СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по финансовой грамотности для старших классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы»

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Матвеева Е.В.

Протокол № 1

От 28 августа 2021г.

«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УР

_____/ Цыцарова Т.А

От 28 августа 2021г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Школа № 80»

______/ Мансуров Р.М.

Приказ № 271-Д

От 1 сентября 2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МБОУ

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Кузнецовой Евгении Анатольевны

по учебному курсу «Финансовая грамотность» в 10А, 10Б классах.







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

28 августа 2021 г.







2021-2022 учебный год

Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу разработана и составлена на основе:

- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВАКО, 2018. – 400 с.(Учимся разумному финансовому поведению)

- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 232 с. (Учимся разумному финансовому поведению)

- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 48 с. (Учимся разумному финансовому поведению);

- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

- годового календарного графика МБОУ «Школа № 80», учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.


Актуальность образовательной программы.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, н создаются условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов –  финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью  программы предмета «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.



Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.



Задачи программы:

- создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

- формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.



Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому можно добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности. Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые игры.

  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

  • Работа с источниками экономической информации.

  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.

  • Интерактивные технологии.

  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.

  • Экскурсии.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов.

Рабочая программа рассчитана в 10А классе на 34 часа в год (1 час в неделю), в 10Б классе на 17 часов (0,5 часов в неделю)



Предметные, метапредметные и личностные результаты

изучения курса.

Предметные результаты изучения данного предмета:

- приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды;

- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет старшеклассникам добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

- владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента;

- умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по достижению, осознавая приоритетные м второстепенные задачи;

- умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

- умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

- умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Личностными результатами изучения курса являются:

- способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

- сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

- готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых инститиутов по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;

- готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

- сознательное отношение к непрерывному финансовому образованию как условию достижения финансового благополучия;

- способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.



Содержание учебного предмета.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. Базовые понятия и знания : Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения. Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.


Тематическое планирование


п/п


Название модулей

Кол-во часов

10 А

класс

Кол-во часов

11 А

класс

Кол-во часов

10 Б

класс

Кол-во часов

11Б

класс

1

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

10


5


2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

10


5


3

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

8


4


4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

6

5

3

2

5

Собственный бизнес: как создать и не потерять


10


5

6

Риски в мире денег: как защититься от разорения


10


5

7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления


7


4

8

Итоговый контроль по курсу


2


1


Итого

34

34

17

17







Календарно-тематическое планирование.


занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

10А класс

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

10



1

Управление личными финансами и выбор банка

1




2

Как сберечь накопления с помощью депозитов

1




3

Как сберечь накопления с помощью депозитов

1



4

Проценты по вкладу: большие и маленькие

1




5

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1




6

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1



7

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1



8

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1



9

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1




10

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

1




Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

10



11

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1



12

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1



13

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

1



14

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

1




15

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

1



16

Граждане на рынке ценных бумаг

1




17

Граждане на рынке ценных бумаг

1



18

Граждане на рынке ценных бумаг

1



19

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

1



20

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

1



Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

8



21

Что такое налоги.

1



22

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

1



23

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

1



24

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

1



25

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1



26

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1



27

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1



28

Подведение итогов по теме «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата»

1



Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5



29

Страховой рынок России.

1



30

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

1


31

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

1



32

Если нанесён ущерб третьим лицам

1



33

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

1



34

Повторительно-обобщающий урок

1




11А класс

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (повторение)

5



1

Страховой рынок России.

1



2

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

1



3

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

1



4

Если нанесён ущерб третьим лицам

1



5

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

1



Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

10



6

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

1



7

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

1



8

Пишем бизнес-план

1



9

Пишем бизнес-план

1



10

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1




11

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1



12

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1



13

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1



14

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1



15

Повторительно-обобщающий урок по теме модуля.

1



Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

10



16

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

1



17

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

1



18

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Практикум

1



19

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1



20

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1



21

Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Практикум

1



22

Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Практикум

1



23

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1



24

Практикум по теме модуля.

1



25

Повторительно-обобщающий урок по теме модуля.

1



Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

7



26

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

1



27

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

1



28

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1



29

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1



30

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1



31

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.Практикум

1



32

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1



Итоговый контроль по курсу.

2



33

Занятия – презентации учебных достижений

1



34

Занятия – презентации учебных достижений

1




Календарно-тематическое планирование.


занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

10Б класс

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

5



1

Управление личными финансами и выбор банка

0,5




2

Как сберечь накопления с помощью депозитов

0,5




3

Как сберечь накопления с помощью депозитов

0,5



4

Проценты по вкладу: большие и маленькие

0,5




5

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

0,5




6

Кредит: зачем он нужен и где его получить

0,5



7

Кредит: зачем он нужен и где его получить

0,5



8

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

0,5



9

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

0,5




10

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

0,5




Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5



11

Финансовые риски и стратегии инвестирования

0,5



12

Финансовые риски и стратегии инвестирования

0,5



13

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

0,5



14

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

0,5




15

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

0,5



16

Граждане на рынке ценных бумаг

0,5




17

Граждане на рынке ценных бумаг

0,5



18

Граждане на рынке ценных бумаг

0,5



19

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

0,5



20

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

0,5



Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

4



21

Что такое налоги.

0,5



22

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

0,5



23

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

0,5



24

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

0,5



25

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

0,5



26

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

0,5



27

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

0,5



28

Подведение итогов по теме «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата»

0,5



Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

3



29

Страховой рынок России.

0,5



30

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

0,5


31

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

0,5



32

Если нанесён ущерб третьим лицам

0,5



33

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

0,5



34

Повторительно-обобщающий урок

0,5




11Б класс


Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (повторение)

2



1

Страховой рынок России.

0,5



2

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

0,5



3

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

0,5



4

Если нанесён ущерб третьим лицам

0,5



Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

5



5

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

0,5



6

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

0,5



7

Пишем бизнес-план

0,5



8

Пишем бизнес-план

0,5



9

Расходы и доходы в собственном бизнесе

0,5




10

Расходы и доходы в собственном бизнесе

0,5



11

Налогообложение малого и среднего бизнеса

0,5



12

Налогообложение малого и среднего бизнеса

0,5



13

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

0,5



14

Повторительно-обобщающий урок по теме модуля.

0,5



Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

5



15

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

0,5



16

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

0,5



17

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Практикум

0,5



18

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

0,5



19

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

0,5



20

Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Практикум

0,5



21

Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Практикум

0,5



22

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

0,5



23

Практикум по теме модуля.

0,5



24

Повторительно-обобщающий урок по теме модуля.

0,5



Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4



25

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

0,5



26

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия. Практикум

0,5



27

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

0,5



28

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

0,5



29

Практикум. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

0,5



30

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

0,5



31

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

0,5



32

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

0,5



Итоговый контроль по курсу.

1



33

Занятия – презентации учебных достижений

0,5



34

Занятия – презентации учебных достижений

0,5






Учебно-методическая литература

Основная литература:

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

Рабочая тетрадь к учебному курсу. Финансовая грамотностьучеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.

Интернет-ресурсы

1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.



Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

  • механизм взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с населением;

  • виды депозитов по срокам размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты интересов вкладчиков Агентством по страхованию вкладов;

  • способы начисления процентов по вкладам;

  • способы размещения сбережений в драгоценные металлы, механизмов проведения операций с обезличенными металлическими счетами и в сети Интернет, способов снижения расходов при проведении операций с драгоценными металлами;

  • сущность, виды кредита и способов оценки актуальности его привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных способов привлечения ссуд, способов оценки рисков использования кредитов;

  • виды банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт;

  • инвестиционные стратегии и финансовые риски, с которыми они сопряжены;

  • виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, риски инвестирования в ценные бумаги, способы оценки доходности ценных бумаг, механизм функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка;

  • знание способов коллективных инвестиций в России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков инвестирования в ПИФы, видов ПИФов;

  • знание налоговой системы России и ее устройства, виды налогов, налоговых льгот, общих принципов работы налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать налоговую декларацию, способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их совершение;

  • знание структуры и особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при наступлении страховых случаев;

  • основ личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета;

  • видов финансовых ресурсов компании, способов формирования капитала компании;

  • видов рисков, с которыми может столкнуться бизнесмен при осуществлении предпринимательской деятельности;

  • знание признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и возможных последствий вовлечения в неё;

  • знание возможных финансовых мошенничеств, с которыми можно столкнуться в сети Интернет;

  • знание основ функционирования пенсионной системы в России, видов пенсий и условий их получения.

Уметь:

  • отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;

  • находить информацию о банковских вкладах на сайтах коммерческих банков;

  • определять расходы, связанные с вложением денежных средств в драгоценные металлы;

  • читать кредитные договоры; соотносить вид кредита с целью кредита;

  • проверять безопасность использования банковской карты в банкоматах и POS-терминалах;

  • различать стратегии инвестирования с точки зрения доходности и рисков;

  • проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги;

  • искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; сравнивать котировки акций во времени;

  • оценивать недостатки и преимущества инвестирования в паевые инвестиционные фонды, а также затраты, сопряжённые с данным инвестированием;

  • оценивать влияние налоговых вычетов и льгот на семейный бюджет;

  • определять необходимость страхования как способа снижения нагрузки на семейный бюджет;

  • отличать организационно-правовые формы предприятий; ориентироваться в правах и обязанностях, возникающих вследствие регистрации хозяйственного общества или индивидуального предпринимателя;

  • осуществлять условный расчёт будущей пенсии, находить способы увеличения своей будущей пенсии.

В результате обучения по данному предмету выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Формы и методы оценивания учебных достижений.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем таких видов контроля, как текущий и итоговый. Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль проводится в виде семинаров, деловых игр. Итоговый контроль проводится в форме выполнения тематического задания, решения практических задач.

Критерии оценки предметных знаний и умений: оценка «зачет» выставляется учащемуся, если он усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями; оценка «незачет» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, не справляется с заданиями (менее 50% заданий).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!