СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному курсу "Обществознание: теория и практика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного  курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу "Обществознание: теория и практика"»









Рабочая программа

факультативного курса «Обществознание: теория и практика»



для среднего общего образования

(срок освоения: 2 года)





































Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Обществознание: теория и практика» для среднего общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413

  3. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 8.

  4. Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Обществознание»

-информационно-методических материалов:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10-11 классы. Москва. «Просвещение», 2020

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части I и II. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;

  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;

  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;

  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;

  • лекции с обсуждением документов;

  • беседы;

  • практические занятия;

  • анализ альтернативных ситуаций;

  • работа в парах, группах, индивидуально;

  • выполнение работ по заданному алгоритму;


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Факультативный курс «Обществознание: теория и практика» в учебном плане среднего общего образования и / или в индивидуальном учебном плане является предметом по выбору для изучения на уровне среднего общего образования.


Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

10 класс

1

34

34

11 класс

1

34

34




68 часов за курс


«Обществознание: теория и практика» как учебный предмет акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях. Также в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.


Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса)

В соответствии с ФГОС СОО и ООП СОО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;

  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;

  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

  • готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

Патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

  • идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;

  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;

  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

Эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

  • убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление проявлять качества творческой личности.

Физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;

  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

  • готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.

Экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; 

  • мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;

  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; 

  • готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;

  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;

  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;

  • определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;

  • вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.

Базовые исследовательские действия:

  • развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;

  • проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания;

  • осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

  • анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

  • давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;

  • уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

  • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

  • владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

  • создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

  • оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

  • выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

  • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

  • предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;

  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

  • делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;

  • оценивать приобретенный опыт;

  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.

Принятие себя и других:

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

  • признавать свое право и право других на ошибки;

  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека.


Содержание учебного предмета, курса

10 класс (34 часа)

Человек в обществе.

Введение. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей.

Деятельность и еѐ мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и еѐ критерии Многообразие форм человеческого знания

Правовое регулирование общественных отношений.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,

отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Предпосылки правомерного поведения. Система судебной защиты прав

Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и права. Правовая защита природы.

Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство. Защита прав человека. Правосознание. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

11 класс(34ч)

Экономика.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в Роль государства в экономике. общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном мире.

Молодѐжь как социальная особенности молодѐжной субкультуры. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные. конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Политика как общественное явление.

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.



Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

тема

Виды деятельности учащихся

  1. Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания


  1. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Человек в обществе

Общество как совместная жизнедеятельность людей


Называют формы объединения людей. Характеризуют особенности деятельности человека, ее отличия от других форм активности животных. Объясняют природу и характер общественных отношений.

Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;


Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации;

Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества, интереса учащихся к обществу и её составляющих;

Воспитывать бережное отношение к труду других людей;

Формировать у учащихся интерес к предмету, культуре умственного труда;

Создавать условия для деятельности учащихся в различных формированиях, взаимодействия в группах, совместного поиска решений;

Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся со словесной основой (самостоятельная работа с учебником отбор и сравнение материала по разным источникам;


Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся;


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

2

Общество как сложная система

Описывают общество как социальную систему. Иллюстрируют примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывают смысл понятия «социальный институт». Объясняют роли социальных институтов в жизни общества

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

3

Практикум по теме: «Деятельность- способ существования людей»

Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

4

Познание и знание.

Познавательная деятельность

Раскрывают смысл понятия «познание». Характеризуют формы познания, виды знаний

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

5

Эссе как тип задания по обществознанию.

Общий алгоритм работы ученика при написании творческой

работы в жанре эссе.


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

6

Решение обществоведческих задач.

Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

7

Решение обществоведческих задач.

Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

8

Правовое регулирование общественных отношений.

Излагают различные подходы к пониманию права. Характеризуют особенности естественного права. Перечисляют естественные права человека.

Формировать у учащихся правовую культуру, уважительное отношение к закону, к правам других людей;

Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах и группах;

Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формировать уважение к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим и российским ценностям построения правового государства;

Воспитывать гражданственность и патриотизм, способствовать воспитанию уважения к правам и обязанностям гражданина;

Формировать развитую, творческую личность с патриотическим самосознанием;

Помогать детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

9

Законотворческий процесс в РФ

Описывают Законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

10

Практикум:

Гражданин РФ.

Способы приобретения гражданства

Выполнение практических заданий.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

11

Практикум по теме: Гражданские правоотношения

Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

12

Конституционное право

Работа с текстом Конституции. Выполнение практических заданий

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

13

Правовое регулирование занятости и трудоустройства . Трудовые правоотношения

Раскрывают смысл понятий «Трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость». Определяют особенности трудовых правоотношений.

Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации;

Формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, опыт работы с правовыми документами, их анализа;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

14

Решение обществоведческих задач

«Семейное право»


Выполняют практические задания.

Работают над составлением развернутых планов.

Формировать представление ценности семьи в обществе, важности законодательного регулирования семейных отношений;

Вырабатывать позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям, уважения к семье

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

15

Экологическое право.


Работа с правовыми документами. Решение практических задач

Способствовать формированию представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду;

Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

16

Гражданский процесс. Арбитражный процесс.

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Формировать уважение к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим и российским ценностям построения правового государства;

Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

17

Уголовный процесс.

Работают с источниками.

Решение практических задач


18

Решение практических задач. Административная юрисдикция

Работают с КоАП. Выполняют задачи по праву

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

19

Конституционное судопроизводство Судьи Конституционного суда.

Работают с Конституцией. Выполняют задачи по праву

Привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность учащихся;


Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;


Поддерживать в коллективе учащихся дружелюбную, деловую обстановку;


Воспитывать гражданственность и патриотизм, способствовать воспитанию уважения к правам и обязанностям гражданина;


Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формировать у учащихся правовую культуру, уважительное отношение к закону, к правам других людей

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

20

Принципы конституционного судопроизводства.

Работа с источниками.

Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

21

Практикум «Права человека и гражданина»

Выполняют работу по составлению развернутых планов.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

22

Международная защита прав человека

Работают с источниками. Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

23

Международные преступления и правонарушения

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

24

Правовые основы антитеррористической политики РФ


Работают с источниками. Выполнение практических заданий

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

25

Практикум: «Развитие права в современной России»

Работают с раздаточными материалами

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

26

Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и права в РФ

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

27

Особенности современного российского законодательства

Работают с источниками. Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

28

Иерархическая лестница нормативных актов РФ

Работают с источниками. Выполнение практических заданий

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

29

Правовая культура российского общества

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

30

Решение обществоведческих задач

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

31

Политическая культура современного общества

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

32

Институты политики права

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

33

Решение обществоведческих задач по праву

Работают с раздаточным материалом. Решение тестовых заданий.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

34

Практикум: «Правовое регулирование общественных отношений»

Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418



11класс

Тема

Виды деятельности учащихся

  1. Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания


  1. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Экономическая жизнь общества

Роль экономики в жизни общества

Характеризуют основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Высказывают обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. обосновывают взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;


Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;


Формировать экономическую культуру личности;

Воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности;


Воспитывать гуманное отношение к окружающим, отношение к предпринимательству не только как получению прибыли, но и как к способу удовлетворения потребностей общества;


Формировать адекватное отношение учащихся к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои поступки гражданина;

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися;


Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися, используя разнообразные источники;

Формировать у учащихся интерес к проблемам безработицы;

Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся


Выказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, планам, проблемам детей в рамках изучаемого предмета, темы;

Разряжать напряжённую обстановку в классе; привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации;

Активизировать познавательную деятельность детей;


Развивать самостоятельность, инициативу, активную гражданскую позицию учащихся, как членов общества, используя исторические факты, события, литературные произведения;

Развивать способность к труду и жизни в современных условиях;


Формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

2

Экономика: наука и хозяйство

Различают и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Называют различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

3

Экономический рост и развитие

Раскрывают, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различают и сравнивают пути достижения экономического роста.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

4

Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики

Объясняют сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

5

Решение графических задач.

Рыночные отношения в экономике

Решают задачи по графикам.

Работают с раздаточными материалами

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

6

Фирма в экономике

Называют и иллюстрируют примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывают выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

7

Налоги, уплачиваемые предприятием

Моделируют практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителем. Называют основные виды налогов на предприятие

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

8

Правовые основы предпринимательской деятельности

Анализируют практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. своего посильного участия в предпринимательской деятельности

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

9

Практикум: «Слагаемые успеха в бизнесе»

Выполняют работу по составлению развернутых планов.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

10

Экономика и государство

Решают экономические задачи.


11

Решение обществоведческих задач.

Финансы в экономике

Выполняют экономические задачи. Работают с графической информацией

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

12

Инфляция: виды, причины и последствия

Решают экономические задачи.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

13

Занятость и безработица.


Работают с правовыми документами. Решение практических задач

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

14

Государственная политика в области занятости

Работают с правовыми документами. Решение практических задач


15

Мировая экономика

Решают экономические задачи

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

16

Практикум «Человек и экономика»

Выполняют работу по составлению развернутых планов.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c418

17

Многообразие социальных групп

Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания

Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации;

Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества, интереса учащихся к обществу и её составляющих;

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися;

Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися, используя разнообразные источники;

Формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Создавать условия для ответственного отношения обучающихся к своим поступкам, действиям;


Управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно – познавательную деятельность;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

18

Практикум по теме: «Малые группы»

Работают с раздаточными материалами. Работа с источниками


19

Социальная стратификация.

Работают с раздаточными материалами

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

20

Отклоняющееся (девиантное) поведение.

Объясняют с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

21

Нации и межнациональные отношения .

Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

22

Практикум : «Семья в современном обществе»

Работают с раздаточным материалом


23

Гендер и социализация.

Работают с раздаточными материалами

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

24

Молодёжь как социальная группа.

Характеризуют молодёжь как социально-демографическую группу.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

25

Молодёжная субкультура

Выполняют практические задания


26

Решение обществоведческих задач по теме «Социальная сфера»

Выполняют задания по составлению развернутых планов.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

27

Политическая жизнь общества

Политика и власть

Работают с источниками. Выполняют практические задания

Привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность учащихся;

Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;

Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации;

Формировать уважение к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим и российским ценностям построения правового государства;

Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Воспитывать у учащихся уважения мнения других, толерантности, внимательности;

Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся;

Создавать условия для ответственного отношения обучающихся к своим поступкам, действиям;.


28

Политическая сфера и политические институты.

Работают с источниками. Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62


29

Решение обществоведческих задач.

Выборы в демократическом государстве

Решают практические задания (планы, задачи).

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

30

Практикум по теме: «Политические партии и движения»

Работают с раздаточными материалами

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

31

Политическая элита. Политическое лидерство.

Работают с источниками. Выполнение практических заданий

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

32

Практикум: «Религиозные организации и объединения в России»

Работают с источниками. Выполнение практических заданий


33

Решение обществоведческих задач по теме «Политическая жизнь общества»

Выполняют практические задания.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62

34

Решение обществоведческих задач по разделу «Политика»

Выполняют практические задания

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cf62




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.



Класс

№ учебника в ФП учебников


Предметная область

Предмет

Авторы учебника

Издательство

10 класс

1.3.3.3.1.1

Общественно- научные предметы

Обществознание (базовый уровень)

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю

.

Просвещение

11

класс

1.3.3.3.1.2

Общественно- научные предметы

Обществознание (базовый уровень)

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Просвещение

Список технических средств:


- Мультимедийный компьютер.

- Средства телекоммуникации (проектор).

- DVD- плеер.

- Интерактивная доска.

- Цифровая фото-видео аппаратура.


Литература и средства обучения.

  1. А. В. Клименко. Обществознание: учебное пособие для старших классов. М: Дрофа, 2010 - 2012гг.- с. 507. ISBN 978- 5- 358- 08596 – 1.

  2. С. Н. Антонов. Учебно - методическое пособие для абитуриентов. Санкт - Петербург, 2006 г.

  3. З. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. Юрист, 2000 г.- 576 с. ISBN 5 – 7357- 0066 -9.

  4. Обществознание: учебный курс для успешной сдачи ГИА / Ю. И. Гревцов, Е. В. Гриценко, А. В. Ильин: под ред. Д. И. Луковской. СПб.: ,2004. - 752 с. ISBN 5- 9645 – 0003 – X.

  5. ФИПИ. ЕГЭ 2018 г. Обществознание.под редакцией Е. Л. Рутковской, 30 вариантов. Москва. Национальное образование. 2013 год. ISBN 978 – 5 491 – 00126 – 2.

  6. А. Б. Барихин. Большой юридический энциклопедический словарь. Книжный мир. 2006 г. – 792 с. ISBN 5 – 8041 – 0257 – 5.

  7. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор – составитель А. М. Лопухов; - 2 – е изд., - М.: Айрис – пресс, 2008 – 2012 гг. – 448 с. ISBN 978 – 5 – 8112 – 3163 – 8.

  8. Райсберг Б. А. Словарь современных экономических терминов./ - 4- еизд. – М.: Айрис –пресс, 2008 – 2012 гг.ISBN 978 – 5 – 81112 – 3286 – 4.

  9. Обществознание. Учеб. Пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3т. / О. Н. Безрукова, Ф. Ю. Бородин, С. Е. Дубровская под ред Е. А. Кащеевой. СПб.: Островитянин, 2011. 448 с. ISBN 978 -5 – 98921 – 038 – 1.


Учебно - методическая литература для учителя.

    1. Н. Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия по гуманитарно - правовому воспитанию. 5 - 10 классы. - М.: Глобус, 2008 г., 192 с.

    2. А. Ю. Лазебникова. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10 - 11 классы. - М.: издательство " Экзамен", 2012 г. - 320 с.

    3. Г.Г. Кириленко, М.В. Кудина, Л. Б. Логунова; под ред. Ю. Ю. Петруниной. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов.- М.: КДУ, 2005 г. - 656 с. ISBN 5- 98227- 098 –9.

    4. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

    5. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2022


Электронные средства обучения.

1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов.

3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование.

4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы.

5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.

6.http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».


Интернет - ресурсы.

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru

Портал ЕГЭ(информационной поддержки ЕГЭ» http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Факультативный курс















Рабочая программа

факультативного курса «Обществознание: теория и практика»



для среднего общего образования