Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рассмотрено на заседании кафедры Руководитель кафедры математики, информатики и ИКТ МАОУ «Гимназия № 39» _____________/ Кусиди А.В./ «____»_____________________2019 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МАОУ «Гимназия № 39» _______________/ Пещенко С.Ф./ «____»_________________2019 г. | Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия № 39» ________________/ Каурцева С.П./ «____»_________________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу « Проектная и исследовательская деятельность» |
среднее общее образование 10 а класс (базовый уровень) |
35 учебных недель, 1 час в неделю, 35 часов в год на 2019/20 учебный год |
\ |
Программу составил Черёмухин Вячеслав Владимирович, учитель высшей квалификационной категории |
|
г. Петропавловск-Камчатский
2019
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………………….. | 3 |
2. | Содержание курса……………………………..……………………………. | 7 |
4. | Учебно-тематическое планирование ……………………………………… | 8 |
5. | Календарно-тематическое планирование ………………………………… | 9 |
6. | Рекомендуемая литература.………………………....…………………… | 11 |
7. | Требования к содержанию учебно-исследовательской работы……… | 12 |
Пояснительная записка
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Структурная логика учебного проектирования
(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)
№ п/п этапа | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога, руководителя проекта |
1. Инициирующий | Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. | Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы. | Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта. |
2. Основополагающий | Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. | Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий. | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки. |
3. Прагматический | Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. | Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности. | Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом. |
4. Заключительный | Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. |
5. Итоговый | Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллектив- ном анализе и оценке результатов. |
Содержание курса
Этап 1.
Открытые образовательные технологии – 13 часов
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности.
Этап 2.
Проблемные ситуации и подходы к их решению - 2часа
Выбор темы и целей проекта ( через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта( формы представления результатов):
-отчёт ( устный, письменный, устный с демонстрацией материалов),
-издание сборника, фильма, макета и т.д.;
установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
распределение обязанностей среди членов команды.
Этап 3.
Исследовательская деятельность – 12 часов
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.
Этап 4.
Защита учебного проекта и исследовательской работы – 8 часов
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны.
Учебно-тематическое планирование элективного курса « Проектная и исследовательская деятельность» 10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Открытые образовательные технологии | 13 |
2 | Проблемные ситуации и подходы к их решению. | 2 |
3 | Исследовательская деятельность | 12 |
4 | Защита учебного проекта и исследовательской работы 8 часов | 8 |
| Итого | 35 |
Учебно-тематическое планирование (10 профильный информационно-технологический класс)
№ в году /в теме | № урока в теме | Тема раздела (кол-во часов), тема урока | Кол-во часов | Практическая часть | Планируемые даты | Даты фактически проведённых уроков |
| | Открытые образовательные технологии 13 часов | | | | |
1 | 1 | Научное изучение как основная форма научно-исследовательской работы | 1 | | 1 неделя | |
2-4 | 2-4 | Метод учебных проектов. | 3 | | 2, 3, 4 неделя | |
5 | 5 | Практикум Проектирование | 1 | | 5 неделя | |
6 | 6 | Практикум Формулирование актуальности, гипотезы | 1 | | 6 неделя | |
7 | 7 | Цель и задачи исследования. | 1 | | 7 неделя | |
8-10 | 8-10 | Практикум Тема, цели и задачи исследования. | 3 | | 8,9,10 неделя | |
11-13 | 11-13 | Практикум Проектирование | 3 | | 11,12,13 неделя | |
| | Проблемные ситуации и подходы к их решению. 2 часа | | | | |
14 | 1 | Проблема последовательных действий. | 1 | | 14 неделя | |
15 | 2 | Проблема с множеством вариантов решения. | 1 | | 15 неделя | |
| | Исследовательская деятельность 12 часов | | | | |
16 | 1 | Исследовательский метод | 1 | | 16 неделя | |
17, 18 | 2, 3 | План исследовательской работы | 2 | | 17,18 неделя | |
19 | 4 | Сбор информации по теме исследования. | 1 | | 19 неделя | |
20 | 5 | Практикум «Правила работы в библиотеке» | 1 | | 20 неделя | |
21, 22 | 6, 7 | Практикум «Информационно- поисковые системы» | 2 | | 21,22 неделя | |
23,24 | 8, 9 | Методология эксперимента. | 2 | | 23,24 неделя | |
25-27 | 10-12 | Технология оформления результатов исследования | 3 | | 25,26,27 неделя | |
| | Защита учебного проекта и исследовательской работы 8 часов | | | | |
28 | 1 | Публичное выступление. | 1 | | 28 неделя | |
29, 30 | 2, 3 | Презентации. | 2 | | 29,30неделя | |
31, 32 | 4, 5 | Практикум Устный доклад, конспект | 2 | | 31,32 неделя | |
33, 34 | 6, 7 | Практикум «Защита» | 2 | | 33,34 неделя | |
35 | 8 | Подготовка к научно-практической конференции | 1 | | 35 неделя | |
Рекомендуемая литература.
1. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2014.
2. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 2014.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2012.
4. Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2014
6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 2012.
7. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2013, с. 4 -29
8. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 2012, №4, с. 3 — 11.
9.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
10. http://festival.1september.ru/articles/532929/
11. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему работы; – Ф. И. О. руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит: – актуальность; – объект проекта; - цель работы; – задачи; – методы исследования; – практическая значимость; – апробация; – база исследования |
Основная часть (не более 10–15 с.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
1