СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по эстрадному вокалу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по эстрадному вокалу для начальной школы и средних классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по эстрадному вокалу»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» город Курск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Разноцветные нотки»

Эстрадный вокал



Срок реализации программы 1 год

Панькова Людмила Сергеевна



Согласовано на заседании МО

Учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол от «06» июня №5

Руководитель М О:





Принято решением педагогического совета

Протокол от «26» июня №11









Утверждена приказом МБОУ « Средняя

общеобразовательная школа №1»

от «26» июня №133

Директор МБОУ « СОШ№1» Л.А .Родионова





Курск-2018

Пояснительная записка

Человек наделён от природы особым даром-голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат-необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с раннего детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

*формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

*развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщения к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

*освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах. Музыкальных инструментах. Музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения. Её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства. Настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

*овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкально-творческой деятельности в слушании музыки, пении(в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации. Драматизации исполняемых произведений;

*воспитании устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

-обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

-усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

-обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы позволит объединить(сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе. Нельзя разрушать её тематическое построение, потому что последовательное развитие определённых тм-основа основ данной программы. Отобранный материал для занятий является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме даёт возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя ( в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством вокального и общеансамблевого звучания.







































Цели и задачи

Цель: создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять репертуар.

Основные задачи:

*формирование вокальных навыков детей;

*развитие памяти, образного мышления , импровизации;

*формирование положительных качеств личности.



Учебно-методический план

п/п

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5


Вокально-хоровая работа




2

Прослушивание голосов

1



3

Певческая установка дыхания

2

1

1

4

Распевание

2

1

1

5

Дирижёрские жесты

1

0,5

0,5



6

Унисон

2

1

1

7

Вокальная позиция

2

1

1


8


Звуковедение

3

1

2

9

Дикция

3

1

2


Музыкально-теоретическая подготовка




10

Основы музыкальной грамоты

2

2



11

Развитие музыкального слуха

6

1

5

12

Развитие чувства ритма

5

1

4

13

Беседа о гигиене голоса

1

1



Концертно-исполнительская деятельность




14

Праздники, выступления

4


4

15

Резервное время

1


1


Итого

36

12

24





































Календарно-тематический план

Название темы

Общее количество часов

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1









2


Прослушивание голосов

1

1









3

Певческая установка дыхания

2

1

1








4

Распевание

2

1

1








5

Дирижёрские жесты

1


1








6

Унисон

2


1



1





7

Вокальная позиция

2



1

1






8

Звуковедение

3



1

1

1





9

Дикция

3



1

1

1





10

Основы музыкальной грамоты

2





1

1




11

Развитие музыкального слуха

6



1

1


1

1

1

1

12

Развитие чувства ритма

5






1

1

2

1

13

Беседа о гигиене голоса

1







1



14

Праздники, выступления

4










15

Итого

36

4

4

4

4

4

4

4

4

4























Содержание программы

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

Голосообразование-рождение звука. Вибрация и дыхание-основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной-натуральный(детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизмы перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требование к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики» язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функций расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и «Полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия-знакомство с детьми, изучение способности к пению.

  2. Координационно-тренировочные занятия.



Блок 1.

Упражнение1. Поиск вибрации: на губах(М)- на губной гармошке, расчёске без оценки качества звуков.

Упражнение2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» да «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации ( звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»; от щёк по всему лицу.

Упражнение5. Вдуваем вибрацию сквозь зубы ( вздох облегчения, касание звука, вибрации «МММ»).

Упражнение6. Вибрация внутри тела.



Блок2.

Комплекс №1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс №2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс№3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах 9регистрах).

Комплекс№4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром. Силой голоса-через ощущения с разными затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс№5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс№6. Упражнения для осознания связи разных эмоционально-образными представлениями.

Комплекс№7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса. С энергетическими затратами.

Комплекс№8. Упражнения на формирование навыка оптимальных энергетических затрат.

Комплекс№9. Упражнения по овладению приёмами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс№10. Упражнения: язык «лодочкой», на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс№11. Упражнения на «Н-носовое».

Комплекс№12. Упражнения двигательной программы(тренировки).



Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.



Опыт пения как экспульсивный акт (экс-наружу0, т.е. действия связанные с выведением наружу-выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

« Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества си скорости звукв, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путём.

Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика.



Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Чёткое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О. Исаева с.158).

Важность работы над звуком. Положительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевания. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.



Практические занятия:

1.Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки(И.О.Исаева,стр.160-164).



Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.



История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская(бардовская) песня, блюз, рок-н-ролл, рок. Хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, « новая волна»(пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод-рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.



Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы Курской области, Русский народный хор. Академические хоры.

Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.

Авторская песня: Юрий Визборг, Булат Окуджжава, Александр Розенбаум.

Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.

Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг, Джо Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утёсов, Валентина Пономарёва, Фёдор Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.

Кантри:Тонесси Эрни, Хэнк Уильямс, Джэй Кэйл, Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билли Хэйли, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Эдди Коррэн.

Рок: «Битлз»-Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз». «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».

Поп-певцы: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Дин Мартин.

Рок-н-ролл: « Статус-кво». Арт-рок: « Дженезиз», Питер Гейбриел.

Хард-рок: Ху, « Лед Зеппелинг», « Доп Попл», « Блэк Сэббет», « Куин».

Рок-опера: « Артур», « Томми», « Иисус-Христос»,.

Мюзикл: барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.

Глэм-рок: Род Стюард, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.

Стоул: Рэй Чарлз, Джеимс Браун, Этта Джеймс.

Городская музыка: Арита фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пиккет, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушен, Уитни Хьюстон, Джо Коккер.

Регги: Джимми Клиф, Питер Тош, Бани Уэлер, Боб Марли.

Эстрада: фрэнк Синатра, джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли, Хулто Иглесиас, Алла Пугачёва.

Поп: Фрэнки эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа « Самоцветы», « Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрики звёзд», Майкл Джэксон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джордж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни спирс.

Диско: Дона Самер, Глория Гэйнор, группа «АББА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзинг, Дейвид Боун, Род Стюард.

Поп-соул, поп-фанк,: Тина Тёрнер, Майкл Джексон, Принс.

Евродиско: « Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Самер.

Рэп: Кул-Ди-Джей, Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.

Практические занятия:

Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Дикция. Артикуляция.

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого голоса и речевого.

Дикция и механизм её реализации.

Артикуляция как работа органов речи( губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизмы перехода от гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция-условие успешного обучения и выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова-с.161);

  2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В. Емельянова с.166-167);

  3. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с.168-172);

  4. Дыхательные упражнения по методике И. О. Исаевой (стр.78=80);

  5. Тренажёр самоконтроля развития дикции;

  6. Упражнения на дикцию и артикуляцию по методике И. О. Исаевой (стр.81-83).



Гигиена певческого голоса.

Бережное отношение к здоровью-как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В. Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит, и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие-потеря голоса.

Меры предосторожности и профилактики лор-болезней.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде курения на голосовые связки.

Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато-основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

-грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль( ре-диез) второй октавы;

-использование речевой формы гласных выше ми-бемоль( ре-диез) второй октавы;

-переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатору по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки-тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;

  2. Упражнения на принятие и осознание регулироврчного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;

  3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);

  4. Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ.

Жесты вокалиста ( солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная ( правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бёдер и ног.

Жестикуляция-как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов-дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка.

Положение овала рта ( выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение её в единую форму.

Развитие мыщц глотки и языка.

Атака звука: твёрдая, мягкая, предыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха-как основы (родственные корни) вокального слуха;

  2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;

  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонаций, дозировки движения, условий времени;

  4. Упражнения по инспираторной фонации-изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист-осознание вокально-телесных ощущений;

  5. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса. Упражнения с твёрдой и мягкой атакой;

  6. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр;

  7. Подготовка выхода на сцену.

Звуковедение.

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса-представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пеия по каналам акустическим, вибро-,баро_, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

Многоголосное пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Песенный репертуар;

  2. Заучивание текста;

  3. Отработка дикции: чёткость произношения слов, букв, медленно, быстро;

  4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.



Концертно-исполнительская деятельность.

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы. Районных и городских мероприятий.

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.

Практические занятия:

1.Мимический тренинг( по методике И.О.Исаевой с.93-95);

2. Психологический тренинг;

3. Упражнение « Как правильно стоять» ( по методике И.О. Исаевой с.172-179)

4. упражнение на координацию движений;

5. Практическая работа по формированию сценического образа.

Основы музыкальной грамоты.

Элементы сольфеджио- как основа пения по нотам.

Ноты-как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским ( 995-1050 гг.) Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот. Длительность нот: целая, половинная, четвертная, восьмая , шестнадцатая.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажор и минор.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени Тоника.

Музыкальный размер2/4; ¾; 4/4 сложный размер 6/8; 6/4; 3/8;

Ноты в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация-повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие, малые.

Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.

Интонирование. Фальш и пути её устранения.

Практические занятия:

1.Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.

2.Выучить название и написание всех длительностей нот; научиться писать скрипичный и басовый ключи; выучить название октав на клавиатуре.

3.Пение гаммы по нотам со словами и показом.

4.Пение песен по нотам.

5.Звучание интервалов и угадывание их на слух.

6.Запись ритмического рисунка.

7.Элементы контроля правильности пения по нотам.

8.Секреты устранения фальши.

Движения вокалистов под музыку .Работа с солистами.

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движение вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

1.Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

2.элементы ритмической гимнастики;

3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

Вокальная позиция.

Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.



Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

-освоение образцов современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусству вокала, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

-овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

-воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностном отношении к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно-стимулирующий характер.

Виды контроля:

-предварительный-диагностика способностей учащихся;

-текущий- наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

-итоговый-анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, региональных, окружных , международных мероприятий.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 ступень-1 год обучения)

В результате обучения пению в хоровом коллективе воспитанник должен:

Знать, понимать:

-строение артикуляционного аппарата;

-особенности и возможности певческого голоса;

-гигиену певческого голоса;

-понимать по требованию педагога слова-петь( мягко,нежно,легко);

-понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им( внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

-основы муыкальной грамоты;

-различные манеры пения;

-место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное дыхание»;

-петь короткие фразы на одном дыхании;

-в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

-петь лёгким звуком без напряжения;

-на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое ансамблевое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

-уметь делать распевку;

-к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 2 ступень -2-й год обучения)

В результате обучения пению воспитанник должен:

Знать, понимать:

-соблюдать певческую установку;

-понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им ( внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

-жанры вокальной музыки;

-произведения различных жанров;

-великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

Уметь:

-правильно дышать, делать небольшой вдох, не поднимая плеч;

-точно повторить заданный звук;

-в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-правильно показать самое красивое звучание голоса;

-петь чисто и слаженно в унисон;

-петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении;

-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

-дать критическую оценку своему исполнению;

-характеризовать выступления хоров;

-использовать элементы ритмики и движения под музыку;

-работать в сценическом образе;

-принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3 ступень-3 год обучения)

В результате обучения пению воспитанник должен:

Знать, понимать:

-основные типы голосов;

-жанры вокальной музыки;

-типы дыхания;

-поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;

-реабилитация при простудных заболеваниях;

-особенности многоголосного пения;

-обоснованность сценического образа.

Уметь:

-петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо;

-петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-принимать активное участие в о всех концертах, фестивалях, конкурсах.

К концу учебного года предполагается , что учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

-пение в унисон;

-певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

-передача простого ритмического рисунка;

-чёткая дикция;

-свободное владение дыханием;

-способность передать характер произведения;

-владение динамикой ;

-репертуар 6-8 песен;

Должны знать и определять на слух:

музыку разного эмоционального содержания;

музыкальные жанры ( песня, танец, марш);

одно-, двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму;

средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы-её тематика, вокальный материал, виды соотношений частей целого ( в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребёнку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и учащихся проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения требует времени:

-умение держаться и двигаться на сцене; умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённости перед зрителем и слушателями. Всё это даст обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приёмами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и за движением тела.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы

1.Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

2.Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

3.Аудиосредства: магнитофон, компьютер, электронные записи и медиа-продукты;

4.Усиливающая аппаратура, микрофоны;

5.Актовый зал;

6.мультимедийный проектор.

Успехи реализации программы возможны:

1.При реализации теоретической и практической части программы на 100%; если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

2.При использовании разнообразного методического материала по программе учебного курса;

3.Обеспечениии необходимыми техническими средствами и информационными ресурсами, отвечающими требованиям учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа ( концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях, в призовых местах на фестивалях и конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.





Литература

1.Баранов Б. В. Курс хороведения. Учебник. -М.:1991.-214с.

2.Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. М.: «Советский композитор»,1989.

3.белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь». -СПб.,1997.-24с.

4.Вейс П. ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. Оформление обложки А.Ф. Лурье, - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.

5.Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. -М;: «Музыка», 1987.-110с.

6.дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.: «Методика музыкального воспитания в школе». -Издательский центр « Академия».1998.-240с.

7.Добровольская Н., Орлова Н. « Что надо знать учителю о детском голосе».-М.: «Музыка», 1972.-30с.

8.Емельянов В.В. «Методы формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителя музыки. Новосибирск.: «Наука», 1991ю-с.40.

9.Исаева ОИ.О. Уроки пения, - «Русич»2009г.

10.Миловский С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы «-М.: «Музыка», 1997.-с.50.

11.Москалькова

И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио для дошкольных групп детских музыкальных школ».:-М.: «Музыка», 1998.-120с.

12.Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия.-СПб., 1997.-244с.

13.Огородников Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе».: Методическое пособие.-Л.: «Музыка».1972.-152с.

14.Осеннева М.С., Самарин. В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально –хоровым коллективом»-М.: «Академия», 1999,222с.

15.Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора.-Изд. 2-е-М.: «Музыка»,1961.-112с.

16.Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.

17. Романовский Н.В. « Хоровой словарь». Изд.2-е.-Л.: «Музыка», 1972.-135с.

18. Самарин В.А. « Хороведение и хоровая аранжировка»: Учебное пособие.-М.: « Академия», 2002.-352с.

19.Самарин В.А. « Хороведение». М,2000.- «Академия2,208с.

20.Соколов В.Г.,Попов В.С., Абелян Л.М. «школа хорового пения.М.,1987. Вып2. Разд.1.

21. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио»: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М,1988.-107с.

22.Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф.Лурье.-СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.

23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Еиев,1972.

24.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-М.,1947.

25. учите петь детей. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сст. Т.М. Орлова, С.И. Бекина.-М.: «Прсвещение», 1988.-142с.















Методическая работа

Методическая тема: «Развитие творческих способностей детей на занятиях вокала»

Задачи по методической теме на учебный год:

  1. Развивать творческие способности детей.

  2. Учёт возвратных, физиологических и психологических особенностей у детей.

  3. Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний.

  4. Воспитывать в детях эстетическое, нравственное и практическое отношение к окружающей среде.

  5. Формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях:

-прививать чувство прекрасного на примерах вокала, музыки и живописи.

-развивать потребности в творческом труде, воспитании трудолюбия, как высокой ценности в жизни.

-развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.

-открытые занятия:

Тема занятия

Категория детей(год обучения)

сроки

«Музыкальная азбука»

1 год

май

« Типы дыхания»

2 год

декабрь

«Современные стили и направления вокала»

3 год

апрель



-повышение профессионального мастерства

1. Посещение открытых занятий.

2.Изучение специальной литературы и методического материала.

3.Просмотр и прослушивание вокальных и музыкальных новинок.

4.Участие в работе методических объединений, мастер-классах, конкурсах, концертах.

Формы работы с детьми.

-работа с активом:

Содержание деятельности

сроки

1.

Вокальные конкурсы

В течении года

2.

Экскурсии в театры, посещение концертов

каникулы

3.

Праздники в коллективе

В течении года

4.

Беседы о здоровом образе жизни, гигиене голоса; организационные собрания.

Сентябрь, февраль, май

5.

Прослушивание вокальных программ

Сентябрь,февраль



-Работа с одарёнными детьми:

-выявление одарённых детей;

-создание индивидуального маршрута по работе с одарёнными детьми;

-постановка сольных номеров;

-участие в конкурсах и концертах.



-профориентационная работа:

-посещение концертов,

-пропаганда вокального искусства как профессии.



-массовая работа( участие в региональных, городских , международных конкурсах).

-формы отслеживания контроля и результативности:

Результативность работы в коллективе отслеживается в форме:

-зачётов

-показательных выступлений внутри коллектива и для родителей

-концертная деятельность.







Работа с родителями

(родительские собрания, консультации и т.д.)



Содержание деятельности

Сроки

1

Знакомство со спецификой работы вокального коллектива. 1 год обучения.

сентябрь

2

Индивидуальные встречи с родителями

В течении года

3

Индивидуальные встречи с родителями

В течении всего года

4

Привлечение родителей к организации и проведению традиционных дел в коллективе

В течении всего года

1.1

2 год обучения:

Об итогах прошедшего года. Планы на учебный год.

сентябрь

1.2

Индивидуальные встречи с родителями.

В течении года

1.3

Привлечение родителей к организации и проведению традиционных дел в коллективе.

В течении года


Подведение итогов.

май


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!