СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правоведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Основы правоведения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Именьковская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

Р.Н. Габдуллина ___________


Протокол №1 от 29.08.2022


Согласовано

заместителем директора по учебной работе


Г.И. Диярова __________________


29.08.2022

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»



__________________________

А.М. Шаймухаметова


Приказ №91 от 01.09.2022



Рабочая программа

по элективному курсу

«Основы правоведения»

для 11 класса

на 2022-2023 учебный год





Составила:

Хайбуллина Лейсан Захировна

учитель обществознания первой квалификационной категории







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Элективному курсу «Основы правоведения» для 11 класса составлена на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897, в соответствии Примерной основной образовательной программой среднего общего образования и рассчитана на обучение праву школьников 11 класса общеобразовательных организаций Российской Федерации на базовом уровне..

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения права на уровне среднего общего образования основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 11 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.

Целью школьного до образования является формирование у обучающихся правовой культуры и правового сознания. Правовая культура вооружает людей знаниями и умениями освоения правовой действительности. Школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков.

Задачи изучения курса:

- формирование правовой культуры и правосознания, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения правовых норм у молодого поколения;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правопорядку;

- освоение знаний о праве как науки, о принципах, нормах, и институтах права, необходимых для ориентации в нормативно- правовых материалах;

- овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально- правовой сфере, продолжения обучения;

- формирование правовой компетенции подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникших проблем, ориентироваться в правовом пространстве.

Курс «Основы правоведения» сочетает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с учащимися. Важное внимание уделяется формированию умений и навыков правомерного поведения, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов, на уважение права, осознание его ценности.

Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности. В 10 классе они изучают вопросы теории государства и права, конституционного права. В 11 классе приобретают правовую компетентность в различных отраслях права.

Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, работой с правовой информацией, через проведение сюжетных, ролевых игр, участие в творческих проектах.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 11 классе МБОУ «ИСОШ» и предполагает изучение курса на базовом уровне в объеме 34 часа.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы правоведения».

Требования к результатам обучения предполагают реализа­цию деятельностного, компетентностного и личностно ориен­тированного подходов в процессе усвоения программы. Результатами образования являются компетентности, за­ключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельно­сти, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами изучения курса на данном этапе обучения являются:

Воспитание российской гражданской, идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности пере Родиной, уважение к государственным символам;

Изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

Иормирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

Готовность к служению Отечеству, его защите;

Сформированность мировоззрения, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,

Осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;

Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

.Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной. , творческой деятельности;

Толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать;

Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в видах деятельности;

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Готовность и способность к образованию и самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию;

Сформировать экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природы и общества;

Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

Следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

Обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

Расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты:

• осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

. соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

•готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, уметь ориентироваться в разных источниках; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

. умение определять назначение и функции социальных институтов;

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу, составлять сложный план, обосновывать выводы;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

. выстраивать ответ в соответствии с заданиями, целью (сжато, подробно, выборочно);

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ–технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат;

. давать оценку и самооценку, выявляя позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизмах и формах;

. владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности, правоотношениях;

. определение и использование правоведческих понятий и терминов;

. владеть знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

. сфорированность представлений о Конституции как основном законе государства, о правовом статусе личности в России;

. сформированность представлений о разных видах судопроизводства, првилах применения права, разрешение конфликтов правовым способом;

систематизация информации в ходе проектной деятельности;

• сформированность основ правового мышления;

• сформированность способность применять понятийный аппарат правового знания;

. сформированность знаний об основах адинистративного, гражданского, трудового, уголовного права;

• умение изучать информацию различных правоведческих источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

•познание юридической деятельности;

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об правовых норах и их применении. объяснения сложившихся норм социального поведения, использования правовые знания в жизни.


Основное содержание курса

Тема 1. Гражданское право.

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Виды и формы сделок. Обязательственное право. Понятие договора и его примерное содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договора. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Защита прав собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско- правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель) . Унитарное предприятие. Права потребителя. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Права наследования на основе завещания. Формы завещаний. Наследование по закону.

Понятия. Гражданское право. Вещь. Физическое лицо. Юридические лица. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Сделка. Договорное право. Права собственности. Вещное право. Интеллектуальная собственность. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Исковая давность. Гражданско- правовая ответственность. Предпринимательство и предпринимательское право. Коммерческая организация. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Акции. Облигации. Наследник. Наследодатель. Время открытия наследства.

Тема 2. Семейное право.

Семейное право. Источники семейного права. Порядок заключения права. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

Понятия. Семья. Брачный договор.

Тема 4. Трудовое право.

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии прав приёма на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии, компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Охрана труда.

Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель, Безработный. Трудовой договор. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Иждивенцы.

Тема 5. Административное право и административный процесс.

Административное право. Источники административного права. Понятие административного правоотношение. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Понятия. Административное правонарушение. Административная ответственность. Административное задержание. Доставление. Ходатайство. Отвод.

Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс.

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Принципы уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступлений. Права обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Уголовное судопроизводство.

Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Состав преступления. Объект, субъект преступления. Объективная, субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Уголовная ответственность и наказание. Процессуальные нормы. Уголовный процесс. Явка с повинной. Привод.

Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.

Налоговое право. Виды налогов. Права и обязанности налогоплательщиков. Виды налоговых преступлений.

Понятия. Налог. Налоговое право. Недоимка. Пеня.

Тема 8. Международное право.

Международное гуманитарное право и права человека. Принципы и источники международного гуманитарного права. правовое регулирование поведения участников международных вооружённых конфликтов.

Понятия. Международное гуманитарное право. Капитуляция.



Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Кол

часов

Дата

План

Факт

Тема1. Гражданское право – 10 часов

1

Гражданское право как отрасль российского права

1



2

Субъекты гражданско-правовых отношений

1



3

Понятие и сущность договора. Виды договоров.

1



4

Право собственности и его виды.

1



5

Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав

1



6

Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав.

1



7

Предпринимательство и предпринимательское право

1



8

Организационно- правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей.

1



9

Права потребителей.

1



10

Наследственное право.

1



Тема 2. Семейное право – 3 часа

11-12

Правовые нормы института брака. Семейные правоотношения. Брак.

2



13

Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.

1



Тема 3. Жилищное право- 1 час

14

Жилищные правоотношения

1



Тема 4.Трудовое право – 3 часа

15

Трудовое право в жизни людей

1



16

Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателем

1



17

Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

1



Тема 5. Административное право и административный процесс – 3 часа

18-19

Адинистративные правонарушения и административная ответственность.




20

Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях

2



Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс – 6 часов

21-22

Понятие и сущность уголовного права.

Понятие и признаки преступления

2



23-24

Уголовная ответственность. Наказание.


2



25-26

Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.

2



Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни – 4 часа

27

Пенсионная система и страхование.

1



28-29

Экологическое право.

Экологические правонарушения и экологическая ответственность

2



30

Правовое регулирование отношений в области образования

1



Тема8. Международное право – 4 часа

31

Международное право как основа взаимоотношений государств

1



32-33

Международная защита прав человека. Международная защита прав ребёнка

2



34

Международное гуманитарное право и права человека.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!