СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа факультативного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
Рабочая программа
факультативного курса «Обществознание: теория и практика»
для среднего общего образования
(срок освоения: 2 года)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Обществознание: теория и практика» для среднего общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 8.
Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Обществознание»
-информационно-методических материалов:
Боголюбов Л.Н. Обществознание 10-11 классы. Москва. «Просвещение», 2020
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части I и II. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Факультативный курс «Обществознание: теория и практика» в учебном плане среднего общего образования и / или в индивидуальном учебном плане является предметом по выбору для изучения на уровне среднего общего образования.
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
10 класс | 1 | 34 | 34 |
11 класс | 1 | 34 | 34 |
|
|
| 68 часов за курс |
«Обществознание: теория и практика» как учебный предмет акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях. Также в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса)
В соответствии с ФГОС СОО и ООП СОО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Содержание учебного предмета, курса
10 класс (34 часа)
Человек в обществе.
Введение. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей.
Деятельность и еѐ мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и еѐ критерии Многообразие форм человеческого знания
Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Предпосылки правомерного поведения. Система судебной защиты прав
Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и права. Правовая защита природы.
Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство. Защита прав человека. Правосознание. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
11 класс(34ч)
Экономика.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в Роль государства в экономике. общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Социальные отношения.
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном мире.
Молодѐжь как социальная особенности молодѐжной субкультуры. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные. конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Политика как общественное явление.
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ | тема | Виды деятельности учащихся | Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания
| Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Человек в обществе Общество как совместная жизнедеятельность людей
| Называют формы объединения людей. Характеризуют особенности деятельности человека, ее отличия от других форм активности животных. Объясняют природу и характер общественных отношений. | Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;
Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества, интереса учащихся к обществу и её составляющих; Воспитывать бережное отношение к труду других людей; Формировать у учащихся интерес к предмету, культуре умственного труда; Создавать условия для деятельности учащихся в различных формированиях, взаимодействия в группах, совместного поиска решений; Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся со словесной основой (самостоятельная работа с учебником отбор и сравнение материала по разным источникам;
Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся;
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
2 | Общество как сложная система | Описывают общество как социальную систему. Иллюстрируют примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывают смысл понятия «социальный институт». Объясняют роли социальных институтов в жизни общества | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
3 | Практикум по теме: «Деятельность- способ существования людей» | Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
4 | Познание и знание. Познавательная деятельность | Раскрывают смысл понятия «познание». Характеризуют формы познания, виды знаний | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
5 | Эссе как тип задания по обществознанию. | Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе.
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
6 | Решение обществоведческих задач. | Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
7 | Решение обществоведческих задач. | Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
8 | Правовое регулирование общественных отношений. | Излагают различные подходы к пониманию права. Характеризуют особенности естественного права. Перечисляют естественные права человека. | Формировать у учащихся правовую культуру, уважительное отношение к закону, к правам других людей; Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах и группах; Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ; Формировать уважение к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим и российским ценностям построения правового государства; Воспитывать гражданственность и патриотизм, способствовать воспитанию уважения к правам и обязанностям гражданина; Формировать развитую, творческую личность с патриотическим самосознанием; Помогать детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
9 | Законотворческий процесс в РФ | Описывают Законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
10 | Практикум: Гражданин РФ. Способы приобретения гражданства | Выполнение практических заданий. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
11 | Практикум по теме: Гражданские правоотношения | Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
12 | Конституционное право | Работа с текстом Конституции. Выполнение практических заданий | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
13 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства . Трудовые правоотношения | Раскрывают смысл понятий «Трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость». Определяют особенности трудовых правоотношений. | Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; Формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, опыт работы с правовыми документами, их анализа; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
14 | Решение обществоведческих задач «Семейное право»
| Выполняют практические задания. Работают над составлением развернутых планов. | Формировать представление ценности семьи в обществе, важности законодательного регулирования семейных отношений; Вырабатывать позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям, уважения к семье | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
15 | Экологическое право.
| Работа с правовыми документами. Решение практических задач | Способствовать формированию представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду; Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
16 | Гражданский процесс. Арбитражный процесс. | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Формировать уважение к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим и российским ценностям построения правового государства; Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
17 | Уголовный процесс. | Работают с источниками. Решение практических задач |
| |
18 | Решение практических задач. Административная юрисдикция | Работают с КоАП. Выполняют задачи по праву | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
19 | Конституционное судопроизводство Судьи Конституционного суда. | Работают с Конституцией. Выполняют задачи по праву | Привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность учащихся;
Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;
Поддерживать в коллективе учащихся дружелюбную, деловую обстановку;
Воспитывать гражданственность и патриотизм, способствовать воспитанию уважения к правам и обязанностям гражданина; Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ; Формировать у учащихся правовую культуру, уважительное отношение к закону, к правам других людей | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
20 | Принципы конституционного судопроизводства. | Работа с источниками. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
21 | Практикум «Права человека и гражданина» | Выполняют работу по составлению развернутых планов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
22 | Международная защита прав человека | Работают с источниками. Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
23 | Международные преступления и правонарушения | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
24 | Правовые основы антитеррористической политики РФ
| Работают с источниками. Выполнение практических заданий | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
25 | Практикум: «Развитие права в современной России» | Работают с раздаточными материалами | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
26 | Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и права в РФ | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
27 | Особенности современного российского законодательства | Работают с источниками. Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
28 | Иерархическая лестница нормативных актов РФ | Работают с источниками. Выполнение практических заданий | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
29 | Правовая культура российского общества | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
30 | Решение обществоведческих задач | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
31 | Политическая культура современного общества | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
32 | Институты политики права | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
33 | Решение обществоведческих задач по праву | Работают с раздаточным материалом. Решение тестовых заданий. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
34 | Практикум: «Правовое регулирование общественных отношений» | Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
11класс
№ | Тема | Виды деятельности учащихся | Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания
| Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Экономическая жизнь общества Роль экономики в жизни общества | Характеризуют основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Высказывают обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. обосновывают взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики | Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию;
Формировать экономическую культуру личности; Воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности;
Воспитывать гуманное отношение к окружающим, отношение к предпринимательству не только как получению прибыли, но и как к способу удовлетворения потребностей общества;
Формировать адекватное отношение учащихся к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои поступки гражданина; Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися;
Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися, используя разнообразные источники; Формировать у учащихся интерес к проблемам безработицы; Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся
Выказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, планам, проблемам детей в рамках изучаемого предмета, темы; Разряжать напряжённую обстановку в классе; привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации; Активизировать познавательную деятельность детей;
Развивать самостоятельность, инициативу, активную гражданскую позицию учащихся, как членов общества, используя исторические факты, события, литературные произведения; Развивать способность к труду и жизни в современных условиях;
Формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 |
2 | Экономика: наука и хозяйство | Различают и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Называют различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
3 | Экономический рост и развитие | Раскрывают, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различают и сравнивают пути достижения экономического роста. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
4 | Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики | Объясняют сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
5 | Решение графических задач. Рыночные отношения в экономике | Решают задачи по графикам. Работают с раздаточными материалами | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
6 | Фирма в экономике | Называют и иллюстрируют примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывают выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
7 | Налоги, уплачиваемые предприятием | Моделируют практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителем. Называют основные виды налогов на предприятие | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
8 | Правовые основы предпринимательской деятельности | Анализируют практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. своего посильного участия в предпринимательской деятельности | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
9 | Практикум: «Слагаемые успеха в бизнесе» | Выполняют работу по составлению развернутых планов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
10 | Экономика и государство | Решают экономические задачи. |
| |
11 | Решение обществоведческих задач. Финансы в экономике | Выполняют экономические задачи. Работают с графической информацией | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
12 | Инфляция: виды, причины и последствия | Решают экономические задачи. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
13 | Занятость и безработица.
| Работают с правовыми документами. Решение практических задач | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
14 | Государственная политика в области занятости | Работают с правовыми документами. Решение практических задач |
| |
15 | Мировая экономика | Решают экономические задачи | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
16 | Практикум «Человек и экономика» | Выполняют работу по составлению развернутых планов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 | |
17 | Многообразие социальных групп | Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания | Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества, интереса учащихся к обществу и её составляющих; Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися; Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися, используя разнообразные источники; Формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде; Создавать условия для ответственного отношения обучающихся к своим поступкам, действиям;
Управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно – познавательную деятельность; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 |
18 | Практикум по теме: «Малые группы» | Работают с раздаточными материалами. Работа с источниками |
| |
19 | Социальная стратификация. | Работают с раздаточными материалами | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
20 | Отклоняющееся (девиантное) поведение. | Объясняют с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
21 | Нации и межнациональные отношения .
| Работают с раздаточными материалами. Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
22 | Практикум : «Семья в современном обществе» | Работают с раздаточным материалом |
| |
23 | Гендер и социализация. | Работают с раздаточными материалами | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
24 | Молодёжь как социальная группа. | Характеризуют молодёжь как социально-демографическую группу. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
25 | Молодёжная субкультура | Выполняют практические задания |
| |
26 | Решение обществоведческих задач по теме «Социальная сфера» | Выполняют задания по составлению развернутых планов. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
27 | Политическая жизнь общества Политика и власть | Работают с источниками. Выполняют практические задания | Привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность учащихся; Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию; Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; Формировать уважение к заложенным в Конституции базовым общечеловеческим и российским ценностям построения правового государства; Воспитывать уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ; Воспитывать у учащихся уважения мнения других, толерантности, внимательности; Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся; Создавать условия для ответственного отношения обучающихся к своим поступкам, действиям;. |
|
28 | Политическая сфера и политические институты. | Работают с источниками. Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62
| |
29 | Решение обществоведческих задач. Выборы в демократическом государстве | Решают практические задания (планы, задачи). | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
30 | Практикум по теме: «Политические партии и движения» | Работают с раздаточными материалами | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
31 | Политическая элита. Политическое лидерство. | Работают с источниками. Выполнение практических заданий | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
32 | Практикум: «Религиозные организации и объединения в России» | Работают с источниками. Выполнение практических заданий |
| |
33 | Решение обществоведческих задач по теме «Политическая жизнь общества» | Выполняют практические задания. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 | |
34 | Решение обществоведческих задач по разделу «Политика» | Выполняют практические задания | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Класс | № учебника в ФП учебников
| Предметная область | Предмет | Авторы учебника | Издательство |
10 класс | 1.3.3.3.1.1 | Общественно- научные предметы | Обществознание (базовый уровень) | Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю . | Просвещение |
11 класс | 1.3.3.3.1.2 | Общественно- научные предметы | Обществознание (базовый уровень) | Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. | Просвещение |
Список технических средств:
- Мультимедийный компьютер.
- Средства телекоммуникации (проектор).
- DVD- плеер.
- Интерактивная доска.
- Цифровая фото-видео аппаратура.
Литература и средства обучения.
А. В. Клименко. Обществознание: учебное пособие для старших классов. М: Дрофа, 2010 - 2012гг.- с. 507. ISBN 978- 5- 358- 08596 – 1.
С. Н. Антонов. Учебно - методическое пособие для абитуриентов. Санкт - Петербург, 2006 г.
З. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. Юрист, 2000 г.- 576 с. ISBN 5 – 7357- 0066 -9.
Обществознание: учебный курс для успешной сдачи ГИА / Ю. И. Гревцов, Е. В. Гриценко, А. В. Ильин: под ред. Д. И. Луковской. СПб.: ,2004. - 752 с. ISBN 5- 9645 – 0003 – X.
ФИПИ. ЕГЭ 2018 г. Обществознание.под редакцией Е. Л. Рутковской, 30 вариантов. Москва. Национальное образование. 2013 год. ISBN 978 – 5 491 – 00126 – 2.
А. Б. Барихин. Большой юридический энциклопедический словарь. Книжный мир. 2006 г. – 792 с. ISBN 5 – 8041 – 0257 – 5.
Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор – составитель А. М. Лопухов; - 2 – е изд., - М.: Айрис – пресс, 2008 – 2012 гг. – 448 с. ISBN 978 – 5 – 8112 – 3163 – 8.
Райсберг Б. А. Словарь современных экономических терминов./ - 4- еизд. – М.: Айрис –пресс, 2008 – 2012 гг.ISBN 978 – 5 – 81112 – 3286 – 4.
Обществознание. Учеб. Пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3т. / О. Н. Безрукова, Ф. Ю. Бородин, С. Е. Дубровская под ред Е. А. Кащеевой. СПб.: Островитянин, 2011. 448 с. ISBN 978 -5 – 98921 – 038 – 1.
Учебно - методическая литература для учителя.
Н. Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия по гуманитарно - правовому воспитанию. 5 - 10 классы. - М.: Глобус, 2008 г., 192 с.
А. Ю. Лазебникова. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10 - 11 классы. - М.: издательство " Экзамен", 2012 г. - 320 с.
Г.Г. Кириленко, М.В. Кудина, Л. Б. Логунова; под ред. Ю. Ю. Петруниной. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов.- М.: КДУ, 2005 г. - 656 с. ISBN 5- 98227- 098 –9.
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2022
Электронные средства обучения.
1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов.
3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование.
4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы.
5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.
6.http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».
Интернет - ресурсы.
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru
Портал ЕГЭ(информационной поддержки ЕГЭ» http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
Факультативный курс
Рабочая программа
факультативного курса «Обществознание: теория и практика»
для среднего общего образования