Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТалловеровскойСОШ
Приказ от «28» августа 2023 №77
________ Переверзева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Финансовая грамотность»
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов - 1 час в неделю , всего 33часа
Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе: учебной программы «Финансовая грамотность»: 5–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: Вита-Пресс, 2017.
I.Планируемые результаты освоение курса « Финансовая грамотность» 8 класс
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; •развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать:
- понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Уметь:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
II.Содержание курса « Финансовая грамотность» 8класс.
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег;
из чего состоит денежная масса;
способов влияния государства на инфляцию;
структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;
страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;
иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (43ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Итого:33 часа
III. Тематическое планирование учебного курса
№ темы | Наименование раздела. Тема урока | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч) |
1 | Деньги: что это такое? | 1 | 01.09 | |
2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 08.09 | |
3 | Какие бывают источники доходов | 1 | 15.09 | |
4 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 22.09 | |
5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1 | 29.09 | |
6 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 06.10 | |
7 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 13.10 | |
8 | Практическая работа «Бюджет моей семьи» | 1 | 20.10 | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) |
9 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | 27.10 | |
10-11 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 2 | 10.11 17.11 | |
12 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 24.11 | |
13-14 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 2 | 01.12 08.12 | |
15 | Онлайн урок по теме. | 1 | 15.12 | |
| Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч) | | | |
16 | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | 22.12 | |
17-18 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 2 | 29.12 12.01 | |
19 | Чем поможет страхование | 1 | 19.01 | |
20-21 | Какие бывают финансовые риски | 2 | 26.01 02.02 | |
22 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | 09.02 | |
| Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) | | | |
23 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | 16.02 | |
24 | Польза и риски банковских карт | 1 | 01.03 | |
25 | Что такое бизнес | 1 | 15.03 | |
26-27 | Как создать свое дело | 2 | 22.03 05.04 | |
28 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 12.04 | |
29 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | 19.04 | |
30 | Практическая работа: «Валюта: доходы или расходы» | 1 | 26.04 | |
| Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3ч) | | | |
31-32 | Что такое налоги и зачем их платить | 2 | 03.05 17.05 | |
33 | Какие налоги мы платим | 1 | 24.05 | |
| Итого | 33 | | |
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2023-2024 учебный год количество часов по внеурочной деятельности в 8 классе составляет 1 час в неделю - 34 часа в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями(Проект Постановления Правительства Р.Ф. ” О переносе выходных дней в 2023году “) произошло уплотнение учебного материала до 33 часа в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 33 часа.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Талловеровская СОШ от «28» августа 2023 г. №1 Никонова Н.Р. /________/ подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Никонова Н.Р./________/ подпись «28» августа 2023 года |