Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино"
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. Директора по УВР Директор школы
___________М В.Ейник
«9» сентября 2015 г. ______________ Е.Г.Барановская
приказ №133 «10» сентября 2015 г.
Рабочая программа
по элективному предмету
"Маркетинговые исследования" в 11 классе
Конновой Натальи Борисовны
учителя высшей квалификационной категории
«Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1от____
«9» сентября 2015 г.
________Н. Б. Коннова
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы элективного предмета, разработанного педагогом МАОУ СОШ №54 г. Саратова Н.А. Житинской "Маркетинговые исследования а также : Основы маркетинга: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С.Н. Гудырин. – М.: Вита-Пресс, 2055. – 240 с.: Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективным курсам “Маркетинговые исследования" учащихся 11-х классов в МАОУ СОШ с. Новополеводино. Она рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Программа служит прекрасным дополнением к предмету обществознание в старших классах.
Цель: ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.
Задачи:– ознакомление старшеклассников с основами маркетинга;
– развитие предпринимательской инициативы молодежи;
– изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга;
– формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности;
– профессиональная ориентация в сфере экономики и маркетинговой деятельности.
Конечная цель курса: овладение знаниями методов организации и использования маркетинга на предприятии, навыками и умениями, необходимыми для осуществления эффективной маркетинговой деятельности и построения рабочих отношений маркетинговых служб с другими подразделениями предприятия.
Учебно-методический комплект:
УЧЕБНИК: Основы маркетинга: Для 11 классов общеобразовательных учреждений./С.Н. Гудырин. – М.: Вита-Пресс, 2005.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Завьялов П.С., Демидов Е.Е. Формула успеха – маркетинг. – М.,1998
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., “Росинтер”, 1996.
3. Самоукин А.И., Шишов А.Л. Сборник задач по бизнесу: Тесты и задачи для учащихся старших классов. – М., “Новая школа”, 1995.
4. Симоненко В.Д, Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997. 5. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2003.
Данная рабочая программа рассчитана на 5 часов (1 часов в неделю)
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
– основные разделы экономической теории;
– о рыночной экономике;
– виды рынка;
–виды экономических систем;
– основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы;
– роль маркетинга в системе управления;
–виды маркетинговых систем;
–сигментирование рынка;
–рынок услуг;
–потребитель на рынке;
– понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций;
– основные методы анализа данных.
Должны уметь:
- пользоваться основными разделами экономической теории при анализе экономических проблем;
– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;
– идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка;
– составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить фокусгруппы и опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью;
– применять основные модели стратегического маркетинга;
– применять методы затратного и рыночного ценообразования;
– применять критерии выбора каналов распределения;
– планировать рекламную программу предприятия, осуществлять выбор носителей рекламы и проводить разработку прямой рекламы.
Календарно-тематическое планирование, 35 часов, 1 час в неделю
№ п/п | Наименование тем, разделов | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
1-2 | Введение в маркетинг и его роль в системе управления | 2 | 4.09 11.09 | |
3-5 | Деловая игра. "Открытие фирмы" | 3 | 18.09 25.09 | |
6 | Основы маркетинга | 1 | 30.09 | |
7-8 | Анализ маркетинговой системы | 2 | 7.10 14.10 | |
9 | Поведение потребителей на рынке | 1 | 21.10 | |
10 | Человек в мире экономики | 1 | 28.10 | |
11-12 | Сегментирование рынка | 2 | 11.11 18.11 | |
13 | Позиционирование рыночного предложения | 1 | 25.11 | |
14 | Обобщение "Рыночное предложение" | 1 | 2.12 | |
15 | Эффективность маркетинга | 1 | 9.12 | |
16-17 | Защита проектов "Маркетинговые системы". Презентация работ | 2 | 16.12 23. 12 | |
18-19 | Проведение маркетингового исследования | 2 | 13.01 20.01 | |
20 | Обобщение "Маркетинговые исследования" | 1 | 27.01 | |
21-22 | Практическое решения задач по теме "Маркетинг". Урок-практикум | 2 | 3.02 10.02 | |
23 | Товарная политика | 1 | 17.02 | |
24 | Политика ценообразования | 1 | 24.02 | |
25 | Экономика и бизнес | 1 | 3.03 | |
26-27 | Деловая игра "Организуем свое дело" | 2 | 10.03 17.03 | |
28 | Распространение товаров. | 1 | 7.04 | |
29 | Продвижение товаров | 1 | 14.04 | |
30-31 | Защита проектов "Рынок услуг". Презентация работ | 2 | 21.04 28.04 | |
32 | Маркетинговая специализация | 1 | 6.05 | |
33 | Человек в мире экономики | 1 | 13.05 | |
34-35 | Мои возможности в данной сфере деятельности | 1 | 20.05 | |
Список дополнительной литературы для учителя и учащихся: 1. Завьялов П.С., Демидов Е.Е. Формула успеха – маркетинг. – М., “Международные отношения”, 1998. 2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., “Росинтер”, 1996.
3. Самоукин А.И., Шишов А.Л. Сборник задач по бизнесу: Тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов. – М., “Новая школа”, 1995. 4. Симоненко В.Д, Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997. 5. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2003.
Интернет ресурсы: http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —.
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. .
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.