны и поверхностных структур клетки, работать с микропрепаратами, проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | §7 (с.22-23), вопросы (23). |
18
| Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Л.р. №5 «Кристаллические включения растительной клетки». Л.р. №6 «Явления плазмолиза и деплазмолиза» | Л.р. №5 «Кристаллические включения растительной клетки». Л.р. №6 «Явления плазмолиза и деплазмолиза» | Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Кристаллические включения растительной клетки. Явления плазмолиза и деплазмолиза. | Схема строения растительной клетки. Схема строения животной клетки. | называют компоненты, входящие в вакуолярную систему клетки; определяют понятия по теме урока; описывают особенности строения рассматриваемых компонентов; устанавливают взаимосвязь между строением входящих в вакуолярную систему органоидов и функциями, которые они выполняют в клетке; умеют работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты, проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | §8 (с.24-25), вопросы 1-3 (с.25). |
19
16.11 | Опорно-двигательная система клетки (микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр). Органоиды передвижения: реснички и жгутики. |
| Опорно-двигательная система клетки (микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр). Органоиды передвижения: реснички и жгутики. | Схема строения растительной клетки. Схема строения животной клетки. | называют компоненты, входящие в опорно-двигательную систему клетки; определяют понятия по теме урока; описывают особенности строения рассматриваемых компонентов; устанавливают взаимосвязь между строением входящих в опорно-двигательную систему органоидов и функциями, которые они выполняют в клетке. | §8 (с.24-25), вопрос 4 (с.25). |
20
| Пластиды и митохондрии (строение и функции в клетке, происхождение, черты сходства с клеткой прокариот). Немембранные органоиды клетки: рибосомы.
|
| Особенности строения и функционирования пластид в растительной клетке. Митохондрии: особенности строения и функций. Сравнение пластид и митохондрий со строением бактериальной клетки. Происхождение хлоропластов и митохондрий. Особенности строения и функций рибосом.
|
| называют мембранные и немембранные органоиды клетки; определяют понятия по теме урока; описывают особенности строения изучаемых органоидов, выполняемые ими функции; сравнивают строение митохондрий и пластид со строением бактериальной клетки; объясняют: устанавливают взаимосвязь между особенностями строения пластид, митохондрий и рибосом и функциями, которые они выполняют. | §9 (с.26-27), вопросы (с.27). |
21
| Строение и функции клеточного ядра. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. |
| Вклад Р. Броуна в развитие знаний о ядре. Строение и функции клеточного ядра. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Строение и функции хромосом. Особенности строения хромосом в разные периоды жизни ядра. Хромосомный набор. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | Строение клетки. | называют составные части ядра; определяют понятия по теме урока; описывают строение основных структурных компонентов ядра и выполняемые ими функции, вклад Р.Броуна в развитие знаний о ядре; умеют работать с различными источниками информации. | §11 (с.30-31), вопросы (с.31), заполнить таблицу "Строение клетки". |
22
| Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Пр.р.№1 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов» Обобщение «Клетка эукариот – целостная система». | Пр.р.№1 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов»
| Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Клетка эукариот – целостная система взаимосвязанных органоидов.
| Схема строения растительной клетки. Схема строения животной клетки. Схема строения грибной клетки. | Выявляют признаки сходства в строении клеток растений, животных и грибов; Выявляют признаки различия в строении клеток растений, животных и грибов; Определяют клетки растений, животных и грибов на рисунках и схемах; Заполняют таблицу «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов»; Решают тестовые задания по данной теме. | Повторить §7-9. |
Клетка эукариот – открытая система. Обмен веществ и превращение энергии (8 часов)
| ||||||
23
| Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Энергетический обмен в клетке. Сущность дыхания и брожения. |
| Клетка – открытая биосистема. Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Энергетическое обеспечение клетки. Особенности энергетического обмена у аэробных и анаэробных организмов. Сущность дыхания и брожения. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. | называют основные процессы обмена веществ; описывают особенности метаболизма и катаболизма как взаимосвязанных процессов обмена; сравнивают особенности энергетического обмена у аэробов и анаэробов; раскрывают сущность процессов дыхания и брожения; выявляют особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий; работают с различными источниками информации. | §10 (с.28-29), вопрос 1,2 (с.29).
§21-22 (с.81-87:Каменский). |
24
| Питание клетки. Группы организмов по способу питания. Автотрофное питание. Хемосинтез. |
| Группы организмов по способу питания. Автотрофное питание. Хемосинтез. | Типы питания.
| называют группы организмов по способу питания; раскрывают суть понятий «автотрофы» и «гетеротрофы»; описывают особенности процесса хемосинтеза у разных бактерий; приводят примеры автотрофов (фототрофов и хемотрофов) и гетеротрофов; работают с различными источниками информации. | §10 (с.28-29). §23,25 (с.87-89, с.94-95:Каменский). |
25
| Автотрофное питание. Фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. |
| Фотосинтез. Особенности протекания процесса фотосинтеза. Продукты световой и темновой фаз. Космическая роль зелёных растений. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза. | Фотосинтез. | Характеризуют фотосинтез как важнейший ароморфоз архейской эры; Описывают вклад учёных в развитие знаний об особенностях протекания фотосинтеза; Дают общую характеристику фотосинтеза; Раскрывают этапы и механизм фотосинтеза; Описывают результаты световой и темновой фаз фотосинтеза; Сравнивают фазы фотосинтеза; Объясняют значение фотосинтеза для жизни на Земле. | §10 (с.28-29). §24 (с.89-93:Каменский). |
26
| Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция. |
| ДНК – носитель наследственной информации. Особенности репликации ДНК. Образование и-РНК на матрице ДНК. Транскрипция. Роль ферментов в процессе транскрипции. | Строение молекулы ДНК. Типы РНК. Удвоение молекулы ДНК. | определяют понятия по теме урока; описывают процесс образования и-РНК на матрице ДНК; объясняют роль ферментов в процессе транскрипции; умеют определять последовательность нуклеотидов в ДНК, и-РНК, составлять цепочки нуклеиновых кислот, работать с различными источниками информации. | §25 (с.60-61), вопросы (с.61). |
27
| Генетический код, его свойства. |
| Ген. Генетический код, его свойства. Практическое значение знаний о генетическом коде и его свойствах. Транспортная РНК: особенности строения и функции. Решение задач с использованием таблицы генетического кода. | Генетический код | называют свойства генетического кода и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают особенности строения и функции т-РНК; объясняют последствия изменений последовательности нуклеотидов для структуры и функций синтезируемых белков; могут использовать таблицу генетического кода для решения различных познавательных задач. | §26 (с.62-63), вопросы (с.63). |
28
| Биосинтез белков. |
| Сущность процесса трансляции. Роль т-РНК в биосинтезе белка. Образование полирибосомы. Генная активность и специализация клеток. Центральная догма молекулярной биологии. | Молекула белка. Биосинтез белка. | называют типы РНК, выполняемые ими функции; определяют понятия по теме урока; описывают сущность, значение процесса трансляции; объясняют явление обратной транскрипции;
| §26 (с.62-65), вопросы (с.65). §26 (с.95-101:Каменский). |
29
| Пр.р.№2 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии» | Пр.р. №2 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии» | Решение задач на биосинтез белка. |
| решают задачи по молекулярной биологии (синтез белка). | Решение задач |
30
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка эукариот – открытая система» Полугодовой контроль (ВМ) | выполняют задания контрольной работы | §27 (с.102-105:Каменский). | |||
Прокариоты. Неклеточные формы жизни – вирусы (5 часов) | ||||||
31
| Прокариоты. Особенности строения клетки прокариот. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Размножение бактерий. Особенности обмена веществ. |
| Доядерные клетки. Особенности строения клеток прокариот как безъядерных организмов. Сравнение клеток эукариот и прокариот. Особенности обмена веществ. Разнообразие бактерий по способам питания и получения энергии. Размножение бактерий. | Строение клеток прокариот и эукариот. | называют группы бактерий по способам питания и получения энергии; определяют понятия по теме урока; сравнивают особенности строения и размножения клеток прокариот и эукариот; выявляют особенности обмена веществ прокариот; раскрывают суть хемосинтеза; заполняют таблицу «Сравнение клеток прокариот и эукариот». | §16 (с.40-41), вопросы 1-3 (с.41). |
32
| Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Разнообразие прокариот: цианобактерии и архебактерии, особенности их жизнедеятельности. |
| Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Разнообразие прокариот: цианобактерии и архебактерии, особенности их жизнедеятельности. |
| описывают значение бактерий в природе и практической деятельности человека; подбирают материал о разнообразии бактерий; дают определения понятиям: прокариоты, цианобактерии, архебактерии, нуклеоид, плазмида, анаэробы, хемотрофы, хемосинтез. | Буклет «Бактериальные заболевания человека» |
33
| Неклеточные формы жизни – вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Вклад отечественного микробиолога Д.И. Ивановского в вирусологию. |
| Вирусология – наука о вирусах. История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов. Вирусы – неклеточные формы. Характерные особенности строения вирусов. Строение бактериофага. Особенности процессов жизнедеятельности вирусов. | Строение вируса. Модель бактериофага. | определяют понятия по теме урока; описывают характерные особенности строения вирусов, сравнивают строение вирусов и клеточных форм жизни; раскрывают сущность процесса взаимодействия вируса с клеткой; раскрывают вклад Д.И.Ивановского в изучение вирусов. | §17 (с.42-43), вопросы 1-3 (с.43). |
34
| Вирусные заболевания человека: особенности протекания. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. |
| Вирусные заболевания человека: особенности протекания, профилактика. СПИД. Профилактика СПИДа. |
| называют заболевания вирусной природы; объясняют особенности протекания вирусных заболеваний; раскрывают меры профилактики вирусных заболеваний; осознают важность соблюдения здорового образа жизни для профилактики заражения СПИДом. | Буклет «Вирусные заболевания человека» |
35
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Прокариоты. Неклеточные формы жизни - вирусы» | выполняют задания контрольной работы | Текст «Подведём итоги» (с.44). | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов. (11 ч.)
| ||||||
36
| Деление клетки - основа роста, развития и размножения организма. Жизненный цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза. |
| Организм – единое целое. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организма. Клеточный цикл. Интерфаза. Периоды интерфазы: пресинтетический, синтетический, постсинтетический. Репликация (редупликация). Апоптоз – «запрограммированная» клеточная смерть. | Жизненный цикл клетки. Удвоение молекулы ДНК. | Раскрывают сущность жизненного цикла клетки; Описывают процессы, протекающие в различные периоды интерфазы; Объясняют механизм репликации; Раскрывают механизм и значение апоптоза.
| §12 (с.32); §28 (с.108-111: Каменский) |
37
| Митоз. Фазы митоза. Амитоз. |
| Митоз. Характерные особенности фаз митоза. Биологическое значение митоза. Амитоз. | Деление клетки (митоз) | называют фазы митоза; определяют понятия по теме урока; описывают характерные особенности процессов, протекающих в профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза; распознают стадии митоза на рисунках, учебных таблицах; объясняют биологическое значение митоза; сравнивают митоз и амитоз. | §12 (с.32-33); §29 (с.111-113: Каменский) |
38
| Редукционное деление – мейоз и его фазы. Биологическое значение мейоза. |
| Редукционное деление – мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы мейоза. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Биологическое значение мейоза. | Деление клетки (мейоз). | называют фазы мейоза; определяют понятия по теме урока; описывают характерные особенности процессов, протекающих в фазах мейоза; распознают стадии мейоза на рисунках, учебных таблицах; сравнивают процессы митоза и мейоза; объясняют биологическое значение митоза и мейоза. | §12 (с.33); §30 (с.114-116: Каменский) |
39
| Размножение - свойство организмов. Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение. Пр.р.№3 «Вегетативное размножение комнатных растений» | Пр.р.№3 «Вегетативное размножение комнатных растений» | Размножение - свойство организмов. Основные способы размножения. половое и бесполое размножение. Бесполое размножение: сущность, особенности у растений и животных, биологическое значение. Вегетативное размножение комнатных растений.
| Формы размножения. Способы бесполого размножения.
| называют формы размножения, способы бесполого размножения и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают особенности разных способов бесполого размножения; распознают формы размножения, способы бесполого размножения при рассмотрении разнообразных примеров; объясняют значение бесполого размножения в природе и для человека. | §13 (с.34-35), §31 (с.116-119:Каменский), вопросы (с.118). |
40
| Половое размножение организмов. |
| Характерные особенности и биологическое значение полового размножения. Формы полового процесса (конъюгация, копуляция, изогамия, гетерогамия). |
| Объясняют характерные особенности полового размножения; Раскрывают биологический смысл полового размножения; Описывают различные формы полового процесса (конъюгация, копуляция, изогамия, гетерогамия); Объясняют значение полового размножения в природе и для человека. | §13 (с.34-35), §32 (с.120-122:Каменский), вопросы (с.122). |
41
| Чередование поколений в жизненном цикле растений. |
| Половое поколение - гаметофит. Бесполое поколение – спорофит. Чередование бесполого и полового поколений в жизненном цикле растений. Редукция гаметофита у растений. | Чередование поколений в жизненном цикле растений. | Называют специализированные органы полового размножения у растений разных отделов; Описывают особенности циклов развития растений разных отделов; Сравнивают циклы развития растений основных отделов; Вычерчивают схемы, иллюстрирующие циклы развития растений основных отделов; Делают вывод о постепенной редукции гаметофита в ходе эволюции растений. | §13 (с.34-35), вопросы (с.35), записи в тетрадях. |
42
| Образование половых клеток. Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Лаб.р №7 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки». | Лаб.р №7 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки». | Половые клетки (гаметы). Место их формирования у животных и человека. Стадии формирования гамет. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток. | Мейоз. Гаметогенез у животных. Строение сперматозоидов и яйцеклеток. | Называют стадии формирования гамет; Определяют понятия по теме урока; Описывают характерные особенности стадий гаметогенеза; Характеризуют яйцеклетки и сперматозоиды; Сравнивают особенности строения мужских и женских половых клеток; Раскрывают особенности сперматогенеза и оогенеза. | §14 (с.36-37), §33 с.122-124:Каменский), вопросы на с.124. |
43
| Оплодотворение у животных. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Значение работ С.Г. Навашина. |
| Оплодотворение, его значение. Оплодотворение у животных. Партеногенез. Оплодотворение у покрытосеменных растений (двойное оплодотворение). Значение работ С.Г. Навашина. Приспособления цветковых растений к наземным условиям существования. Искусственное оплодотворение у растений и животных. | Оплодотворение у растений и животных. Половые клетки. | Называют этапы оплодотворения, его виды; Описывают особенности процесса оплодотворения, партеногенеза; Называют основные характерные черты покрытосеменных растений; Описывают особенности процесса двойного оплодотворения у покрытосеменных, вклад С.Г. Навашина в его изучение; Сравнивают процесс оплодотворения у животных и покрытосеменных растений; Умеют работать с различными источниками информации. | §14 (с.37), §34 (с.125-128:Каменский), вопросы (с.128). |
44
| Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период. |
| Периоды онтогенеза у животных. Стадии эмбрионального периода. Регуляция онтогенеза. | Основные этапы эмбриогенеза хордовых. Индивидуальное развитие организмов. | Раскрывают особенности онтогенеза; называют этапы онтогенеза, стадии эмбрионального периода развития животных; определяют понятия по теме урока; описывают особенности стадий эмбриогенеза, распознают стадии эмбриогенеза на рисунках, таблицах, микропрепаратах; сравнивают разные стадии эмбриогенеза. | §15 (с.38-39), §35,36 (с.129-135:Каменский), вопросы (с.135). |
45
| Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Постэмбриональный период. |
| Постэмбриональный этап онтогенеза. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
| Называют типы онтогенеза; Называют и характеризуют периоды постэмбрионального развития; Сравнивают прямое и непрямое развитие; Выявляют особенности развития организма с метаморфозом; Приводят примеры животных с прямым и непрямым развитием; Устанавливают причинно-следственные связи между состоянием условий окружающей среды и протеканием процессов онтогенеза. | §15 (с.39), §37 (с.136-137:Каменский), вопросы (с.137). |
46
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Промежуточный контроль (ВМ) | Выполняют задания контрольной работы | Текст (с.137-138:Каменский). | |||
Основные закономерности наследственности (22 часа) | ||||||
47
| Генетика – наука о наследственности и изменчивости. История развития генетики. Методы генетики. |
| Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики. Г. Мендель - основоположник генетики. Методы генетики. Гибридологический метод. Г. Мендель. Генетическая терминология и символика. | Портреты учёных-генетиков | определяют предмет изучения генетики и её задачи; называют основные методы генетики как науки; описывают вклад Г. Менделя в развитие генетических знаний; объясняют сущность гибридологического метода; раскрывают значение гибридологического метода для дальнейшего развития генетики; используют общепринятую генетическую символику; раскрывают значение основных генетических понятий. | §38 (с.140-142:Каменский), вопросы (с.142). |
48
| Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя. |
| Наследственность как одно из свойств организмов. Идея дискретной природы наследственности – ведущий принцип, лежащий в основе работ Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Мендлем. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. | Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. | Называют группы признаков у гороха огородного, которые исследовал Г. Мендель; Описывают опыты, лежащие в основе законов Менделя; описывают сущность первого и второго законов Менделя; объясняют явления, описываемые законами Менделя; используют общепринятую генетическую символику; объясняют значение принципа дискретной наследственности | §18 (с.46-47), вопросы (с.46). |
49
| Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. |
| Сущность, значение и положения гипотезы чистоты гамет. Объяснение первого и второго законов Менделя. Анализирующее скрещивание. Генотип и фенотип. Неполное доминирование. Решение генетических задач. | Неполное доминирование | определяют понятия по теме урока; описывают основные положения гипотезы чистоты гамет и объясняют законы Менделя с её позиций; устанавливают причины неполного доминирования, последствия анализирующего скрещивания; умеют решать задачи на моногибридное скрещивание. | §19 (с.48-49), вопросы (с.49). |
50
| Пр.р.№4 «Составление простейших схем скрещивания» | Пр.р.№4 «Составление простейших схем скрещивания» | Составление простейших схем скрещивания. | Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. | решают задачи на применение законов Менделя.
| §18-19 (с.46-49). |
51
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. (Закон независимого наследования признаков) |
| Дигибридное скрещивание с позиций гипотезы чистоты гамет. Дигомозиготные и дигетерозиготные организмы. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков. | Дигибридное скрещивание. Законы Менделя. | описывают сущность дигибридного скрещивания; объясняют особенности наследования признаков при дигибридном скрещивании; прогнозируют следствие, вытекающее из закона независимого комбинирования признаков.
| §20 (с.50-51), вопросы (с.51). |
52
| Решение задач на дигибридное скрещивание
|
| Решение задач на дигибридное скрещивание. | Дигибридное скрещивание. Законы Менделя. | умеют решать задачи на законы Менделя.
| §20 (с.50-51). |
53
| Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Менделя |
| Хромосомная теория наследственности. Краткая история становления и основные положения хромосомной теории наследственности. Идея дискретной природы наследственности и развитие дарвинизма. Цитологическое обоснование первого и второго законов Менделя. Цитологические основы третьего закона Менделя. |
| называют учёных, стоящих у истоков хромосомной теории наследственности; определяют понятия по теме урока; описывают положения хромосомной теории наследственности; объясняют значение идеи дискретной наследственности для развития дарвинизма, значение хромосомной теории наследственности; устанавливают причины единообразия гибридов первого поколения и расщепления гибридов второго поколения с точки зрения хромосомной теории. | §21 (с.52-53). |
54
| Пр.р. №5 «Решение элементарных генетических задач» | Пр.р. №5 «Решение элементарных генетических задач» | Решение задач |
| умеют решать генетические задачи. | §21 (с.52-53), вопросы (с.53) |
55
| Сцепленное наследование генов. Закон Т.Моргана. |
| Сцепленное наследование генов и явление перекрёста. Полное (абсолютное) и неполное сцепление. Кроссинговер, его биологическое значение. | Сцепленное наследование. Перекрест хромосом. | определяют понятия по теме урока; описывают сущность закона Т.Моргана, явление перекрёста хромосом; объясняют роль кроссинговера в обеспечении наследственной изменчивости организмов, прогнозируют его последствия; устанавливают причины и следствия сцепления генов. | §22 (с.54-55). |
56
| Генетические карты хромосом. |
| Генетические карты хромосом Проект «Геном человека». Современные представления о гене и геноме. |
| Описывают сущность генетического картирования; обосновывают значение генетических карт хромосом, проекта по изучению генома человека; решают задачи на сцепленное наследование.
| §22 (с.54-55), вопросы (с.55). |
57
| Генетика пола. Хромосомное определение пола. |
| Хромосомные различия между особями разного пола. Хромосомный механизм определения пола у человека. Соотношение полов у раздельнополых организмов, его динамика. |
| называют признаки человека, сцепленные с полом, иллюстрируют их примерами; называют типы определения пола и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают особенности половых хромосом у животных и человека. | §23 (с.56-57). |
58
| Наследование, сцепленное с полом. |
| Наследование, сцепленное с полом. Заболевания человека, наследуемые сцеплено с полом. | Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. | Приводят характерные для человека примеры наследования признаков, сцепленных с полом; описывают механизм наследования признаков, сцепленных с полом; объясняют практическое значение хромосомной теории. | §23 (с.56-57), вопросы (с.57). |
59
| Пр.р. №6 «Решение задач на сцепленное с полом наследование». | Пр.р. №6 «Решение задач на сцепленное с полом наследование». | Решение задач на сцепленное с полом наследование. |
| умеют решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом. | §23 (с.56-57). |
60
| Взаимодействие генов. |
| Новообразования при скрещивании. Множественное действие гена. | Взаимодействие генов. | называют типы взаимодействия генов и иллюстрируют их примерами; определяют понятия по теме урока; описывают особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов; объясняют причины множественного действия генов. | §24 (с.58-59). |
61
| Цитоплазматическая наследственность. |
| Цитоплазматическая наследственность. Решение задач на взаимодействие генов. |
| Называют структуры клетки, в которых расположены внехромосомные гены; Описывают механизм наследования пестролистности у растений, практическое значение цитоплазматической наследственности; умеют решать задачи на взаимодействие генов. | §24 (с.59), вопросы (с.59). |
62
| Молекулярная теория гена. |
| Молекулярная генетика: предмет, задачи, методы исследования, значение. Краткая история создания молекулярной теории гена в свете развития представлений о ведущем понятии генетики – понятии «ген». Геном. Сравнение генома прокариот и эукариот. Основные положения молекулярной теории гена. | Строение гена. | Называют структурные участки гена; определяют понятия по теме урока; описывают основные положения молекулярной теории гена; сравнивают геном прокариот и эукариот; объясняют практическое значение молекулярной теории гена. | §27 (с.66-67), вопросы 1-3 (с.67). |
63
| Генная инженерия. |
| Практическое значение молекулярной теории гена. Генная инженерия. Социально-этические проблемы генной инженерии |
| умеют работать с различными информационными ресурсами; Называют предмет и задачи генной инженерии; Описывают основные технологии получения генов; воспринимают информацию о социально-этических проблемах генной инженерии и высказывают своё отношение к ним. | §27 (с.66-67), вопросы 4,5 (с.67). |
64
| Обобщение темы «Основные закономерности наследственности» | применяют знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач; владеют информационной компетентностью. | Текст «Подведём итоги» (с.68). | |||
65
| Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
Итоговый контроль (ВМ) |
| Химический состав клетки. Клеточная теория. Обмен веществ. Фотосинтез. Деление клетки. Мейоз. Размножение. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Ядерная и цитоплазматическая наследственность. Генетический код и его свойства. Биосинтез белков. Регуляция активности генов. Молекулярная теория гена. Геном. Генная инженерия. |
| применяют знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач; владеют информационной компетентностью. | Вопросы для обсуждения (с.68). |
66
| Биотехнология, её достижения, перспективы развития. |
| Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Профессия биотехнолог. |
| определяют понятия по теме урока; называют основные достижения и перспективы развития биотехнологии; анализируют и оценивают значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности; приводят примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов; выделяют проблемы и трудности исследований в биотехнологии. | Записи в тетради, вопросы к семинару «Генная инженерия на службе человечеству» |
67
| Пр.р.№7 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | Пр.р.№7 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | Исследования в области биотехнологии. | могут анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. | Вопросы к семинару «Генная инженерия на службе человечеству» |
68
| Семинар «Генная инженерия на службе человечеству» |
|
|
| называют основные методы и значение молекулярной генетики и генной инженерии; описывают основные задачи, методы и значение молекулярной генетики и генной инженерии в частности; раскрывают вклад учёных в становление и развитие данных областей биологии; выражают своё отношение к социально-этическим проблемам генной инженерии; работают с различными источниками информации, в группе товарищей; ведут диалог, аргументированно отстаивают свою точку зрения. | Летнее задание |