Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
С.Покровка, Локтевский район, Алтайский край
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол № 1/21 От «30» 08. 2021г | ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета Протокол № 1/21 От «30» 08. 2021г | УТВЕРЖДАЮ : Директор _______Тарасенко Ю.Н. Приказ № 64/1 От «30» 08. 2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета
Естествознание «Природоведение» 6 класс,
Для детей с ОВЗ (вариант 8.1)
на 2021-2022 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Количество часов по учебному плану: 68 часа в год,2 час в неделю.
Планирование составлено на основе авторской программы 5-9классы.
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В. В. Воронковой.: Сб.1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г
2.Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2021г
Составитель: Cтрельцова Т.В.
учитель географии,
I категория
с.Покровка
2021 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Авторской программы по природоведению для 6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2020г.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются: - подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения; - формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; - формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: - сообщение элементарных знаний о живой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; - формирование специальных и учебных умений и навыков; - воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности. Общая характеристика учебного предмета. Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по естествознанию и служит основой для них. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: - учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразователь-ных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразова-тельные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2021 г.
Программа курса «Природоведение» состоит из разделов: «Введение», «Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Человек». При изучении «Введение» учащиеся повторяют материал о живой и неживой природе, ее многообразии. При изучении разделов растительного и живот-ного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фа-уны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При зна-комстве с домашними животными, комнатными и декоративными растения-ми идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической куль-туры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение». Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой преду-сматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Рабочая программа учитывает преемст-венность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на кото-рые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процес-се знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домово-дство, физическая культура, профильный труд). В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обу-чения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интел-лектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблю-дательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 6 |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 6 класса с интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие элементарных навыков самостоятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравст-венной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные
• умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами;
• наблюдать;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога | Достаточный уровень - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных признаков; - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового конт-роля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно -гигиени-ческих норм в отношении изучен-ных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
Дифференцированный уровень включает учащихся, имеющих в силу своего психического и физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя
Основные технологии:
• игровые;
• здоровьесберегающие;
• дифференцированное обучение;
Основные формы:
• урок;
• экскурсия;
• факультатив;
• внеклассная работа.
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
• наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
• практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.
При изучении тем курса используются:
• учебники;
• наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи и др.);
• дидактический материал;
• экологические игры;
• коррекционные задания и упражнения.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по природоведению состоит из разделов:
Введение (1ч) Растительный мир Земли (17ч.) Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга). Практические работы: Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями. Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь. Приготовление отвара лекарственных трав. Экскурсии в парк, сквер. Животный мир Земли(34ч.) Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек(13ч.) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Повторение (3 )
Учебно- тематический план.
№ | Темы | Количество час. | Теория | Практика |
1. | Введение | 1ч. | 1ч | |
2. | Растительный мир на Земле | 17ч. | 9ч. | 8ч. |
3. | Животный мир на Земле. | 34ч. | 34ч. | |
4. | Человек | 13ч. | 13ч. | |
| Резерв | 3ч. | 3ч. | |
| Итого. | 68ч. | 60ч. | 8ч. |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тематика урока | Д/з | Дата |
план | факт |
Введение (1ч.) |
1 | Живая природа | Стр.3-4. | | |
Растительный мир на Земле (17ч.) |
2 | Разнообразие растительного мира. | Стр.6-7. | | |
3 | Среда обитания растений. | Стр.8 – 11 | | |
4 | Строение растений. П/р. Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение органов растений. | Стр.12- 14. | | |
5 | Дикорастущие и культурные растения. П/р. Изготовление гербариев растений. | Стр.15- 16. | | |
6 | Лиственные деревья. П/р. Изготовление гербариев растений. | Стр.17- 19. | | |
7 | Хвойные деревья. П/р. Изготовление гербариев растений. | Стр.20- 22. | | |
8 | Дикорастущие кустарники | Стр.23- 24 | | |
9 | Культурные кустарники. | Стр.25- 26. | | |
10 | Травы. | Стр.27 -28 | | |
11 | Декоративные растения. | Стр.29- 31. | | |
12 | Лекарственные растения. П/р. Запись в тетрадь правил использования лекарственных растений. | Стр.32- 35 | | |
13 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. П/р. Уход за комнатными растениями. | Стр.35- 38. | | |
14 | Растительный мир разных районов Земли. | Стр.39- 41 | | |
15 | Растения нашей страны. | Стр.42- 44. | | |
16 | Растения нашей местности. Экскурсия в природу. | Стр.45. | | |
17 | Сезонные наблюдения за растениями. П/р. Зарисовка растений в разные времена года. | | | |
18 | Красная книга России и Алтайского края | Стр.46- 48 | | |
Животный мир на Земле. (34ч.) |
19 | Разнообразие животного мира. | Стр.49- 50 | | |
20 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | Стр.51- 53. | | |
21 | Понятие животные | Стр.54- 56 | | |
22 | Насекомые. | Стр.56- 58. | | |
23 | Бабочки, стрекозы, жуки. | Стр.59- 61. | | |
24 | Кузнечики, муравьи, пчелы. | Стр.62- 65. | | |
25 | Рыбы. | Стр.66- 67. | | |
26 | Многообразие рыб. | Стр.68- 71. | | |
27 | Земноводные. | Стр.72- 73 | | |
28 | Пресмыкающиеся. | Стр.74- 77 | | |
29 | Птицы. | Стр.78- 80. | | |
30 | Ласточки, скворцы, снегири, орлы. | Стр.80- 83 | | |
31 | Лебеди. Журавли, чайки. | Стр.83- 85 | | |
32 | Птицы Алтайского края. Охрана птиц. | Стр.86- 87 | | |
33 | Млекопитающие. | Стр.88- 90 | | |
34 | Млекопитающие суши | Стр.90- 92 | | |
35 | Млекопитающие морей и океанов. | Стр.93- 95 | | |
36 | Домашние животные в городе и деревне | Стр.96- 98 | | |
37 | Сельскохозяйственные животные: лошади. | Ст.99- 100 | | |
38 | Сельскохозяйственные животные: коровы. | Стр.101- 103 | | |
39 | Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. | Стр.104- 105 | | |
40 | Домашние птицы: куры, утки, гуси | С.106- 108 | | |
41 | Уход за животными дома или в живом уголке | Стр.109- 111 | | |
42 | Аквариумные рыбки | С.112- 113. | | |
43 | Попугаи, канарейки. | С.114- 115 | | |
44 | Морские свинки, хомяки, черепахи | С.116-118 | | |
45 | Домашние кошки | С.118- 120 | | |
46 | Собаки | С.120- 122 | | |
47 | Животные холодных районов Земли. | С.122- 124 | | |
48 | Животные умеренного пояса | С.126- 128 | | |
49 | Животные жарких районов Земли. | С.129- 131 | | |
50 | Животный мир нашей страны. | С.133- 135 | | |
51 | Охрана животных. | С.136- 138 | | |
52 | Животные вашей местности. Охрана животных. | Стр.139- 141 | | |
Человек (13 ч.) |
53 | Строение организма человека. | С.142- 145 | | |
54 | Как работает организм человека | С.146- 147 | | |
55 | Здоровый образ жизни человека | С.148- 150 | | |
56 | Осанка | С.151- 153 | | |
57 | Органы чувств человека | С.153- 155 | | |
58 | Правила гигиены органов чувств | С.156- 158 | | |
59 | Здоровое питание | С.160- 162 | | |
60 | Дыхание. Органы дыхания, их гигиена | С.163- 165 | | |
61 | Оказание первой медицинской помощи | С.166- 168 | | |
62 | Профилактика простудных заболеваний | С.169- 170 | | |
63 | Специализации врачей | С.172- 174 | | |
64 | Медицинские учреждения нашей местности. Телефон экстренной помощи. | С.175- 177 | | |
65 | Обобщающий урок по теме | | | |
66 | Резерв | | | |
67 | резерв | | | |
68 | Резерв | | | |
Учебно- методическое обеспечение.
1.АООП для детей с нарушением интеллекта. 2.Рабочие программы по учебным предметам. Вариант1. 5- 9классы. Природоведение. Биология. География. ( Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шовырева, Е.В. Подвальная. М., Просвещение», 2018г. 3.Учебник: Природоведение для 6 класса, для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. Авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. М., Просвещение, 2020г. ТСО:
Ноутбук, проектор