СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Основы проектной и исследовательской деятельности"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Основы проектной и исследовательской деятельности"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 39»

Петропавловск - Камчатского городского округа






Рассмотрено

на заседании кафедры

Руководитель кафедры

математики, информатики и ИКТ

МАОУ «Гимназия № 39»

_____________/ Кусиди А.В./

«____»_____________________2019 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

МАОУ «Гимназия № 39» _______________/ Пещенко С.Ф./

«____»_________________2019 г.


Утверждаю

Директор

МАОУ «Гимназия № 39»

________________/ Каурцева С.П./

«____»_________________2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу


« Проектная и исследовательская деятельность»

среднее общее образование


10 а класс (базовый уровень)


35 учебных недель, 1 час в неделю, 35 часов в год


на 2019/20 учебный год


\


Программу составил Черёмухин Вячеслав Владимирович, учитель высшей квалификационной категории









г. Петропавловск-Камчатский

2019



Содержание

1.

Пояснительная записка ……………………………………………………..

3

2.

Содержание курса……………………………..…………………………….

7

4.

Учебно-тематическое планирование ………………………………………

8

5.

Календарно-тематическое планирование …………………………………

9

6.

Рекомендуемая литература.………………………....……………………

11

7.

Требования к содержанию учебно-исследовательской работы………

12


 



 Пояснительная записка

 

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным  в различных социальных группах. Рабочая программа курса    «Проектная и исследовательская деятельность» рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности.

Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной  деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность»  рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделюоднако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.

Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи:

• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;

• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;

• воспитывать сознательное отношение к труду;

• развивать навыки самостоятельной научной работы;

• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

 

Учащиеся должны  владеть навыками:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее

актуальность;

•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных приборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

 

  Цели и задачи исследования.

 Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

 

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

 

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

 

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.


Структурная логика учебного проектирования

(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)

 

№ п/п

этапа

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога, руководителя проекта

1. Инициирующий

Определение конкретной,

причем социально значимой

проблемы: исследовательской, информационной,

практической. В некоторых случаях проблема ставится

перед проектной группой внешним заказчиком.

Определение темы,

уточнение целей.

Выбор рабочей группы.

Мотивирует учащихся,

объясняет цели, наблюдает.

Ставит цели и задачи

обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.

 

2. Основополагающий

Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных

действий с указанием результатов, сроков и ответственных.

Определение вида продукта и сроков презентации.

Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

3. Прагматический

Исследование учащихся

как обязательное условие

каждого проекта. Поиск

информации, которая затем

обрабатывается, осмысливается и представляется

участниками проектной

группы.

Выполняют исследование. Собирают и уточняют

информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы

деятельности.

Наблюдает, консультирует, контролирует.

Обобщает новое содержание образования, полученное в результате

работы над проектом.

4. Заключительный

Результатом работы над

проектом является продукт,

который создается участниками проектной группы в

ходе решения поставленной

проблемы.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта.

5. Итоговый

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта.

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллектив-

ном анализе и оценке

результатов.

 



Содержание курса

 

Этап 1.

Открытые образовательные технологии – 13 часов

Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности.

 

Этап 2.

Проблемные ситуации и подходы к их решению - 2часа

Выбор темы и целей проекта ( через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта( формы представления результатов):

-отчёт ( устный, письменный, устный с демонстрацией материалов),

-издание сборника, фильма, макета и т.д.;

установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

распределение обязанностей среди членов команды.

 

Этап 3.

Исследовательская деятельность – 12 часов

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.

 

Этап 4.

Защита учебного проекта и исследовательской работы – 8 часов

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны.




Учебно-тематическое планирование элективного курса « Проектная и исследовательская деятельность» 10 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

1

Открытые образовательные технологии

13

2

Проблемные ситуации и подходы к их решению.

2

3

Исследовательская деятельность

12

4

Защита учебного проекта и исследовательской работы 8 часов

8


Итого

35



Учебно-тематическое планирование (10 профильный информационно-технологический класс)



№ в году /в теме

№ урока в теме

Тема раздела (кол-во часов),

тема урока

Кол-во часов

Практическая часть

Планируемые даты

Даты фактически проведённых уроков



  1. Открытые образовательные технологии 13 часов





1

1

Научное изучение как основная форма научно-исследовательской работы

1


1 неделя


2-4

2-4

Метод учебных проектов.

3


2, 3, 4 неделя


5

5

Практикум Проектирование

1


5 неделя


6

6

Практикум Формулирование актуальности, гипотезы

1


6 неделя


7

7

Цель и задачи исследования.

1


7 неделя


8-10

8-10

Практикум Тема, цели и задачи исследования.

3


8,9,10 неделя


11-13

11-13

Практикум Проектирование

3


11,12,13 неделя




  1. Проблемные ситуации и подходы к их решению. 2 часа





14

1

Проблема последовательных действий.

1


14 неделя


15

2

Проблема с множеством вариантов решения.

1


15 неделя




  1. Исследовательская деятельность 12 часов





16

1

Исследовательский метод

1


16 неделя


17, 18

2, 3

План исследовательской работы

2


17,18 неделя


19

4

Сбор информации по теме исследования.

1


19 неделя


20

5

Практикум «Правила работы в библиотеке»

1


20 неделя


21, 22

6, 7

Практикум «Информационно- поисковые системы»

2


21,22 неделя


23,24

8, 9

Методология эксперимента.

2


23,24 неделя


25-27

10-12

Технология оформления результатов исследования

3


25,26,27 неделя




  1. Защита учебного проекта и исследовательской работы 8 часов





28

1

Публичное выступление.

1


28 неделя


29, 30

2, 3

Презентации.

2


29,30неделя


31, 32

4, 5

Практикум Устный доклад, конспект

2


31,32 неделя


33, 34

6, 7

Практикум «Защита»

2


33,34 неделя


35

8

Подготовка к научно-практической конференции

1


35 неделя


Рекомендуемая литература.

1. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2014.

2.     Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 2014.

3.     Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2012.

4.     Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2014

6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 2012.

7.     Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2013, с. 4 -29

8. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 2012, №4, с. 3 — 11.

9.Щербакова      С.Г.      Организация      проектной      деятельности      в образовательном учреждении, Волгоград,  Корифей, 95 с.

10. http://festival.1september.ru/articles/532929/

11.   http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm

 

 

 

 



Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы

Структура

Требования к содержанию


Титульный лист

Содержит:

– наименование учебного заведения, где выполнена работа;

– Ф. И. О. автора;

– тему  работы;

– Ф. И. О.  руководителя;

– город и год


Оглавление

Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал


Введение

Содержит:

– актуальность;

– объект проекта;

-  цель работы;

– задачи;

– методы исследования;

– практическая значимость;

– апробация;

– база исследования


Основная часть (не более
10–15 с.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме


Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной  работе


Список
литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании  работы


Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе

 

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!