МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОЛЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
301984 Тульская область, Каменский район, пос.Молчаново, ул. Школьная, д.4
Тел.: 8(48744) 3-27-23, E-Mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ Цепкова З.И. ____.08. 2019г. | Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета Учреждения Протокол №__ __от ____.08. 2019г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ директора МКОУ «Молчановская СШ» _________________ /Ахромеева Т.В. №_____ от ____.08. 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
« Основные закономерности живой природы»
11 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы: учитель Клочкова Л.В. | |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии; спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по биологии.
Цель программы: систематизация, углубление и расширение знаний об основных закономерностях жизнедеятельности живых организмов на различных уровнях организации живой материи.
Задачи:
- формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время;
- развитие устойчивого интереса к изучению живой природы;
- расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению;
- совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой, интернет ресурсами;
- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по биологии.
Программа элективного курса рассчитана на 34 час. в год (1 раз в неделю). Применяется технология личностно-ориентированного обучения, технология обучения в сотрудничестве; информационно-компьютерные технологии. Курс предусматривает использование различных методов обучения, таких как лекция, семинар, практические занятия, решение экзаменационных заданий различного уровня сложности с целью контроля приобретенных знаний и умений.
Содержание курса
1.Биология - наука о живой природе — 1ч.
Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Сущность жизни и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы.
2.Клетка как биологическая система — 5ч.
Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Химический состав клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Строение прокариотической и эукариотической клетки. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов .Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Хромосомы, их строение и функции. Митоз, мейоз. Фазы митоза и мейоза.
3.Организм как биологическая система — 7ч.
Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения. Онтогенез и присущие ему закономерности. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Генетика пола. Селекция организмов. Биотехнология, генная и клеточная инженерия.
4.Многообразие органического мира — 6ч.
Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчиненность. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, их строение, жизнедеятельность, размножение. Признаки основных отделов, классов, семейств растений. Главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификация. Хордовые животные, их классификация, особенности строения. Роль живых организмов в природе и жизни человека.
5.Организм человека и его здоровье — 6ч.
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Репродуктивное здоровье человека.
6. Эволюция органического мира — 4ч.
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции. Макроэволюция. Формы эволюции. Направления и пути эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.
7.Экосистемы и присущие им закономерности — 5ч.
Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Защита среды от загрязнений. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их развития.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
| Биология- наука о живой природе (1ч) | |
1 | Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Сущность жизни и свойства живого. Основные уровни организации живой природы. | 1 |
| Клетка как биологическая система (5ч) | |
2 | Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов. | 1 |
3 | Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. | 1 |
4 | Химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | 1 |
5 | Строение прокариотической и эукариотической клетки. | 1 |
6 | Зачет по разделу «Клетка как биологическая система». | 1 |
| Организм как биологическая система (7ч) | |
7 | Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов. | 1 |
8 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения. Онтогенез и присущие ему закономерности. | 1 |
9 | Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория. | 1 |
10 | Моногибридное и дигибридное скрещивание. Генетика пола. | 1 |
11 | Решение генетических задач. | 1 |
12 | Селекция организмов. Биотехнология, генная и клеточная инженерия. | 1 |
13 | Зачет по разделу « Организм как биологическая система» | 1 |
| Многообразие органического мира (6ч) | |
14 | Систематика. Основные систематические категории, их соподчиненность. | 1 |
15 | Бактерии. Строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Многообразие бактерий. | 1 |
16 | Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. | 1 |
17 | Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие растений. Основные отделы растений. Роль в природе и жизни человека. | 1 |
18 | Животные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Характеристика основных типов беспозвоночных. Хордовые животные. Роль в природе и жизни человека. | 1 |
19 | Зачет по разделу « Многообразие органического мира» | 1 |
| Организм человека и его здоровье (6ч) | |
20 | Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. | 1 |
21 | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 |
22 | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. | 1 |
23 | Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Высшая нервная деятельность. | 1 |
24 | Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Вредные и полезные привычки. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Репродуктивное здоровье человека. | 1 |
25 | Зачет по разделу «Организм человека и его здоровье» | 1 |
| Эволюция органического мира (4ч) | |
26 | Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. | 1 |
27 | Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. | 1 |
28 | Макроэволюция. Формы эволюции. Направления и пути эволюции. | 1 |
29 | Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. | 1 |
| Экосистемы и присущие им закономерности ( 5ч) | |
30 | Среды обитания организмов. Факторы среды | 1 |
31 | Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Агроэкосистемы. | 1 |
32 | Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского и биосфере. | 1 |
33 | Зачет в форме ЕГЭ | 1 |
34 | Итоговое занятие по курсу. | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
признаки и свойства живых организмов;
клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов;
многообразие организмов разных царств. Закономерности наследственности и изменчивости;
главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификацию;
строение и жизнедеятельность органов и систем органов организма человека;
основные положения эволюционной теории;
среды обитания организмов. Факторы среды;
учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы.
уметь:
сравнивать и анализировать биологические объекты, процессы, явления, происхождение на всех уровнях организации живого;
устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов;
применять биологические знания в практических ситуациях; решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии, составлять схемы скрещивания, цепи питания;
обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека.