Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Славгородская общеобразовательная
школа-интернат»
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» В.Н.Петерс/_____________ Ф.И. О. «_____»________________2019г. | «Утверждаю» Руководитель КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» А.В. Бойко/_______________ Ф.И. О. «____»___________________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Основы финансовой грамотности»
на 2019-2020 уч.год
9 класс
Срок реализации программы 1 год.
Учитель: Шурховецкая Н.Б.
г. Славгород
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Основы финансовой грамотности» 9 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Данный курс является коррекционным, так как предусмотрен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время финансовая грамотность становится необходимой для общего развития современных людей. Быть финансово грамотным необходимо в условиях развития рыночной экономики, расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.
Поэтому овладение финансовыми знаниями – залог финансового благополучия.
Каждый человек знает, что такое деньги, но не все люди умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное заработать деньг, а потратить всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы. Факультативный курс «Основы финансовой грамотности» поможет ученикам разобраться, как управлять деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Ученики узнают, как финансовые инструменты могут помочь в той или иной жизненной ситуации.
Данный курс имеет большую практическую направленность: при анализе ситуаций используются примеры из повседневной жизни, которые дают возможность «проиграть» случаи из жизненного опыта учащихся.
Цель изучения курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.
Задачи курса:
повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания школьников;
обучение основам планирования, управления финансовыми ресурсами;
воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;
Сроки реализации программы: 1 год
Планируемые результаты изучения курса Требования к предметным результатам освоения курса:
*понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; *понимание и правильное использование экономических терминов;
*проведение простых финансовых расчётов;
* приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
* определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
* развитие кругозора в области экономической жизни общества
Требования к личностным результатам освоения курса:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
*начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений:
*сопоставление доходов и расходов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
* самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; начальные умения планирования собственного бюджета, вариантов собственного заработка;
*способы сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Содержание учебного курса (34 ч.)
РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (10 ч.)
1. Основные понятия Деньги.
2. Наличные деньги. Безналичные деньги.
3. Центральный банк. Банки. Вклады. Основные понятия Кредит.
4. Доходы семьи. Заработная плата.
5. Доходы семьи. Владение собственностью.
6. Доходы семьи. Социальные выплаты и заемные средства.
7.Расходы семьи. Бюджет.
8.Расходы семьи. Коммунальные услуги.
9.Расходы семьи. Покупки. Долг.
10. Итоговая работа по разделу: ролевая игра «Семейный бюджет».
РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА (4 ч.)
1. Страхование. Страховая компания.
2. Обязательное и добровольное страхование.
3. Страховой полис. Компетенции.
4. Итоговая работа по разделу: ролевая игра «Семейный бюджет».
РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО (7ч.)
1. Налог. Обязательные платежи.
2. Виды налогов. Налоговая инспекция.
3. Налоговые льготы. Компетенции.
4. Стипендия. Социальные выплаты.
5. Пенсия. Пенсионный фонд.
6. Больничный лист. Пособие по безработице.
7. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!»
РАЗДЕЛ 4. ПОВТОРЕНИЕ (13 ч.)
1-2 .Повторение. Доходы семьи.
3-4. Повторение. Расходы семьи.
5.Банк. Кредит. Заемные средства.
6. Семейный бюджет.
7. Страхование. Страховой полис. Компетенции.
8. Социальные выплаты.
9.Пенсия. Пенсионный фонд.
10-12. Практикум по курсу.
13. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».
В основе реализации рабочей программы лежит системно-деятельностный подход.
Формы занятий: Лекция-беседа; просмотр документальных и художественных фильмов; рассказ-беседа о проблематике данной сферы; практикум; игра; семинар; занятие контроля.
Основные виды деятельности: работа с иллюстрациями, выполнение проблемных и творческих заданий.
Средства обучения: дидактический материал, мультимедийные средства.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАММОТНОСТИ» 9 КЛАСС
2019-2020 ЧЕБНЫЙ ГОД
Класс | Количество часов в год | I Четверть | II Четверть | III Четверть | IV Четверть |
9 | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 уч.год
№П/П | Тема занятия | Дата |
| РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (10 ч.) I четверть 8 часов | |
1 | Основные понятия Деньги. | 06.09. |
2 | Наличные деньги. Безналичные деньги. | 13.09 |
3 | Центральный банк. Банки. Вклады. Основные понятия Кредит. | 20.09 |
4 | Доходы семьи. Заработная плата. | 27.09 |
5 | Доходы семьи. Владение собственностью. | 04.10 |
6 | Доходы семьи. Социальные выплаты и заемные средства. | 11.10 |
7 | Расходы семьи. Бюджет. | 18.10 |
8 | Расходы семьи. Коммунальные услуги. | 25.10 |
| II четверть 8 часов | |
9 | Расходы семьи. Покупки. Долг. | 08.11 |
10 | Итоговая работа по разделу: ролевая игра «Семейный бюджет». | 15.11 |
| РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА (4 ч.) | |
11 | Страхование. Страховая компания. | 22.11 |
12 | Обязательное и добровольное страхование. | 29.11 |
13 | Страховой полис. Компетенции. | 06.12 |
14 | Итоговая работа по разделу: ролевая игра «Семейный бюджет». | 13.12 |
| РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО (7ч.) III четверть 10 часов | |
15 | Налог. Обязательные платежи. | 20.12 |
16 | Виды налогов. Налоговая инспекция. | 27.12 |
17 | Налоговые льготы. Компетенции. | 17.01 |
18 | Стипендия. Социальные выплаты. | 24.01 |
19 | Пенсия. Пенсионный фонд. | 31.01 |
20 | Больничный лист. Пособие по безработице. | 07.02 |
21 | Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!» | 14.02 |
| РАЗДЕЛ 4. ПОВТОРЕНИЕ (12 ч.) | |
22-23 | Повторение. Доходы семьи. | 21.02 28.02 |
24-25 | Повторение. Расходы семьи. | 06.03 13.03 |
26 | Банк. Кредит. Заемные средства. | 20.03 |
| IV четверть 8 часов | |
27 | Семейный бюджет. | 03.04 |
28 | Страхование. Страховой полис. Компетенции. | 10.04 |
29 | Социальные выплаты. | 17.04 |
30 | Пенсия. Пенсионный фонд. | 24.04 |
31-33 | Практикум по курсу. | 08.05 15.05 22.05 |
34 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». | 29.05 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ