СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Основные закономерности живой природы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая   программа   элективного курса   по биологии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений  для проведения  единого государственного  экзамена по биологии; спецификации контрольных  измерительных материалов для   проведения единого  государственного экзамена по биологии.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Основные закономерности живой природы»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

301984 Тульская область, Каменский район, пос.Молчаново, ул. Школьная, д.4

Тел.: 8(48744) 3-27-23, E-Mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ Цепкова З.И.

____.08. 2019г.

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического совета Учреждения

Протокол

__ __от ____.08. 2019г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора МКОУ «Молчановская СШ»

_________________ /Ахромеева Т.В.

№_____ от ____.08. 2019г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

« Основные закономерности живой природы»

11 класс

на 2019-2020 учебный год



Составитель программы:

учитель Клочкова Л.В.
















Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по биологии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии; спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по биологии.

Цель программы: систематизация, углубление и расширение знаний об основных закономерностях жизнедеятельности живых организмов на различных уровнях организации живой материи.

Задачи:

- формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время;

- развитие устойчивого интереса к изучению живой природы;

- расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению;

- совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой, интернет ресурсами;

- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по биологии.

Программа элективного курса рассчитана на 34 час. в год (1 раз в неделю). Применяется технология личностно-ориентированного обучения, технология обучения в сотрудничестве; информационно-компьютерные технологии. Курс предусматривает использование различных методов обучения, таких как лекция, семинар, практические занятия, решение экзаменационных заданий различного уровня сложности с целью контроля приобретенных знаний и умений.



















Содержание курса

1.Биология - наука о живой природе — 1ч.

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Сущность жизни и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы.

2.Клетка как биологическая система — 5ч.

Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Химический состав клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Строение прокариотической и эукариотической клетки. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов .Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Хромосомы, их строение и функции. Митоз, мейоз. Фазы митоза и мейоза.

3.Организм как биологическая система — 7ч.

Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения. Онтогенез и присущие ему закономерности. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Генетика пола. Селекция организмов. Биотехнология, генная и клеточная инженерия.

4.Многообразие органического мира — 6ч.

Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчиненность. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, их строение, жизнедеятельность, размножение. Признаки основных отделов, классов, семейств растений. Главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификация. Хордовые животные, их классификация, особенности строения. Роль живых организмов в природе и жизни человека.

5.Организм человека и его здоровье — 6ч.

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Репродуктивное здоровье человека.



6. Эволюция органического мира — 4ч.

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции. Макроэволюция. Формы эволюции. Направления и пути эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.

7.Экосистемы и присущие им закономерности — 5ч.

Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Защита среды от загрязнений. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их развития.































Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов


Биология- наука о живой природе (1ч)


1

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Сущность жизни и свойства живого. Основные уровни организации живой природы.

1


Клетка как биологическая система (5ч)


2

Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов.

1

3

Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.

1

4

Химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов.

1

5

Строение прокариотической и эукариотической клетки.

1

6

Зачет по разделу «Клетка как биологическая система».

1


Организм как биологическая система (7ч)


7

Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов.

1

8

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения. Онтогенез и присущие ему закономерности.

1

9

Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория.

1

10

Моногибридное и дигибридное скрещивание. Генетика пола.

1

11

Решение генетических задач.

1

12

Селекция организмов. Биотехнология, генная и клеточная инженерия.

1

13

Зачет по разделу « Организм как биологическая система»

1


Многообразие органического мира (6ч)


14

Систематика. Основные систематические категории, их соподчиненность.

1

15

Бактерии. Строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Многообразие бактерий.

1

16

Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

1

17

Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие растений. Основные отделы растений. Роль в природе и жизни человека.

1

18

Животные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Характеристика основных типов беспозвоночных. Хордовые животные. Роль в природе и жизни человека.

1

19

Зачет по разделу « Многообразие органического мира»

1


Организм человека и его здоровье (6ч)


20

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

1

21

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний.

1

22

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности.

1

23

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Высшая нервная деятельность.

1

24

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Вредные и полезные привычки. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Репродуктивное здоровье человека.

1

25

Зачет по разделу «Организм человека и его здоровье»

1


Эволюция органического мира (4ч)


26

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

1

27

Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции.

1

28

Макроэволюция. Формы эволюции. Направления и пути эволюции.

1

29

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира.

1


Экосистемы и присущие им закономерности ( 5ч)


30


Среды обитания организмов. Факторы среды

1

31

Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Агроэкосистемы.

1

32

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского и биосфере.

1

33

Зачет в форме ЕГЭ

1

34

Итоговое занятие по курсу.

1





























Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

 признаки и свойства живых организмов;

 клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов;

 многообразие организмов разных царств. Закономерности наследственности и изменчивости;

 главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификацию;

 строение и жизнедеятельность органов и систем органов организма человека;

 основные положения эволюционной теории;

 среды обитания организмов. Факторы среды;

 учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы.

уметь:

 сравнивать и анализировать биологические объекты, процессы, явления, происхождение на всех уровнях организации живого;

 устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов;

 применять биологические знания в практических ситуациях; решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии, составлять схемы скрещивания, цепи питания;

 обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека.