СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ФГОС по Физике для 9 класса.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ФГОС по Физике для 9 класса.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Александровское»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета

Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ СОШ №2

Протокол №1

__________Молчанова Г.В.

___________Гафнер Е.И.

от «27» августа 2021г.

«27» августа 2021г.

Приказ от 01.09.2021г. №1/68 01-05



Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Физика

Класс: 9

Учитель: Баротов Н. М.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: часов 102 в год; 3 часов в неделю:

Программа разработана на основе: примерной учебной программы основного общего образования по физике и авторской программы У.М. Гутника, А.В. Перышкина. Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений. 7–11 классы. /составитель В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014. – 334 с.

Рабочую программу составил (а):__________________________________________________________

подпись расшифровка подписи





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

  4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

  5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения физики, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,

способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Предметные результаты обучения физике в основной школе.

Выпускник научится: соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; •понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;•распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;•ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется; •понимать роль эксперимента в получении научной информации; •проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений; •проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; •проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;•анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; •понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; •использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.


Содержание курса

Физика и ее роль в познании окружающего мира. Повторение прошлогодних материалов.

Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности. Повторение раздела Оптики 8 класса. Законы отражение и преломление света. Линзы. Построение изображение на линзах.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и рав-ноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Искусственные спутники Земли1. Первая космическая скорость. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциаль-ная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Коэффициент полезного действия механизма.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Ампли-уда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Ско-рость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Электромагнитные явления Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Опыты Резерфорда. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Планеты малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Лабораторные работы

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

  3. Изучение свойств изображения в линзах.

  4. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  5. Измерение ускорения свободного падения.

  6. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

  7. Изучение явления электромагнитной индукции.

  8. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

  9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговая аттестация

Ближе к концу учебного года планируется проведение итоговой аттестации в виде контрольной работы. Контрольная работа будет включать в себя по одной задачи из каждой главы тематического планирования.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Наиме­нование раздела, тема урока

Кол-во

часов


Повторение материала 8 класса(6)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света

1

2/2

Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Линзы.

1

3/3

Построение изображений, полученных с помощью линз

1

4/4

Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз

1

5/5

Формула тонкой линзы

1

6/6


Контрольная работа №1 «Световые явления»

1

Законы взаимодействия и движения тел (40)

7/1

Механическое движение. Материальная точка.

1

8/2

Траектория, путь, перемещение.

1

9/3

Определение координаты движущегося тела.

1

10/4

Скорость. Перемещение при прямолинейном равномерном движении движение.

1

11/5

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

1

12/6

Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1

13/7

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

14/8

Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

1

15/9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

16/10

График равноускоренного движения. Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

1

17/11

Относительность движения, сложение скоростей.

1

18/12

Решение задач на равномерное и равноускоренное движение

1

19/13

Контрольная работа №2 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1






20/14

Обобщающий урок по модулю "Кинематика"

1

21/15

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

22/16

Второй закон Ньютона.

1

23/17

Третий закон Ньютона.

1

24/18

Решение задач с применением законов Ньютона.

1

25/19

Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.

1

26/20


Решение задач с применением законов Ньютона.

1

27/21

Свободное падение.

1

28/22

Решение задач на свободное падение тел.

1

29/23

Лабораторная работа №1 " Измерение ускорение свободного падения"

1

30/24

Тело, брошенное вертикально вверх. Невесомость.

1

31/25

Движение тела, брошенного горизонтально.

1

32/26

Тело, брошенное под углом к горизонту.

1

33/27

Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

1

34/28

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

35/29

Решение задач на закон всемирного тяготения.

1

36/30

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

37/31

Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.

1

38/32

Решение задач на первую космическую скорость.

1

39/33

Контрольная работа №2 «Законы динамики»

1

40/34






Обобщающий урок по теме "Основы динамики"

1

41/35

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

42/36

Решение задач на закон сохранения импульса.

1

43/37

Вывод закона сохранения механической энергии.

1

44/38

Решение задач на законы сохранения.

1

45/39

Проверочная работа «Законы сохранения в механике»

1

46/40




Обобщающий урок по теме "Законы взаимодействия и движения тел"

1

Механические колебания и волны Звук (15)

47/1

Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

1

48/2

Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников.

1

49/3

Решение задач по теме «Механические колебания».

1

50/4

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

51/5

Вынужденные колебания. Резонанс

1

52/6

Волны. Виды механических волн

1

53/7

Основные характеристики волн

1

54/8

Звуковая волна. Звуковые явления.

1

55/9

Высота, тембр и громкость звука

1

56/10

Распространение звука. Скорость звука.

1

57/11

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и его применение.

1

58/12

Решение задач на механические волны

1

59/13

Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

1

60 /14

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1

61/15

Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны»

1

Электромагнитное поле (18)

62/1

Магнитное поле и его графическое изображение.

1

63/2

Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

64/3

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера и сила Лоренца.

1

65/4

Электроизмерительные приборы. Решение задач на тему: « Сила Ампера и сила Лоренца»

1

66/5

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

67/6

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца.

1

68/7

Переменный электрический ток. Получение и передача переменного тока. Трансформатор.

1

69/8

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

70/9

Напряженность электрического поля. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

1

71/10

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

72/11

Принципы радиосвязи и телевидения

1

73/12

Электромагнитная природа света

1

74/13

Волновые свойства света

1

75/14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

76/15

Дисперсия света. Цвет тела.

1

77/16

Типы оптических спектров.Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

78/18

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

Строение атома и атомного ядра (16)

79/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1

80/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

81/3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Теория Бора. Альфа-, бета - и гамма-излучения.

1

82/4

Решение задач на правило смещения.

1

83/5

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

84/6

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1

85/7

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

86/8

Решение задач на энергию связи. Энергетический выход реакции»

1

87/9

Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции.

1

88/10

Ядерный реактор. Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

89/11

Биологическое действие радиации.

1

90/12

Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерные реакции. Излучение звезд.

1

91/13

Элементарные частицы

1

92/14

Обобщающий урок по модулю "Атомная физика"

1

93/15

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра». Итоговая аттестация

1

94/16

Повторение и обобщение материала по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Строение и эволюция Вселенной (5)

95/1

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

96/2

Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

1

97/3

Происхождение Солнечной системы. Строение Вселенной.

1

99/4

Физическая природа Солнца и звезд.

1

100/5

Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

1

Обобщающее повторение курса (2)


101/1

Обобщение материала по теме: «Строение и эволюция вселенной»

1

102/2

Обобщение материала.

1

Работа с детьми ОВЗ

В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:

  1.  целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях, при дальнейшем профессиональном обучении и в трудовой деятельности;

  2.  формирование устойчивой учебной мотивации;

  3.  развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

  4.  развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации с систему глаз-рука;

  1.  формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

  2.  обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

Только решение этих задач позволяет реализовать учебные цели преподавания любого предмета, сделать результативной воспитательную работу учителя.

С другой стороны, в связи с насыщенностью учебной программы в 9 классе, решение коррекционных задач необходимо строить на материале изучаемого предмета.

Тактика обучения детей с умственной отсталостью имеет свои характерные черты:

  1.  учитель должен добиться возникновения интереса у ребенка и предоставить ему возможность проверить в собственную способность достичь успеха;

  2.  учитель должен быть доброжелателен, воспринимать «трудных детей» спокойно, принимать их такими, какие они есть, обеспечивая им эмоциональный комфорт;

  3.  программа обучения должна быть разбита на серии маленьких шагов, чтобы упростить сам процесс обучения, и структурирована таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха каждому ребенку;

  4.  учитель и обучающийся должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой можно оценить достижения и своевременно определить зоны трудностей обучающегося;

  5.  требования учителя должны соответствовать возможностям обучающегося;

  6.  должна быть установлена поощрительная оценочная система за выполнение задания, позволяющая перенести акцент с неудач на успех;

  7.  необходим усиленный контроль учителя за деятельностью обучающегося, в том числе за тем, как осуществляется намеченные приемы и способы достижения цели, не возникают ли трудности и не нуждается ли обучающийся в помощи;

  8.  учитель должен предоставить ученику самостоятельность в такой индивидуальной и возрастной форме, которая бы способствовала повышению уровня ответственности и уверенности в себе.

Взаимоотношения педагога и обучающегося, а также стиль преподавания играют немаловажную роль в эффективности процесса обучения.

Для возникновения у школьников положительного самосознания желательно, чтобы учитель в своих отношениях руководствовался следующими правилами:

^ уделять внимание всем обучающимся;

^ находить время для личного контакта с каждым обучающимся;

отмечать успехи обучающихся и хвалить их справедливо;

^ при общении учитывать индивидуальные способности.



0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!