СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «Процентные расчёты на каждый день»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа элективного курса расчитана на дополнительное изучение темы "Проценты" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Процентные расчёты на каждый день»»

Рабочая программа по элективному курсу

«Процентные расчёты на каждый день» 7 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и чёткое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной и полной школы, в Ким и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Процентные расчёты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.



Цели курса:


  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни;


  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.




Задачи курса:


  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;


  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;


  • привить учащимся основы экономической грамотности;


  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Данный курс предполагает компактное и чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчёта процентов в реальной банковской ситуации.

В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее плен занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар, практикум.

Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных.

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.

Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие – либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т.е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким – либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

Программа предназначена для учащихся 7 класса с любой степенью подготовленности и рассчитана на 34 часа.

Программа курса способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.


В результате изучения курса учащиеся должны:


  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;


  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50% – ½; 25% – ¼ и т.д. );



  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;


  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;



  • при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.



В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.











УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



















































































соответствовали их возможностям.бавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие - либо материале, на решение но

Тема

Кол-во

часов

Технология реализации


1


Подготовительный этап:

постановка цели, проверка владения базовыми знаниями навыками



1


Беседа


Тестирование



2



Проценты.

Основные задачи на проценты.



6


Лекция

Беседа

Объяснение

Самостоятельная работа



3


Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



6


Выполнение тренировочных заданий




4



Задачи на сплавы, смеси, растворы.



6


Комбинированные занятия

Рассказ

Объяснение

Практикум



5


Решение задач с историческими сюжетами



1


Практикум


6


Решение задач с литературными сюжетами



1


Практикум


7


Решение задач по материалам ГИА и ЕГЭ


10


Семинар

Практикум

Тестирование



8


Деловая игра «Проценты в современной жизни»



1


Урок – деловая игра


9


Презентация проектов «Проценты вокруг нас».



2


Семинар






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


В теоретическом плане методы решения основных задач на проценты представляют собой самостоятельный, в определенном плане даже изолированный, фрагмент математической теории, причем сложность чисто математических конструкций, лежащих в его основе, невелика. «Сильные» учащиеся имеют много шансов на его самостоятельное изучение.

Объявляя учащимся цель курса, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека – финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли), демография, экология, социологические опросы и т.д.

При решении задач предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно.

В ряде случаев необходимо считать устно. Устный счёт приучает к рациональным вычислениям, помогает сопоставлять, сравнивать показатели, прикидывать в уме результаты действий.

В повседневной жизни умение считать устно. Быстро очень важно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить её половину; чтобы найти 20% величины, надо найти её пятую часть; что 40% некоторой величины в 4 раза больше, чем её 10%; что треть величины – это примерно 33%.

На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Можно использовать комментированные решения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма работы помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. «Сильному» ученику комментирование не мешает, «среднему» – придает уверенность, а «слабому» – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.









ЛИТЕРАТУРА


  1. Баранов О.О. Задачи на проценты… Математика в школе 2003, № 5 стр. 50 – 59.

  2. Водинчар М.И. и др. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе 2001, № 4

  3. Глейзер Г.И. История математики в школе (4 – 6 классы): пособие для учителя. М. Просвещение, 1981

  4. Кочагина М.Н. и др. «Малое ЕГЭ» по математике. Подготовка учащихся к итоговой аттестации. М.; «Эксмо», 2007

  5. Колесникова С.И. Подготовка к ЕГЭ. Математика. М.: «Айрис Пресс», 2006

  6. Левитас Г.Г. Об изучении процентов в 5 классе. Математика в школе 1991, № 4, стр.39

  7. Открытый банк заданий для подготовки к ЕГЭ; сайт ФИПИ

  8. Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы. Библиотечка «Первое сентября», серия «Математика» 2010, выпуск 31

  9. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты. Математика в школе 1992, № 1, стр. 18

  10. Симонов А.С. Проценты и банковские расчёты. Математика в школе 1998, № 4

  11. Симонов А.С. Сложные проценты. Математика в школе 1998, № 5

  12. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач. М. «Русское слово» 2002

  13. Шевкин А.В. Текстовые задачи. М. «Русское слово» 2003

  14. Шорина С.П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси. Математика в школе 1997, № 6, стр.77